СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Прорастание семян

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Открытый урок в 6 классе для учащихся 6 класса по теме прорастание семян.

  1. Биология. Многообразие покрытосеменных растений. 6 кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений / В.В. Пасечник. – М.: Дрофа, 2013.

Просмотр содержимого документа
«Прорастание семян»

Тема урока. Прорастание семян.

Тип урока. Комбинированный

Предмет Биология
Класс  6 класс
Автор УМК  Пасечник В.В.

Тема урока  Прорастание семян.   

 Тип урока  Урок- исследование.

Цели урока: познакомить учащихся условиями  прорастания семян.

1. Образовательные

Сформировать знания учащихся об условиях прорастания семян, о необходимости определенной температуры, влажности, наличия воздуха, запасных питательных веществ, о глубине посева  семян в почву, световом режиме.

2. Развивающие

Развивать знания техники эксперимента, умение наблюдать за процессом проращивания, фиксировать результаты, формулировать выводы

Формировать навыки исследовательской деятельности.

3. Воспитательные

Воспитывать чувство ответственности, аккуратность, точность, заинтересованное отношение к учебе, познавательный интерес к предмету.

Задачи урока:

- развивать умение сравнивать разные точки зрения; считаться с мнением другого человека; (личностные УУД)

- развивать умение проговаривать последовательность действий на уроке; обнаруживать и формулировать учебную проблему, тему урока совместно с учителем; определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; высказывать свою версию; (регулятивные УУД)

- умение оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; работать в группе, выполнять разные роли; (коммуникативные УУД)

- умение ориентироваться в своей системе знаний и осознавать необходимость нового знания; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке; извлекать информацию, представленную в разных формах; (познавательные УУД)

Оборудование: коллекции семян, использование таблиц «Строение семян однодольных и двудольных растений», «Строение стебля», компьютерной техники.

Ключевые слова и понятия: условия прорастания семян, период покоя, проросток, всхожесть семян, глубина заделки семян, холодостойкие и теплолюбивые растения.








Актуализация и мотивация знаний.

1Оргмомент.

2.Проверка дз

Вступительное слово учителя.

В 6-м классе мы начали изучать раздел биологии – ботанику – науку о растениях,в частности покрытосемянные растения. С каждым уроком мы все больше получаем информации о растениях и сегодняшний урок не исключение.

Давайте вспомним, каково значение растений в природе и жизни человека?

Ученик

слайд 2

Мы узнали, что растения являются основными поставщиками кислорода для всего живого на Земле

слайд 3.Растения вносят в нашу жизнь красоту и гармонию. Мы не устаем восхищаться ими.

слайд 4

Растения являются источником пищи для всех гетеротрофов – животных, человека. слайд слайд5

Мы используем в пищу зеленые части растений, фрукты, овощи, ягоды, грибы, семена.


На предыдущем уроке мы с вами говорили о передвижении веществ.


Ф.О У.Какие вещества и по каким клеткам передвигаются в растении. (Органические вещества передвигаются по ситовидным трубкам, а минеральные – по сосудам).


У.Как клетка образует органические вещества? (Растительная клетка образует органические вещества из неорганических-углекислого газа и воды в результате фотосинтеза.Для этого необходима также солнечная энергия)

У Как в клетку попадает вода(из почвы ,всасываясь корневыми волосками,передвигаясь по сосудам древесины,благодаря корневому давлению)


У.Что такое сосуд?-Сосуды это длинные трубки, образованные мертвыми клетками,между которыми растворились поперечные перегородки


У.Что такое ситовидные трубки?- Ситовидные трубки,это живые вытянутые клетки, поперечные перегородки которых пронизаны мельчайшими порами


У.Что такое проводящие ткани ?Проводящие ткани - это вид тканей растения, которые служат для передвижения растворённых питательных веществ по растению.

У растений существуют специальные проводящие ткани. Они выполняют 2 основные функции:транспортную и функцию перераспределение всех веществ.

