Праздник в 1 классе
«Прощание с Букварём»
Учитель начальных классов: Сушкова Н.Н.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Автор: Сушкова Надежда Николаевна
Место работы: учитель начальных классов
МАОУ СОШ №20 г. Липецк
Класс: 1 класс
Название материала: Сценарий урока - праздника «Прощание с букварём».
Вид ресурса: Сценарий к празднику и мультимедийная презентация
Цель: Закрепление материала, полученного на уроках русской грамоты.
Задачи: Развитие мышления, внимания.
Создав атмосферу удивления, восторга, развивать коммуникативные способности.
Повышать интерес к языку и чтению.
Воспитывать дружеские взаимоотношения в коллективе.
Оборудование: Алфавит в картинках, костюмы для праздника.
Форма проведения: урок - праздник
Подготовительная работа: выучить стихотворения к празднику, оформить красочно кабинет.
Предназначение: Данный материал использовать после изучения русской азбуки, на уроке литературного чтения или классном часе.
Праздник Букваря
(1 слайд)
Ведущий: мы помним тот звонок веселый,
Что прозвенел нам в первый раз
Когда вошли ребята в школу,
В свой самый лучший первый класс.
Как встретил у дверей учитель,
Ваш верный друг на много дней.
И шумная семья большая
Подружек новых и друзей.
Садясь за парту осторожно,
Чтоб школьной формы не измять,
Мы буквари свои раскрыли,
Раскрыли чистую тетрадь.
Учитель: У нас большая радость: все дети закончили первую учебную книгу. Теперь они умеют сами читать любые слова, написать предложения и даже короткие тексты. Сегодня у нас праздник: прощание с Букварём, нашим другом на первые учебные месяцы. ( 2 слайд). Давайте сейчас совершим путешествие из города Алфавитинск в город Книжинск и узнаем, какие книги придут на смену Букварю.
Осыпает нас заря
Золотым дождем,
Нынче праздник Букваря –
В школу мы идем.
Букварю несем подарки –
Много букв красивых, ярких.
Дорогому Букварю
Говорю: "Благодарю!"
Быстро месяцы летели,
Промелькнул декабрь, январь,
Оглянуться не успели,
Как уже звенят капели
И прочли мы весь "Букварь".
Дорогому Букварю
Говорю: "Благодарю!"
Книгу первую мою
Берегу я и люблю.
Хоть пока и по слогам,
Я ее читаю сам –
И с конца, и с серединки,
В ней красивые картинки,
Есть стихи, рассказы, песни.
С книгой жить мне интересней!
Дорогому Букварю
Говорю: "Благодарю!"
Если мамы дома нет,
То не стану я скучать,
Я зажгу настольный свет,
Чтобы книжку почитать.
Книга добрая, живая,
Чудеса она творит!
Обо всем на свете знает
И со мною говорит.
Ежедневно по утрам
Заниматься надо нам.
Мы с доски не сводим глаз,.
И учитель учит нас.
Ель, топор, лопата, руки-
В каждом словно слышим звуки.
Звуки эти разные:
Хором: гласные, согласные.
Гласные тянутся в песенке звонкой,
Могут заплакать и закричать,
В тёмном лесу звать и аукать
И в колыбельке сестрёнку баюкать,
Но не желают свистеть и ворчать.
А согласные согласны
Шелестеть, шептать, скрипеть,
Даже фыркать и шипеть.
Но не хочется им петь.
ССС – змеиный слышен свист,
ШШШ – шуршит опавший лист,
ЖЖЖ – шмели в лесу жужжат,
РРР – моторы тарахтят.
Дружат гласная с согласной,
Составляют вместе слог.
МА и ША, а вместе МАША
К нам явились на урок.
Если слоги встанут рядом,
Получаются слова.
ТЫ и КВА, а вместе ТЫКВА,
СО и ВА , читай СОВА.
Букв сначала мы не знали,
Мамы сказки нам читали,
А теперь читаем сами,
Подружились сказки с нами.
Мы знаем буквы, знаем слоги.
Умеем говорить, считать.
И постепенно, понемногу
Мы научились все читать.
Все мы сегодня говорим
Спасибо Букварю!
Появляется букварь.
Букварь.
За ребят я очень рад!
