СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Прощание с Букварём!

Нажмите, чтобы узнать подробности

Внеклассное мероприятие для 1 го класса на окончание звуко-буквенного периода. Праздник подготовлен по программе "2100", но можно использовать и при работе по другим УМК. Нужно будет разработать другую викторину или снять из конкурсной прораммы. Можно проводить как в одном классе (как проводила я) или на паралелль.

Просмотр содержимого документа
«Прощание с Букварём!»



Праздник «Прощание с Букварем»

Краткая рекомендация: Праздник «Прощание с Букварем» использовать для учеников 1-ых классов в период окончания обучению грамоте (3 четверть). Праздник можно проводить как в отдельном классе (проводит классный руководитель), так и во всей параллели (проводит организатор по внеклассной работе).

Направление: Внеклассное мероприятие (праздник)

Цель:

  • воспитательные: формирование способности работать в коллективе (группах или классом), умение слушать других;

  • познавательные: знакомство с историей возникновения русской письменности;

  • развивающие: развитие умений сравнивать, запоминать, выделять главное.

Виды деятельности:

  • разгадывание кроссворда;

  • работа в группах;

  • викторина

Используемые источники:

  1. Тузова В.Л. Первый класс – день за днём. Организация жизнедеятельности коллектива младших школьников: Материалы для специалистов начальной школы. – СПб.: КАРО, 2002.

  2. Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Пронина О.В. Букварь. Учебник по обучению грамоте и чтению. – 3-е изд., перераб. – М.: Баласс, 2009.

  3. Курганский С.М. Путешествие на планету знаний. Организация досуговой деятельности младших школьников: основные аспекты, сценарии мероприятий. 1-4 классы. – 2-е изд., - М.: «5 за знания», 2007.

  4. Внеклассные мероприятия в начальной школе. Вып. 4/ авт.-сост. Лободина Н.В. и др. – Волгоград: Учитель, 2007.

  5. Классные часы. 1 класс./ сост. Г.П. Попова. – Волгоград: Учитель, 2008.

















Праздник «Прощание с Букварем»

Звучит песня «Чему учат в школе»

- Дорогие друзья! У нас сегодня большой праздник – Праздник Букваря! Мы закончили изучать буквы. 1 сентября вы получили в подарок свою первую учебную книгу – Букварь (или Азбука – в зависимости от программы). Она научила вас читать, рассказала вам много интересных историй. И вот пришло время попрощаться с Букварем.

1. Стихи детей.

1.Мы помним тот звонок веселый,

Что прозвенел нам в первый раз,

Когда вошли с цветами в школу,

В свой самый лучший, первый класс.

2.Как встретил у дверей учитель,

Наш верный друг на много дней,

И шумная семья большая

Подружек новых и друзей.

3.Садясь за парту осторожно,

Чтоб школьной формы не измять,

Мы буквари свои раскрыли,

Раскрыли школьную тетрадь.

4.Теперь мы знаем буквы, слоги,

Умеем говорить, считать,

И постепенно, понемногу

Мы научились все читать.

Все мы сегодня говорим:

(Все): «За все тебя, Букварь, благодарим!»

2. Беседа

- Это сейчас, ребята, вы учите буквы по букварю или азбуке, а раньше, много-много лет назад, у ребят не было ни букваря, ни других учебников. И вот более тысячи лет назад два брата – Кирилл и Мефодий – создали первую азбуку – кириллицу. Потом она изменилась, и постепенно появилась первая напечатанная книга для детей – «Азбука». А кто знает, почему Азбука так называется?

- Сейчас буквы так называются «а», «бэ», «вэ», «гэ». А раньше буква «А» называлась «аз», «Б» – «буки», «В» – «веди». Так и получилось название от двух первых букв алфавита «Аз» и «Буки» – АЗБУКА.

3. Конкурсная программа

  • Загадки о буквах

На доске висит лист ватмана. Учитель (ведущий) в ходе мероприятия читает загадки о буквах (не по порядку). Дети выбегают с места и на ватмане записывают буквы. К концу праздника должны быть записаны все 33 буквы.

  1. Вот два столба наискосок,

А между ними поясок.

Ты эту букву знаешь? А?

Перед тобою буква… (А)

  1. Эта буква так кругла –

Укатится бы смогла. (О)

  1. Давно известно детям всем:

Корова знает букву… (М)

  1. Разделять он всех мастак,

Безголосый… (Ъ)

  1. Для шипенья хороша

В алфавите буква…(Ш)

  1. Безголосый он добряк,

Всё смягчает (Ь)

  1. Кусок от бублика я съел,

И получилась буква…(С, а не Л)



  • Составь слово

Ребята делятся на три группы (или задание выполняется по классам, если праздник проходит в параллельных классах). Каждой группе выдается конверт с набором букв. За 1 минуту нужно собрать слово.

1 конверт – АЗБУКА, 2 конверт – ШКОЛА, 3 конверт - ЧТЕНИЕ

  • Кроссворд

1. Моря и океаны,

Материки и страны –

Все умещается на нем,

На этом шаре голубом. (глобус)

2. Должен он пораньше встать,

Чтоб за партой не зевать,

Чтоб проверить, все ль в порядке,

В ранце ль книжки и тетрадки.

