СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Прощание с Букварем

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Прощание с Букварем»


Праздник в 1 классе



«Прощание с Букварём»



Учитель начальных классов: Сушкова Н.Н.




































ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Автор: Сушкова Надежда Николаевна

Место работы: учитель начальных классов

МАОУ СОШ №20 г. Липецк

Класс: 1 класс

Название материала: Сценарий урока - праздника «Прощание с букварём».

Вид ресурса: Сценарий к празднику и мультимедийная презентация

Цель: Закрепление материала, полученного на уроках русской грамоты.

Задачи: Развитие мышления, внимания.
Создав атмосферу удивления, восторга, развивать коммуникативные способности.
Повышать интерес к языку и чтению.
Воспитывать дружеские взаимоотношения в коллективе.

Оборудование: Алфавит в картинках, костюмы для праздника.


Форма проведения: урок - праздник

Подготовительная работа: выучить стихотворения к празднику, оформить красочно кабинет.

Предназначение: Данный материал использовать после изучения русской азбуки, на уроке литературного чтения или классном часе.















Праздник Букваря

(1 слайд)

Ведущий: мы помним тот звонок веселый,

Что прозвенел нам в первый раз

Когда вошли ребята в школу,

В свой самый лучший первый класс.

Как встретил у дверей учитель,

Ваш верный друг на много дней.

И шумная семья большая

Подружек новых и друзей.

Садясь за парту осторожно,

Чтоб школьной формы не измять,

Мы буквари свои раскрыли,

Раскрыли чистую тетрадь.


Учитель: У нас большая радость: все дети закончили первую учебную книгу. Теперь они умеют сами читать любые слова, написать предложения и даже короткие тексты. Сегодня у нас праздник: прощание с Букварём, нашим другом на первые учебные месяцы. ( 2 слайд). Давайте сейчас совершим путешествие из города Алфавитинск в город Книжинск и узнаем, какие книги придут на смену Букварю.

Осыпает нас заря
Золотым дождем,
Нынче праздник Букваря –
В школу мы идем.

Букварю несем подарки –
Много букв красивых, ярких.
Дорогому Букварю
Говорю: "Благодарю!"

Быстро месяцы летели,
Промелькнул декабрь, январь,
Оглянуться не успели,
Как уже звенят капели
И прочли мы весь "Букварь".
Дорогому Букварю
Говорю: "Благодарю!"

Книгу первую мою
Берегу я и люблю.
Хоть пока и по слогам,
Я ее читаю сам –
И с конца, и с серединки,
В ней красивые картинки,
Есть стихи, рассказы, песни.
С книгой жить мне интересней!
Дорогому Букварю
Говорю: "Благодарю!"

Если мамы дома нет,
То не стану я скучать,
Я зажгу настольный свет,
Чтобы книжку почитать.
Книга добрая, живая,
Чудеса она творит!
Обо всем на свете знает
И со мною говорит.

Ежедневно по утрам

Заниматься надо нам.

Мы с доски не сводим глаз,.

И учитель учит нас.


Ель, топор, лопата, руки-

В каждом словно слышим звуки.

Звуки эти разные:

Хором: гласные, согласные.

Гласные тянутся в песенке звонкой,

Могут заплакать и закричать,

В тёмном лесу звать и аукать

И в колыбельке сестрёнку баюкать,

Но не желают свистеть и ворчать.

А согласные согласны

Шелестеть, шептать, скрипеть,

Даже фыркать и шипеть.

Но не хочется им петь.

ССС – змеиный слышен свист,

ШШШ – шуршит опавший лист,

ЖЖЖ – шмели в лесу жужжат,

РРР – моторы тарахтят.

Дружат гласная с согласной,

Составляют вместе слог.

МА и ША, а вместе МАША

К нам явились на урок.

Если слоги встанут рядом,

Получаются слова.

ТЫ и КВА, а вместе ТЫКВА,

СО и ВА , читай СОВА.

Букв сначала мы не знали,

Мамы сказки нам читали,

А теперь читаем сами,

Подружились сказки с нами.

Мы знаем буквы, знаем слоги.

Умеем говорить, считать.

И постепенно, понемногу

Мы научились все читать.

Все мы сегодня говорим

Спасибо Букварю!

Появляется букварь.

Букварь.

