СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ Заместитель директора по УР директор МОУ «Средняя _____________ ************* общеобразовательная школа №17» «___»_______________ 2018 г. _______________ ************** «___» _________________ 2018 г. МОУ «Средняя общеобразовательная школа №17» РАБОЧАЯ ПРОГРАММА СПОРТИВНОЙ СЕКЦИИ "ВОЛЕЙБОЛ" на 2018 - 2019 учебный год РАЗРАБОТАНА НА ОСНОВЕ ПРИМЕРНОЙ ПРОГРАММЫ СПОРТИВНОЙ ПОДГОТОВКИ ДЛЯ ДЮСШ, СДЮШОР Ю.Д. ЖЕЛЕЗНЯК - М.: СОВЕТСКИЙ СПОРТ, 2007 Составитель *************** Срок реализации: 4 года Возраст занимающихся: 10-17 лет МО «Котлас» 2018 г. |
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
ТИП ПРОГРАММЫ: типовая, адаптированная на развитие спортивного потенциала учащихся.
ПО ПРОГРАММЕ:
68 часов (2 часа в неделю) в 4-6 классах
136 часов (4 часа в неделю) в 7-11 классах
Программа разработана на основе примерной программы спортивной подготовки для ДЮСШ и СДЮШОР Ю.Д. ЖЕЛЕЗНЯК - М.: СОВЕТСКИЙ СПОРТ, 2007.
Неотъемлемой частью физического развития и становления личности в подростковом периоде является физическое воспитание школьников. Одним из средств физического воспитания являются спортивные игры. Одной из самых популярных спортивных игр, получивших широкое распространение, в том числе и в быту, является волейбол.
Дополнительная образовательная программа имеет физкультурно-спортивную направленность и предназначена для углублённого изучения раздела «Волейбол» образовательной программы МОУ "СОШ № 17" (4-11 кл).
Целесообразность и актуальность программы заключается в том, что занятия по ней позволяют обучающимся детям восполнить недостаток навыков и овладеть необходимыми приёмами игры во внеурочное время, так как количество учебных часов недостаточно для качественного овладения игровыми навыками и в особенности тактическими приёмами. Программа актуальна на сегодняшний день, так как её реализация восполняет недостаток двигательной активности, имеющийся у детей в связи с высокой учебной нагрузкой, производит оздоровительный эффект, а также благотворно воздействует на все системы детского организма.
Новизна программы заключается в том, что в ней отводится большее количество учебных часов на разучивание и совершенствование тактических приёмов, что позволит повысить уровень соревновательной деятельности в волейболе. При реализации программы используется мониторинг текущих результатов, тестирование для перехода на следующий этап обучения, поиск информации в Интернет, просмотр учебных программ, видеоматериалов и т. п.
ЦЕЛИ:
формирование интереса школьников к занятиям физической культурой и спортом, популяризация игры в волейбол среди учащихся школы, пропаганда ЗОЖ.
укрепление здоровья и закаливание организма учащихся;
обучение учащихся жизненно- важным двигательным навыкам и умениям;
теоретическое и практическое обучение игре в волейбол;
воспитание гармонично развитых активных членов общества, стойких защитников Родины;
подготовка общественных физкультурных организаторов (инструкторов и судей) по волейболу для школьного коллектива физической культуры;
формирование сборной команды школы по волейболу, приобретение необходимых волевых, психологических качеств, для стабильности и успешности выступления на городских соревнованиях.
ЗАДАЧИ:
овладеть теоретическими и практическими приёмами игры в волейбол;
развивать у учащихся основные двигательные качества: силу, ловкость, быстроту движений, скоростно-силовые качества, выносливость;
учить детей проявлять свои волевые усилия, чтобы побороть неуверенность в себе, а иногда и боязнь;
воспитывать у учащихся нравственные качества: целеустремлённость и волю, дисциплинированность и умение мобилизовать в нужный момент свои физические и духовные силы;
воспитывать у учащихся волевые качества: смелость, решительность, настойчивость;
участвовать в спартакиаде школы и в городских соревнованиях по волейболу.
ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
В реализации программы участвуют учащиеся в возрасте 10-17 лет:
1 год обучения (9-10 лет);
2 год обучения (11-12 лет);
3 год обучения (13-14 лет);
4 год обучения (15-17 лет).
Первый этап («предварительной подготовки» 1 год обучения) - предусматривает воспитание интереса детей к спорту и приобщение их к волейболу; начальное обучение технике и тактике, подвижные игры, пионербол, мини-волейбол.
