Обучение грамоте
Тема: «Итоговое занятие, посвященное вручению Буквариков»
Групповая комната празднично украшена. На стене висит плакат с надписью «День рождения Букварика». На видном месте стоит красивый сундучок. На доске – контурное изображение яйца, закрытое шестью карточками с заданиями. Четыре стола поставлены полукругом, на каждом – табличка с порядковым номером и название команды. Стол для жури. В комнате спрятано «яйцо» (футляр от киндер-сюрприза) с ключом внутри.
Воспитатель: Дорогие дети! Поздравляю вас – вы выучили все буквы русского алфавита! В этом вам помогли трудолюбие, терпение и настойчивость. Сегодня на последнем занятие-конкурс мы пригласили ваших родителей. Они будут и судьями, и зрителями.
Внимание! Всех участников и членов жюри (4-5человек) прошу занять свои места. Представляю команды: №1«Умники», №2 «Буквоеды»,
№3 «АБВГДейка», №4 «Почемучки»
(Вбегает Буратино с листом бумаги в руках. Он не обращает внимание на присутствующих. Топает ногами, приплясывает, напевает.)
Буратино: Как я рад! Как я рад!
Кто не знает Буратино –
Нос мой острый,
Нос мой длинный.
Вот работу я задам
Деревянный башмакам!
Воспитатель: Буратино, остановись, пожалуйста! Посмотри, сколько здесь ребят, гостей. А ты даже не поздоровался.
Буратино: Ой, а вы кто такая?!
Воспитатель: Я – воспитатель.
Буратино: Как много здесь мальчиков и девочек! А нарядились – то как! Слушайте, а пойдемте со мной на спектакль веселых человечков. Я продал свою Азбуку и купил билет (показывает). Я не хочу учиться, хоть мне и жаль папу Карло (крутит перед собой билет, переворачивает обратной стороной)
Воспитатель: Так читай же скорее.
Буратино: Как это читай? Я не умею читать. Что же мне делать?
Воспитатель: Давай попросим ребят прочитать.
Буратино: Ребята, выручите меня. Прочитайте пожалуйста!
Ребенок (читает). «На доске – задания, под ними – картинка. Найди то, что нарисовано. В нем ключ от сундука. В сундуке подарки. Удачи! Дед Буквоед».
Буратино: Не пойму, что тут написано.
Воспитатель: Я думаю, Буратино, нужно выполнить просьбу нашего старого знакомого Деда Буквоеда. Разве ты не любишь подарки?
Буратино: Ну, если подарки… Так и быть, остаюсь!
Воспитатель (снимает с доски по одной карточки и читает задания).
Первое задание – «Оживите букву». Нужно фломастерами подрисовать буквам ноги, руки, бантики, хвостики … (каждая команда получает по букве и выполняет задание-рис.1 Это задание и последующие жюри оценивает, вручая командам звезды: красную – «отлично», зеленую – «хорошо».)
Рис.1
Второе задание – «Обведите буквы». (каждая команда получает таблицы букв и написанную на листе бумаги буквы, которые нужно обвести в таблице – рис.2. Выигрывает та команда которая за одну минуту обведет больше заданных букв.)
А Н Ж М З П А К О С Ш Р П А К Б В В Л М Н О П Р С Н Т С А Б В Г Р Д Е Е Р С Н Н О М П С С Я С Ю Е П Ё Й А К |
Рис.2
Третье задание – «Музыкальная пауза» (рис.3) Потанцуем! (Дети и гости исполняют любой знакомый танец. Задание не оценивается).
Рис.3
Четвертое задание – за пять минут выложите из «Буквенного конструктора» как можно больше букв (рис.4)
А Й Р С
Рис.4
Пятое задание – «Отгадай загадки» (рис.5)
Рис.5
Я все знаю, всех учу, Черные, кривые,
Но сама всегда молчу. От рождения немые.
Чтоб со мною подружиться, А как только встанут в ряд –
Надо грамотно учиться. Сразу все заговорят.
(Книга) (Буквы)
То в клетку, Я черный, красный, желтый, синий,
То в линейку – С начинкой твердой в середине.
Написать по мне сумей-ка! Я с острым ножичком дружу
Можешь и нарисовать – И что хочу – изображу.
Что такое я? (Карандаш)
(Тетрадь)
Говорит она беззвучно, Черный Ивашка,
Но понятно и не скучно. Деревянная рубашка
Ты беседуй чаще с ней – Где носом ведет,
Станешь вчетверо умней. Там отметку кладет.
(Книга) (Карандаш)
Шестое задание – (рис.6) «Найдите место звука в слове». (Из каждой команды приглашается один участник. Дети по очереди берут карточки, определяют, в начале, в середине или в конце слова стоит заданный звук, и ставят их обратной стороной. На этой стороне карточек напечатано по слогам слово «мо-лод-цы» и восклицательный знак. Педагог читает это слово).
Рис.6
Воспитатель. На доске нарисовано яйцо. Надо его найти! (Дети отправляются на поиски яйца, спрятанного в групповой комнате. В это время жури подводит итоги выполнения заданий. Дети находят яйцо. Члены победившей команды достают из яйца ключ и открывают сундук. В нем находится самодельные Букварики: весь год дети на занятиях оформляли отдельные страницы, воспитатель складывал в индивидуальные папки, накануне занятия-конкурса родители сшили листы и украсили получившиеся книжки. Для детей торжественное вручение Буквариков явилось сюрпризом.)
Теперь почитаем стихи о буквах, алфавите и азбуке.
1-й ребенок. Прапрадедовской порой
Встали буквы в четкий строй.
Строй как строй, да не простой –
Он зовется Азбукой.
2-й ребенок. Буквы-значки, как бойцы на парад,
В четком порядке построены в ряд.
Каждый в условленном месте стоит
А называется все – Алфавит.
3-й ребенок. Как хорошо уметь читать,
Не надо к маме приставать,
Не надо бабушку трясти:
«Прочти, пожалуйста, прочти»
Не надо умолять сестрицу:
«Ну, прочитай еще страницу».
Не надо ждать,
Не надо звать,
А можно взять и прочитать.