А вопрос такой возник:

Кто же это…(ученик)

3.Говорит она беззвучно,

А понятно и нескучно.

Ты беседуй чаще с ней,

Станешь вчетверо умней. (книга)

4. С виду черные, кривые,

От рождения немые,

А как только встанут в ряд,

Сразу все заговорят. (буквы)

5.В этой узенькой коробке

Ты найдешь карандаши,

Ручки, перья, скрепки, кнопки –

Что угодно для души. (пенал)

6.То я в клетку, то в линейку,

Написать по ним сумей-ка!

Можешь и нарисовать…

Что такое я? (тетрадь)

7.Новый дом несу в руке.

Двери дома на замке.

Тут жильцы бумажные

Все ужасно важные. (портфель)





Г

Л

О

Б

У

С











У

Ч

Е

Н

И

К








К

Н

И

Г

А






Б

У

К

В

Ы









П

Е

Н

А

Л









Т

Е

Т

Р

А

Д

Ь



П

О

Р

Т

Ф

Е

Л

Ь








Мы решили кроссворд, и получили важное слово – БУКВАРЬ!

  • Загадки о буквах



  1. Эта буква стоит после буквы «г» («Д»)

  2. Вторая в алфавите. («Б»)

  3. Между буквами «п» и «с» («Р»)

  4. Буква- «сестрица» буквы «е». («Ё»)

  5. Перед буквой «ч» («Ц»)

  6. Последняя в алфавите. («Я»)

  7. Часто эту букву путают с буквой «и» («Й»)



  • «Буква заблудилась»

Неизвестно, как случилось,

Только буква заблудилась:

Заскочила в чей-то дом

И хозяйничает в нем.

Но едва туда вошла буква-озорница,

Очень странные дела начали твориться.

Закричал охотник: «Ой!

Дверь гоняется за мной». (зверь)

Посмотрите-ка, ребятки,

Раки выросли на грядке. (маки)

Куклу, выронив из рук,

Маша к маме мчится:

«Там ползет огромный лук

С длинными усами!» (жук)

Говорят, один рыбак

В речке выловил башмак,

Но зато ему потом

На крючок попался дом. (сом)

Тает снег, течет ручей,

На ветвях полно врачей. (грачей)

Мы собирали васильки,

На голове у нас щенки. (венки)

На пожелтевшую траву

Роняет лев свою листву. (лес)

  • Викторина «Литературные герои»

1.Всех на свете он добрей,

Лечит он больных зверей,

И однажды бегемота

Вытащил он из болота.

Он известен, знаменит,

Добрый доктор…(Айболит)

2.Всех он любит неизменно,

Кто б к нему не приходил.

Догадались? Это Гена,

Это Гена…(Крокодил)

3.Он и весел, и не злобен,

Этот милый чудачок.

С ним хозяин, мальчик Робин,

И приятель – Пятачок.

Для него прогулка – праздник,

И на мед особый нюх.

Этот плюшевый проказник

Медвежонок…(Винни-Пух)

4.Враг людей и враг зверей

Злой разбойник…(Бармалей)

5.Многим долго неизвестный,

Стал он каждому дружком.

Всем по сказке интересной

Мальчик-луковка знаком.

Очень просто и недлинно

Он зовется…(Чиполлино)

- Ребята, а к нам кто-то стучится…(Входит почтальон)

  • Загадки о буквах



  1. Волку, волчонку и волчице

Немножко нужно поучиться.

Они совсем не знают, вот беда!

С какой же буквы начались их имена? («В»)

  1. Если маленькой чертой

Букву «О» перечеркнём,

Потеряем букву «О»,

Но другую мы найдём! («Ф»)

  1. Не получится борща,

Если нет в нём буквы…(«Щ»)

  1. Взяли «Н» и справа ножку

Растянули мы немножко,

Да свернули буквой «О» -

Ну, и что произошло?..(«Ю»)

  1. С этой буквой веселей!

Ну и как не улыбнуться –

Повисеть могу на ней,

А ещё и подтянуться! («П»)

  1. Буква рыбкой стать мечтает,

На ветвях зимой сверкает,

Вьётся стайкой над костром

И лежит на дне речном. («И»)

  1. Эта буква вместе с «Я»

Нотою бывает,

И её мои друзья

Часто напевают…(«Л»)

  1. Целый час жужжит уже

На цветочке буква …(«Ж»)

  1. Что мне делать, как мне быть?

Как исправить мне язык? –

Я её произносить

Вместо паузы привык!..(«Э»)

  1. Если сделаю губки

Очень тоненькою трубкой,

Звук потом произнесу,

То услышу букву...(«У»)



  • Викторина (по содержанию Букваря)



Мы учились по Букварю Бунеева Р.Н., Бунеевой Е.В., Прониной О.В. Вопросы к викторине можно составит по содержанию того Букваря (Азбуки), по которому учатся Ваши дети.