Второй этап («начальная спортивная подготовка» 2 год обучения) -
предусматривает развитие физических качеств в общем плане и с учётом специфики волейбола, воспитание умений соревноваться индивидуально (физическая и техническая подготовка) и коллективно (мини-волейбол, волейбол).
Посвящён базовой технико-тактической и физической подготовке, в этот период осуществляются освоение снов техники и тактики, воспитание соревновательных качеств, применительно к волейболу.
Предусматривает участие в различных соревнованиях.
ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ЗАНЯТИЙ
Занятия в рамках программы проводятся, в форме: тренировок, лекций, экскурсий, просмотра видеоматериала, соревнований, товарищеских встреч, сдачи контрольных нормативов, мониторинга, контрольного тестирования, самостоятельных подготовок, индивидуальных занятий.
УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ СЕКЦИИ «ВОЛЕЙБОЛ»:
Для успешной и квалифицированной работы секции на основе распределения объёмов компонентов тренировки в годичном цикле происходит распределение объёмов компонентов учебно-тренировочных занятий по недельным циклам для каждой группы отдельно.
Педагогические условия:
учёт индивидуальных и возрастных особенностей подростков в использовании форм, средств и способов реализации программы секции спортигр «волейбол»;
соблюдение единства педагогических требований во взаимоотношениях с подростками;
создание условий для развития личности подростка и его способностей.
Методические условия:
Для более успешного решения задач чётко планируется учебно-тренировочная работа, которая предусматривает следующую документацию:
программа спортивной секции «волейбол»;
годовой план - график прохождения материала;
журнал учёта работы, посещаемости.
Занятия по волейболу носят учебно-тренировочную направленность.
В процессе учебно-тренировочных занятий учащиеся овладевают техникой и тактикой игры, на методических занятиях учащиеся приобретают навыки судейства игры и навыки инструктора- общественника.
С этой целью в учебно-тренировочных группах, на занятиях назначаются помощники тренера, которые выполняют задания по проведению упражнений по общей физической подготовке, по обучению и совершенствованию техники и тактики игры
Задачами учебной практики являются: овладение строевыми командами, подбором упражнений по общей физической подготовке (разминки), методики проведения упражнений и отдельных частей занятия.
Судейство учебно-тренировочных игр осуществляется самими занимающимися, после того как будет изучен раздел «Правила игры» и методика судейства.
Необходимо научить занимающихся организовывать соревнования в группе, в школе, в летнем лагере отдыха. Каждый занимающийся в секции должен уметь вести технический протокол игры, уметь по форме составить заявку на участие в соревнованиях, таблицу учёта результатов.
Тренер-преподаватель систематически следит за успеваемостью своих воспитанников в общеобразовательной школе, поддерживает контакт с родителями, учителями, классными руководителями. Он прививает навыки к общественно полезному труду, сознательному отношению к занятиям. Воспитывает такие качества, как чувство товарищества, смелость, воля к победе.
Вся воспитательная работа в кружке волейбола осуществляется в соответствии с планом воспитательной работы школы.
1 год обучения
ЦЕЛЬ:
Воспитание интереса детей к спорту и приобщение их к волейболу укрепление здоровья и содействие правильному физическому развитию и разносторонней подготовленности.
ЗАДАЧИ:
Образовательные:
правила поведения в спортивном зале;
знание правила Т/Б;
техника перемещений и стоек, приём и передача мяча;
начальное обучение тактическим действиям, привитие стойкого интереса к занятиям волейболом, приучение к игровой обстановки;
подготовка к выполнению нормативных требований по всем видам подготовки.
Развивающие:
развивать физические качества с учётом специфики волейбола воспитывать умение соревноваться индивидуально (физическая и техническая подготовка) и коллективно (подвижные игры, соревнования по мини- волейболу)
развивать разностороннюю физическую подготовленность;
укреплять опорно-двигательный аппарат.
Воспитательные:
воспитывать аккуратность, коллективизм;
воспитывать мотивацию положительного отношения к спорту, терпение и взаимопомощь, волевые качества.
2 год обучения
ЦЕЛЬ:
Освоить технико-тактическую и физическую подготовку. Воспитывать соревновательные качества.
ЗАДАЧИ:
Образовательные:
повышать уровень специальной физической подготовленности;
обучать техническим и тактическим действиям;
готовить к соревновательным условиям;
готовить к выполнению требований по виду спорта.
Развивающие:
повышать уровень ОФП;
развивать специальные физические способности;
определение специализации в волейболе;
подготовка к выполнению нормативных требований;
развивать способности управлять своими эмоциями;
развивать волевые качества;
Воспитательные:
воспитывать целеустремленность и настойчивость, дисциплинированность;
воспитание высоконравственной личности
Оздоровительные:
укреплять здоровье и закаливаться;
укреплять сердечно - сосудистую и дыхательную системы;
3 год обучения
ЦЕЛЬ:
Прочно овладение основами техники и тактики волейбола.