  • Типы проводящих тканей:

  • Древесина (ксилема)

  • Луб (флоэма)

Вывод

Передвижение веществ у растений происходит с помощью проводящей системы.От корня вода и минеральные вещества передвигаютсяпо сосудам,а к корню органические вещества –по ситовидным трубкам


У В каких органах растения происходит накопление питательных веществ? (Питательные вещества накапливаются в видоизменённых корнях, стеблях, сердцевине древесины, плодах и семенах).



слайд 6

Задание:Установите соответствие между веществом и его характеристикой Характеристика вещества:                                        Вещество:                

а) образуются в растении;                                        1. ОРГАНИЧЕСКИЕ вещества,

б) передвигаются по растению снизу вверх;          2. НЕОРГАНИЧЕСКИЕ вещества:

в) передвигаются по растению сверху вниз;

г) передвигаются по сосудам;

д) передвигаются по ситовидным трубкам;

е) поглощаются растением из почвы;

слайд 7

Проверка


а

б

в

г

д

е

1

2

1

2

1

2



3.Мотивационный этап

слайд 8

"Во мне есть все, я должен стать красивым,

Большим зеленым, как родитель мой.

Пока - покой. И я пока счастливый.

А мир вокруг хоть тесный, но живой". (Семя)


Вспомните и подпишите части семени

слайд 9


слайд 10-12

Ответ

1-околоплодник,сросшийся с семенной кожурой?

2-эндосперм

3-семядоля

4-почечка

5-стебелек

6 - корешок

7-зародыш


  • 1-почечка

  • 2-стебелек

  • 3- корешок

  • 4-семядоли

  • 5-зародыш

  • 6- семенная кожура



слайд13.Главным отличием в строении семян однодольных и двудольных растеий является наличие 2семядолей в зародыше у двудольных и 1-у однодольных.

слайд14

У.Что такое семя? (Семя - растение в зачаточном состоянии с запасом питательных веществЧто такое эндосперм? (Эндосперм- запас питательных веществ).

Какова основная функция семян? (Основная функция семян – распространение и размножение растений).

Что происходит с семенами, когда они падают в почву? (Семена, попадая в почву, прорастают)

слайд15

Тема нашего урока «Прорастание семян». (Запись темы в тетради).

Факты:

«При тушении пожара в Британском музее намокли семена бобов, привезённые в Англию из Китая в 1793 году. Через месяц некоторые семена, пролежавшие на витрине 147 лет, проросли».

«При раскопках в окрестностях Токио, на глубине 7 метров, были найдены семена лотоса. Посаженные в почву, они проросли, зацвели и дали плоды. Возраст семян, который был определён с помощью радиоактивного угля, равен 3075 годам».

Почему семена так долго смогли пролежать?

Почему они проросли?

Попробуйте сформулировать цель нашего занятия.

слайд16

Цель: Изучить особенности прорастания семян в зависимости от условий среды.

Какие вопросы мы должны раскрыть на этом уроке?

1.Какие условия необходимы для прорастания семян?

2. Отличатся ли условия прорастания семян для разных растений?

3.В какие сроки сеют семена?

4. На какую глубину сеют семена?

слайд17

Прорастание – это переход семян из состояния покоя к росту зародыша и развитию из него проростка.

слайд18

Проросток – это молодое растение, которое развивается из зародыша семени

4 .Изучение нового маериала

Разберем первый вопрос: «Какие условия необходимы для прорастания семян?».Запись в тетради

Девочки дома ставили опыты по прорастанию семян. Какие получились у них результаты,посмотрим и послушаем

Выспупления девочек с презентациями


1.Полянская Валерия: Исследуем необходимость воды для прорастания семян( слайды 19-21)

Для этого в первый стакан поместила сухие семена, во втором – семена чуть залила водой. Так спустя шесть дней, обнаружили: в первом стакане семена остались без изменений, во втором – у семян появились корешки.

Из эксперимента можно сделать вывод, что семена прорастают в присутствии воды. Вода необходима для растворения запасных питательных веществ, содержащихся в семени (в эндосперме или семядолях) для первоначального роста зародыша.

