Четвертый межрайонный гуманитарный форум
«Ижорские берега»
«Прошлое и настоящее бисера»
Работу выполнила: ученица 3 «А» класса
ГБОУ гимназии № 402 Колпинского района
Шульга Анна
Руководитель: учитель начальных классов
ГБОУ гимназия № 402 Колпинского района
Наркевич Людмила Петровна
Санкт-Петербург
2016
Содержание:
Введение …………………………………………………………………….…… 3
Глава 1 История возникновения бисера и бисероплетения …..………………4
Глава 2 Название «бисер» и изделий из него у различных народов……….. 6
Глава 3 Техника изготовления стекляруса……………………………….……6
Глава 4 Как использовали бисер в древности ………………………..…….…8
Глава 5 Современность бисера и бисероплетения ……………..………….....9
Выводы……………………………………………………………………….….11
Заключение……………………………………………………………………...11
Список использованной литературы ……………………………………...…..12
Введение.
На день рождения мама подарила мне книгу по бисероплетению. В этой книге мне очень понравились иллюстрации, на которых изображены изделия из бисера. И мне захотелось самой сделать фигурки из бисера. Оказалось, что и сам бисер и изделия из него очень разные. Меня заинтересовало когда, где, как и почему появился бисер. А ещё, как и для чего использовался.
Цель работы.
Ознакомиться с историей и современностью бисероплетения.
Задачи работы:
Найти информацию об истории возникновения, видах применения и значении бисера.
Изучить современные приспособления для бисероплетения и виды изделий из бисера.
Сделать выводы по теме.
Методы:
Сбор информации в библиотеке, в интернете.
Анализ полученных данных.
Обучение бисероплетению.
Создание поделки из бисера.
ГЛАВА 1.
В одной из легенд о возникновении стеклоделия рассказывается, что однажды, в очень далекие времена, финикийские купцы везли по Средиземному морю груз добытой в Африке природной соды. На ночлег они высадились на песчаном берегу и стали готовить себе пищу. За неимением под рукой камней обложили костер большими кусками соды. Поутру, разгребая золу, купцы обнаружили в песке чудесный слиток, который был тверд как камень, горел огнем на солнце и был чист и прозрачен как вода. Так появилось стекло.
Но археологи, на основании многочисленных находок, считают, что бисер начали ещё раньше, в Древнем Египте. Как только освоили производство стекла, египтяне начали производить и «фальшивый жемчуг» - бисер. В это же время изготовление бисера освоили и на Ближнем Востоке и в Древнем Китае. Стеклянные украшения, амулеты, посуду часто находят при археологических раскопках в Египте, Греции, Ближнем Востоке, Китае, Индии.
Более древние источники указывают на то, что первыми ювелирными изделиями наших предков были бусины, изготовленные из естественных материалов: раковин морских моллюсков, жемчуга, камней, зерен, костей и зубов животных. Надевали их на травинки, на конский волос, а с развитием цивилизации - на нитку и леску.
Во времена Римской империи производство стекла и бисера распространилось также в Европе. Однако в эпоху Средневековья центром стеклоделия становится Венеция. Венецианское стекло было известно во всем мире. К сожалению, мало кто знает, что Венеция на многие века стала единственным центром бисерного производства. Она снабжала бисером Восток и Запад, где он ценился очень высоко (его обменивали на золото, пряности, шелк). В Европе существовали целые склады бисера, регулярно устраивались бисерные ярмарки. Особым спросом пользовался очень мелкий (диаметром 0,5 мм) и блестящий венецианский бисер, а также «парчовый» бисер, отполированный изнутри, посеребренный и позолоченный.
В нашей стране стеклоделие было известно издавна, о чем свидетельствуют раскопки древних курганов и городищ, а также письменные источники. « Искусство изготовления тончайшего узорочья из меди, бронзы, серебра и золота зародилось на Поднепровье очень давно, и археологи прослеживают его развитие с первых веков нашей эры. Постепенно совершенствуясь, стеклоделие достигло чрезвычайно высокого технического и художественного уровня в эпоху Киевской Руси. Древнекиевским ювелирам были известны секреты изготовления разноцветных эмалей».
На огромных просторах Киевской Руси, раскинувшейся от Черного моря до Ладожского озера и от Карпат до верхнего течения Волги, всюду на городищах, в курганах и захоронениях археологи находят множество стеклянных бус, браслетов, перстней, осколков битой стеклянной посуды. На территории Сумской области в захоронениях III—IV вв. найдены коралловые, сердоликовые и стеклянные бусы. Остатки стеклоплавильных мастерских с разрушенными горнами, черепками тиглей, облитых разноцветными расплавами, обломки тонкостенных сосудов из стекла, кусков эмалей и многоцветных смальт, найденные при раскопках, свидетельствуют о том, что наши предки знали стекло не только благодаря торговле со странами Востока, Азии и Византии. Уже в IX в. в Киеве существовали небольшие мастерские по изготовлению стеклянной посуды, предметов быта и украшений, мозаичных смальт и цветных эмалей. Позднее из Киева стеклоделие распространилось и другие города Руси. Стеклянные бусы, обнаруженные при раскопках, были самые разнообразные по величине, форме, расцветке и художественной обработке. По цвету они были зеленые, синие, желтые, фиолетовые, черные, серебряные и золоченые; по форме — круглые, цилиндрические, бочонко- и винтообразные или в виде двух усеченных конусов, сложенных своими широкими основаниями. Переливаясь на солнце всеми цветами радуги, издавая мелодичный звон при движении, эти украшения делали женский костюм еще наряднее и красочнее.
Развитие стеклоделия на Руси надолго было прервано татаро-монгольским нашествием. Только в XVI в. началось возрождение стеклоделия в небольших сельских мастерских-гутах. В начале XVII в., в 1635 г., начал работать первый русский стекольный завод в селе Духанино, под Москвой.
Большое внимание развитию стеклоделия в России уделял Петр I. Он уничтожил пошлины на стеклянные изделия, привлекал для подготовки русских мастеров иностранных стеклоделов, посылал русских за границу учиться стекольному делу и, в частности, искусству изготовления бисера. По его приказу в 1705 г. на Воробьевых горах под Москвой был построен завод зеркального стекла. После смерти Петра I Воробьевский завод был переведен в Петербург, где со временем стал Императорским.
ГЛАВА 2.
По-арабски «бусра» или «бусер», - это непрозрачное стекло. Так родилось название - «бисер». В Эфиопии изделия из бисера назывались чале, в Индии - хар, в Болгарии и Молдове – назывались згарды и гарданы, в Беларуси они именовались - горлячки и пляценки, в Узбекистане - зебигардан, на Украине - сыплянки, в Узбекистане - зебигардан, в Литве - каролинес, а в России изделия из бисера именовали - ожерелки, гайтаны, цепочки и фенечки. На территории России бисер сначала стали производить в кустарных мастерских. В России бисероплетение именовалось «низанием». По красоте украшения бисером одежды - судили о богатстве семьи: «Чем богаче невеста, тем богаче у неё убор».
ГЛАВА 3.
Существовало несколько способов производства бисера. Наиболее древним и простым был способ вытягивания. Для чего стекло варили на костре в толстостенных горшках из огнеупорной глины — тиглях. В них засыпали шихту — смесь чистого кварцевого песка, соды, извести и мела. Такое стекло представляло собой густую, вязкую массу, в которую опускали металлический прутик, вытягивая нити из стекломассы. Стекло прочно приставало к прутику, причем толщина вытягиваемой нити зависела от скорости вытягивания и густоты стекломассы. Чем жиже была стекломасса и больше скорость вытягивания, тем тоньше получалась нить. Затем нить навивали на тонкий медный стержень, толщина которого соответствовала отверстию для нанизывания. Стержень вынимали, а бусинку подвергали повторному разогреву с последующей ручной обработкой при помощи простейших инструментов. Был и другой способ: вытянутую нить расплющивали в полоску и обвивали ею медную проволоку. Боковой продольный шов сглаживали, а трубочку разрезали на кусочки необходимой длины и обрабатывали отдельные бусинки вручную. Добавляя в стекломассу медь, марганец, кобальт и другие материалы, древние мастера получали стекло зеленого, пурпурного и голубого цветов.
Со временем технология изготовления стекла совершенствовалась: сначала появилось полупрозрачное стекло, а затем, люди научились варить стекло прозрачное, бесцветное и окрашенное.
Из Древнего Египта и Сирии производство стекла, бус и бисера распространилось в Римскую империю, где был изобретен новый способ обработки стекла - выдувания различных предметов с помощью тростниковой или металлической трубки. С появлением способа выдувания изменился и процесс изготовления бус и бисера. Их делали не только из нити, а и из пустотелых стеклянных трубочек-дротиков, которые мастер-стеклодув выдувал из капли расплавленного стекла с помощью трубки-Понтии. Получение стеклянной трубки ровного диаметра, заданной длины и толщины требовало от мастера большой сноровки, ловкости и отличного глазомера. Затем тонкие стеклянные разноцветные трубочки разрезали ножницами на мелкие кусочки, на сите отсеивали их от осколков и обрабатывали во вращающемся барабане шлифовальной смесью.
Но особого расцвета в X – XIII вв. достигает стеклоделие в Венеции, куда переселилось много греческих и византийских мастеров. На протяжении многих веков Венецианская республика строго охраняла секреты производства стекла, за разглашение секретов стеклоделия мастерам-стеклоделам грозила смерть.
Затем центр европейского стеклоделия переместился в Чехию. В отличие от венецианского легкоплавкого стекла, которое обрабатывалось в нагретом состоянии, чешское стекло тугоплавко. Стеклоделы Богемии создали свою технологию, в состав стекла ввели вместо соды - древесную золу — поташ. Отсюда и пошло название лесное стекло. Оно тверже, легче поддается обработке и шлифованию. Покрытый цветными эмалями, граненый богемский бисер отличался от круглого венецианского игрой света и красотой. Наибольшего расцвета бисерное производство достигло в первой четверти XIX в., когда благодаря соперничеству Венеции и Чехии мелкий бисер достиг очень большого разнообразия и по размерам, и по форме, и по цвету.
Сейчас для нас маленькая бусинка — обычное дело. Но для наших предков она была очень ценна и часто приближалась по стоимости к мехам и драгоценным камням. Какие только свойства ей не приписывались! Древние колдуны и шаманы старались сплошь увешать себя украшениями из бусин и бисера. Индейцы Африки считали, что бусины способны изгонять злых духов, и нашивали их на одежду. Часто бусины использовались как обереги — ими украшали предметы обихода. Существовала (да и сейчас встречается) у индейцев традиция оберегать «отверстия» в голове от проникновения злых духов бусинками. Для этих целей нитями бус украшали нос, нижнюю губу и ушные раковины. Даже русские князья имели обыкновение носить в одном ухе серьгу, как защиту от злых духов.
Немного позднее украшения из бусин и бисера стали служить уже не оберегами, а символами положения в обществе, богатства и благополучия. Воины Германии долгое время носили браслеты, которые являлись символом доблести.
У многих народов украшения были связаны с целыми обрядами. Например, обряд посвящения в мужчины (инициация), у некоторых народов, часто сопровождался прокалыванием крыльев носа и ушных раковин. В получившиеся отверстия вставлялись различные украшения. Многие украшения специально изготавливались и для свадебных ритуалов.
Иногда украшения применялись далеко не из эстетических соображений. Африканское племя зулусов использовало разноцветные бусы в качестве писем, сообщений. А в Индии правитель назначал себе слугу, вручая ему свой браслет.
В эпоху Великих географических открытий и завоеваний изделия из стекла были одним из самых ходовых товаров. Блестящие бусинки и бисеринки пользовались большой популярностью у туземцев. На них меняли золото и пряности.
Особенностью русской бисерной вышивки всегда было то, что мастерицы использовали в своей работе не только бисер и стеклярус. Работы часто дополнялись другими разнообразными материалами: бусами, кораллами, пуговками, ракушками, монетками, драгоценными камнями и русским жемчугом. Сфера применения бисера и стекляруса была обширной: украшение народных и городских костюмов, царских туалетов, предметов культового назначения (икон, книг, образков, церковной одежды). Ими расшивали одежду, головные уборы, обувь. Из них плели разнообразные украшения: наголовные, накосные, шейные, нагрудные, наручные и поясные. Пояса и сережки, ажурные воротники и ленты подвесок, косоплеты и косники, бахрома и поднизи, украшавшие головные уборы, монисто, ожерелья, подтпейники, зажельники, подгорловки, колодочки, гердапы и гайтаны, шнуры, жгуты, цепочки... Эти и многие другие украшения, выполненные самыми разными техниками, придавали народной одежде праздничность и красоту, раскрывая талант и мастерство российских мастериц.
Художественные изделия из бисера пользовались большой популярностью также и у городского населения — мещанок, купчих, светских дам. Самыми известными работами русских мастериц были вышивка шелком и золотом с использование бус, жемчуга, самоцветных камней. По своему уровню они могли поспорить с живописью.
В XVIII в., кроме украшений и отделки одежды, появились чехлы для предметов повседневного обихода, сплетенные из бисера и стекляруса или украшенные ими. В богатых домах бисерно-стеклярусные вышивки использовали даже в качестве обивки мебели и украшения стен. В Китайском дворце в Ораниенбауме сохранился даже целый стеклярусный кабинет.
Ассортимент бисерных изделий становился поистине неисчерпаем: шкатулки, кошельки, сумочки, подсвечники, лотки под флаконы, подстаканники, чехольчики и футлярчики и многое другое.
ГЛАВА 5.
В наше время производят прозрачный и непрозрачный, радужный и металлизированный, глянцевый и матовый, окрашенный и гальванизированный, шелковый и серебряный бисер. Различного цвета, формы и размеров бисер нанизывают на нитки, лески, проволоку. Им, как и в старину, украшают одежду, головные уборы и обувь. Создают всевозможные аксессуары, изготавливают украшения, воротники, чехлы для различных предметов, игрушки. Современные изделия из бисера и стекляруса часто используются при создании сценических костюмов, модных коллекций одежды. Такие костюмы с удовольствием используют артисты не только фольклорных коллективов.
Отдельным видом художественного промысла стала вышивка картин и панно, как в классической, так и в объемной технике. Исследования доказали, что бисероплетение не только приятное времяпрепровождение. Оно не только развивает фантазию, пространственное видение, наблюдательность, художественный вкус, но и улучшает координацию движений, зрительную и двигательную память, развивает ответственность, усидчивость, расширяет кругозор и повышает самооценку. Полученные знание помогли мне освоить некоторые приемы бисероплетения и создать объемное панно. Я использовала различные техники в работе с бисером, в частности – параллельное плетение, параллельное низание, низания дугами, которые демонстрируют многообразие способов и приемов для создания разнообразных изделий. Мне очень понравилось это занятие, и теперь я делаю оригинальные подарки близким и друзьям своими руками.
Выводы:
- С древнейших времен люди использовали, окружавшие их, природные материалы для создания оберегов, амулетов и просто украшений. Тогда эти изделия чаще несли в себе смысловую нагрузку, сначала играя роль амулетов, защищавших от злых духов, привлекавших богатство и удачу. Затем украшения стали указывать на знатность и богатство их владельца.
- Долгое время бисероплетение являлось частью народной культуры, отражая знания и мастерство русского народа.
- С развитием человечества менялись и способы изготовления и использования бисера и стекляруса.
- В наше время бисероплетение один из видов рукоделия, позволяющий мастерице показать своё умение, фантазию, терпение и талант.
Заключение.
Одно из древнейших прикладных искусств – бисероплетение изменялось и совершенствовалось вместе с развитием человека. И в наше время пользуется большой популярностью.
Бисероплетением могут заниматься люди независимо от возраста, пола, места жительства и профессии. Это замечательное хобби, которое подчеркивает индивидуальность и развивает художественный вкус.
Список использованной литературы:
«Оригинальные поделки из бисера. Автор Белякова Ольга Викторовна. Издательство «Владис» 2009 г.
Большая Российская Энциклопедия, том 3. Москва Научное Издательство 2005г.
Большая Энциклопедия, том 6. Издательство « Терра» 2006 г.
«Объемное плетение из бисера». Автор Гудрун и Марайке Грюн. Издательство Н«Арт-родник» 2007 г.
«Бисер». Автор Ликсо Наталья Леонидовна. Издательство «АСТ» 2014 г.
Википедия (Электронный ресурс)– свободная энциклопедия.
5