Развитие тактической подготовки.
Приобретение навыков в организации судейства и проведения соревнований по волейболу.
ЗАДАЧИ:
Образовательные:
повышение уровня физической подготовленности;
совершенствование технико-тактические приёмов;
формирование тактических умений;
совершенствование игровых амплуа.
Развивающие:
повышение уровня ОФП;
развивать специальные физические способности;
развивать тактическое мышление , память, воображение;
подготовка к выполнению нормативных требований.
развивать волевые качества, способность управлять своими эмоциями;
Воспитательные:
умение анализировать свою деятельность;
воспитывать целеустремленность и настойчивость, дисциплинированность;
воспитание высоконравственной личности.
Оздоровительные:
4 год обучения
ЦЕЛИ:
1.Совершенствовать все тактические и технические приёмы.
2. Подготовить себя к выполнению 2 спортивного разряда.
3. Владеть психологической подготовкой к конкретным соревнованиям.
ЗАДАЧИ:
Образовательные:
повышать уровень физической подготовленности;
совершенствовать технико-тактические приёмы;
продолжить формирование тактических умений;
совершенствовать игровые амплуа.
Развивающие:
повышать уровень общей физической подготовленности;
развивать специальные физические способности;
развивать тактическое мышление , память, воображение;
готовить к выполнению нормативных требований;
развивать способности управлять своими эмоциями, волевые качества;
Воспитательные:
умение анализировать свою деятельность;
воспитывать целеустремленность и настойчивость, дисциплинированность;
воспитывать высоконравственную личность.
Оздоровительные:
укреплять здоровье и закаливаться;
укреплять сердечно - сосудистую и дыхательную систему;
продолжать развитие двигательной активности, совершенствовать приёмы самоконтроля.
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ПЕДАГОГА
Амалин М. Е. Тактика волейбола. Москва. «Физкультура и спорт» 2005.
Волейбол / Под ред. А. Г. Айриянца. М., 1996.
Волейбол. Правила соревнований. Москва. «Физкультура и спорт» 2003.
Голомазов В. А., Ковалёв В. Д., Мельников А. Г. Волейбол в школе. Москва. «Физкультура и спорт» 1976.
Жаров К. П. Волевая подготовка спортсменов. М., 1996.
Железняк Ю. Д. 120 уроков по волейболу. М., 2000.
Железняк Ю. Д. и др. О методах и организации отбора в спортивные школы по волейболу. М., 1991.
Железняк Ю. Д. К мастерству в волейболе. М., 1998.
Железняк Ю. Д. Тактическая подготовка волейболистов. Смоленск,
1995.
Железняк Ю.Д., Клещев Ю.Н., Чехов О.С. Подготовка юных волейболистов: Учеб. пособие для тренеров. – М.: Физкультура и спорт, 1967
Журнал «Физкультура в школе» №3. 2006.
Журнал «Физкультура в школе» №5,8,11.2007.
Журнал «Физкультура в школе» №7,8,9. 2003.
Ивойлов А. В. Волейбол (техника, обучение, тренировка). Минск. «Беларусь» 1991.
Ивойлов А. В. Волейбол. М., 2004.
Клещев Ю.Н. Учебно-тренировочная работа с юными волейболистами (15-16 лет): Методические материалы. – М., 1962.
Медицинский справочник тренера. М., 2006.
Мерзляков В.В., Гордышев В.В. Игры, эстафеты, игровые упражнения волейболиста. Волгоград, 1977.
Озолин Н. Г. Современная система спортивной тренировки. М., 2007.
Перльман М. Специальная физическая подготовка волейболистов. Москва, «Физкультура и спорт» 1969.
Эйнгорн А. Н.. 500 упражнений для волейболистов. Москва. «Физкультура и спорт» 2007.
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ЗАНИМАЮЩИХСЯ
Внеклассные мероприятия по физкультуре в средней школе/ М.В.Видякин.- Волгоград: Учитель, 2006 г.
Волейбол. Правила соревнований. Москва. «Физкультура и спорт» 2003.
Железняк Ю. Д. К мастерству в волейболе. Москва. «Физкультура и спорт» 1978.
Железняк Ю.Д. 120 уроков по волейболу: Учеб. пособие для начинающих. М.: Физкультура и спорт, 1965.
Клещёв Ю. Н., Фурманов А. Г. Юный волейболист. Москва. «Физкультура и спорт» 1989.
