Праздник Букваря
Ученики рассаживаются по местам под музыку. (1 слайд)
Ведущий: мы помним тот звонок веселый,
Что прозвенел нам в первый раз
Когда вошли ребята в школу,
В свой самый лучший первый класс.
Как встретил у дверей учитель,
Ваш верный друг на много дней.
И шумная семья большая
Подружек новых и друзей.
Садясь за парту осторожно,
Чтоб школьной формы не измять,
Мы буквари свои раскрыли,
Раскрыли чистую тетрадь.
Учитель: У нас большая радость: все дети закончили первую учебную книгу. Теперь они умеют сами читать любые слова, написать предложения и даже короткие тексты. Сегодня у нас праздник: прощание с Букварём, нашим другом на первые учебные месяцы. ( 2 слайд). Давайте сейчас совершим путешествие из города Алфавитинск в город Книжинск и узнаем, какие книги придут на смену Букварю. Итак,начинаем.
Над страною зимним утром
Занялась заря.
В школе праздник-славный праздник
Праздник Букваря!
На свете очень много книжек разных,
А вот у Букваря отдельный праздник.
Вы спросите, наверно, почему
Такая честь досталась вдруг ему?
Ну что такое в этом Букваре?
Его мы открываем в сентябре,
Когда мы только начали учиться.
Быстро месяцы летели,
Промелькнул декабрь, январь,
Оглянуться не успели,
Как прочли мы весь "Букварь".
Дорогому Букварю
Говорю: "Благодарю!"
Букварю несем подарки –
Много букв красивых, ярких.
Дорогому Букварю
Говорю: "Благодарю!"
Книгу первую мою
Берегу я и люблю.
Хоть пока и по слогам,
Я ее читаю сам –
И с конца, и с серединки,
В ней красивые картинки,
Есть стихи, рассказы, песни.
С книгой жить мне интересней!
Дорогому Букварю
Говорю: "Благодарю!"
Если мамы дома нет,
То не стану я скучать,
Я зажгу настольный свет,
Чтобы книжку почитать.
Книга добрая, живая,
Чудеса она творит!
Обо всем на свете знает
И со мною говорит.
Ежедневно по утрам
Заниматься надо нам.
Мы с доски не сводим глаз,.
И учитель учит нас.
Ель, топор, лопата, руки-
В каждом словно слышим звуки.
Звуки эти разные:
Хором: гласные, согласные.
Гласные тянутся в песенке звонкой,
Могут заплакать и закричать,
В тёмном лесу звать и аукать
И в колыбельке сестрёнку баюкать,
Но не желают свистеть и ворчать.
А согласные согласны
Шелестеть, шептать, скрипеть,
Даже фыркать и шипеть.
Но не хочется им петь.
Дружат гласная с согласной,
Составляют вместе слог.
МА и ША, а вместе МАША
К нам явились на урок.
Если слоги встанут рядом,
Получаются слова.
ТЫ и КВА, а вместе ТЫКВА,
СО и ВА , читай СОВА.
Соединим мы два слова
И предложение готово.
Букварь нам в руки ключик к знаньям дал,
Поэтому Букварь –начало всех начал.
И говорим мы Букварю: »Спасибо!
И как мы без тебя прожить смогли бы?»
Не можем мы представить без книг,
И каждый уже к чтению привык.
Сегодня необычный праздник,
Такой бывает в жизни раз.
С Буквариком пришел прощаться
Веселый, дружный, первый класс.
УЧИТЕЛЬ: Праздник начался, а самого главного гостя –Букваря нет.
Ребята, давайте позовем его.
ДЕТИ: Букварь! Букварь! Мы ждем тебя!
Появляется букварь.
Букварь.
За ребят я очень рад!
Вижу: учатся всему –
Счету, грамоте, письму.
Хоть малы еще на вид –
Знают русский алфавит.
Сколько букв в нем?
Дети (хором).
Тридцать три!
Ты на буквы посмотри!
Букварь: С большим удовольствием приму участие в вашем празднике. Буквы! Занять свои места в порядке алфавита. ( 3 слайд)
Звучит "Песенка о буквах" (сл. М.Пляцковского, муз. В.Чернышева).
Одна за другой выбегают буквы и читают стихи. В руках у них небольшие проекты с буквами.
А-начало алфавита,
Тем она и знаменита
А узнать ее легко
Ноги ставит широко.
По полю барашек белый
Темной ночью брел несмело.
Блеял он: "Боюсь я! Бе-е-е!"
Узнаете букву Б?
Буква В видна в дали красивая, витая
Как будто крендель напекли, приезжих поджидая
Что за грохот? Что за гром?
Букву Г принес нам гном.
Зацепился он за гвоздь
И упал, наш бедный гость!