  1. В рассказе А. Шибаева «Всегда вместе» гласные и согласные буквы поругались, а потом помирились. Какую фразу они произнесли, когда заключили мир? («Будем вместе»)

  2. Что придумал сообразительный паучок, когда упал на землю? (Выпустил 2 паутинки и стал качаться на качелях)

  3. Назовите героев рассказа Н.Сладкова «Лесная хатка». (Бобры)

  4. Почему речки назвали Ракитовка, Карасёвка? (На берегу первой растут ракиты, во второй водятся караси)

  5. Как звали борца из стихотворения С.Я. Маршака «Цирк»? (Иван Огурец)

  6. Какие слова (буквы) перепутались в стихотворении Б. Заходера (Кит и кот, буквы «и» и «о»)

  7. Что желает в своём стихотворении «1 сентября» Ю. Мориц? («Будьте добры», «будьте бодры»)

  8. Какие прозвища есть у сороки? (Воровка, белобока)

  9. Почему капусту назвали капустой? («Капут» – голова, кочан капусты похож на голову)

  10. Ярославль и Владимир – это названия русских городов. Почему они так называются? (По именам русских князей, которые их основали)

  11. Назовите заколдованную букву, которую никак не могли произнести герои рассказа В. Драгунского? (Буква «ш»)

  12. Почему зайка стал заикаться в рассказе А. Шибаева «Два хвостика»? (Потому что мальчик у буквы «й» не написал сверху «хвостик», и получилось слово «заИка»)

  13. Назовите букву «почемучку». Почему её так называют? (Буква «ч», потому что она встречается часто в вопросительных словах)

  14. Почему у повара получился винегрет? (Потому что отключили свет, и он не видел, куда что кладёт)

  15. Чем занимался предок человека с фамилией Столяров? (Был столяром)

  16. Книга обо всём на свете. (Энциклопедия)



  • Загадки о буквах



  1. Что за гласная такая,

Не простая, а двойная,

И поклясться я готов –

Нет её в начале слов!..(«Ы»)

  1. «П» в другую букву можно

Очень можно быстро превратить.

Перекладинку немножко

Нужно только опустить!..(«Н»)

  1. Буква вид наш отражает,

Рыцарю смотреть мешает,

Хоть не ест, но всё жуёт,

Воробей её клюёт…(«З»)

  1. Если букву потерять,

Густ не сможет гоготать.

Гавкать пёс цепной не сможет.

Что за буква? Кто поможет?..(«Г»)

  1. Кошка, миленькая кошка,

Поиграй ты с ней немножко,

С кошкой ты, наверняка,

Не забудешь букву…(«К»)

  1. Очень часто под окошко

Воробьишки прилетают,

Очень шумно и дотошно

Эту букву обсуждают! ..(«Ч»)

  1. Она на антенну похожа

И на зонт как будто тоже…(«Т»)

  1. Енот жуёт, жуёт енот,

Ежевику он жуёт,

И на розовой стене

Он рисует букву («Е»)

  1. Какую букву пропустили? («Х»)



  • Конкурс «Карта мира»

На доске висит политическая карта мира, рядом «портреты» сказочных героев. Нужно назвать героя, можно вспомнить произведение и автора. Вспомнить, с какой страны герой, и поместить его в «нужное место» на карте.

Дюймовочка – Дания (Г.Х. Андерсен)

Красная Шапочка – Франция (Ш. Перро)

Карлсон – Швеция (А. Линдгрен)

Чебурашка – Россия (Э. Успенскй)

Пиноккио – Италия (К. Коллоди)

Гарри Поттер – Великобритания (Д. Роулинг)

Шелкунчик – Германия (Э.Гофман)

Али-баба – Восток (народный)

Братец Лис – США (Дж. Харрис)

4. Телеграмма от родителей

- Ой, ребята, кто-то стучится к нам в дверь.

Заходит почтальон (или можно обнаружить пистмо под дверью кабинета). А в телеграмме поздравление от родителей.

В светлый праздник Алфавита

Поздравляем всех детей!

Путь-дорога вам открыта,

Верных вы нашли друзей.

Их назвали Буки, Аз.

Дружбу с ними сохраните –

Вам помогут. В добрый час.

Через море книг пройдите.

5. Заключительные стихи

1.С этой книжкой самой первой

Каждый путь свой начинал,

Чтоб пройти маршрутом верным

На заветный перевал.

2.Край родной, родные дали,

Реки, рощи и моря –

Целый мир мы открывали

На страницах букваря.

3.Мы прочтем любые книжки,

Разберемся в словаре,

Потому что всюду буквы

Те же, что и в букваре.

4.Эти буквы – тридцать три –

Теперь другим, Букварь, дари!

От всех ребят я Букварю

Хочу сказать: благодарю!

5.Теперь Букварь и Алфавит

Нам путь в науку проторит.

И повторим хоть тыщу раз:

Всегда мы будем помнить вас!

- В конце праздника дети в подарок получают книги (словари, энциклопедии, хрестоматии – по согласованию с родителями)