Книжников А.Н., Книжников Н.Н. Основы судейства волейбола: Учебно-методическое пособие. Нижневартовск, 2001.
Фидлер М. Волейбол. М., 2002 г.
Фурманов А. Г. Волейбол на лужайке, в парке, на траве. М., 1992 г.
Эйнгорн А. Н.. 500 упражнений для волейболистов. Москва. «Физкультура и спорт» 2007.
Энциклопедия «Аванта +», 2006 г.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА ПО ГОДАМ ОБУЧЕНИЯ
1 год обучения
Теория.
История возникновения и развития волейбола. Современное состояние волейбола. Правила безопасности при занятиях волейболом. Начальная диагностика.
Общая физическая подготовка.
Теория: Значение ОФП в подготовке волейболистов.
Практика: Общеразвивающие упражнения направленные на развитие всех физических качеств. Упражнения на снарядах, тренажерах, футбол, баскетбол.
Специальная физическая подготовка.
Теория: Значение СФП в подготовке волейболистов.
Практика: Подготовительные упражнения, направленные на развитие силы и быстроты сокращения мышц, которые участвуют в выполнении технических приёмов, скорости, прыгучести, специальной ловкости, выносливости (скоростной, прыжковой, силовой, игровой) быстроты перехода от одних действий к другим. Подвижные и спортивные игры.
Техническая подготовка.
Теория: Значение технической подготовки в волейболе.
Практика: Стойки. Приёмы и передачи мяча (двумя руками снизу, двумя руками сверху). Подачи снизу. Прямые нападающие удары. Защитные действия (блоки, страховки).
Тактическая подготовка.
Теория: Правила игры в волейбол. Значение тактической подготовки в волейболе.
Практика: Тактика подач. Тактика передач. Тактика приёмов мяча. Правила игры (конечная диагностика).
2 год обучения
Теория:
Терминология в волейболе. Правила безопасности при выполнении игровых действий. Правила игры. Начальная диагностика.
Общая физическая подготовка.
Теория: Методы и средства ОФП.
Практика: Общеразвивающие упражнения направленные на развитие направленные, на развитие всех, физических качеств. Упражнения на тренажёрах, футбол, баскетбол, подвижные игры.
Специальная физическая подготовка.
Теория: Методы и средства СФП в тренировке волейболистов.
Практика: Акробатические упражнение. Упражнения сходные с основным видом действия не только по характеру нервно-мышечных усилий, но и по структуре движения. Упражнения, направленные на развитие прыгучести, быстроты реакции, специальной ловкости. Игры по характеру действий сходных с волейболом.
Техническая подготовка.
Теория: Характеристика техники сильнейших волейболистов.
Практика: Стойки и передвижения. Приёмы и передачи мяча (двумя руками снизу, двумя руками сверху, кулаком, передача назад). Подачи снизу сверху и сбоку. Нападающие удары (прямые и по диагонали). Защитные действия (блоки, страховки).
Тактическая подготовка.
Теория: Анализ тактических действий сильнейших волейбольных команд Практика: Тактика нападающих ударов. Тактика приёма подач. Групповые и командные действия в нападении. Групповые действия при приёме нападающих ударов, взаимодействия защитников между собой, взаимодействия защитников со страхующими, взаимодействия защитников с блокирующими.
Контрольные игры и соревнования, сдача нормативов Врачебный контроль, самоконтроль, гигиена. Экскурсии, посещение соревнований, выступления, презентации.
Психологическая подготовка
Теория: Способы регуляции психического состояния.
Практика: Упражнения на релаксацию, беседы, анкетирование, практические занятия.
Правила игры (конечная диагностика)
3 год обучения
Теория:
Здоровый образ жизни и его значение. Организация игры в волейбол. Судейство. Правила безопасности при осуществлении соревновательной деятельности. Начальная диагностика.
Общая физическая подготовка.
Теория: Теоретические основы тренировки.
Практика: Общеразвивающие упражнения, направленные на развитие всех качеств в процессе ходьбы, бега, прыжков, метаний, а также упражнения на различных снарядах, тренажёрах, занятия другими видами спорта.
Специальная физическая подготовка.
Теория: Теоретические основы СФП.
Практика: Подготовительные упражнения, направленные на развитие силы и быстроты сокращения мышц, которые участвуют в выполнении технических приёмов, скорости, прыгучести, специальной ловкости, выносливости (скоростной, прыжковой, силовой, игровой), быстроты перехода от одних действий к другим.
Техническая подготовка.
