Прощай, букварь!
Цель: подвести итоги изучения Букваря; воспитывать уважение к книге как к источнику знаний, интерес к чтению; развивать актёрские способности путём привлечения к инсценировкам, чувство дружбы и товарищества; убеждать, что добросовестное учение в школе – обязанность каждого школьника.
Ход
Ведущий:
-Добрый день, уважаемые родители, гости! Мы рады приветствовать вас на празднике, героями которого являются наши первоклассники. Встречайте их бурными аплодисментами.
(Вход детей + исполнение «Песни первоклассника»)
Ведущий:
-В жизни всё начинается с малого: хлеб – с зёрнышка, солнышко – с лучика, дом – с кирпичика, а знания с первой книжки каждого человека - Букваря! 5 месяцев наши дети страничка за страничкой изучали основы русской грамоты. Все научились читать и писать. Сегодня пришло время попрощаться с Букварём, потому что ребят ждут новые книги и новые знания.
Ведущий: Слово для поздравления предоставляется директору школы Бактыбаеву А.Б.
(Выступление детей)
За окном снежинки вьются
Мы умнеем с каждым днем.
Почему не на уроках школьники с утра?
Почему в парадной форме нынче детвора?
На дворе снежок летит,
Мороз в окно стучится.
А нам сегодня предстоит
С Букварём проститься.
Сняли с БУКВАРЯ обложку,
и закладок нет...
Все взволнованы немножко...
В чем секрет?
Дочитали эту книгу школьники вчера,
А сегодня – день прощанья, праздник Букваря.
Сегодня, друзья, мы сюда собрались,
Чтоб доброе слово сказать
Тому, кто был другом,
Кто каждый свой час
Молчал, но учил нас трудиться.
Вначале он буквы свои показал,
Теперь мы читаем страницы!
Я с этой книжкой в первый раз,
Пришел в свой первый светлый класс.
Я эту книжку полюбил,
Я в ней все буквы изучил,
И как мне радостно сказать:
"Умею я теперь читать!"
Вот на столе лежит большой арбуз.
Как сладок и приятен он на вкус!
А рядом с ним три чёрточки видны.
Зачем здесь нарисованы они?
Открыли эту книгу мы едва,
И сразу же узнали букву А.
(показывает листок с буквой А)
Но для того, чтоб книгу прочитать,
Одной лишь буквы мало знать.
Составлен алфавит из многих букв.
Они – основа всех наук.
И вот вперёд мы двигались упрямо
И вскоре прочитали слово «мама».
(показывает листок со словом «мама»)
Чем больше знали букв, тем больше новых слов,
Прочесть любой из нас был по слогам готов.
И вот все буквы нам известны стали.
Мы выучили целый алфавит!
И уйму слов уже мы прочитали.
А сколько прочитать ещё нам предстоит!
Наверное, вовек не сосчитать,
Всех слов, что нам придётся прочитать.
Но это нас нисколько не пугает,
Ведь каждый ученик прекрасно знает:
Учёба – очень интересный труд.
Нам силу, радость знания несут.
Без книг, без знаний не видать нам счастья,
А от невежества приходят все напасти.
Кто в детстве книг хороших не читает,
Тот многих радостей себя лишает.
(показывает на Букварь)
Букварь нам в руки ключик к знаньям дал,
Поэтому Букварь – начало всех начал.
И говорим мы Букварю: «Спасибо!
И как мы без тебя прожить смогли бы?»
Не можем мы представить жизнь без книг,
И каждый уже к чтению привык.
Сегодня необычный праздник,
Такой бывает в жизни раз.
С Буквариком пришёл прощаться
Весёлый, дружный, первый класс.
Мы доброе слово сказать букварю
Сегодня должны все, ребята!
Давайте-ка песню подарим ему
Споём её вместе с друзьями
(Песня «Расстаёмся с Букварём»)
Ведущий:
-Ребята! Вы слышите, что-то странное происходит. Кто-то шумит в коридоре, разговаривает, хочет помешать нашему празднику.
(Появляется Баба Яга)
Баба Яга: СТОЙТЕ! ПОДОЖДИТЕ!!
Ученики! Первоклассники! ДА????
Как это научились читать? Без меня! Не верю!
Я баба Яга,
Костяная нога,
Злая-презлая-
Вот я какая.
Коли решите, что я загадала.
Ждёт вас награда, я так сказала.
А не решите, ждёт вас тогда
В подарок большая, большая беда.
Испытание1 (голос за кадром, загадки)
1.Стоит веселый светлый дом,
Ребят проворных много в нем.
Там пишут и считают,
Рисуют и читают. (Школа)
2.Черные, кривые, от рождения немые.