Вывод:для прорастания нужна вода


2.Анохина Ксения: Исследовала необходимость воды и воздуха для прорастания семян( слайды 22-24)

Для этого: в первом стакане семена чуть залила водой, во втором –наполнила до половины. Спустя шесть дней, обнаружила: в первом стакане с небольшим количеством воды семена на третий день начали прорастать, у них появились корешки.

Во втором стакане семена набухли,но вода стала мутной.На третий день появился неприятный запах,а потом семена загнили. Вода вытеснила из стакана воздух, необходимый семенам для дыхания

Из эксперимента можно сделать вывод:для прорастания нужен воздух


3.Баль Настя.Исследуем необходимость тепла для прорастания семян (слайды 25-27).

Взяла 2 стакана. поместила равное количество семян,залила небольшим количеством воды. Один стакан убрала в холодильник,другой поставила в теплое место.Через 5 дней сравнила результаты.

Вывод: в тепле семена быстро дали корешки, затем стебельки, а семена, находившиеся в прохладном месте, лишь слабо «набухли»

Из эксперимента можно сделать вывод: при проращивании семян необходимо учитывать температурные условия,то есть нужно тепло.


Вопрос: Какие условия необходимы для прорастания семян?

Ответ: Вода, воздух и тепло.

Таблица 2.

Результаты опытов по прорастанию семян.


Номер опыта

1

2

3

4

Описание опыта

В стакан насыпаем сухие семена. Стакан оставляем в теплом месте.

В стакан насыпаем семена, добавляем немного воды. Стакан оставляем в холодном месте.

В стакан насыпаем семена, наполняем стакан до краев кипяченой водой. Стакан оставляем в теплом месте.

В стакан насыпаем семена, добавляем немного воды. Стакан оставляем в теплом месте.

Результат опыта.

Никаких изменений не произошло.

Семена набухли.

Семена набухли, загнили.

Семена проросли, появился корешок.


Выводы. 1. Семена не проросли, так как не было воды.

2. Семена не проросли, так как не было тепла.

3 Семена не проросли, так как не хватило воздуха.

4. Семена проросли, так как в этом случаи были вода, тепло, воздух.

Слайд28

Условия, необходимые для прорастания семян

1. Вода (растворение питательных веществ)

2. Воздух (для дыхания зародыша)

3. Тепло (Ускорение обмена веществ)


Следовательно, для прорастания семян необходимы – тепло, вода, воздух.

(запись в тетради).

С помощью семян растения разм­ножаются и расселяются. Семена могут находиться длительное время в состоянии покоя. Пока семя находится в состоянии покоя, процессы жизнедеятельности протекают в нём очень медленно, но стоит семени попасть в благоприятные условия, как они активизиру­ются и семя прорастает.

Для того чтобы из зародыша семени сформировалось новое растение, необходимо, чтобы семя проросло. Прорастанию семян предшествует их набухание. Набухание вызывает вода, которая проникает внутрь семени. Например, при прорастании семян фасоли разрывается кожура и появляется корень, который быстро укрепляется в почве и начинает поглощать из неё воду с минеральными веществами. Затем начинает расти зародышевый стебелёк, который поднимает над поверхностью почвы семядоли и почечку. Из неё развивается стебель фасоли с листьями. Прорастают только те семена, внутри которых находится живой зародыш.

 Зародыш может погибнуть по ряду причин: воздействие вредителей и болез­ней или плохое и длительное хранение. Набухают как всхо­жие, так и невсхожие семена. Набухшие невсхожие се­мена загнивают, а всхожие прорастают.

Какие этапы можно выделить?

Слайд29

Этапы прорастания семян.(запись в тетрадь)

  1. Набухание.

  2. Появление зародышевого корешка.

  3. Появление зародышевого стебелька.

  4. Развитие надземной части.


У цветковых растений различают два типа прорастания семян: надземное (у фасоли, огурца) и подземное (у дуба, гороха).

При надземном типе сильно разрастается зародышевый стебелёк, поэтому  семядоли выносятся над поверхностью почвы. Они зеленеют, фотосинтезируют и помогают развиваться молодому растению. Со временем семядоли засыхают и опадают.