Теория: Технический план игры команды и задания отдельным игрокам. Практика: Стойки и передвижения (остановки, повороты). Приёмы и передачи мяча (двумя руками снизу, двумя руками сверху, через голову назад, перебрасывание мяча кулаком через сетку). Подачи (сверху и сбоку). Нападающие удары (прямые, по диагонали, из-за линии нападения). Защитные действия (блоки, страховки, техники приёмов мяча, летящего с высокой скоростью, с перекатом на спину, в падении, ногой).
Тактическая подготовка.
Теория: Тактический план игры.
Практика: Тактика подач. Тактика передач. Тактика нападающих ударов. Тактика приёма подач. Групповые и командные действия в нападении («крест», «волна»). Индивидуальные, групповые и командные действия в защите (одиночный блок, групповой блок, страховки). Тактика приёма нападающих ударов (групповые действия при приёме нападающих ударов, взаимодействия защитников между собой, взаимодействия защитников со страхующими, взаимодействия защитников с блокирующими, взаимодействие при страховке блокирующих).
Контрольные игры и соревнования, сдача нормативов.
Врачебный контроль, самоконтроль, гигиена.
Экскурсии, посещение соревнований, выступления, презентации.
Психологическая подготовка.
Теория: Способы регуляции психического состояния.
Практика: Упражнения на релаксацию, беседы, анкетирование, практические занятия.
Правила игры (конечная диагностика)
4 год обучения
Теория.
Физическая культура - средство укрепления здоровья. Техника безопасности. Основы судейской терминологии и жестов. Начальная диагностика.
Общая физическая подготовка.
Теория: Краткие сведения о строении и развитии человеческого организма. Практика: Общеразвивающие упражнения, направленные на развитие всех качеств в процессе ходьбы, бега, прыжков, метаний, а также упражнения на различных снарядах, тренажёрах, занятия другими видами спорта.
Специальная физическая подготовка.
Теория: воздействие некоторых специальных упражнений на костно-мышечный аппарат.
Практика: упражнения сходные с основным видом действия не только по характеру нервно-мышечных усилий, но и по структуре движений. Подвижные и спортивные игры. Специальные и контрольные упражнения (тесты).
Техническая подготовка.
Теория: Теоретические основы технического совершенствования.
Практика: Стойки и передвижения (остановки, повороты). Приёмы и передачи мяча (двумя руками снизу, двумя руками сверху, через голову назад, перебрасывание мяча кулаком через сетку). Нападающие удары (прямые, по диагонали, из-за линии нападения). Защитные действия (блоки, страховки, техники приёмов мяча, летящего с высокой скоростью, с перекатом на спину, в падении, ногой.).
Тактическая подготовка.
Теория: Характеристика игры команд соперников. Тактический анализ.
Практика: Тактика подач. Тактика передач. Тактика нападающих ударов. Тактика приёма подач. Групповые и командные действия в нападении («крест», «волна»). Индивидуальные, групповые и командные действия в защите (одиночный блок, групповой блок, страховки). Тактика приёма нападающих ударов (групповые действия при приёме нападающих ударов, взаимодействия защитников между собой, взаимодействия защитников со страхующими, взаимодействия защитников с блокирующими, взаимодействие при страховке блокирующих).
Контрольные игры и соревнования, сдача нормативов.
Врачебный контроль, самоконтроль, гигиена.
Экскурсии, посещение соревнований, выступления, презентации.
Психологическая подготовка.
Теория: Способы регуляции психического состояния.
Практика: Упражнения на релаксацию, беседы, анкетирование, практические занятия.
