СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Прорастание семян

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Прорастание семян»

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА БИОЛОГИИ

Тема «Прорастание семян» (6 КЛАСС)

Тема урока: «Прорастание семян»

Деятельностная цель:

Формировать познавательные универсальные учебные действия, умения реализации новых способов действий:

- формулировать цель учебной деятельности, по овладению обобщёнными способами приобретения новых знаний;

- уметь выбирать  способ и средства реализации  учебной цели;

- развивать умение находить общее, закономерности, отличное (формирует основы  теоретического мышления);

-  осуществлять самооценку  собственной учебной деятельности на уроке, меру своего продвижения к цели.

Предметно - дидактическая цель: расширить  базу биологических понятий за счёт включения в неё новых элементов

Планируемые образовательные  результаты:

Предметные

- пользоваться понятиями: проросток, прорастание;

- перечислять необходимые условия для прорастания семян;

- характеризовать основные этапы прорастания семян;

- выращивать растения из семян и ухаживать за ними;

- объяснять и доказывать необходимость бережного отношения к живым организмам.

Метапредметные

1.     Познавательные:

а.      научиться ориентироваться в учебнике, рабочей тетради, находить и использовать нужную информацию (смысловое чтение).

б.     учиться строить высказывания;

в.     учиться анализировать, сравнивать, обобщать, устанавливать причинно-следственные связи.

2.     Коммуникативные:

а.      учиться слушать и понимать речь другого человека;

б.     учиться самостоятельно организовывать учебное взаимодействие при работе в паре;

в.     учиться ставить вопросы, выражать свои мысли.

3.     Регулятивные:

а.      учиться самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности (формулировка вопроса урока);

б.     учиться осуществлять самоконтроль и коррекцию.

Личностные

1. Осознавать единство и целостность мира;

2. Постепенно выстраивать собственное целостное мировоззрение;

3. Личностное самоопределение и смыслообразование

Учащийся  должен знать:

- условия необходимые для прорастания семян;

- зависимость прорастания семян от факторов окружающей среды;

- правила посева семян;

- рост и питание проростка.

Учащиеся должны уметь:

- Осуществлять поиск необходимой информации о воде, тепле, солнечном свете, их значения для развития растения на земле;

- Сравнивать информацию, полученную из собственных наблюдений и опыта;

- Делать выводы и обобщения на основе сравнения информации;

- Осваивать способы проращивания семян в воде;

- Проводить эксперимент, исследовать всхожесть семян, наблюдать и фиксировать наблюдения.

Обеспечение урока: учебники, рабочие тетради, доска, экран, компьютер, проектор, видеофрагмент «Прорастание семян», мультимедийная презентация, лупа, чашки Петри, набухшие семена фасоли, пшеницы.

Подготовительная экспериментальная часть урока:

Создаются экспертные группы учащихся, перед которыми учитель ставит цели, знакомит с теоретическим материалом, методикой постановки и проведения эксперимента.

За 10-14 суток до урока экспертные группы учащихся под руководством учителя закладывают опыты, демонстрирующие условия, необходимые для прорастания семян. В течение времени эксперимента учащиеся наблюдают за прорастанием, ухаживают за прорастающими семенами и проростками, делают фотографии объектов изучения, готовят выступления в соответствии с заданиями.

  • группа изучает необходимость воды и воздуха для прорастания семян.

  • группа: влияние температурных условий на прорастание семян

  • группа: влияние количества запасных питательных веществ на прорастание семян

  • группа: влияние света на прорастание семян

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся


Формируемые УУД

Организационный момент. (1-2 мин.)


Проверяет готовность к уроку , проверяет подготовленность рабочего места  учащихся к уроку, организует внимание класса к работе на уроке, включает в учебный ритм, создаёт положительный, эмоциональный настрой у обучающихся. Учитель:

Здравствуйте, ребята! Я рада видеть всех вас на своем уроке! Сегодня у нас на уроке гости. Давайте поприветствуем их. Обернемся к гостям и улыбнемся.  Давайте проверим, как вы готовы к уроку. У вас на столах должны быть: учебник, тетрадь, ручка, карандаши. У всех все есть? Хорошо! Молодцы! Садитесь.