При подземном типе прорастания семядоли не выносятся на поверхность.  Оставшись в почве, они некоторое время снабжают развивающийся проросток питательными веществами, а потом засыхают.


Итак, на один из поставленных вопросов мы с вами ответили.

Остались другие вопросы, на которые нам необходимо ответить.


Самостоятельная работа по учебнику в группах. (5 - 7мин)

Ответить на вопросы.

1 группа.

Отличатся ли условия прорастания семян для разных растений? (с. 108 - 111, рис.85,86).

Рассмотрите внимательно рисунки, прочитайте надписи под рисунками, сделайте выводы.


2 группа.

В какие сроки сеют семена? (с.112)

Обратите внимание на сроки посева семян холодостойких и теплолюбивых растений? Какие растения относятся к холодостойким, а какие к теплолюбивым?

3 группа.

От чего зависит глубина посева семян? (с.112-113)

На какую глубину высевают разные по размерам семена? Как почва влияет на глубину посева?



Выступление первой группы.

Вы рассмотрели рисунки в учебнике, какой вывод вы сделали?

(Условия прорастания для семян различных растений разные. Например, для семян клевера необходимо очень много влаги – 145% от массы семян, меньше всего необходимо влаги просу – 38% от массы семян. Температура, необходимая для прорастания ржи -10, дыни -150).

Вопросы классу.

  1. Семена моркови или огурцов вы посеете раньше? (Семена моркови высеваются раньше, так как они прорастают при более низких температурах.) с.111. Рис.86.

  2. Что желательно посеять раньше агроному – рожь или кукурузу?

(Необходимо посеять раньше рожь, так как ей необходима более влажная почва). с.111. Рис.86


Выступление второй группы.

Семена холодостойких растений (пшеница, овес, ячмень, горох) высеваются ранней весной.

Семена теплолюбивых растений (кукуруза, фасоль, огурцы, тыква, дыня, томат) следует высевать, когда почва хорошо прогреется.


Выступление третьей группы.

Глубина посева семян зависит от размеров семян и от состава почвы.

Таблица 3.

Глубина посева семян в зависимости от их размеров.


Размеры семян

Глубина посева

Примеры растений

1. Мелкие

1-2см

Репа, лук, морковь

2.Средних размеров

2 -4 см.

Редис, огурец

3. Крупные

4 -5 см.

Фасоль, горох, бобы.


На песчаных почвах глубина посева будет больше, чем на глинистой, так как глинистая почва более плотная и тяжелая. Даже у самой поверхности мало воздуха, а влаги достаточно.

Вопросы классу.

Какие почвы в нашем селе? (В нашем селе чернозем) Чернозём – это богатые плодородные почвы, которые можно назвать гордостью России, её национальным достоянием.. таблицей ?(также)

Что произойдет с проростком, если его посадить очень глубоко?

(Проростку не хватит питательных веществ, и он погибнет). С.113.

Почему для посева выбирают самые крупные семена?

(Для посева выбирают самые крупные семена, так как в них содержится больше питательных веществ, проросток будет крепче).

Практичекая работа

(на столах лотки с землей,палочки с метками,семена,вода.)

Задание:произвести посадку семян.

1группа-мелкие;

2группа-средние размеры;

3группа-крупные


Сообщение учителя. Для улучшения всхожести семян, повышения урожайности используют предпосевную обработку. Семена можно закаливать чередованием низких и высоких температур, обрабатывать растворами с питательными веществами, применять электромагнитную обработку.


- Ребята, в адрес нашего класса пришло письмо с таким текстом: 

 «Уважаемые учащиеся 6 «а» класса!  Скоро посевная пора, и я решил прорастить семена для посева: в стакан с семенами налили немного воды, так чтобы вода не покрывала полностью семена; поставили в тёплое место. Были все условия, необходимые для прорастания семян – вода, воздух, тепло. Но вот результат: одни семена проросли, другие – нет. Подскажите, пожалуйста, в чем проблема, а то боюсь остаться без урожая и сытной зимовки.  Заранее Вам  благодарен, Вася Забывакин» 

- Как вы думаете, почему не все семена у Васи проросли?