Правила игры (конечная диагностика)
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
1 год обучения
№№ | Наименование разделов, тем | Всего | Из них |
п\п | | часов | теория | практика |
| Введение (начальная диагностика) | 3 | 1 | 1 |
1. | Общефизическая подготовка | 26 | 4 | 22 |
1. 1. | Общеразвивающие упражнения | 8 | 1 | 7 |
1.2. | Упражнения на снарядах и тренажёрах | 6 | 1 | 5 |
1.3. | Спортивные и подвижные игры | 12 | 2 | 10 |
2. | Специальная физическая подготовка | 16 | 1 | 15 |
2. 1. | Упражнения направленные на развитие | | | |
| силы | 3 | 0,2 | 2,8 |
2. 2. | Упражнения направленные на развитие | | | |
| быстроты сокращения мышц | 3 | 0,2 | 2,8 |
2.3 | Упражнения направленные на развитие | | | |
| прыгучести | 4 | 0,2 | 3,8 |
2.4. | Упражнения направленные на развитие | | | |
| специальной ловкости | 3 | 0,2 | 2,8 |
2. 5. | Упражнения направленные на развитие | | | |
| выносливости (скоростной, прыжковой, | | | |
| игровой) | 3 | 0,2 | 2,8 |
3. | Техническая подготовка | 16 | 1 | 15 |
3. 1. | Приёмы и передачи мяча | 6 | 0,2 | 5,8 |
3.2. | Подачи мяча | 4 | 0,2 | 3,8 |
3.3. | Стойки | 2 | 0,2 | 1,8 |
3.4. | Нападающие удары | 2 | 0,2 | 1,8 |
3. 5. | Блокирование | 2 | 0,2 | 1,8 |
4. | Тактическая подготовка | 5 | 2 | 3 |
4. 1. | Тактика подач | 2 | 1 | 1 |
4. 2. | Тактика приёмов и передач | 3 | 1 | 2 |
5. | Правила игры (конечная диагностика) | 3 | 1 | 2 |
| Итого: | 68 | 10 | 58 |
2 год обучения
№ | Наименование разделов, тем | Всего | Из них |
п\п | | часов | теория | практика |
| Введение (начальная диагностика) | 1 | 1 | |
1. | Общефизическая подготовка | 6 | 1 | 5 |
1.1. | Общеразвивающие упражнения | 3 | 1 | 2 |
1. 2. | Упражнения на снарядах и тренажёрах | 1 | | 1 |
1. 3. | Спортивные и подвижные игры | 2 | | 2 |
2. | Специальная физическая | 23 | 1 | 22 |
| подготовка | | | |
2. 1. | Упражнения направленные на развитие | | | |
| силы | 3 | 1 | 2 |
2. 2. | Упражнения направленные на развитие | | | |
| быстроты сокращения мышц | 5 | | 5 |
2. 3 | Упражнения направленные на развитие | | | |
| прыгучести | 5 | | 5 |
2.4. | Упражнения направленные на развитие | | | |
| специальной ловкости | 5 | | 5 |
2. 5. | Упражнения направленные на развитие | | | |
| выносливости (скоростной, прыжковой, | | | |
| игровой) | 5 | | 5 |
3. | Техническая и тактическая | 30 | 5 | 25 |
| подготовка | | | |
3. 1. | Приёмы и передачи мяча | 6 | 1 | 5 |
3.2. | Подачи мяча | 10 | 1 | 9 |
3.3. | Стойки | 4 | 1 | 3 |
3. 4. | Нападающие удары | 6 | 1 | 5 |
3. 5. | Блокирование | 4 | 1 | 3 |
4. | Контрольные игры и | 3 | 1 | 2 |
| соревнования, сдача нормативов | | | |
5. | Врачебный контроль, | 1 | 1 | |
| самоконтроль, гигиена. | | | |
6. | Экскурсии, посещение | 1 | | 1 |
| соревнований, выступления, | | | |
| презентации. | | | |
77. | Психологическая подготовка | 1 | | 1 |
8. | Правила игры (конечная | 2 | 2 | |
| диагностика) | | | |
| Итого: | 68 | 12 | 56 |
3 год обучения.
№ | Наименование разделов, тем | Всего | Из них |
п\п | | часов | теория | практика |
| Введение (начальная диагностика) | 2 | 2 | |
1. | Общефизическая подготовка | 13 | 1 | 12 |
1.1. | Общеразвивающие упражнения | 7 | 1 | 6 |
1. 2. | Упражнения на снарядах и тренажёрах | 3 | | 3 |
1. 3. | Спортивные и подвижные игры | 3 | | 3 |
22. | Специальная физическая | 45 | 1 | 44 |
| подготовка | | | |
2. 1. | Упражнения направленные на развитие | | | |
| силы | 4 | 1 | 3 |
2. 2. | Упражнения направленные на развитие | | | |
| быстроты сокращения мышц | 5 | | 5 |
2. 3 | Упражнения направленные на развитие | | | |
| прыгучести | 12 | | 12 |
2.4. | Упражнения направленные на развитие | | | |
| специальной ловкости | 12 | | 12 |