Сегодня на уроке вы работаете в группах. Результат проделанной работы будет зависеть от работы каждого из вас. 

Эмоционально настраиваются на предстоящую учебную деятельность.


  Коммуникативные УУД: - учатся культуре общения.

Этап. Мотивация (создание проблемной ситуации).(2-3 мин.)

Организует прослушивание фрагмента стихотворения

Прослушав фрагмент постарайтесь ответить на вопрос: о чем сегодня на уроке пойдет речь?

Послушайте стихотворение и попытайтесь понять, о чем пойдет речь на уроке?

У меня в руке будущая жизнь
Будущий побег и могучий корень.
Дружно прорастут они в глубину и ввысь,
Лишь вода дождей землю всю напоит.
А пока гостит осень на дворе, 
А пока зима вьюгою все воет 
Спит и дышит жизнь у меня в руке
Будущий побег и могучий корень.

Организует беседу:

– Можно про семя сказать, что это будущая жизнь? Почему? (из семян появляется новое растение)
- Наблюдения показали, что семена далеко не всегда прорастают. Почему не прорастают семена? (Очевидно, что для прорастания семян необходимы определенные условия.
Тогда сформулируйте тему урока (Прорастание семян) цель урока (определить факторы, которые влияют на прорастание семян)
Запишите тему урока в рабочую тетрадь

Слушают фрагмент. Вступая в диалог с учителем (отвечая на вопросы) выявляют проблему – проговаривают и осознают её значимость. Формулируют тему урока. Записывают ее в маршрутный лист

Коммуникативные УУД: - учатся выражать свои мысли, - учатся культуре общения.

Познавательные УУД: - учатся строить высказывания; - учатся анализировать, сравнивать, обобщать.


Этап.  Планирование

(2-3 мин.)

Организует выбор способа и средств реализации  учебной цели. Побуждает к высказыванию предложений о том, как и с помощью чего можно достичь поставленной цели.
Предлагает выполнить задания.
- Каким образом мы можем изучить тему урока?
- Что нам в этом поможет?

Выбирают способ  и средства для построения нового знания.
Работают в парах.
Обсуждают и составляют план работы. Озвучивают план и  обсуждают его с учителем.                                   Высказывают свои предположения (гипотезы):
-изучить материал учебника.
-учебник, текст, рисунки.

Познавательные УУД:
- учатся ориентироваться в учебнике, находить и использовать нужную информацию (смысловое чтение);
- учатся преобразовывать информацию в соответствии с заданием;
- учатся строить высказывания;
- учатся анализировать, сравнивать, обобщать, устанавливать причинно-следственные связи. 
Коммуникативные УУД:
- учатся слушать и понимать речь другого человека;
- учатся самостоятельно организовывать учебное взаимодействие при работе в паре;
- учатся выражать свои мысли.
Личностные УУД:
- формирование  личностного и жизненного самоопределения

Этап. «Открытие» нового знания (20-22  мин.)

Формирует основы  теоретического мышления, развивает умение находить общее, закономерности, отличное; развивает способности к обобщению. Организует работу в группе. Стимулирует активное участие всех детей в поисковой деятельности. Оказывает консультативную помощь.

Проводит подводящий диалог.







-Вспомните, что называется прорастанием?. 

- Семена большинства растений до прорастания должны находиться в покое определенное время. Созревшее семя тем или иным путем попадает в почву. Что же происходит с ним после этого? Начинает ли оно прорастать сразу или для этого потребуется время?
- Оказывается, у большинства растений семена, попавшие в почву, не могут начать прорастать сразу. Им необходим период покоя – время, в течение которого происходит дозревание зародыша семени уже вне плода. Когда период покоя завершен, семена, попавшие в благоприятные условия, могут начать прорастать. Это означает, что находящийся в семени зародыш начинает расти и развиваться. Начинается процесс прорастания семян.
Подводящий диалог.
- Почему некоторые семена не проросли? Вспомните признаки живого.
- Прорасти и дать начало новому растению способны только семена с живым зародышем.
- А какие условия окружающей среды влияют на прорастание семян?

- Ответ на этот вопрос искали группы «Исследователей».