Видны за окнами дома
И дети на дорожках
А вот и буква»Д» сама
На самоварных ножках.
Буква Е есть в слове "ель",
Заметает ель метель.
Буква Ё есть в слове "ёж",
Ты легко ее найдешь!
Узнаешь знакомый звук?
Буква Ж жужжит, как жук.
З звенит, словно звонок,
Нас торопит на урок.
И – игрушки,
И – игра.
Любит игры детвора!
Йогурт из малины
Самый наш любимый!
Буква К, как куколка,
Славненькая буковка!
Лето, ливень, листопад,
Я любой погоде рад!
Букву М узнал я рано,
Ведь она есть в слове "мама".
Н – веселый Новый год,
Скоро в гости к нам придет!
О – В этой букве нет угла,
От того она кругла.
До того она кругла, покатится бы могла
П – прекрасные подарки
Принесли в пакете ярком.
Р – рычит, как будто рысь,
Эй, меня остерегись!
С – свистит, словно свисток:
Удирайте со всех ног!
Взял я толстую тетрадь,
Буду букву Т писать.
У-сучок. В любом лесу
Ты увидишь букву У
Всем известно без подсказки
Буква «Ф» -как ключ от сказки
Никогда его у нас не отнимет Карабас.
Веселится буква Х:
Хи-хи-хи да ха-ха-ха!
Кап-кап-кап – за каплей капля
Мелкий дождик моросит.
Буква Ц, как будто цапля,
На одной ноге стоит.
Да, вы правильно решили «Ч» мы пишем как четыре
Только цифрами, друзья, буквы путать нам нельзя
Я шуршу, как будто шины,
Есть я в слове и "машина",
И собой я хороша!
Вы узнали букву Ш?
Буква Щ есть в слове "щит".
От удара он трещит!
Это «Э» с открытым ртом
И с большущим языком.
Знак я очень твердый,
Оттого и гордый.
Буквы в слове разделяю,
Только жаль, меня теряют!
Буква Ы есть в слове "бык",
Травку бык щипать привык!
Я – мягкий знак.
Меня найдешь
И в слове "льет", и
В слове "дождь".
Этот дом похож на наш –
У него один этаж.
Скачет Юля, как юла,
Хоть и ростиком мала!
Ты твердишь все: "Я да я!
Всех умнее я, друзья!"
Не забудь, что буква Я –
Самая последняя!
Учитель: Дорогой букварь, проходи на наш праздник, послушай и поиграй с нами! (4 слайд)
Азбука - старшая сестра букваря. Азбука - почему её так назвали ? Сейчас мы называем в азбуке буквы «а,бэ, ве» , а раньше а «аз», б- «буки», в – «веди». Так и получилось- АЗБУКА. (На доске плакат со старославянским алфавитом) ( 5 слайд)
Люди сочинили много пословиц об азбуке. Азбука к мудрости ступенька. Аз да буки – потом и науки. Трудно поверить что когда – то у нас не было печатных книг. Их переписывали от руки гусиными перьями на особом материале – пергаменте (кусочек телячье кожи ). Переписчик выводил каждую букву. Особенно красиво он вырисовывал заглавные буквы красной или золотой краской. Поэтому книги стоили очень дорого и купить могли их только богатые люди. Книгу хранили как ценную реликвию.
Впервые печатать книги на станке стал Иван Фёдоров. Его так и называют - первопечатник. Напечатал он свою первую книгу. Как вы думаете, какую? Конечно букварь. И было это 500 лет назад. Слайд 6
Сейчас вы учитесь по букварю, а раньше много лет назад ,у детей не было букваря, ни других учебников .И вот более 1000 лет назад два брата Кирилл и Мефодий создали первую азбуку – кириллицу. Наши буквы пишутся и произносятся очень похоже. По многим славянским землям прошли братья с азбукой. Сербские, украинские, белорусские, русские народы пользуются кириллицей. В центре Москвы, на площади установлен памятник первоучителям Кириллу и Мефодию, в руках у них священные книги. Слайд 7
Букварь : интересно было учиться ? Много пословиц и поговорок вы узнали. А теперь давайте поиграем «Собери пословицу»
Дети составляют пословицы Слайд 8
На уроках обучения грамоте мы открыли секреты русского языка. Послушайте разговор двух мальчиков.Почему ребята долго не могли понять друг друга ?
Сценка “Овсянка”-
- А у меня дома овсянка!
- Подумаешь, у меня дома тоже овсянка!
- Как я люблю овсянку!
- И я люблю!
- Она жёлтая, красивая такая!
- И вкусная. Особенно с молоком!
- Как это- вкусная?
- Да так! А ещё хороша, с маслом и сахаром!
- Да ты про что говоришь?
- Как это – про что? Про овсянку! А ты про что?
- И я про овсянку!