Встанут в ряд — все заговорят. (Буквы)
3.То я в клетку, то в линейку.
Ровно написать сумей-ка!
Можешь и нарисовать,
Что такое я?.. (Тетрадь)
4.Если ты его отточишь,
Нарисуешь все, что хочешь!
Солнце, море, горы, пляж.
Что же это?... (карандаш)
5. В нем лежат пенал, тетрадки
И на завтрак бутерброд.
Все учебники в порядке
В школу ученик несет.
Он блестит, как будто глянец, —
За спиной красивый... (ранец)
6. Шел урок, а он молчал —
Перемену, видно, ждал.
Только кончился урок,
Громко зазвенел... (звонок)
Ведущий: Молодцы, ребята! Так держать!
Баба Яга: Рано радуетесь!!!
Испытание 2. Сумеете ли вы решить ребусы? (слайды –аист, подвал, кулак, дочка, подарок)
Ведущий: Ну что, бабушка, понравились тебе наши ребята?
Баба Яга: Понравились! Даже завидно стало! Потешили старую!
Загадки отгадывать вы можете, ребусы решать тоже. А можете ли танцевать?
Ведущий: Конечно. Встречайте на сцене Драгне Виолетта с зажигательным танцем ….
(Танец Драгне Виолетта)
Баба Яга:
ОХ, молодцы,
Хоть мне пятьсот, наверно, лет,
Но букв я до сих пор не знаю.
Но здорово я сказки сочиняю!!!
Испытание 3
-А вы, ребята, любите читать сказки? И названия тоже знаете? Вот сейчас посмотрим.
(голос за кадром, зачитывает загадки про сказочных героев + слайды)
1.Бабушка девочку очень любила.
Шапочку красную ей подарила
Девочка имя забыла своё,
Вы подскажите, как звали её? (Красная Шапочка)
2. С букварём шагает в школу
Деревянный мальчуган.
Попадает вместо школы
В полотняный балаган.
Как зовётся эта книжка?
Как зовётся сам мальчишка? (Буратино)
3.Лечит маленьких детей,
Лечит птичек и зверей,
Сквозь очки свои глядит
Добрый доктор … (Айболит)
4. Он всегда живёт всех выше:
У него есть дом на крыше
Если ляжешь быстро спать
Ты с ним можешь поболтать.
Прилетит к тебе в твой сон
Живой весёлый …(Карлсон)
5. Она Буратино учила писать,
И ключ золотой помогала искать.
Та девочка кукла с большими глазами
Как неба лазурного высь, волосами,
На милом лице аккуратненький нос
Как имя её? Отвечай на вопрос? (Мальвина)
7. Их приглашают с другом Геной
На день рожденья непременно.
И любит каждую букашку
Забавный добрый … (Чебурашка)
8. Укатился он из дома
По дороге незнакомой…
Ты узнал его, дружок?
Это самый непослушный,
говорливый, простодушный
И румяный… (Колобок)
Ведущий: И с этим испытанием справились! Молодцы, ребята!
Баба Яга:
-Хм…Какие вы умные, начитанные.
(выход Лентяя)
Ведущий: Ой, Баба Яга, кого ты к нам привела?
Лентяй.
Я – лентяй. Учиться – лень!
Отдыхаю целый день.
Телевизор на диване
Я могу смотреть часами.
Не хочу я буквы знать!
Книжки не хочу читать!
Если кто-то скажет вдруг:
“Почитай-ка, Ваня, вслух!”
Покраснею, побледнею,
Ведь читать…я не умею!
Лучше спрячусь я от всех!
Буквы брошу, убегу, ничего я не хочу!
(Лентяй бросает буквы на пол - НИКГА; выходят ребята с буквами в руках и выстраиваются в таком порядке:
НИКГА – ЙУЧШИЛ ГРДУ
(выходит Ведущий 1, 2)
Ведущий1-ый
-Ребята, помогите!
Ведущий 2-ой
-Ребята, постройте буквы в правильном порядке!
Получается фраза: КНИГА – ЛУЧШИЙ ДРУГ.
Ведущий 1-ый
Как хорошо уметь читать!
Не надо к маме приставать,
Не надо бабушку трясти:
Прочти, пожалуйста, прочти!
Не надо умолять сестрицу:
Ну, почитай еще страницу!
Не надо звать, не надо ждать,
А можно взять и почитать!
Ведущий 2-ой
И в десять лет, и в шесть и в пять
Как хорошо уметь читать!
Все вызывает интерес:
Далекий космос, ближний лес.
Загадки - первая ступень в пути.