Вижу: учатся всему –
Счету, грамоте, письму.
Хоть малы еще на вид –
Знают русский алфавит.
Сколько букв в нем?
Дети (хором).
Тридцать три!
Ты на буквы посмотри!
Букварь: С большим удовольствием приму участие в вашем празднике. Буквы, от А до Я, стройся! Равняйся! Смирно! ( 3 слайд)
Звучит "Песенка о буквах" (сл. М.Пляцковского, муз. В.Чернышева).
Одна за другой выбегают буквы и читают стихи. В руках у них небольшие плакатики, проекты с буквами.
Буква А сладка на вкус,
Словно сахарный арбуз.
По полю барашек белый
Темной ночью брел несмело.
Блеял он: "Боюсь я! Бе-е-е!"
Узнаете букву Б?
Буква В есть в слове "вол",
Я ее легко нашел!
Что за грохот? Что за гром?
Букву Г принес нам гном.
Зацепился он за гвоздь
И упал, наш бедный гость!
Буква Д, как будто дом,
Я в деревне жил в таком.
Буква Е есть в слове "ель",
Заметает ель метель.
Буква Ё есть в слове "ёж",
Ты легко ее найдешь!
Узнаешь знакомый звук?
Буква Ж жужжит, как жук.
З звенит, словно звонок,
Нас торопит на урок.
И – игрушки,
И – игра.
Любит игры детвора!
Йогурт из малины
Самый наш любимый!
Буква К, как куколка,
Славненькая буковка!
Лето, ливень, листопад,
Я любой погоде рад!
Букву М узнал я рано,
Ведь она есть в слове "мама".
Н – веселый Новый год,
Скоро в гости к нам придет!
О – похоже на колечко,
Словно шерстка на овечке.
П – прекрасные подарки
Принесли в пакете ярком.
Р – рычит, как будто рысь,
Эй, меня остерегись!
С – свистит, словно свисток:
Удирайте со всех ног!
Взял я толстую тетрадь,
Буду букву Т писать.
Замычит буренка: "Му-у!"
Узнаете букву У?
Я в лесу нашла фиалку –
Только рвать фиалку жалко!
Веселится буква Х:
Хи-хи-хи да ха-ха-ха!
Кап-кап-кап – за каплей капля
Мелкий дождик моросит.
Буква Ц, как будто цапля,
На одной ноге стоит.
Чашки, чайник, сладкий чай,
Что за буква? Отвечай!
Я шуршу, как будто шины,
Есть я в слове и "машина",
И собой я хороша!
Вы узнали букву Ш?
Буква Щ есть в слове "щит".
От удара он трещит!
Знак я очень твердый,
Оттого и гордый.
Буквы в слове разделяю,
Только жаль, меня теряют!
Буква Ы есть в слове "бык",
Травку бык щипать привык!
Я – мягкий знак.
Меня найдешь
И в слове "льет", и
В слове "дождь".
Этот дом похож на наш –
У него один этаж.
Скачет Юля, как юла,
Хоть и ростиком мала!
Ты твердишь все: "Я да я!
Всех умнее я, друзья!"
Не забудь, что буква Я –
Самая последняя!
Учитель: Дорогой букварь, проходи на наш праздник, послушай и поиграй с нами! (4 слайд)
Азбука - старшая сестра букваря. Азбука - почему её так назвали ? Сейчас мы называем в азбуке буквы «а,бэ, ве» , а раньше а «аз», б- «буки», в – «веди». Так и получилось- АЗБУКА. (На доске плакат со старославянским алфавитом) ( 5 слайд)
Люди сочинили много пословиц об азбуке. Азбука к мудрости ступенька. Аз да буки – потом и науки. Трудно поверить что когда – то у нас не было печатных книг. Их переписывали от руки гусиными перьями на особом материале – пергаменте (кусочек телячье кожи ). Переписчик выводил каждую букву. Особенно красиво он вырисовывал заглавные буквы красной или золотой краской. Поэтому книги стоили очень дорого и купить могли их только богатые люди. Книгу хранили как ценную реликвию.