2. 5. | Упражнения направленные на развитие | | | |
| выносливости (скоростной, прыжковой, | | | |
| игровой) | 12 | | 12 |
33. | Техническая и тактическая | 52 | 5 | 47 |
| подготовка | | | |
3. 1. | Приёмы и передачи мяча | 12 | 1 | 11 |
3.2. | Подачи мяча | 12 | 1 | 11 |
3.3. | Стойки | 4 | 1 | 3 |
3. 4. | Нападающие удары | 12 | 1 | 11 |
3. 5. | Блокирование | 12 | 1 | 11 |
4. | Контрольные игры и | 15 | 3 | 12 |
| соревнования, сдача нормативов | | | |
55. | Врачебный контроль, | 2 | | 2 |
| самоконтроль, гигиена. | | | |
66. | Экскурсии, посещение | 2 | | 2 |
| соревнований, выступления, | | | |
77. | презентации. | | | |
Психологическая подготовка | 2 | | 2 |
8. | Правила игры (конечная диагностика) | 3 | 1 | 2 |
| Итого: | 136 | 13 | 123 |
4 год обучения
№ | Наименование разделов, тем | Всего | Из них |
п\п | | часов | теория | практика |
| Введение (начальная диагностика) | 2 | 2 | |
1. | Общефизическая подготовка | 13 | 1 | 12 |
1.1. | Общеразвивающие упражнения | 7 | 1 | 6 |
1. 2. | Упражнения на снарядах и тренажёрах | 3 | | 3 |
1. 3. | Спортивные и подвижные игры | 3 | | 3 |
2. | Специальная физическая подготовка | 45 | 1 | 44 |
2. 1. | Упражнения направленные на развитие | | | |
| силы | 4 | 1 | 3 |
2. 2. | Упражнения направленные на развитие | | | |
| быстроты сокращения мышц | 14 | | 14 |
2. 3 | Упражнения направленные на развитие | | | |
| прыгучести | 9 | | 9 |
2.4. | Упражнения направленные на развитие | | | |
| специальной ловкости | 9 | | 9 |
2. 5. | Упражнения направленные на развитие | | | |
| выносливости (скоростной, прыжковой, | | | |
| игровой) | 9 | | 9 |
3. | Техническая и тактическая | 52 | 5 | 47 |
| подготовка | | | |
3. 1. | Приёмы и передачи мяча | 12 | 1 | 11 |
3.2. | Подачи мяча | 12 | 1 | 11 |
3.3. | Стойки | 4 | 1 | 3 |
3. 4. | Нападающие удары | 12 | 1 | 11 |
3. 5. | Блокирование | 12 | 1 | 11 |
4. | Контрольные игры и соревнования, | 15 | 3 | 12 |
| сдача нормативов | | | |
5. | Врачебный контроль, | 2 | | 2 |
| самоконтроль, гигиена. | | | |
6. | Экскурсии, посещение | 2 | | 2 |
| соревнований, выступления, | | | |
| презентации. | | | |
7. | Психологическая подготовка | 2 | | 2 |
8. | Правила игры(конечная диагностика) | 3 | 1 | 2 |
| Итого: | 136 | 13 | 123 |
КОНТРОЛЬНО-ПЕРЕВОДНЫЕ НОРМАТИВЫ
ПО ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКЕ ПО ГОДАМ ОБУЧЕНИЯ
Юноши
№ п/п | Контрольные нормативы | Группы начальной подготовки | Учебно-тренировочная группа |
1-й год | 2-й год | 3-й год | 1-й год |
1 | Длина тела, см | 160 | 164 | 170 | 175 |
2 | Бег 30 м, с | 5,5 | 5,3 | 5,1 | 5,0 |
3 | Бег 30 м (5х6м), с | 12,0 | 11,5 | 11,0 | - |
4 | Бег 92 м с изм. направления,"ёлочка" | - | - | - | 26,0 |
5 | Прыжок в длину с места, см | 185 | 200 | 208 | 216 |
6 | Прыжок вверх с места толчком двух ног, см | 40 | 45 | 54 | 58 |
7 | Метание набивного мяча 1 кг из-за головы двумя руками, м: - сидя - стоя | 5,8 11,0 | 6,6 11,5 | 7,0 12,5 | 7,7 13,0 |
8 | Становая сила, кг | 70 | 86 | 95 | 106 |
Девушки
№ п/п | Контрольные нормативы | Группы начальной подготовки | Учебно-тренировочная группа |
1-й год | 2-й год | 3-й год | 1-й год |
1 | Длина тела, см | 157 | 162 | 168 | 174 |
2 | Бег 30 м, с | 5,9 | 5,8 | 5,7 | 5,7 |
3 | Бег 30 м (5х6м), с | 12,2 | 11,9 | 11,5 | - |
4 | Бег 92 м с изм. направления,"ёлочка" | - | - | - | 28,7 |
5 | Прыжок в длину с места, см | 165 | 175 | 187 | 200 |
6 | Прыжок вверх с места толчком двух ног, см | 34 | 38 | 44 | 46 |
7 | Метание набивного мяча 1 кг из-за головы двумя руками, м: - сидя - стоя | 4,0 8,0 | 5,0 9,0 | 5,4 10,0 | 5,7 10,8 |
8 | Становая сила, кг | 55 | 61 | 75 | 84 |
КОНТРОЛЬНО-ПЕРЕВОДНЫЕ НОРМАТИВЫ
ПО ТЕХНИКО-ТАКТИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКЕ, ПО СПОРТИВНОМУ РЕЗУЛЬТАТУ (девушки, юноши)