Много жанров ещё впереди:
Стихи, рассказы, сказки, басни -
Так смелей теперь иди!
Ведущий:
-Ребята, а давайте покажем Бабе Яге и Лентяю, какие мы прилежные, самостоятельные ученики.
Игра для вас «Собери портфель». Если я называю предмет, который нужно взять в школу, вы хлопаете в ладоши. А если этот предмет не нужен, то топаете ногами. Готовы?
Вечером, вечером,
Делать уже нечего.
Портфель я соберу
Всё, что нужно положу:
Учебники и книжки,
Игрушечную мышку,
Паровозик заводной,
Пластилин цветной,
Кисточки и краски,
Новогодние маски,
Ластик и закладки,
Ручки и тетрадки,
Карандашики цветные,
И матрёшки расписные
Прописи и папки,
Конфетки, шоколадки,
Воздушные шары,
Спортивные штаны,
Кеды и футболку
Нитки, ножницы, иголку.
Расписание, дневник,
Собран в школу ученик.
Баба-яга:
-Ну всё, хватит! Довольно! Пойдём Лентяй с тобой в лесную школу записываться! (уходят)
Ведущий:
- Ребята, у нас на празднике не хватает главного гостя. Как вы думаете, кого? (Букваря)
- Давайте позовём его.
Все дети хором: Букварь, Букварь! Мы ждём тебя!
Букварь:
-Здравствуйте, ребята!
Я – Букварь, учу читать
Меня нельзя никак не знать
Меня изучишь хорошо –
И сможешь ты тогда
Любую книжку прочитать
Без всякого труда.
Но для того чтоб книжку прочитать
Одной лишь буквы мало знать
Составлен алфавит из многих букв
Они - основа всех наук.
-Вот и они – мои подданные – буквы – жители города Буквограда.
(выход букв, строятся рядами – гласные, парные согласные, сонорные, твёрдые и мягкие)
Букварь:
В букваре живёт семья
Буквы все от А до Я
Две команды у них есть,
Кажется, они уже здесь
Гласные -10 букв (называют себя):
Все мы вместе собрались
Петь готовы мы на бис.
Ведь мы буквы гласные
Все певцы прекрасные.
Букварь:
Вот ещё одна команда,
И кого в ней только нет:
Звонкие и удалые
И совсем-совсем глухие
Встаньте парами друзья
Посмотрю на всех вас я.
(парные согласные называют себя по очереди: б-п, в-ф, г-к, д-т, ж-ш, з-с)
А согласные согласны
Шелестеть, шептать, скрипеть
Даже фыркать и шипеть,
Но не хочется им петь.
3. Сонорные:
1. Буквы Й Н Л М Р
Подаём вам всем пример.
Хоть живём мы и без пары
Нас всегда все видеть рады.
Глухие согласные
Ц Щ Х и буква Ч
Уважаемы вполне.
Говорят, что мы глухие
Но беды ведь в этом нет.
И в словах любых красивых
Шлём вам свой большой привет.
Букварь:
Вот остались два братишки
И без них не выйдет книжки
Твёрдый знак и мягкий знак
Нам без вас нельзя никак.
Тв и Мягк
Мягкий знак - хитрый знак.
Не сказать его никак.
Он не произносится,
Но в слово часто просится.
Твердый знак – такая штука...
В общем, нет такого звука.
Буква есть, а звука нет.
Почему? Пока секрет.
Букварь:
Вот такие наши буквы
Славный русский алфавит
Знать его отлично должен
Каждый, каждый ученик.
(Песня «Учитель и Букварик»)
Ведущий:
-Да, ребята! Букварь - стал нашим верным другом, помощником. Из этой первой книги мы узнали обо всех буквах нашего алфавита. А помогли вам в этом учителя, родители и даже бабушки.
Не секрет, что иногда, а кому-то и всегда бабушки помогают делать уроки.
Также не секрет, что бабушки настолько любят своих внуков, что готовы сесть вместе с ними за парту. И таких бабушек мы хорошо знаем. Вот они.
(На сцену выходят две бабушки. Сценка Е. Смолина «Бабушки и внуки»)
Первая бабушка. Здравствуй, голубушка моя. Пойдём гулять в парк.
Вторая бабушка. Да что ты, я ещё уроки не сделала.
Первая бабушка. Какие уроки?
Вторая бабушка. Сейчас модно делать уроки за внуков. Вот хочу попробовать, хотя это, наверное, непедагогично.
Первая бабушка. Почему это не педагогично? Да я всю жизнь за внуков уроки делаю. Если что – меня спрашивай, у меня большой опыт.