 

- Для прорастания семян различных растений требуется разное количество воды.
Семена засухоустойчивых растений (просо) поглощают воды в несколько раз меньше собственного веса, семена огурцов и кабачков поглощают воды больше, чем просо. А вот семена риса, который всегда растет "стоя в воде", очень хорошо прорастает под водой.




























- Одним растениям для прорастания их семян нужно много тепла, другие прорастают при достаточно низких температурах. Например, семена огурца, тыквы, перца прорастают при температуре +15, +18 градусов, это теплолюбивые растения. Их чаще сначала проращивают дома и в виде рассады уже высаживают в теплое время на грядки.

Семена гороха, редьки, укропа могут всходить при температуре +2 градуса. Это холодостойкие растения. Перечисленные особенности учитываются при определении сроков посева.









Для роста зародыша нужна энергия, которая заключена в питательных веществах. Во время дыхания под действием кислорода энергия освобождается и используется зародышем для роста. Этот процесс сопровождается выделением тепла.

Организует и проводит физкультминутку:

А сейчас немного отдохнем:

Игра на внимание: Если я называю дерево – вы поднимаете руки вверх, травянистое растение – хлопок в ладоши, кустарник – присели: (малина, тополь, тюльпан, сирень, береза, ива, нарцисс, смородина, клен, ромашка, роза, одуванчик, шиповник, подорожник, осина, незабудки, ландыш).












Вопрос:

- На какую глубину можно заделывать семена?





















- Итак, мы уже определили, какие условия необходимы для прорастания семян? 
- Это экологические факторы неживой природы, они называются абиотическими. Достаточно ли этих факторов для прорастания? 
Семена закладывают на хранение хорошо просушенными.
В период прорастания семена активно дышат, выделяется энергия и тепло, семена нагреваются и могут от высокой температуры погибнуть, потерять всхожесть. Во влажных условиях могут появиться болезни, плесень, что тоже приводит к гибели семян. В зернохранилищах устанавливают вентиляцию, помещение систематически проветривают.
Семена перед хранением обрабатывают специальными препаратами от болезней и вредителей.
Также агротехника посева имеет большое значение.
Необходимо знать сроки посева семян.
Глубина заделки семян разных размеров.
Рыхление почвы перед посевом для сохранения влаги и воздуха.
Отношение семян к температурным условиям во время проращивания.
Свойства почвы
Поверхностное повреждение твердых оболочек некоторых семян (клевера, люпина, донника) в специальных машинах для ускорения всхожести семян. К зародышу быстрее проникает вода и воздух, а это ускоряет прорастание семян.
- Какой же вывод можно сделать из нашего урока?

Работают в группе.

Применяют выбранный способ действия для решения задачи, вызвавшей затруднение.

Фиксируют в тетрадях свои выводы.   Сообщают о результатах выполненной работы. Отвечают на вопросы. Осуществляют самоконтроль. Корректируют свои записи.               Выполняют упражнени


Отвечают на вопрос:
– это переход семян из состояния покоя к росту;
– это процесс образования молодого растения из семени.
Учащиеся наблюдают этот процесс, работая с учебником, рисунок 84, страница 109.
(просмотр видеофрагмента «Прорастание семян»)
Выясняют, что первым из семени появляется корешок, затем маленький побег, который становится через некоторое время похожим на молодое растение – проросток. 
Делают вывод: 
Способность прорастать называется всхожестью.
Выступление первой группы исследователей.
«Изучение необходимости воды и воздуха для прорастания семян»
в первый стакан поместили сухие семена фасоли, во втором – семена чуть залили водой так, чтобы им был доступ воздуха, в третьем – семена залили водой, наполнив стакан до половины, так, чтобы слой воды не пропускал воздух к семенам. Спустя шесть дней, обнаружили: в первом стакане семена остались без изменений, во втором – у семян появились корешки, в третьем – семена погибли без доступа воздуха, загнили и вода издавала неприятный запах. Из эксперимента можно сделать вывод, что семена прорастают в присутствии воды при доступе воздуха. Вода необходима для растворения запасных питательных веществ, содержащихся в семени (в эндосперме или семядолях) для первоначального роста зародыша.