За ребят я очень рад!
Вижу: учатся всему –
Счету, грамоте, письму.
Хоть малы еще на вид –
Знают русский алфавит.
Сколько букв в нем?

Дети (хором).

Тридцать три!

Ты на буквы посмотри!

Букварь: С большим удовольствием приму участие в вашем празднике. Буквы, от А до Я, стройся! Равняйся! Смирно! ( 3 слайд)


Звучит "Песенка о буквах" (сл. М.Пляцковского, муз. В.Чернышева).

Одна за другой выбегают буквы и читают стихи. В руках у них небольшие плакатики, проекты с буквами.

Буква А сладка на вкус,
Словно сахарный арбуз.

По полю барашек белый
Темной ночью брел несмело.
Блеял он: "Боюсь я! Бе-е-е!"
Узнаете букву Б?

Буква В есть в слове "вол",
Я ее легко нашел!

Что за грохот? Что за гром?
Букву Г принес нам гном.
Зацепился он за гвоздь
И упал, наш бедный гость!

Буква Д, как будто дом,
Я в деревне жил в таком.

Буква Е есть в слове "ель",
Заметает ель метель.

Буква Ё есть в слове "ёж",
Ты легко ее найдешь!

Узнаешь знакомый звук?
Буква Ж жужжит, как жук.

З звенит, словно звонок,
Нас торопит на урок.

И – игрушки,
И – игра.
Любит игры детвора!

Йогурт из малины
Самый наш любимый!

Буква К, как куколка,
Славненькая буковка!

Лето, ливень, листопад,
Я любой погоде рад!

Букву М узнал я рано,
Ведь она есть в слове "мама".

Н – веселый Новый год,
Скоро в гости к нам придет!

О – похоже на колечко,
Словно шерстка на овечке.

П – прекрасные подарки
Принесли в пакете ярком.

Р – рычит, как будто рысь,
Эй, меня остерегись!

С – свистит, словно свисток:
Удирайте со всех ног!

Взял я толстую тетрадь,
Буду букву Т писать.

Замычит буренка: "Му-у!"
Узнаете букву У?

Я в лесу нашла фиалку –
Только рвать фиалку жалко!

Веселится буква Х:
Хи-хи-хи да ха-ха-ха!

Кап-кап-кап – за каплей капля
Мелкий дождик моросит.
Буква Ц, как будто цапля,
На одной ноге стоит.

Чашки, чайник, сладкий чай,
Что за буква? Отвечай!

Я шуршу, как будто шины,
Есть я в слове и "машина",
И собой я хороша!
Вы узнали букву Ш?

Буква Щ есть в слове "щит".
От удара он трещит!

Знак я очень твердый,
Оттого и гордый.
Буквы в слове разделяю,
Только жаль, меня теряют!

Буква Ы есть в слове "бык",
Травку бык щипать привык!

Я – мягкий знак.
Меня найдешь
И в слове "льет", и
В слове "дождь".

Этот дом похож на наш –
У него один этаж.

Скачет Юля, как юла,
Хоть и ростиком мала!

Ты твердишь все: "Я да я!
Всех умнее я, друзья!"
Не забудь, что буква Я –
Самая последняя!

Учитель: Дорогой букварь, проходи на наш праздник, послушай и поиграй с нами! (4 слайд)

Азбука - старшая сестра букваря. Азбука - почему её так назвали ? Сейчас мы называем в азбуке буквы «а,бэ, ве» , а раньше а «аз», б- «буки», в – «веди». Так и получилось- АЗБУКА. (На доске плакат со старославянским алфавитом) ( 5 слайд)

Люди сочинили много пословиц об азбуке. Азбука к мудрости ступенька. Аз да буки – потом и науки. Трудно поверить что когда – то у нас не было печатных книг. Их переписывали от руки гусиными перьями на особом материале – пергаменте (кусочек телячье кожи ). Переписчик выводил каждую букву. Особенно красиво он вырисовывал заглавные буквы красной или золотой краской. Поэтому книги стоили очень дорого и купить могли их только богатые люди. Книгу хранили как ценную реликвию.