- Ты про какую овсянку?
- Про обыкновенную. Про ту, что в нашем саду жила и песни пела.
- Каша песни пела?
- Какая каша? Не каша, а птица!
- Птица овсянка, что ли? Не слыхал про такую.
- Идем ко мне – мою овсянку слушать!
- Идем! А потом ко мне – мою овсянку кушать!
Учитель: Я думаю, вы поняли секрет этого диалога? Как называются слова, у которых несколько значений? Раскройте смысл многозначных слов: звезда, язык, земля. Слайды 9-12
Молодцы! Мы видим, что вы хорошо усвоили уроки.
Станция «Буковкино»
Отгадайте, о каких буквах идёт речь. (слайды 13-21)
Станция «Отдыхайка». Веселая зарядка. ( слайд 22)
Станция «Сказкино». (слайд 23)
Викторина по сказкам.
* Как звали корову из Простоквашино? (Мурка)
* Какие слова говорил Али-Баба, чтобы открылась пещера? (“Сим-Сим, откройся”)
* А что говорил Маугли, когда ему нужна была помощь? (“Мы с тобой одной крови. Ты и я”)
* Имена трёх поросят? (Ниф-Ниф, Наф-Наф, Нуф-Нуф)
* К кому ходили в гости Винни Пух и Пятачок? (к Кролику)
* Друг Малыша. (Карлсон)
* Где находилось поле чудес? (в стране Дураков)
* Старуха, у которой была крыса Лариска? (Шапокляк)
* В какой сказке в декабре собирали подснежники? (“Двенадцать месяцев”)
-Вы правильно назвали сказки. Попробуйте так же правильно назвать героев сказок. Я буду говорить первую часть имени, а вы называйте вторую.
Кощей…бессмертный
Василиса…Прекрасная
Братец…Иванушка
Сестрица…Алёнушка
Змей…Горыныч
Баба…Яга
Мальчик…с пальчик
Финист…Ясный сокол
Крошечка…Хаврошечка
- И эта станция оказалась позади. Мы отправляемся дальше.
Вы показали свои знания, умения. А хорошо ли умеете отгадывать ребусы. Слайд 24
Станция «Загадкино» Ребусы. (слайды 25-30)
Следующая станция «Весёлая» (слайд 31).
А теперь песня! «33 буквы» (слайд 32)
Букварь: Вы прочли букварь до корки,
Вам по чтению пятерки!
Позади нелегкий труд
Слогового чтения:
Вам сегодня выдаю я удостоверения!
Букварь вручает дипломы детям.
УЧИТЕЛЬ:
-Нам пришло время прощаться с Букварём. Нас ждут другие книги. (слайд 33)
Букварь: Настала пора расставаться! Теперь вас будет знакомить со сказками, рассказами, стихами моя младшая сестра – книга «Литературное чтение»
(Выходит девочка в костюме).
Очень рада встречи с вами!
Мне солнце подарило капельки свои,
Чтоб я их превратила в буквы и значки.
Хочешь плыть по океанам,
Опускаться в глубину,
Побывать во многих странах
И домчатся на Луну,
Быть отважным следопытом
В чащах вековых?-
Все края тебе раскрыты
На страницах книг.
Как, друзья, вам всем я рада.
Встреча с вами – мне награда.
Вот шелестят мои страницы,
И кто-то к нам уже стучится.
(Входит Русский язык).
Если ты хочешь судьбу переспорить,
Если ты ищешь отрады цветок,
Если нуждаешься в твёрдой опоре,-
Выучи русский язык!
Он твой наставник, великий, могучий,
Он переводчик, он проводник,
Если штурмуешь познания кручи,-
Выучи русский язык!
Ведущий.
До свиданья, Букварь дорогой!
Грустно нам расставаться с тобой.
Книг других ты милей и родней –
Мы читали тебя много дней!
Не теряли мы времени зря:
Знаем буквы от "А" и до "Я".
А теперь расстаемся с тобой,
До свиданья, Букварь дорогой! ( слайд 34)
До свидания, свидания!
А на следующий год наш Букварь читать научит
Тех, кто в первый класс придет.
Мы хотим тебе сказать:» Спасибо!»
Мы за все тебя благодарим!
Говорим тебе мы :До свидания!
Здравствуй!-новым книгам говорим.
Дети машут руками и под музыку провожают Букварь. Звучит песня "Маленькая страна".
Буквы все мы твердо знаем.
Сами пишем и читаем,
Мы простились с Букварем,
Книжки новые берем.
Любит школу весь наш класс
Папы мамы хвалят нас.
Впереди уроков много,
Ждет нас дальняя дорога.
Надо очень много знать:
Рисовать, читать, писать,
Чтобы жить на пользу людям
Хорошо учиться будем!