Вторая бабушка. Ну, если не трудно, проверь, как я стихотворение выучила: «У лукоморья дуб зелёный; златая цепь на дубе том…»
Первая бабушка. Так, хорошо.
Вторая бабушка. «…И днём, и ночью пёс учёный…»
Первая бабушка. Какой ещё пёс?
Вторая бабушка. Ну, я не знаю, какая у него порода, может, доберман-пинчер?
Первая бабушка. Да не пёс, а кот учёный! Поняла?
Вторая бабушка. А-а, поняла, поняла! Ну, я тогда сначала начну: «У лукоморья дуб зелёный; златая цепь на дубе том: и днём, и ночью кот учёный… с авоськой ходит в гастроном».
Первая бабушка. С какой авоськой? В какой гастроном? Учи стихотворение снова.
Вторая бабушка. Ой, у меня ещё столько уроков! Один внук в шестом классе, а другой – в первом. Его учительница просила в школу кассу принести.
Первая бабушка. Какую кассу? Из магазина, что ли? Ты меня в это дело не впутывай!
Вторая бабушка. Ну, при чём тут магазин? Касса – это алфавит. Ладно, я её сама сделаю.
(уход бабушек)
1. Как хорошо уметь читать
Не надо к маме приставать.
2. Не надо бабушку трясти:
«Прочти, пожалуйста, прочти!»
3. Не надо умолять сестрицу:
Не надо звать, не надо ждать,
А можно взять и прочитать!
4. И как мне радостно сказать:
«Умею я теперь читать!»
5. В дорогу взять не позабудь
Ключи волшебных связку.
6. В любой рассказ найдешь ты путь,
Войдешь в любую сказку.
Ведущий:
-Уважаемые родители! Наши дети приготовили для вас видеозагадки. Внимание на экран!
Конкурс «Детский лепет»
Дети объясняют слова, а родители отгадывают.
1. Там много мальчиков и девочек, они получают двойки и пятерки. Им включают музыку, и они становятся умными, добрыми и вежливыми (Школа)
2. Он не умеет читать и писать. Он учится писать, рисовать, клеить, читать книжки. (Первоклассник)
3. На него все бегут. Когда он идет, на нем тихо сидят, слушают, пишут. (Урок)
4. На ней нельзя рисовать, нельзя карябать. Но некоторые даже умудряются за ней спать (Парта)
5. Это бывает и летом, и зимой. В это время можно долго смотреть телевизор или читать книжку (Каникулы)
6. Это маленькое удовольствие. Иногда дети спрашивают, когда она будет, а учитель на них ругается, потому что урок только начался, а иногда на уроке ученик просится в туалет, а учитель говорит: «Когда она была, тогда и надо было ходить» (Перемена)
7. Он говорит, говорит и не перестает говорить даже тогда, когда мы уже устали (Учитель)
8. Его надо всегда носить в школу, даже когда не хочется. Его смотрят родители, учителя его просят, а он иногда теряется (Дневник)
9. Это урок, на который всегда все хотят идти, даже если у них нет для него одежды (Физкультура)
10. На ней надо писать, но мы до нее еще не достаем (Школьная доска).
Ведущий: Молодцы! (Дети хлопают родителям)
(дети исполняют частушки)
1. Мы собрали пап и мам,
Но не для потехи.
Мы сегодня рапортуем
Про свои успехи.
2. Время быстро пролетело
С сентября до февраля.
Мы сегодня отмечаем
Славный праздник Букваря!
3. Мы читать все научились,
Вам не хвастаем, не врём,
И навеки подружились
С лучшей книжкой - Букварём!
4. Топни, ножка-нога,
Топни, правенькая.
Весь букварь я изучила,
Хоть и маленькая.
5. Разбудите меня ночью,
В самой серединочке,
Расскажу Вам алфавит
Без одной запиночки!
6. Звуки гласные мы любим,
И всё больше с каждым днём.
Мы не просто их читаем -
Эти буквы мы поём!
7. Почему у малышей
Мокрые реснички?
Потому что в букваре
Кончились странички.
8. Тыщу слов в минуту нынче,
Как машинка, я строчу.
Я любую вашу книжку
Одним махом "проглочу"!
9. С Букварём кто не в ладу,
С тем я дружбу не веду.
У меня характер крут -
Уважаю с детства труд!
10. А Букварь мне подарили
В день рожденья моего.
И, целуя, говорили:
"Нет чудесней ничего!"
11. Не печалься ты, Букварь,
Лучше нету книжки!
Подарю тебя теперь
Младшему братику.
12. Мы простимся с Букварём
И рукой помашем,
С спасибо десять раз
Дружно хором скажем!