- Для того, чтобы семена проросли, необходим живой зародыш. Семена с живым зародышем называются всхожими (записываем в тетради).

- Не все семена обладают способностью прорастать сразу после созревания. Семена яблони, клёна и других растений нуждаются в длительном периоде покоя. Благодаря этому кратковременные зимние оттепели не вызывают прорастания семян, иначе проростки могли бы погибнуть при первом заморозке, т.е. период покоя даёт возможность пережить неблагоприятные условия жизни.

- Для прорастания семян необходимы условия: вода, кислород воздуха, определенная температура, питательные вещества и наличие живого зародыша).

- А какое практическое значение имеют эти знания?

-Зная условия прорастания семян, можно во время хранения их создавать условия, препятствующие их прорастанию.

У- А как правильно хранить семена в домашних условиях?

Сообщение ученика об условиях хранения семян:

«В домашних условиях семена хранят в прохладном и сухом месте, в деревянных или жестяных коробках, бумажных пакетах; семена с твёрдыми оболочками часто хранят в песке. В ящики на дно насыпают песок, затем кладут слой семян, снова песок и т.д. На зиму ящики зарывают в землю на глубину 25 – 30 см. или ставят в сарай и накрывают соломой».

- И скоро наступит время посева культурных растений. Знания, полученные сегодня, нам, конечно, помогут. Но у меня возник ещё вопрос. Люди говорят: «От плохого семени не жди хорошего племени». А как определить – хорошие или плохие семена я взяла для посева, ведь по внешнему виду это не определить?

- Мало убедиться в том, что семена имеют хороший внешний вид: не повреждены, не потемнели, не потеряли блеска. Чтобы быть уверенным в качестве семян, их надо проверить на всхожесть. Как быстро определить качество семян? Часть имеющихся у вас семян нужно опустить в воду. Всплывшие семена отбросить, а потонувшие можно использовать для посева.

- «Зададим вопрос самому растению», - любил говорить К.А. Тимирязев, когда надо было узнать что-то о жизни исследуемого им растительного организма, - «Растение безгласно, немо, но исследователь ставит его в такие условия, в которых оно даёт ответ разными проявлениями жизни».

Вот и сегодня мы смогли ответить на многие вопросы с помощью опытов с семенами.

Выводы по уроку:

- Семя - орган размножения, расселения и переживания неблагоприятных условий жизни у семенных растений.

-При благоприятных условиях семена прорастают и дают начало новому растению.

-Знания об условиях прорастания семян необходимы человеку на практике.


5.Закрепление и проверка изученного материала.

Мы с вами изучили условия прорастания семян, сроки посева, на какую глубину необходимо высевать семена.

1.Какие условия необходимы для прорастания семян?

2. Отличатся ли условия прорастания семян для разных растений?

3. От чего зависит глубина посева семян?


Сейчас мы с вами узнаем, кто был внимателен на уроке? Для этого мы выполним небольшой тест. Время выполнения 5минут.

Вариант 1.

1. Семена гороха прорастут, если:

а) сосуд с семенами доверху залить водой;

б) сосуд с семенами оставить без воды;

в) в сосуд с семенами налить немного воды.

  1. Теплолюбивое растение - это:

а) рожь;

б) тыква;

в) морковь.

  1. Холодостойкое растение - это:

а) томат;

б) перец;

в) пшеница.

  1. Растения, семена которых заделывают в почву на глубину 4-5 см:

а) огурец;

б) горох;

в) салат.


  1. Семена моркови, лука заделывают на глубину:

а) 1-2 см;

б) 2-4 см;

в) 4-5 см.

Вариант 2

1. Семена гороха прорастут, если:

а) в сосуд с семенами налить немного воды;

б) сосуд с семенами доверху залить водой;

в) сосуд с семенами оставить без воды.

  1. Теплолюбивое растение – это:

а) салат;

б) пшеница;

в) томат.

  1. Холодостойкое растение - это:

а) тыква;

б) кукуруза;

в) огурец.