Впервые печатать книги на станке стал Иван Фёдоров. Его так и называют - первопечатник. Напечатал он свою первую книгу. Как вы думаете, какую? Конечно букварь. И было это 500 лет назад. Слайд 6

Сейчас вы учитесь по букварю, а раньше много лет назад ,у детей не было букваря, ни других учебников .И вот более 1000 лет назад два брата Кирилл и Мефодий создали первую азбуку – кириллицу. Наши буквы пишутся и произносятся очень похоже. По многим славянским землям прошли братья с азбукой. Сербские, украинские, белорусские, русские народы пользуются кириллицей. В центре Москвы, на площади установлен памятник первоучителям Кириллу и Мефодию, в руках у них священные книги. Слайд 7

Интересно было учиться по букварю? Много пословиц и поговорок мы узнали.

Дети рассказывают пословицы

Пословица недаром молвится.

Без них прожить никак нельзя.

Они великие помощницы

И в жизни верные друзья.

Порой они нас наставляют,

Советы мудрые дают,

Порой чему- то поучают

И от беды нас берегут.

Пословица вовек не сломится

Давайте вспомним их, друзья. Слайд 8


  1. Дело мастера боится.

  2. Жизнь дана на добрые дела.

  3. Долог день до вечера, коли делать нечего.

  4. Почитай учителя как своего родителя.

  5. Делу время - потехе час.

  6. Повторенье – мать ученья.

  7. Без труда мечта мертва.

  8. И готово , да бестолково.

  9. Скучен день до вечера, коли делать нечего.

  10. Какие труды, такие и плоды.

  11. Учитель.

На уроках обучения грамоте мы открыли секреты русского языка. Послушайте разговор двух мальчиков.

Почему ребята долго не могли понять друг друга ?

Сценка “Овсянка”-

- А у меня дома овсянка!

- Подумаешь, у меня дома тоже овсянка!

- Как я люблю овсянку!

- И я люблю!

- Она жёлтая, красивая такая!

- И вкусная. Особенно с молоком!

- Как это- вкусная?

- Да так! А ещё хороша, с маслом и сахаром!

- Да ты про что говоришь?

- Как это – про что? Про овсянку! А ты про что?

- И я про овсянку!

- Ты про какую овсянку?

- Про обыкновенную. Про ту, что в нашем саду жила и песни пела.

- Каша песни пела?

- Какая каша? Не каша, а птица!

- Птица овсянка, что ли? Не слыхал про такую.

- Идем ко мне – мою овсянку слушать!

- Идем! А потом ко мне – мою овсянку кушать!

Учитель: Я думаю, вы поняли секрет этого диалога? Как называются слова, у которых несколько значений? Раскройте смысл многозначных слов: звезда, язык, земля. Слайды 9-12

Молодцы! Мы видим, что вы хорошо усвоили уроки.

Станция «Буковкино»

Отгадайте, о каких буквах идёт речь. (слайды 13-21)

Станция «Отдыхайка». Веселая зарядка. ( слайд 22)

Станция «Сказкино». (слайд 23)

Викторина по сказкам.

* Как звали корову из Простоквашино? (Мурка)

* Какие слова говорил Али-Баба, чтобы открылась пещера? (“Сим-Сим, откройся”)

* А что говорил Маугли, когда ему нужна была помощь? (“Мы с тобой одной крови. Ты и я”)

* Имена трёх поросят? (Ниф-Ниф, Наф-Наф, Нуф-Нуф)

* К кому ходили в гости Винни Пух и Пятачок? (к Кролику)

* Друг Малыша. (Карлсон)

* Где находилось поле чудес? (в стране Дураков)

* Старуха, у которой была крыса Лариска? (Шапокляк)

* В какой сказке в декабре собирали подснежники? (“Двенадцать месяцев”)

-Вы правильно назвали сказки. Попробуйте так же правильно назвать героев сказок. Я буду говорить первую часть имени, а вы называйте вторую.

Кощей…бессмертный

Василиса…Прекрасная

Братец…Иванушка

Сестрица…Алёнушка

Змей…Горыныч

Баба…Яга

Мальчик…с пальчик

Финист…Ясный сокол

Крошечка…Хаврошечка

- И эта станция оказалась позади. Мы отправляемся дальше.



Вы показали свои знания, умения. А хорошо ли умеете отгадывать ребусы. Слайд 24

Станция «Загадкино» Ребусы. (слайды 25-30)

Следующая станция «Весёлая» (слайд 31). Дети исполняют частушки.



А теперь песня! (слайд 32)



В конце февраля

В школе праздник букваря.