Выступление второй группы исследователей
«Влияние температурных условий на прорастание семян» 
Мы проводили эксперимент с теплолюбивым растением – тыквой. Одну часть семян поместили в теплое место при температуре +20 градусов, другую – в прохладное, при температуре +5 градусов.
Спустя пять дней наблюдали: в тепле семена быстро дали корешки, затем стебельки, а семена, находившиеся в прохладном месте, лишь слабо «проклюнулись»
Из эксперимента можно сделать вывод: при проращивании семян необходимо учитывать температурные условия, знать при какой температуре прорастают те или иные семена.
Выступление третьей группы исследователей
«Влияние количества запасных питательных веществ на прорастание семян»
Мы исследовали влияние количества питательных веществ для прорастания семени.
В первую чашку Петри поместили семена фасоли полноценные, с двумя семядолями, во вторую – семена, у которых удалили по одной семядоле.
Спустя пять дней, семена полноценные с двумя семядолями благополучно проросли, дали корешки, стебельки и семядольные листья. Во второй лишь часть семян с одной семядолей проросли, в не проросших семенах зародышу не хватило питательных веществ для прорастания.
Выступление четвертой группы
«Влияние глубины заделки семян»
Для эксперимента мы взяли семена тыквы и посадили их в почву на разную глубину. В первом стакане семя поместили на глубину большую, чем требуют правила заделки, во втором – по правилам заделки на глубину до трех сантиметров. В первом случае семя дольше по времени всходило, во втором – быстрее и проросток развивался быстрее.
При посадке семян необходимо учитывать:
1. Глубина заделки зависит от размера семени:
а) чем крупнее семя, тем глубже его сеют.
б) мелкие семена заделывают в почву не очень глубоко, а некоторые даже сеют на поверхности почвы, слегка присыпав их слоем почвы не более 2 мм.
в) крупные сеют на глубину до 5 см
г) средних размеров – на глубину 2-3 см
2. Глубина заделки семян зависит от качества почвы.
В песчаную почву семена сеют глубже, чем в плотную глинистую, т.к. песчаная почва более рыхлая, чем глинистая, она быстрее теряет влагу и высыхает. В глинистой влаги достаточно, но уже на небольшой глубине в ней очень мало воздуха. В глинистой почве проросткам трудно пробиваться на поверхность к свету.
Выступление пятой группы.
«Влияние света на прорастание семян» .
Для эксперимента были одновременно посажены семена овса в двух горшках. Один горшок был помещен в темный шкаф, второй оставлен на свету. Через пять дней семена взошли с одинаковой скоростью как на свету так и в темноте. Таким образом, из эксперимента можно сделать вывод, что всхожесть семян не зависит от присутствия света, особенно это относится к семенам с темной кожурой, т. к. она не пропускает свет.
Но есть некоторые исключения. Некоторые семена относят только к темновсхожим, например рыжик мелкоплодный не даст всходы на свету, также не прорастут на свету фацелия, клоповник, персидская вероника.
Некоторые семена прорастаю только на свету. Это семена череды, табака, семена растений, произрастающих в чрезмерно увлажненных местах, болотах.
Но для большей части семян присутствие света необязательно.
Учащиеся фиксируют выводы в тетрадях








Познавательные УУД:

- учатся ориентироваться в учебнике, находить и использовать нужную информацию (смысловое чтение).

- учатся строить высказывания;

- учатся анализировать, сравнивать, обобщать, устанавливать причинно-следственные связи. Коммуникативные УУД:

- учатся слушать и понимать речь другого человека.

- учатся самостоятельно организовывать учебное взаимодействие при работе в группах.

- формирование умения выражать свои мысли. Регулятивные УУД:

- учатся осуществлять самоконтроль и коррекцию.

Этап.

Учебные действия по реализации плана. Выражение решения. Применение нового знания. (6-8 мин.)

Организует работу по усвоению учащимися нового способа действия.
Предлагает выполнить задание (тест). Выводит его с помощью документ камеры на доску.

Организует подводящий диалог.




















- Давайте вспомним тот вопрос, который я задала в начале урока и ответим на него.
Что же нужно, чтобы из маленького твёрдого семени начало развиваться растение?

Осмысливают задание (определяют последовательность действий).      