(дети читают стихи)
Как же нам не веселиться,
В школе праздник Букваря,
Алфавит весь изучили,
Потрудились мы не зря
2. Вдоль картинок мы шагали,
По ступенькам-строчкам шли.
Ах. Как много мы узнали!
Ах, как много мы прочли.
3. Букв сначала мы не знали,
Мамы сказки нам читали.
А теперь читаем сами,
Подружились сказки с нами.
4. Был наш путь не очень долгим,
Незаметно дни бегут.
А теперь на книжной полке
Нас другие книжки ждут.
5. Жить без книг теперь не сможем,
Дорог нам их вечный свет.
Увлекательнее чтенья
Ничего на свете нет!
6. Ты представь себе на миг,
Как бы жили мы без книг?
Что бы делал ученик,
Если не было бы книг,
Если б всё исчезло разом,
Что писалось для детей:
От волшебных добрых сказок
До весёлых повестей?
7.Надо десять лет учиться,
Не лениться, а трудиться,
Год за годом промелькнут,
И от школьного порога
В жизнь откроется дорога
8.Но праздники кончаются
И наступают будни
И труд наш ученический,
Порой довольно трудный.
9.Но страницы прошуршали,
Буквы 33 узнали
И теперь любую книжку
Мы прочтем без передышки.
10.Были мы просто ребятами
Стали теперь мы читатели
Нет среди нас лентяев -
Все мы прекрасно знаем.
11.Из года в год, из века в век
Работал много человек,
Писались сказки, их не счесть
И я их всех смогу прочесть.
12.Теперь я сам смогу прочесть
Какие реки в мире есть,
Какие в мире чудеса,
Что неизведанно пока.
13.Из книги я узнать смогу,
Как жили люди в старину,
Кто и когда указ издал
И город наш обосновал.
14.А хочешь ты узнать о бегемотах,
Слонах, ужах и о болотах
И о синичке, и о пчёлке.
Возьми об этом книгу с полки.
Тебе не надо никого
Теперь просить прочесть её.
15.Нас научил читать букварь,
В нем много нового узнали
И на его страницах мы
Друзей хороших повстречали.
16. До свиданья, Букварь дорогой!
Грустно нам расставаться с тобой,
Книг других ты милей и родней,
Мы читали тебя много дней.
17. Не теряли мы времени зря –
Знаем буквы от «А» и до «Я».
А теперь расстаёмся с тобой,
До свиданья, Букварь дорогой
18. Как сегодня радуются дети –
Стало больше грамотных на свете!
Скажем Букварю мы «до свиданья»
И рукой помашем на прощанье.
19. Трудно было нам с тобой в начале,
Мы полгода буквы изучали!
Но теперь нам совершенно ясно,
Что старанья были не напрасны!
20. Ничего на свете лучше нету,
Чем прочесть журнал или газету,
Двадцать первого столетья дети,
Мы освоим сайты в Интернете!
21. Теперь мы знаем буквы алфавита –
Букварь помог открыть нам чудный мир.
И самый-самый первый наш учебник
Мы от души сейчас благодарим!
22. Мы все, Букварь, сказать хотим:
За всё тебя благодарим.
И всё, что сделал ты для нас,
Мы это помним, это знаем!
И вот взволнованно сейчас
Тебя мы с честью провожаем.
Букварь:
Ой! Что-то позабыл друзья
Ведь представить должен я
Кто на смену мне придёт
Дальше вас учить начнёт.
(Букварь выводит Родное слово. Дети хлопают.)
Родное слово:
Я люблю учить детей
С вами жить мне веселей
Будем крепко мы дружить
Мои правила учить
Ничего от вас не скрою
Все секреты вам открою
Полистай мои страницы
Здесь стихи и небылицы
Сказки, басни, прибаутки
Поговорки, даже шутки
Я от Букваря слыхала
Что вы знаете немало
Любознательных люблю
Щедро знания дарю
Всем, кто хочет много знать
Хорошо надо читать.
-Дорогие ребята! Я очень рада нашей встрече и надеюсь, что вам со мной будет интересно, мы сумеем подружиться.
Ведь без дружбы с давних лет
Ничего на свете нет!
(уход Букваря и Родного слова)
Песня «О дружбе»
Ведущий:
-Дорогой первоклассник!
Тебя от сердца поздравляем,
Пусть ждёт всегда во всём успех –
На память мы диплом вручаем!
Учись легко! Будь лучше всех!
(вручение дипломов - директор)
Ведущий:
А теперь настал момент прощанья
Всем спасибо за вниманье,
Говорим вам: До свиданья!
До счастливых новых встреч!
(уход из зала под музыку)