  1. Растения, семена которых заделывают в почву на глубину 4-5 см:

а) томат;

б) фасоль;

в) мак.

  1. Семена репы, салата, мака заделывают на глубину:

а) 1-2 см;

б) 2-4 см;

в) 4-5 см.


Самопроверка теста по таблице ответов.


Таблица 4.

Ответы на тест по теме «Прорастание семян».


вопроса

1

2

3

4

5

Ответ

1 варианта

в

б

в

б

а

Ответ

2 варианта

а

в

б

б

а







Домашнее задание.

п.38. учебника.

Творческое задание. Сделайте аппликацию «Глубина посева семян». Для этого наклейте семена разных растений, которые можно высевать на разную глубину. Глубину посева семян условно отобразите на своей работе.

Задание учеников, интересующихся биологией. Проведите опыт, доказывающий необходимость наличия питательных веществ, содержащихся в семядолях, для полноценного развития проростка. Для этого возьмите несколько пророщенных семян фасоли. У трех проростков удалите все семядоли, у трех – одну семядолю, а три оставьте целыми. Посадите проростки во влажную рыхлую почву и поставьте в теплое место. Не забывайте поливать вашу рассаду. Через 7- 10 дней посмотрите на результат и попробуйте его объяснить. По возможности сделайте на уроке сообщение о результатах ваших опытов.


Рефлексия.

Каждый из вас по-разному работал на уроке, по-разному понял материал. Посмотрите на гномов. Какой гном наиболее близок Вам по настроению? Какого гнома Вы забрали бы с собой уходя сегодня с урока?









Приложение 1. Карточки для работы на уроке в группах.


1 группа.

Отличатся ли условия прорастания семян для разных растений? (с. 183 - 184, рис.135,136).

Рассмотрите внимательно рисунки, прочитайте надписи под рисунками, сделайте выводы.


2 группа.

В какие сроки сеют семена? (с.183)

Обратите внимание на сроки посева семян холодостойких и теплолюбивых растений? Какие растения относятся к холодостойким, а какие к теплолюбивым?

3 группа.

От чего зависит глубина посева семян? (с.185)

На какую глубину высевают разные по размерам семена? Как почва влияет на глубину посева?






Литература.



  1. Буслаева Т.Н.Поурочное тестирование по ботанике. - М.: Чистые пруды, 2006. – 32 с.

  2. Калинина А.А. Поурочные разработки по биологии. 6 класс. – М.: Вако, 2005. – 352 с.

  3. Пасечник В.В. Биология. Бактерии, грибы, растения.- М.: Дрофа, 2012.- 272с.

  4. Учебное электронное издание. Лабораторный практикум. Биология 6 – 11 класс. Республиканский мультимедиа центр, 2004.











Тест «Прорастание семян»

Вариант 1.

1. Семена гороха прорастут, если:

а) сосуд с семенами доверху залить водой;

б) сосуд с семенами оставить без воды;

в) в сосуд с семенами налить немного воды.

2.Теплолюбивое растение - это:

а) рожь;

б) тыква;

в) морковь.

3.Холодостойкое растение - это:

а) томат;

б) перец;

в) пшеница.

4Растения, семена которых заделывают в почву на глубину 4-5 см:

а) огурец;

б) горох;

в) салат.

5.Семена моркови, лука заделывают на глубину:

а) 1-2 см;

б) 2-4 см;

в) 4-5 см.


Тест «Прорастание семян»

Вариант 2

1. Семена тыквы прорастут, если:

а) в сосуд с семенами налить немного воды;

б) сосуд с семенами доверху залить водой;

в) сосуд с семенами оставить без воды.

2Теплолюбивое растение – это:

а) салат;

б) пшеница;

в) томат.

3.Холодостойкое растение - это:

а) тыква;

б) кукуруза;

в) огурец.

4.Растения, семена которых заделывают в почву на глубину 4-5 см:

а) томат;

б) фасоль;

в) мак.

5.Семена репы, салата, мака заделывают на глубину:

а) 1-2 см;

б) 2-4 см; в) 4-5 см.




16



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!