Объясняют последовательность действий при выполнении данного задания. Выполняют тест (Приложение1).                 Отвечают на вопросы (осмысливают и проговаривают основные этапы своей деятельности).    В ходе диалога формулируют проблему, цель и способы её достижения.   Объясняют последовательность действий при выполнении данного задания.                      Затем предлагают варианты формулировок, по каждому пункту, которые необходимо поместить в таблицу.       Соотносят полученный результат со своими предположениями (осуществляют самопроверку), корректируют свои записи.
Обсуждают вопросы с учителем.
Формулируют ответ:- Для развития растения необходимо, что бы семя проросло, при наличии воды, кислорода и тепла.

Познавательные УУД

- учатся ориентироваться в учебнике, рабочей тетради, находить и использовать нужную информацию.

- учатся строить высказывания;

- учатся анализировать, сравнивать, обобщать, устанавливать причинно-следственные связи.   Коммуникативные УУД: - учатся слушать и понимать речь другого человека.

- учатся ставить вопросы, выражать свои мысли.  

Регулятивные УУД:

- учатся самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности;

- учатся осуществлять самоконтроль и коррекцию. 


Этап. Рефлексия.(2-3 мин).

























Организует самооценку учащимися собственной учебной деятельности на уроке, меру своего продвижения к цели. Организует подводящий диалог

. - Обратите внимание на наши записи!

 Демонстрирует: проблему урока, цель, задачи, план.

- Какой была цела цель урока? Достигли мы ее?

  1. Сегодня я узнал…

  2. Было интересно…

  3. Было трудно…

  4. Данный материал пригодится мне в жизни….

  5. Я работал на уроке…

Предлагает работу с таблицей самооценивания

1. Активность

Активно работал

Иногда отвлекался

Совсем не работал

2. Доступность

Все понял

Не всё понятно

Много не понял

3. Комфортность

Понравился урок

Не всё понравилось

Не понравился урок

4. Оцениваю свою работу

5

4



Определяют степень соответствия поставленной цели и результатов деятельности.

Определяют степень своего продвижения к цели, высказывают оценочные суждения.       Формулируют и записывают то, что узнали на уроке.

Познавательные УУД:

- учатся ориентироваться в, рабочей тетради, находить и использовать нужную информацию.

- учатся строить высказывания;

- учатся анализировать, сравнивать, обобщать, устанавливать причинно-следственные связи.

Коммуникативные УУД: - учатся слушать и понимать речь другого человека. - учатся  выражать свои мысли.

Регулятивные УУД: - учатся осуществлять самоконтроль и коррекцию.

Этап. Домашнее задание. (2 мин).

Комментирует домашнее задание:

  1. § 20, рабочая тетрадь №90,91,93

Творческое задание

Сделайте аппликацию «Глубина посева семян». Для этого наклейте семена разных растений, которые можно высевать на разную глубину. Глубину посева семян условно отобразите на своей работе.

В завершении сегодняшнего урока я хочу подарить вашему классу символический подарок. Это семена цветковых растений. Мы сегодня начали изучать новую тему, т. е. заложили семена новых знаний, и я желаю вам, чтобы они принесли обильные и полезные плоды. А посеяв весной эти семена, вы будете способствовать украшению нашей школы, нашей страны, нашей планеты. И тогда все окружающие вас люди будут любоваться красотой, которую создали вы в содружестве с природой.

.   Записывают домашнее задание, задают вопросы, осмысливают задания

Регулятивные УУД:

- ставят самостоятельно учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что ещё не известно.

- мобилизуют свои силы к волевому усилию, т.е к выбору преодоления препятствий.                                           


Литература

1. В.В. Пасечник. Биология. Многообразие покрытосеменных растений. 6 класс: учебник для общеобразовательных учреждений - М.: Дрофа

  1. В.В. Пасечник. Биология. Многообразие покрытосеменных растений. 6 класс: Рабочая тетрадь - М.: Дрофа

  2. Буслаева Т.Н. Поурочное тестирование по ботанике. - М.: Чистые пруды, 2006. – 32 с.

  3. Калинина А.А. Поурочные разработки по биологии. 6 класс. – М.: Вако, 2005. – 352 с.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!