Мы прочли букварь до корки,

Нам по чтению пятёрки!


Позади нелёгкий труд

Слогового чтения:

Нам сегодня выдают

Удостоверения!


В том, что мы азбуку

Прочли!

Полный курс наук

Прошли!

И теперь без передышки

Мы прочтём любые книжки


Нет вопросов.

Михалков, Маршак и Носов,

Заходер, Барто, Чуковский,

Хармс, Бианки и Житков.

Паустовский, Маяковский,

Горький, Пришвин и Сладков.

Лев Кассиль и Лев Толстой.

Пушкин, Лермонтов…


Постой!

Перечислить всех нельзя-

Все теперь наши друзья!


УЧИТЕЛЬ:

-Нам пришло время прощаться с Букварём. Нас ждут другие книги. Они просит выполнить их просьбу (слайд 33)


Я добрый друг и спутник твой.

Будь, школьник, бережным со мной.

Мой чистый вид приятен,

Оберегай меня от пятен.

Мой переплёт не выгибай,

И корешок не поломай.

Меня в бумагу оберни.

Где взял меня - туда верни.

Запомни, я твой лучший друг,

Но только не для грязных рук.


Вручение книг и подарков для первоклассников.


Букварь: Настала пора расставаться! Теперь вас будет знакомить со сказками, рассказами, стихами моя младшая сестра – книга «Литературное чтение»

(Выходит девочка в костюме).

Очень рада встречи с вами!

Мне солнце подарило капельки свои,

Чтоб я их превратила в буквы и значки.

Хочешь плыть по океанам,

Опускаться в глубину,

Побывать во многих странах

И домчатся на Луну,

Быть отважным следопытом

В чащах вековых?-

Все края тебе раскрыты

На страницах книг.

Как, друзья, вам всем я рада.

Встреча с вами – мне награда.

Вот шелестят мои страницы,

И кто-то к нам уже стучится.


(Входит Русский язык).

Если ты хочешь судьбу переспорить,

Если ты ищешь отрады цветок,

Если нуждаешься в твёрдой опоре,-

Выучи русский язык!

Он твой наставник, великий, могучий,

Он переводчик, он проводник,

Если штурмуешь познания кручи,-

Выучи русский язык!

Ведущий.

До свиданья, Букварь дорогой!
Грустно нам расставаться с тобой.
Книг других ты милей и родней –
Мы читали тебя много дней!

Ведущая.

Не теряли мы времени зря:
Знаем буквы от "А" и до "Я".
А теперь расстаемся с тобой,
До свиданья, Букварь дорогой! ( слайд 34)

Дети машут руками и под музыку провожают Букварь. Звучит песня "Маленькая страна".





Используемая литература:

Внеклассные мероприятия: 1 класс. / Авт.-сост. О.Е.Жиренко, Л.Н.Яровая, Л.П.Барылкина, Т.И.Цыбина, Е.Л.Резенова. – 3-е изд. перераб. и доп. – М.: ВАКО, 2006. – 288 с.- (Мозаика детского отдыха)


Сп исок использованных материалов, Интернет-ресурсов

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1.Бесова М.А. «Шутки, игры, песни соберут нас вместе»- Ярославль,2001г

2.Волина В. «Праздник букваря»- Москва,1996г

3.Новогородцева Н.В. «Развитие речи детей»- Ярославль «Академия развития»1997г






Использованная литература


1. Волина В.В. Занимательное азбуковедение – М., Просвещение, 1991

2. Узорова О.В., Нефёдова Е.А. Сценки-минутки на школьном уроке: 1-4 классы/ – М.: ООО «Издательство Астрель», 2002.

3. Панфилова Н.И., Садовникова В.В. 35 суббот плюс каникулы. Сценарии школьных праздников - М.: Новая школа, 2001

4. Л. Мельникова, песня « Прощай, букварь!"



Список использованных материалов, Интернет-ресурсов

  • Ребусы http://vkusnyasha.ru/rebus2.html 

  • Картинки

http://images.yandex.ru/yandsearch?text=картинки школа&stype=image

http://images.yandex.ru/yandsearch?text=картинки совы&stype=image

http://images.yandex.ru/yandsearch?rpt=simage&ed=1&text=

http://sug.kiev.ua/img/event/3871944139.jpghttp://sug.kiev.ua/img/event/3871944139.jpg