№ п/п | Контрольные нормативы | Группы начальной подготовки | Учебно-тренировочная группа |
1-й год | 2-й год | 3-й год | 1-й год |
Техническая подготовка |
1 | Вторая передача на точность из зоны 3 в зону 4 | 3 | 3 | 4 | 5 |
2 | Вторая передача на точность из зоны 2 в зону 4 | - | - | - | 3 |
3 | Передача сверху у стены, стоя лицом и спиной (чередование) | - | - | - | 3 |
4 | Подача на точность: 10-12 лет (верхняя прямая) 13-15 лет (верхняя прямая по зонам) 16-17 лет (верхняя прямая в прыжке) | 3 | 3 | 4 | 3 |
5 | Нападающий удар прямой из зоны 4 в зону 4-5 (в 16-17 лет с низкой передачи) | - | - | - | 3 |
6 | Нападающий удар с переводом из зоны 2 в зону 5, из зоны 4 в зону 1 (в 16-17 лет с передачи за голову) | - | - | - | 2 |
7 | Приём подачи из зоны 5 в зону 2 на точность | - | - | - | 2 |
8 | Приём подачи из зоны 6 в зону 3 на точность | 2 | 3 | 3 | 4 |
9 | Блокирование одиночное нападающего из зоны 4 (2) по диагонали | - | - | - | - |
Тактическая подготовка |
1 | Вторая передача из зоны 3 в зону 4 или 2 (стоя спиной) в соответствии с сигналом | - | - | - | 3 |
2 | Вторая передача в прыжке из зоны 3 в зону 4 или 2 (стоя спиной) в соответствии с сигналом | - | - | - | - |
3 | Нападающий удар или "скидка" в зависимости от того, поставлен блок или нет | - | - | - | 3 |
4 | Командные действия: приём подачи, вторая передача из зоны 3 в зону 4 или 2 (по заданию) и нападающий удар (с 16 лет вторая передача выходящим игроком) | - | - | - | 3 |
5 | Блокирование одиночное нападающих ударов из зон 4, 3, 2 со второй передачи. Зона не известна, направление удара диагональное | - | - | - | 4 |
6 | Командные действия: организация защитных действий по системе "углом вперёд" и "углом назад" по заданию после нападения соперников | - | 4 | 4 | 5 |
Интегральная подготовка |
1 | Приём снизу - верхняя передача | 5 | 6 | 7 | 8 |
2 | Нападающий удар - блокирование | - | - | - | - |
3 | Блокирование - вторая передача | - | - | - | - |
4 | Переход после подачи к защитным действиям, после защитных - к нападению | - | - | - | 3 |
Спортивный результат |
1 | Потери подач в игре (%) | 40 | 35 | 30 | 25 |
2 | Эффективность нападения в игре (%) - выигрыш - проигрыш | - - | - - | - - | 30 25 |
3 | Полезное блокирование в игре (%) | - | - | - | 25 |
4 | Ошибки при приёме подачи в игре (%) | - | 30 | 26 | 22 |
В РЕЗУЛЬТАТЕ ОБУЧЕНИЯ В СЕКЦИИ "ВОЛЕЙБОЛ" ЗАНИМАЮЩИЕСЯ ДОЛЖНЫ
ЗНАТЬ:
Теоретические и методические основы системы физического воспитания;
Анатомо-физиологические особенности развития организма детей и влияние различных упражнений на развитие организма;
Технику и тактику игры, методы обучения;
Правила соревнований, методику организации и проведения соревнований различного уровня;
Методику записи игр, обработки и анализа собранного материала;
Методические приёмы обучения групповым и командным действиям;
Методы врачебного контроля в процессе учебно-тренировочных занятий и соревнований;
Систему управления физкультурным движением в стране.
УМЕТЬ:
Проводить воспитательную работу с занимающимися, помогать адаптироваться вновь прибывшими;
Работать с литературными источниками;
Проводить с группой, классами подготовительную часть занятия, занятие в
целом, подбирать упражнения и составлять комплексы по физической подготовке;
Овладеть навыками судейства;
Выполнять технические приёмы, подбирать упражнения для исправления
ошибок в технике;
Уметь провести занятия с командами младших и старших школьников;
Уметь определять и исправлять ошибки у игроков и у самих себя;
Записывать игры, анализировать материал;
Проводить учебно - тренировочные занятия по обучению и совершенствованию приёмов тактики игры.