СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 14.06.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Простейшие методы физиотерапии

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методическое пособие для слушателей отделения дополнительного профессионального образования

Просмотр содержимого документа
«Простейшие методы физиотерапии»

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

«Саткинский медицинский техникум»

Отделение дополнительного профессионального образования










МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

практического занятия для преподавателя



ПМ.04 Выполнение работ по профессии младшая медицинская сестра по уходу за больными

МДК.04.03 Технология оказания медицинских услуг

Тема: «Методы простейшей физиотерапии»




СПЕЦИАЛЬНОСТЬ: 34.02.01. «СЕСТРИНСКОЕ ДЕЛО»





















2021

Составитель: преподаватель Евсеева Ирина Леонидовна


СОДЕРЖАНИЕ

 

1.Тема                                                                          3 стр.

2.Продолжительность занятия                                  3стр.

3.Место проведения занятия                                     3 стр.

4.Цели занятия                                                            3 стр.

5.Методы обучения                                                    4 стр.

6.Форма организации учебного процесса                4 стр.

7.Межпредметные связи                                            4 стр.

8.Внутрипредметные связи                                        4 стр.    

9.Оснащение занятия                                                  5 стр.

10.Литература для преподавателя                             5 стр.

11.Литература для студентов                                     6 стр.

12.Описание хода занятия                                          10 стр.

13.Приложение                                                            12 стр.

14.Дидактический материал                                       12 стр.

 

 

 

 

 

 

ТЕМА: «Методы простейшей физиотерапии. Оксигенотерапия»

Продолжительность занятия: 180 минут

Место проведения занятия: кабинет доклинической практики

Цели занятия:

 Образовательная цель (обучающая):

 СТУДЕНТ ДОЛЖЕН ЗНАТЬ:

- способы реализации сестринского ухода;

- технологии выполнения медицинских процедур;

- основы профилактики ВБИ.

 СТУДЕНТ ДОЛЖЕН УМЕТЬ:   

- собирать информацию о состоянии здоровья пациента;

- определять проблемы пациента, связанные с состоянием  его здоровья;

- обеспечивать безопасную больничную среду для пациента, его окружения и персонала.

 СТУДЕНТ ИМЕТЬ ПРАКТИЧЕСКИЙ ОПЫТ:   

- выявления нарушенных потребностей пациента;

- оказания медицинских услуг в пределах своих полномочий;

- ведения медицинской документации.

 









ФОРМИРОВАТЬ   ОБЩИЕ КОМПЕТЕНЦИИ:

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения возложенных на него профессиональных задач, а также для своего профессионального и личностного развития.

ОК 6. Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, пациентами.

ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.

ОК 12. Организовывать рабочее место с соблюдением требований охраны труда, производственной санитарии, инфекционной и противопожарной безопасности.

ОК 13. Вести здоровый образ жизни, заниматься физической культурой и спортом для укрепления здоровья, достижения жизненных и профессиональных целей.

 

ФОРМИРОВАТЬ   ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ:

ПК 4.1. Эффективно общаться с пациентом и его окружением в процессе профессиональной деятельности.

ПК 4.2. Соблюдать принципы профессиональной этики.

ПК 4.3. Осуществлять уход за пациентами различных возрастных групп в условиях учреждения здравоохранения и на дому.

ПК 4.5. Оформлять медицинскую документацию.

ПК 4.6. Оказывать медицинские услуги в пределах своих полномочий.

ПК 4.8. Обеспечивать безопасную больничную среду для пациентов и персонала.

ПК 4.11. Обеспечивать производственную санитарию и личную гигиену на рабочем месте.













Развивающая цель:    

- развивать логическое мышление, память, речь, осуществлять умение анализировать и прогнозировать свои действия как будущего специалиста;

- развивать самостоятельность и коммуникабельность.

 Воспитательная цель

- формировать понимание роли медсестры в организации  осуществления ухода за пациентами;

- воспитывать ответственность, добросовестность, самостоятельность  при выполнении профессиональных обязанностей. 

 Методическая цель: 

- систематизировать и углубить знания студентов по теме «Методы простейшей физиотерапии. Оксигенотерапия»;

- достижение  качественно уровня обучения с применением  активных методов обучения, с ориентацией  на саморазвитие личности и самостоятельности.

 Методы обучения: 

- информационно- развивающий,  объяснительно-иллюстративный, репродуктивный,  проблемный.

 Форма организации учебного процесса:  практическое занятие

 Межпредметные связи: (дисциплина, раздел, тема)

 №

 

Дисциплина, ПМ

Раздел, тема

1

ОП.01 Основы латинского языка с медицинской терминологией

ОП.02  Анатомия и физиология человека

ОП.07 Фармакология

ПМ.02 МДК.02.01. Сестринский уход при различных заболеваниях и состояниях

 

 

Внутримодульные связи

 №

 

МДК

Раздел, тема

1

ПМ.04. МДК.04.02. Безопасная среда для пациента и персонала

 

Раздел 3.Обеспечение инфекционной безопасности. Обеспечение производственной санитарии и личной гигиены на рабочем месте.

Тема: Внутрибольничная инфекция.

Тема: Дезинфекция.

Тема: Предстерилизационная очистка инструментов. Стерилизация. Принципы работы ЦСО.

Раздел 4. Обеспечение безопасной больничной среды для пациентов и персонала. Участие в санитарно-просветительской работе среди населения.

Тема: Организация безопасной среды для пациента и персонала.

2

ПМ.04. МДК.04.03. Технология оказания медицинских услуг

 

Раздел 5. Оказание медицинских услуг в переделах своих полномочий.  Оформление документации.

Тема: Оценка функционального состояния пациента.

Тема: Медикаментозное лечение в сестринской практике.

 

Оснащение занятия:

- методическая разработка практического занятия для преподавателя;

- методическая разработка практического занятия  для студента;

- раздаточный материал;

- контрольные задания по теме;

- медицинское оборудование, инструментарий, тренажёры, фантомы.

 



Список литературы для преподавателя:

Основная:

1. Мухина С. А., Тарновская И. И. «Практическое руководство к предмету «Основы сестринского дела» Москва Издательская группа М. : ГЭОТАР-Медиа, 2016.

2. Обуховец Т.П., Склярова Т.А., Чернова О.В. Основы сестринского дела. – Ростов е/д.: Феникс, 2017. – (Медицина для вас).

3. Островская И.В., Широкова Н.В. Основы сестринского дела: Учебник. – М.: ГЭОТАР – Медиа, 2015.

 Дополнительная:

1. Дезинфекция: учебное пособие [Электронный ресурс] / В.Л. Осипова - М. : ГЭОТАР-Медиа, 2018. –

2. Справочник главной медицинской сестры [Электронный ресурс] / под ред. С.И. Двойникова - М. : ГЭОТАР-Медиа, 2017.

3. Основы сестринского дела: учебник / Островская И.В., Широкова Н.В. - М. : ГЭОТАР-Медиа, 2016.

4. Ситуационное обучение в сестринском деле: Учеб. пос. ∕ Под общ. ред. С.И. Двойникова, С.В. Лапик. – М.: ГОУ ВУНМЦ МЗ РФ, 2016.

5. Практическое руководство к предмету "Основы сестринского дела": учеб. пос. / Мухина С.А., Тарновская И.И. - 2-е изд., испр. и доп. - М. : ГЭОТАР-Медиа, 2014.

6. Основы сестринского дела. Ситуационные задачи [Электронный ресурс] : учебное пособие для медицинских училищ и колледжей / Морозова Г.И. - М. : ГЭОТАР-Медиа, 2017.

7. Основы сестринского дела. Алгоритмы манипуляций [Электронный ресурс] : учебное пособие / Широкова Н.В. и др. - М. : ГЭОТАР-Медиа, 2018.

8. Внутрибольничная инфекция: учебное пособие / Осипова В.Л., Загретдинова З.М., Игнатова Е.А. и др. - 2-е изд. - М. : ГЭОТАР-Медиа, 2016.

9. Практические умения палатной медицинской сестры [Электронный ресурс] / Булатов С.А., Горбунов В., Ахмадеев Н. - Казань : Казанский ГМУ, 2016.

Нормативные документы:

1. Законы, СанПиНы. ОСТы

2. Приказы Минздрава

3. Постановления главного государственного санитарного врача

4. Письма Минздрава РФ

5. Письма Роспотребнадзора

Интернет-ресурсы: http://dezsredstva.ru/ - методические указания к дезинфицирующим средствам, нормативные документы; http://www.consultant.ru/- нормативные документы; http://www.recipe.ru/ - нормативные документы; www.med-pravo.ru – нормативные документы и др. https://eknigi.org/zdorovie/115215-osnovy-sestrinskogo-dela.html

Рекомендуемая литература для студентов:

 Основная:

1. Мухина С. А., Тарновская И. И. «Практическое руководство к предмету «Основы сестринского дела» Москва Издательская группа М. : ГЭОТАР-Медиа, 2016.

2. Обуховец Т.П., Склярова Т.А., Чернова О.В. Основы сестринского дела. – Ростов е/д.: Феникс, 2017. – (Медицина для вас).

3. Островская И.В., Широкова Н.В. Основы сестринского дела: Учебник. – М.: ГЭОТАР – Медиа, 2015.

 Дополнительная:

1. Дезинфекция: учебное пособие [Электронный ресурс] / В.Л. Осипова - М. : ГЭОТАР-Медиа, 2018. –

2. Справочник главной медицинской сестры [Электронный ресурс] / под ред. С.И. Двойникова - М. : ГЭОТАР-Медиа, 2017.

3. Основы сестринского дела: учебник / Островская И.В., Широкова Н.В. - М. : ГЭОТАР-Медиа, 2016.

4. Ситуационное обучение в сестринском деле: Учеб. пос. ∕ Под общ. ред. С.И. Двойникова, С.В. Лапик. – М.: ГОУ ВУНМЦ МЗ РФ, 2016.

5. Практическое руководство к предмету "Основы сестринского дела": учеб. пос. / Мухина С.А., Тарновская И.И. - 2-е изд., испр. и доп. - М. : ГЭОТАР-Медиа, 2014.

6. Основы сестринского дела. Ситуационные задачи [Электронный ресурс] : учебное пособие для медицинских училищ и колледжей / Морозова Г.И. - М. : ГЭОТАР-Медиа, 2017.

7. Основы сестринского дела. Алгоритмы манипуляций [Электронный ресурс] : учебное пособие / Широкова Н.В. и др. - М. : ГЭОТАР-Медиа, 2018.

8. Внутрибольничная инфекция: учебное пособие / Осипова В.Л., Загретдинова З.М., Игнатова Е.А. и др. - 2-е изд. - М. : ГЭОТАР-Медиа, 2016.

9. Практические умения палатной медицинской сестры [Электронный ресурс] / Булатов С.А., Горбунов В., Ахмадеев Н. - Казань : Казанский ГМУ, 2016. 

Нормативные документы:

1. Законы, СанПиНы. ОСТы

2. Приказы Минздрава

3. Постановления главного государственного санитарного врача

4. Письма Минздрава РФ

5. Письма Роспотребнадзора

 Интернет-ресурсы: http://dezsredstva.ru/ - методические указания к дезинфицирующим средствам, нормативные документы; http://www.consultant.ru/- нормативные документы; http://www.recipe.ru/ - нормативные документы; www.med-pravo.ru – нормативные документы и др. https://eknigi.org/zdorovie/115215-osnovy-sestrinskogo-dela.html

 

 

 

Описание хода занятия

 

 

Основные этапы занятия

 

 

Время

 

Методические указания

 

Цель

Формировать компетенции

1

 

Организационная часть, отметка отсутствующих на занятии, проверка подготовленности аудитории и студентов к занятию

2

Проверить готовность аудитории, студентов, отметить отсутствующих сообщить тему и план занятия

Подготовка студентов к работе

ОК 1.

ОК 2.

2

Мотивация учебной деятельности

2

Обосновать актуальность темы в профессиональной деятельности среднего медработника

(Приложение 1)

Мобилизация внимания студентов, создание мотивации к изучению вопросов темы

ОК 1.

ОК 2.

ОК 3.

ОК 6. 

ОК 9.

ОК 12.

3

Контроль знаний студентов:

а) фронтальный опрос проводится в начале занятия с целью активизации внимания студентов или определения общей подготовленности группы к занятию

б) основные вопросы изученного материала;

в) задания

(прилагаются к методической разработке).

10

Индивидуальный устный опрос студентов с целью определения уровня усвоения материала, развития речи, логического мышления, клинического и т.д.;

(Приложение 2)

Активизировать внимание студентов и определить уровень ориентации в материале темы

 

ПК 4.1

ПК 4.2.

ПК 4.3.

ПК 4.5.

ПК 4.6.

ПК 4.8.

ПК 4.11.

4

Мотивировка ответов и выставление отметок за устные индивидуальные ответы

2

Критерии оценки ответов в приложении, эталон ответов

 

  Мотивировка

  ответов и  

выставление оценок за  ответы

ОК 1.

ОК 2.

5

Изучение нового материала

20

 

 

Изложение нового материала по теме, мини-лекция, работа с приложениями, учебниками, оформление дневников практических занятий (Приложение 3)

Сюжетно-ролевая игра

(Приложение 4)

Изучение нового материала

 

 

ОК 1.

ОК 2.

ОК 4.

ПК 4.3.

ПК 4.5.

ПК 4.6.

ПК 4.8.

 

Валеологическая пауза

3

Используется элемент здоровьесберегающей технологии. Упражнения студенты выполняют сидя, стоя.

Снятие напряжения во время работы.

ОК 13.

6

Самостоятельная работа студентов

20

1. Работа с методической разработкой по теме.

2. Заполнение дневников практических занятий

Закрепить полученные знания и умения

ОК 1.

ОК 2.

ОК 4.

7

Закрепление изученного материала и практических манипуляций

15

1.Закрепление с помощью повторения, отработки практических манипуляций.

2.Решение ситуационных задач

(Приложение 5)

3.Тестовые задания (Приложение 6)

4.Отработка манипуляций

(Приложение 7)

Выявить уровень усвоения

 

ПК 4.1

ПК 4.2.

ПК 4.3.

ПК 4.5.

ПК 4.6.

ПК 4.8.

ПК 4.11.

8

Обобщение материала и подведение итогов занятия

 

2

Преподаватель анализирует степень достижения целей, выставляет и комментирует оценки студентов

(Приложение 8)

Оценить учебную деятельность студентов

ОК 2.

9

Домашнее задание

 

2

Подготовиться к следующему занятию

(Приложение 9)

Создание мотивации на самостоятельную работу при подготовке к занятию

ОК 1.

ОК 2.

ОК 4.

 

 

 

 

 

Приложение 1

Мотивация учебной деятельности

Физиотерапией (гр. physis - природа и terapeia - лечение) называют целенаправленное воздействие на организм человека с лечебной целью различными природными физическими факторами: водой, теплом, холодом, светом, электричеством, электромагнитным полем, ультразвуком и др.

При раздражении кожных покровов возникают определённые функциональные изменения в органах и тканях - изменения сосудистого тонуса, секретной моторной активности, метаболизма клеток.

С древнейших времен человечество использовало природные факторы для восстановления здоровья. И в наше время  разнообразное использование физических факторов значительно повышает эффективность комплексного лечения и оздоровления пациентов, т.к. вызывает раздражение рецепторов кожи и подкожно-жировой клетчатки. Простейшая физиотерапия применяется не только  в ЛПУ, но и  в повседневной жизни.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 Приложение 2

Вопросы для контроля

1.Понятие «простейшая физиотерапия».

2.Виды и цели простейших физиотерапевтических процедур.

3.Противопоказания для применения тепловых процедур, применения холода.

4.Возможные осложнения и их профилактика.

5.Цели и методы оксигенотерапии. ТБ при работе с кислородом.

6.Постановка горчичников.

7.Приготовление и применение грелки и пузыря со льдом.

8.Приготовление и применение компрессов.

9.Оксигенотерапия через носовую канюлю, катетер.

10.Дезинфекция использованного оборудования.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 Приложение 3

Информационная часть

Физиотерапия  - (от греческого Physis – природа и  therapeia – лечение) называют целенаправленное воздействие на организм человека с лечебной целью различными природными физическими факторами: водой, теплом, холодом, светом, электричеством, электромагнитным полем, ультразвуком и др.

Известно, что при раздражении кожных покровов возникают определенные функциональные изменения в органах и тканях – изменения сосудистого тонуса, секторной моторной активности, метаболизма клеток. Нередко возникают и общие реакции, выражающиеся в улучшении сна, аппетита, настроения. Подобное воздействие на кожные покровы с целью изменения функционального состояния органов и систем организма получило название сегментарно-рефлекторной терапии.

Применение горчичников, банок, грелки, льда, компрессов относится к малой или домашней физиотерапии. Эффект физиотерапевтических процедур обусловлен их рефлекторным воздействием на рецепторы кожи.

Преимущества простейших физиотерапевтических процедур:

1.Многовековый опыт и наблюдения.

2.Малый риск и практически отсутствие побочных действий.

3.Активное участие пациента.

4.Большая заинтересованность пациента к простейшим физиотерапевтическим процедурам, чем к медикаментам.

5.Доступность и дешевизна.

6.Возможность ориентироваться на проблему пациента и необязательно в каждом случае наличие точного врачебног

Цели простейших физиотерапевтических процедур:

Простейшие методы физиотерапии оказывают многообразные воздействия на организм человека. В результате их применения:

      - исчезает болевой синдром,

      - нормализуется секреторная и моторная функция органов,

      - уменьшается активность воспалительных процессов,

      - улучшается трофика органов и тканей,

      - усиливаются процессы репорации (восстановления),

      - нормализуется обмен веществ,

      - ускоряются окислительно-восстановительные процессы в тканях и органах,

      - усиливаются нейро-гуморальные регуляции функций  внутренних органов,

      - общие реакции улучшаются сон, аппетит, настроение, работоспособность.

Противопоказания для тепловых физиотерапевтических процедур:

      - общее истощение пациента,

      - туберкулёз лёгких,

      - новообразования,

      - гнойничковые заболевания кожи,

      - аллергические образования кожи,

      - тяжёлые заболевания сердечно-сосудистой системы,

      - нарушения мозгового кровообращения,

      - высокое артериальное давление,

      - кровотечения и наклонность к кровоточивости.

      Противопоказания для применения холода:

      - спастические боли,

      - коллапс,

      - шок.

ПОСТАНОВКА БАНОК (ВАКУУМТЕРАПИЯ)

Оснащение: салфетка, лоток с медицинскими банками, полотенце, емкость с водой, часы, корнцанг, вата, спички, этиловый 70° спирт.

 

ЭТАПЫ

ОБОСНОВАНИЕ

 

Подготовка к процедуре:

1.Объясните пациенту ход предстоящей процедуры и получите его согласие на процедуру.

2.Вымойте и осушите руки.

3.Подготовьте необходимое оснащение

4.Снимите рубашку.

5.Опустите изголовье кровати, помогите пациенту лечь на живот (при постановке банок на спину), предложите повернуть голову в сторону, руками обхватить подушку.

6.Длинные волосы пациента (пациентки) прикройте пеленкой.

7.Нанесите на кожу пациента вазелин тонким слоем. Снимите остатки вазелина с рук.

8.Сделайте плотный фитиль из ваты и надежно закрепите его корнцангом.

 

Обеспечивается право пациента на информацию. Мотивация к сотрудничеству.

Обеспечение инфекционной безопасности.

Обеспечивается возможность проведения процедуры и исключается опасность воспламенения одежды.

Поза обеспечивает надежную фиксацию банок.

Обеспечивается правильное положение позвоночника.

Предупреждается опасность воспламенения. Обеспечивается безопасная среда.

Увеличивается эластичность кожи, обеспечивается герметичность.

Предупреждается опасность падения фитиля. Обеспечивается безопасная среда.

 

Выполнение процедуры:

1.Смочите фитиль спиртом, излишки спирта отожмите, флакон закройте крышкой и отставьте в сторону.

2.Подожгите фитиль, в левую руку (если вы правша) возьмите 1-2 банки, затем быстрым движением на 0,5-1 секунду внесите в банку горящий фитиль (банку следует держать недалеко от поверхности тела) и энергичным движением приложить банку всем утолщенным краем к коже. Таким образом поставить все банки.

ЗАПОМНИТЕ! Пламя должно только вытеснить воздух из банки, но не накалять ее края, так как в этом случае возможен ожог кожи.

3.Прикройте пациента пеленкой, одеялом и попросите полежать в течение 10-15 минут.

4.Вымойте и осушите руки.

 

 

Обеспечивается безопасная окружающая среда.

 

Соблюдение данной последовательности действий обеспечит эффективность процедуры, т.к. пламя создает разрежение воздуха в банке (вакуум), кожа быстро втягивается в нее.

 

 

 

 

Достижение полного лечебного эффекта.

Обеспечение гигиенического комфорта.

 

Завершение процедуры:

1.Поочередно снимите банки: одной рукой слегка отклоните банку в сторону, а пальцем другой руки придавите кожу у края банки. При этом в банку проникает воздух, и она легко отделяется от кожи.

2.Вытрете кожу салфеткой.

3.Помогите пациенту одеться и предупредите, что он должен оставаться в постели (или в кресле) еще 20-30 минут.

4.Погрузите банки в емкость с дезинфектантом.

5.Вымойте и осушите руки.

6.Сделайте отметку о выполнении процедуры и реакции на нее пациента в карте стационарного больного или в амбулаторной карте (если процедура выполнялась в поликлинике или в домашних условиях).

 

 

Обеспечение безболезненного снятия банок.

 

 

Обеспечение гигиенического комфорта. Снятие остатков вазелина и гари с кожи.

Достижение максимального лечебного эффекта.

 

Обеспечение инфекционной безопасности.

Обеспечение инфекционной безопасности.

Обеспечивается преемственность сестринского ухода.

 

 

 

 

  

 

ПОСТАНОВКА ГОРЧИЧНИКОВ

Оснащение: салфетка, лоток, полотенце, горчичники, часы.

 ЭТАПЫ

ОБОСНОВАНИЕ

 

Подготовка к процедуре:

1.Объясните пациенту ход предстоящей процедуры и получите его согласие на процедуру.

2.Вымойте и осушите руки.

3.Проверьте пригодность горчичников: горчица не должна осыпаться с бумаги и иметь специфический (резкий) запах. При использовании горчичников, сделанных по другим технологиям (например, пакетированная горчица) п. № 3 исключается.

4.Подготовьте необходимое оснащение.

5.Налейте в лоток горячую воду (40-45°С).

5.Опустите изголовье кровати, помогите пациенту лечь на живот (при постановке горчичников на спину), предложите повернуть голову в сторону, руками обхватить подушку.

 

 

 

Обеспечивается право пациента на информацию. Мотивация к сотрудничеству.

Обеспечение инфекционной безопасности.

Обеспечение эффективности процедуры.

При смачивании пригодных горчичников сразу появляется острый характерный запах.

Обеспечение эффективного проведения процедуры.

При более низкой температуре – эфирное горчичное масло не выделяется; при более высокой температуре оно разрушается.

Обеспечивается правильное положение позвоночника.

Выполнение процедуры:

1.Погрузите горчичник в горячую воду, давая ей стечь. Плотно приложите его к коже стороной, покрытой горчицей.

2.Таким образом, поставьте все горчичники.

3.Укройте пациента пеленкой, затем одеялом.

 

Выделение из порошка действующих веществ, обеспечение их рефлекторного воздействия.

Исключается переохлаждение.  Обеспечивается сохранение тепла.

Завершение процедуры:

1.При появлении стойкой гиперемии снять горчичники через 5-15 минут и положить их в подготовленный лоток для использованных материалов.

2.Смочите подготовленную салфетку в теплой воде и снимите остатки горчицы.

3.Вытрете кожу насухо. Помогите пациенту надеть нижнее белье, укройте одеялом и предупредите, чтобы он оставался в постели еще не менее 20-30 минут.

4. Выбросите горчичники. Вымойте и осушите руки.

5. Сделайте отметку о выполнении процедуры и реакции на нее пациента в карте стационарного больного или в амбулаторной карте (если процедура выполнялась в домашних условиях).

 

Запомните! При более длительном воздействии горчичников возможен химический ожог кожи с образованием пузырей.

 

 

Время необходимое для обеспечения рефлекторного воздействия.

 

 

Исключается химический ожог кожи.

 

Сохранение эффекта процедуры и обеспечение необходимого отдыха после процедуры.

 

Обеспечение инфекционной безопасности.

 

Обеспечивается преемственность сестринского ухода.

 

 

 

 

Запомните! При более длительном воздействии горчичников возможен химический ожог кожи с образованием пузырей.

 

 

 

 

 

ПОСТАНОВКА СОГРЕВАЮЩЕГО КОМПРЕССА

Оснащение: компрессная бумага, вата, бинт (марля), спирт этиловый 45°, ножницы.

ЭТАПЫ

ОБОСНОВАНИЕ

Подготовка к процедуре:

1.Объясните пациенту ход предстоящей процедуры и получите его согласие на процедуру.

2.Вымойте и осушите руки.

3.Отрежте ножницами необходимый (в зависимости от области применения) кусок бинта для компресса и сложите его в 8 слоев. Вырежьте кусок компрессной бумаги: по периметру на 2 см больше салфетки. Приготовьте кусок ваты по периметру на 2 см больше, чем компрессная бумага.

4.Сложите слои компресса на столе, начиная с наружного слоя: внизу – вата, затем компрессная бумага.

5.Налейте спирт в мензурку, смочите в нем салфетку, слегка отожмите ее и положите поверх компрессной бумаги.

Примечание: При постановке компресса на ухо, салфетку и компрессную бумагу разрезать в центре.

 

 

Обеспечивается право пациента на информацию. Мотивация к сотрудничеству.

Обеспечение инфекционной безопасности.

Подготовка необходимого оснащения для эффективного проведения процедуры.

 

 

 

 

 

 

Обеспечение эффективности проведения процедуры.

Исключается чувство дискомфорта, связанное с компрессом.

 

Выполнение процедуры:

1.Все слои компресса одновременно положите на необходимый участок тела.

Примечание: Не следует накладывать согревающий компресс на кожу, смазанную йодом.

2.Зафиксируйте компресс бинтом в соответствии с требованиями десмургии так, чтобы он плотно прилегал к коже, но не стеснял движений.

3. Напомните пациенту, что компресс поставлен на 6-8 часов.

4.Вымойте и осушите руки.

 

5.Через 1,5-2 часа после наложения компресса пальцем, не снимая повязки, проверьте степень влажности салфетки. Укрепите компресс бинтом.

6. Вымойте и осушите руки.

 

Обеспечивается рефлекторное воздействие через хемо- и терморецепторы кожи за счет длительного воздействия.

Не нарушается повседневная жизнедеятельность.

 

Обеспечивается участие пациента в процедуре.

Обеспечение инфекционной безопасности.

Если салфетка высохла, дальнейшее проведение процедуры нецелесообразно.

Обеспечение инфекционной безопасности.

 

Завершение процедуры:

1.Снимите компресс через положенное время (4-6 часов).

2.Вытрете кожу в области компресса и наложите сухую повязку.

3.Вымойте и осушите руки.

4.Сделайте отметку о выполнении процедуры и реакции на нее пациента в карте стационарного больного.

 

К этому времени салфетка, как правило, сухая.

Исключается переохлаждение. Продление времени теплового эффекта.

Обеспечение инфекционной безопасности.

Обеспечивается преемственность сестринского ухода.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРИМЕНЕНИЕ ГРЕЛКИ

Оснащение: грелка, пеленка.

ЭТАПЫ

ОБОСНОВАНИЕ

Подготовка к процедуре:

1.Объясните пациенту ход предстоящей процедуры и получите его согласие на процедуру.

2.Вымойте и осушите руки.

3.Налейте горячую (60°С) воду в грелку, слегка сожмите ее у горловины, выпустив воздух, и завинтите ее пробку.

4. Переверните грелку пробкой вниз и оберните ее пеленкой.

 

Обеспечивается право пациента на информацию. Мотивация к сотрудничеству.

Обеспечение инфекционной безопасности.

Обеспечивается герметичность, исключается ожог кожи пациента.

Проверка герметичности и предупреждение перегревания кожи.

 

Выполнение процедуры:

1. Положите грелку на нужную область тела на 20 минут. При необходимости длительного применения грелки (по назначению врача) каждые 20 минут следует делать 15-20-минутный перерыв.

2.Снимите грелку через 20 минут.

Предупреждение местного перегревания и ожога кожи.

Дальнейшее непрерывное применение грелки может привести к парезу сосудов внутренних органов и тканей.

Завершение процедуры:

1.Осмотрите кожу пациента в области соприкосновения с грелкой.

2.Погрузите грелку в емкость с дезинфектантом.

3.Вымойте и осушите руки.

4.Сделайте отметку о выполнении процедуры и реакции на нее пациента в карте стационарного больного.

Оценка чувствительности кожи: на ней должна быть легкая гиперемия.

Обеспечение инфекционной безопасности.

Обеспечение инфекционной безопасности.

Обеспечивается преемственность сестринского ухода.

  

 

                             

ПРИМЕНЕНИЕ ПУЗЫРЯ СО ЛЬДОМ

Оснащение: полотенце (пеленка), пузырь для льда, кусочки льда.

ЭТАПЫ

ОБОСНОВАНИЕ

Подготовка к процедуре:

1.Объясните пациенту ход предстоящей процедуры и получите его согласие на процедуру.

2.Вымойте и осушите руки.

3.Положите в пузырь подготовленные в морозильной камере кусочки льда и залейте их холодной водой.

4.Положите пузырь на горизонтальную поверхность и заверните крышку.

Обеспечивается право пациента на информацию. Мотивация к сотрудничеству.

Обеспечение инфекционной безопасности.

Тающий лед поддерживает температуру воды 10-12°С., Исключается переохлаждение (отморожение) кожи.

Обеспечивается герметичность, пузырь принимает плоскую форму. 

Выполнение процедуры:

1. Оберните пузырь пеленкой и положите на нужный участок тела на 20 минут. Пузырь можно (по мере необходимости) держать длительное время, но каждые 20 минут необходимо делать перерыв 15-20 минут.

2.По мере таяния льда, воду можно сливать, а кусочки льда добавлять.

Примечание: Нельзя замораживать воду, налитую в пузырь, в морозильной камере, так как поверхность образовавшегося конгломерата льда велика.

3.По окончании процедуры воду слить, пузырь погрузить в емкость с дезинфектантом. 

 

 

Предупреждение переохлаждения.

Достижение максимального эффекта процедуры.

Предупреждение переохлаждения, отморожения.

 

Обеспечение инфекционной безопасности.

 

Завершение процедуры:

1.Вымойте и осушите руки.

2.Сделайте отметку о выполнении процедуры и реакции на нее пациента в карте стационарного больного.

Обеспечение инфекционной безопасности.

Обеспечивается преемственность сестринского ухода.

  

  



ПОСТАНОВКА ХОЛОДНОГО КОМПРЕССА

Цель: уменьшение боли, профилактика расширения гема­том, снижение температуры тела.

Показания: первые часы после ушибов, травм; носовые кровотечения; второй период лихорадки; гематомы.

Оснащение: емкость с холодной водой температурой 14— 16°С, две марлевые салфетки, сложенные в 4 слоя, резиновые перчатки, водный термометр, емкость с дезинфицирующим раствором.

Последовательность действий:

1.Надеть перчатки.

2.Освободить необходимый участок кожи пациента для компресса.

3.Смочить салфетку в холодной воде и слегка отжать.

4.Положить салфетку на подготовленный участок кожи.

5.Смочить вторую салфетку в емкости с холодной водой и отжать ее.

6.Заменить первую салфетку второй (смену салфеток осу­ществлять через 2-3 мин).

7.Продолжительность процедуры от 5 до 60 мин.

8.Провести дезинфекцию перевязочного материала.

9.Снять перчатки, поместить в емкость с дезинфицирующим раствором, вымыть руки.

 

 

 

 

ПОСТАНОВКА ГОРЯЧЕГО КОМПРЕССА

Оснащение: ёмкость с горячей водой 60 гр., 8-слойная салфетка, клеёнка, вата, бинт, дез.раствор.

Последовательность действий:

1.Надеть перчатки.

2.Освободить необходимый участок кожи пациента для компресса.

3.Смочить салфетку в горячей воде и слегка отжать.

4.Положить салфетку на подготовленный участок кожи.

5.Поверх салфетки плотно наложить клеенку.

6.Сверху клеенки положить вату, зафиксировать бинтом.

7.Снять компресс через 10 минут.

8.Протереть насухо кожу.

9.Сделать сухую тёплую повязку.

10.Провести дезинфекцию материала

 

Приложение 4

Сюжетно-ролевая игра

Занятие проводится в виде сюжетно-ролевой игры, которая проходит в лечебно- профилактическом учреждении, участвуют все 10 студентов подгруппы, каждому определены роли (должности). Занятие проводится на заключительном этапе изучения темы «Методы простейшей физиотерапии. Гирудотерапия. Оксигенотерапия»

1. Уважаемые гости, вы находитесь в терапевтической лечебнице.

Разрешите представить вам главного врача и его заместителей:

Главный врач – студент ФИО

Заместитель главного врача

Зав. отделением гидротерапии

Старшая медицинская сестра отделения гидротерапии

Зав. отделением гирудотерапии

Старшая медицинская сестра отделения гирудотерапии

Зав. отделением тепловых процедур

Старшая медицинская сестра отделения тепловых процедур

Зав. отделением отделения применения холода

Старшая медицинская сестра отделения применения холода

(Преподаватель называет Ф.И. студентов, должности)

 

2. Сейчас мы узнаем название этого медицинского учреждения. Чтобы оно прозвучало необходимо разгадать кроссворд. Название зашифровано в середине кроссворда. Ответьте на вопросы. (Преподаватель раздает студентам листы с кроссвордом. Вопросы зачитывает вслух, студенты записывают ответы в пустые клетки кроссворда.)

Кроссворд, вопросы и эталоны (Приложение 2).

После выполнения задания, главный врач зачитывает название лечебницы «Будьте здоровы».

 

3. Сейчас уважаемые доктора расскажут нам о значении физиотерапевтических процедур.

Преподаватель задает вопросы главному врачу:

«Расскажите, пожалуйста, о простейшей физиотерапии, ее значении».

 Главный врач (ФИО студента).

Простейшая физиотерапия применяется с незапамятных времен с целью вызвать в организме многообразные изменения. Среди множества немедикаментозных средств воздействия на человека занимают целебные физические природные факторы: климат, воздух, солнце, вода (пресная) -гидротерапия, минеральная (бальнеотерапия). Разнообразное использование физических факторов, значительно повышает эффективность комплексного лечения и оздоровления пациентов. Область медицины, изучающая лечебные свойства физических факторов и методы их применения, называется физиотерапией.

Рассказ студента сопровождается презентацией.

 Преподаватель задает вопрос заместителю главного врача:

«Расскажите, пожалуйста, о методах физиотерапии, ее воздействии на организм человека»

Заместитель  главного врача (ФИО студента).

К методам простейшей физиотерапии относятся:

– водолечение;

– пузырь со льдом;

– медицинская грелка;

– банки;

– горчичники;

– компрессы.

Простейшие методы физиотерапии оказывают многообразное действие на организм человека. В результате их применения:

– исчезает болевой синдром;

– нормализуется секреторная и моторная функции органов;

– уменьшается активность воспалительных процессов;

– улучшается трофика органов и тканей;

– усиливаются процессы восстановления;

– нормализуется обмен веществ;

– ускоряются окислительно-восстановительные процессы в тканях и органах;

– усиливаются нейро-гуморальные регуляции функций внутренних органов.

Рассказ студента сопровождается презентацией.

 

Преподаватель задает вопрос заведующему отделением гидротерапии:

«Расскажите, пожалуйста, о преимуществах простейших физиопроцедур»

Заведующий отделением гидротерапии (ФИО студента).

Преимуществами простейших физиотерапевтических процедур являются:

– многовековой опыт наблюдения;

– малый риск и практически отсутствие побочных действий;

– активное участие пациента;

– доступность и дешевизна.

Рассказ студента сопровождается презентацией.

 

Преподаватель задает вопрос заведующему отделением гирудотерапии:

«Расскажите, пожалуйста, о противопоказаниях к проведению физиолечения»

Заведующий отделением гирудотерапии (ФИО студента).

Общие противопоказания для простейших физиотерапевтических процедур:

– общее истощение пациента;

– туберкулез легких;

– новообразования;

– гнойничковые заболевания кожи;

– тяжелые заболевания сердечно-сосудистой системы;

– нарушение мозгового кровообращения;

– высокое артериальное давление;

– кровотечения и наклонность к кровоточивости.

Рассказ студента сопровождается презентацией.

Видеоконференция (видеоролики).

4. Старшие медсестры отделений расскажут  нам, какие процедуры предлагает лечебница «Будьте здоровы», механизм действия физиопроцедур, показания, противопоказания.

Преподаватель задает вопрос старшей медицинской сестре отделения гидротерапии. «Расскажите, пожалуйста, о водолечении».

Старшая медицинская сестра отделения гидротерапии (ФИО студента).

К водолечению относятся ванны, обливания, обтирания, растирания, компрессы. Остановимся подробнее на лечебных ваннах. В наше отделение мы приглашаем пациентов с функциональными заболеваниями сердечно­сосудистой системы и нервной системы (неврозы, ВСД, гипертоническая болезнь начальная стадия), заболеваниями опорно-двигательного аппарата. Ванны противопоказаны пациентам с выраженным атеросклерозом, гипертонической болезнью 3 стадии, недостаточностью кровообращения, нарушением мозгового кровообращения, активным туберкулезом, инфекционными заболеваниями, новообразованиями, гнойничковыми заболеваниями кожи.

Ванны оказывают на организм тонизирующее действие: повышает обмен веществ, стимулирует функции нервной и сердечно-сосудистой систем, уменьшают боль, снимают мышечное напряжение, успокаивающее действуют.

Преподаватель задает вопрос старшей медицинской сестре отделения тепловых процедур.

«Расскажите, пожалуйста, какие физиопроцедуры предлагает ваше отделение».

 Старшая медицинская сестра отделения тепловых процедур (ФИО студента).

В нашем отделении мы предлагаем различные тепловые процедуры, в том числе горчичники, банки, согревающий и горячий компрессы. Более подробно остановимся на воздействии грелки и согревающего компресса. Показанием к их применению являются постинъекционные инфильтраты, воспалительные процессы в суставах, невралгии, миозиты, 1 период лихорадки. Противопоказаны данные тепловые процедуры при острых воспалительных процессах в брюшной полости, в первые сутки после ушиба, при повреждениях кожных покровов, кровотечении, инфицированных ранах, злокачественных новообразованиях, высокой температуре тела.

Преподаватель задает вопрос старшей медицинской сестре отделения применения холода. «Расскажите, пожалуйста, о воздействии холода на организм».

Старшая м/с отделения применения холода (ФИО студента).

В нашем отделении мы наиболее часто используем пузырь со льдом и холодный компресс. Эти процедуры показаны пациентам с внутренним кровотечением, во 2 периоде лихорадки, в первые часы после травмы (ушиба), в послеоперационном периоде, при носовых кровотечениях. Противопоказанием для применения холода являются коллапс, шок, спастические боли. Механизм действия холода основан на том, что он вызывает сужение кровеносных сосудов кожи и более глубоко расположенных органов и тканей, а также снижает чувствительность нервных рецепторов, уменьшает отек тканей.

Всю необходимую информацию о лечебнице мы получили и приступаем к работе, пациенты ждут своей очереди.

5. Врачи и медсестры, оказывая медицинские услуги, будут объяснять свои действия, так как к нам на практику пришли студенты - медики и мы должны их научить технологии оказания медицинских услуг.

Заместитель главного  врача (ФИО студента) осуществляет постановку горчичников и объясняет свои действия.

Старшая м/с отделения тепловых процедур (ФИО студента) осуществляет постановку банок и объясняет свои действия.

Старшая м/с отделения холодовых процедур (ФИО студента) осуществляет подачу пузыря со льдом, грелки и объясняет свои действия.

Старшая м/с отделения гидротерапии (ФИО студента) осуществляет постановку согревающего компресса и объясняет свои действия

 

Приложение 5

Ситуационные задачи

Задача №1

Медицинская сестра подала пациенту пузырь со льдом, и сказала, чтобы он держал его, пока не растает весь лед. Проблема. Сестринские вмешательства.

 Задача №2

Медицинская сестра поставила  пациенту горчичники, через 1-2 мин после постановки, больной стал задыхаться, посинел, появилась отечность лица, общее покраснение  кожи,

 Задача №3

Медицинская сестра для постановки горчичников приготовила лоток с водой t – 60 С, горчичники, полотенце, вату. Проблема. Сестринские вмешательства.

 Задача №4

Родильнице после родов, врач назначил пузырь со льдом на живот (для профилактики кровотечения). Медсестра предварительно заморозила в пузыре воду и положила его пациентке на живот. Проблема. Сестринские вмешательства.

 Задача №5

Врач назначил пациенту повторное наложение компресса на место ушиба. При осмотре медсестра обнаружила на коже раздражение в виде покраснения. Проблема. Сестринские вмешательства.

 Задача №6

Медсестра при наложении согревающего компресса использовала марлевую салфетку сложенную в 4 слоя, такого же размера как салфетка кусок компрессной бумаги и ваты. Через 2 часа после наложения компресса проверила влажность салфетки и обнаружила, что салфетка сухая. Проблема. Сестринские вмешательства.

 

Задача №7

Для лечения постинъекционного инфильтрата пациенту назначен согревающий компресс. Медсестра  приготовила марлевую салфетку сложенную в 4 слоя, горячую воду, спирт 40%, клеенку, вату, бинт, ножницы. Проблема. Сестринские вмешательства.

Задача №8

К медицинской сестре в медпункт школы обратился ребенок 11 лет с жалобами н боли в животе. