2. Актуализация знаний Метод орфографический самоконтроль | 6 мин | - На следующей строчке записываем «Словарь:». На слайде вы можете видеть словарные слова. Ваша задача вставить буквы и записать правильный вариант. Подчеркните, те места, где была ошибка.(б..седа, н..тюрмор.., г..ризонт, с….час, б..ография, пут..ше..ствие, диалог, с..крет, эл..ктричество) На это задание у вас есть 3 минуты. - Время истекло. Проверяем! Начиная с первой парты 1 ряда, выходите по одному человеку, исправляйте маркером ошибку и объясняете ее. - Замечательно! Поднимите руки те, кто не сделал ни одной ошибки? Вы большие молодцы. Поставьте себе «5» карандашом на полях. У кого 1-2 ошибки ставите «4», у кого 3-4 ошибки ставят «3», у кого больше 4 ставят «2». | Словарная работа (беседа, натюрморт, горизонт, сейчас, биография, путешествие, диалог, секрет, электричество) Самопроверка | К.: Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами Р.: самопроверка, оценка |
3. Постановка учебной задачи Метод проблемной ситуации Упражнение на сравнение и обобщение Практический метод Морфологический анализ | 15 мин | - Ребята, посмотрите на эти пословицы и найдите лишнюю. Объясните свой выбор. (Каковы сани, таковы и сами. Добрый разум дается не разом. Родина краше солнца, дороже золота.) - Верно. Мы сегодня будем работать с глаголами. - Ребята, расскажите о глаголе по этому плану. (План на слайде) - Верно. Таким образом, как определить время глагола? - У вас на столах есть карточки. Распределите глаголы по временам. Вы работаете в парах. На задание у вас есть 1 минута. (выучит, играл, пишет, будет рисовать, живет, будет гулять, спал, выигрывает, выспался) - Время кончилось. Проверяем. Первая парта 2 ряда, зачитайте, какие глаголы вы отнесли к настоящему времени? Вторая парта к будущему времени? Третья парта к прошедшему времени? - У кого не так? Хорошо. - Откройте станицу 32, упражнение 27. Прочитайте задание про себя. - Что вам надо сделать сначала? - Сейчас вы будете работать в группах. Вы должны объяснить друг другу орфограммы, начиная с номера 1 и по кругу. Когда закончите, покажите свою готовность. - Теперь спишите, вставляя орфограммы. - Преступайте к выполнению первой части задания. У вас на это 3 минуты. - Чтобы выполнить вторую часть задания нам надо обратиться к рамочке на странице 33. Прочитайте правило про себя. - Задайте вопрос по правилу соседу по плечу, а он вам. На это у вас есть 1 минута. - Стоп! Скажите что такое форма глагола? - Что указывают у глаголов настоящего и будущего времени? - А у прошедшего времени? - Замечательно. Давайте вернемся к упражнению 27. Теперь давайте выполним вторую часть упражнения. Что нам надо сделать? - Хорошо. На это задание у вас 1 мин. - Что вы заметили? - Верно. Что еще вы можете сказать про этот глагол будущего времени? - Если глагол состоит из двух слов, мы можем назвать его сложным? - Тогда какой глагол будет простым? - Верно! Сегодня, ребята, мы будем работать с простой и сложной формой глагола будущего времени. Какую цель мы поставим на урок? | - Лишним будет пословица «Добрый разум дается не разом.» Потому что в ней есть глагол, а в остальных нет. Наст. вр. Будущ. вр. Прошед. вр. Что делает? Что сделает? Что делал? Что будет делать? Что сделал? - Задать вопрос. Настоящее время: пишет, живет, выигрывает; Будущее время: выучит, будет рисовать, будет гулять; Прошедшее время: играл, спал, выспался. - Да. - Списать текст, вставиторфограмму. Прячутся – чу-щу; кошкой, мошкой, ящерицей – Т.п.; бегут- бег; машинами, спинами – Т. п.; солнце – непроизн. согл.; таятся – ся без «ь»; боятся – боязно, ся без «ь»; будут смеяться – ться с «ь» - Форма глагола – это время, число, лицо и род. - Число и лицо. - Число и род. - Указать над глаголами форму. Прячутся, бегут, боятся – н.в, мн.ч, 3 лицо; Будут смеяться – б.в., мн.ч. 3 лицо. - Что все глаголы настоящего времени, а глагол «буду смеяться» - будущего. Он состоит из двух слов. - Да. - Который состоит из одного слова. - Мы научимся определять сложную и простую форму глаголов будущего времени и научимся их образовывать. | П.: поиск и выделение необходимой информации. К.: Умение с достаточной полнотой выражать свои мысли в соответствии с задачами Р.: Целеполагание |
4. Открытие нового знания Словесный метод Анализ правила Динамическая пауза | 3 мин 1 мин | - Посмотрите на страницу 34, на рамочку. Обратите внимание на вопросы и на время глаголов. Какой вывод вы можете сделать? - Совершенно верно. Все зависит от вопроса. Приведите примеры сложной формы глагола будущего времени и простой формы будущего времени. - Замечательно. | - Глаголы, отвечающие на вопрос без приставки, образуют сложную форму глагола будущего времени, а глаголы, отвечающие на вопрос с приставкой, образуют простую форму глагола будущего времени. - Буду играть, буду прыгать, играть, прыгать. | П.: поиск и выделение необходимой информации К.: Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами П.: смысловое чтение |
5. Первичное закрепление Включение практических упражнений (упражнения на описание объекта) | 3 мин | - Посмотрите на упражнение 28. Прочитайте задание про себя. Что вам надо сделать? - Кому непонятно задание? Сейчас вы должны образовать формы глаголов будущего времени глаголов с соседом по лицу и записать предложения с ними. На это задание 1 минута. - Итак, прочитайте предложение, в котором глагол будущего времени имеет простую форму. Теперь прочитайте предложение, в котором глагол имеет сложную форму. - Молодцы. Давайте повторим, с помощью какого вопроса образуется сложная форма глагола? - А простая форма? | - образовать формы глаголов будущего времени и вставить их в предложения. - Я нарисую этот пейзаж. Я буду рисовать этот пейзаж. - (Что буду делать?) - (Что сделаю?) | К.: Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами Лог.: синтез |
7. Включение в систему знаний Практический метод Упражнения, Словесный метод беседа | 5 мин | - Посмотрите на упражнение 29. Прочитайте задание про себя? Что вам надо сделать? - Кому непонятно задание? Работайте. - Подчеркните двумя чертами сказуемое в этих предложениях. - Проверяем! В какой форме глагол вы вставили в первом предложении. Какое слово вы подчеркнули двумя чертами? - В какой форме глагол вы вставили во втором предложении. Какое слово вы подчеркнули двумя чертами? - Хорошо. Как не ошибиться в образовании форм будущего времени глаголов? - Отлично! Откройте дневники, запишем домашнее задание. | - Образовать от глаголов «петь» и «спеть» формы будущего времени. И вставить их в данные предложения. - в простой форме, сказуемое спою. - в сложной форме, сказуемое буду петь. - Посмотреть на опрос, на который отвечает глагол. | К.: Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами Лог.: синтез Лог.: анализ |
8. Рефлексия деятельности | 2 мин | - Давайте вспомним, какую тему мы сегодня изучили? - Какие цели мы ставили на урок и достигли ли мы их? - Достигли ли мы целей? - Кто скажет, с помощью, каких вопросов можно образовать сложную и простую формы глагола будущего времени? - Как еще можно понять, что перед вами глагол сложной формы? - Верно! Вы большие молодцы! Мне было очень приятно с вами работать. - Урок окончен. | - Простая и сложная формы глаголов будущего времени. - научиться определять сложную и простую форму глаголов будущего времени и научиться их образовывать. Да. - Что буду делать? Что сделаю? - Он состоит из двух слов. | Л.: смыслообразование Р.: оценка |