Впервые печатать книги на станке стал Иван Фёдоров. Его так и называют - первопечатник. Напечатал он свою первую книгу. Как вы думаете, какую? Конечно букварь. И было это 500 лет назад. Слайд 6
Сейчас вы учитесь по букварю, а раньше много лет назад ,у детей не было букваря, ни других учебников .И вот более 1000 лет назад два брата Кирилл и Мефодий создали первую азбуку – кириллицу. Наши буквы пишутся и произносятся очень похоже. По многим славянским землям прошли братья с азбукой. Сербские, украинские, белорусские, русские народы пользуются кириллицей. В центре Москвы, на площади установлен памятник первоучителям Кириллу и Мефодию, в руках у них священные книги. Слайд 7
Интересно было учиться по букварю? Много пословиц и поговорок мы узнали.
Дети рассказывают пословицы
Пословица недаром молвится.
Без них прожить никак нельзя.
Они великие помощницы
И в жизни верные друзья.
Порой они нас наставляют,
Советы мудрые дают,
Порой чему- то поучают
И от беды нас берегут.
Пословица вовек не сломится
Давайте вспомним их, друзья. Слайд 8
Дело мастера боится.
Жизнь дана на добрые дела.
Долог день до вечера, коли делать нечего.
Почитай учителя как своего родителя.
Делу время - потехе час.
Повторенье – мать ученья.
Без труда мечта мертва.
И готово , да бестолково.
Скучен день до вечера, коли делать нечего.
Какие труды, такие и плоды.
Учитель.
На уроках обучения грамоте мы открыли секреты русского языка. Послушайте разговор двух мальчиков.
Почему ребята долго не могли понять друг друга ?
Сценка “Овсянка”-
- А у меня дома овсянка!
- Подумаешь, у меня дома тоже овсянка!
- Как я люблю овсянку!
- И я люблю!
- Она жёлтая, красивая такая!
- И вкусная. Особенно с молоком!
- Как это- вкусная?
- Да так! А ещё хороша, с маслом и сахаром!
- Да ты про что говоришь?
- Как это – про что? Про овсянку! А ты про что?
- И я про овсянку!
- Ты про какую овсянку?
- Про обыкновенную. Про ту, что в нашем саду жила и песни пела.
- Каша песни пела?
- Какая каша? Не каша, а птица!
- Птица овсянка, что ли? Не слыхал про такую.
- Идем ко мне – мою овсянку слушать!
- Идем! А потом ко мне – мою овсянку кушать!
Учитель: Я думаю, вы поняли секрет этого диалога? Как называются слова, у которых несколько значений? Раскройте смысл многозначных слов: звезда, язык, земля. Слайды 9-12
Молодцы! Мы видим, что вы хорошо усвоили уроки.
Станция «Буковкино»
Отгадайте, о каких буквах идёт речь. (слайды 13-21)
Станция «Отдыхайка». Веселая зарядка. ( слайд 22)
Станция «Сказкино». (слайд 23)
Викторина по сказкам.
* Как звали корову из Простоквашино? (Мурка)
* Какие слова говорил Али-Баба, чтобы открылась пещера? (“Сим-Сим, откройся”)
* А что говорил Маугли, когда ему нужна была помощь? (“Мы с тобой одной крови. Ты и я”)
* Имена трёх поросят? (Ниф-Ниф, Наф-Наф, Нуф-Нуф)
* К кому ходили в гости Винни Пух и Пятачок? (к Кролику)
* Друг Малыша. (Карлсон)
* Где находилось поле чудес? (в стране Дураков)
* Старуха, у которой была крыса Лариска? (Шапокляк)
* В какой сказке в декабре собирали подснежники? (“Двенадцать месяцев”)
-Вы правильно назвали сказки. Попробуйте так же правильно назвать героев сказок. Я буду говорить первую часть имени, а вы называйте вторую.
Кощей…бессмертный
Василиса…Прекрасная
Братец…Иванушка
Сестрица…Алёнушка
Змей…Горыныч
Баба…Яга
Мальчик…с пальчик
Финист…Ясный сокол
Крошечка…Хаврошечка
- И эта станция оказалась позади. Мы отправляемся дальше.
Вы показали свои знания, умения. А хорошо ли умеете отгадывать ребусы. Слайд 24
Станция «Загадкино» Ребусы. (слайды 25-30)
Следующая станция «Весёлая» (слайд 31). Дети исполняют частушки.
А теперь песня! (слайд 32)
В конце февраля
В школе праздник букваря.
Мы прочли букварь до корки,
Нам по чтению пятёрки!
Позади нелёгкий труд
Слогового чтения:
Нам сегодня выдают
Удостоверения!
В том, что мы азбуку
Прочли!
Полный курс наук
Прошли!
И теперь без передышки
Мы прочтём любые книжки
Нет вопросов.
Михалков, Маршак и Носов,
Заходер, Барто, Чуковский,
Хармс, Бианки и Житков.
Паустовский, Маяковский,
Горький, Пришвин и Сладков.
Лев Кассиль и Лев Толстой.
Пушкин, Лермонтов…
Постой!
Перечислить всех нельзя-
Все теперь наши друзья!
УЧИТЕЛЬ:
-Нам пришло время прощаться с Букварём. Нас ждут другие книги. Они просит выполнить их просьбу (слайд 33)
Я добрый друг и спутник твой.
Будь, школьник, бережным со мной.
Мой чистый вид приятен,
Оберегай меня от пятен.
Мой переплёт не выгибай,
И корешок не поломай.
Меня в бумагу оберни.
Где взял меня - туда верни.
Запомни, я твой лучший друг,
Но только не для грязных рук.
Вручение книг и подарков для первоклассников.
Букварь: Настала пора расставаться! Теперь вас будет знакомить со сказками, рассказами, стихами моя младшая сестра – книга «Литературное чтение»
(Выходит девочка в костюме).
Очень рада встречи с вами!
Мне солнце подарило капельки свои,
Чтоб я их превратила в буквы и значки.
Хочешь плыть по океанам,
Опускаться в глубину,
Побывать во многих странах
И домчатся на Луну,
Быть отважным следопытом
В чащах вековых?-
Все края тебе раскрыты
На страницах книг.
Как, друзья, вам всем я рада.
Встреча с вами – мне награда.
Вот шелестят мои страницы,
И кто-то к нам уже стучится.
(Входит Русский язык).
Если ты хочешь судьбу переспорить,
Если ты ищешь отрады цветок,
Если нуждаешься в твёрдой опоре,-
Выучи русский язык!
Он твой наставник, великий, могучий,
Он переводчик, он проводник,
Если штурмуешь познания кручи,-
Выучи русский язык!
Ведущий.
До свиданья, Букварь дорогой!
Грустно нам расставаться с тобой.
Книг других ты милей и родней –
Мы читали тебя много дней!
Ведущая.
Не теряли мы времени зря:
Знаем буквы от "А" и до "Я".
А теперь расстаемся с тобой,
До свиданья, Букварь дорогой! ( слайд 34)
Дети машут руками и под музыку провожают Букварь. Звучит песня "Маленькая страна".
Используемая литература:
Внеклассные мероприятия: 1 класс. / Авт.-сост. О.Е.Жиренко, Л.Н.Яровая, Л.П.Барылкина, Т.И.Цыбина, Е.Л.Резенова. – 3-е изд. перераб. и доп. – М.: ВАКО, 2006. – 288 с.- (Мозаика детского отдыха)
Сп исок использованных материалов, Интернет-ресурсов
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1.Бесова М.А. «Шутки, игры, песни соберут нас вместе»- Ярославль,2001г
2.Волина В. «Праздник букваря»- Москва,1996г
3.Новогородцева Н.В. «Развитие речи детей»- Ярославль «Академия развития»1997г
Использованная литература 1. Волина В.В. Занимательное азбуковедение – М., Просвещение, 1991 2. Узорова О.В., Нефёдова Е.А. Сценки-минутки на школьном уроке: 1-4 классы/ – М.: ООО «Издательство Астрель», 2002. 3. Панфилова Н.И., Садовникова В.В. 35 суббот плюс каникулы. Сценарии школьных праздников - М.: Новая школа, 2001 4. Л. Мельникова, песня « Прощай, букварь!" |
| Список использованных материалов, Интернет-ресурсов http://images.yandex.ru/yandsearch?text=картинки школа&stype=image http://images.yandex.ru/yandsearch?text=картинки совы&stype=image http://images.yandex.ru/yandsearch?rpt=simage&ed=1&text= http://sug.kiev.ua/img/event/3871944139.jpghttp://sug.kiev.ua/img/event/3871944139.jpg | | |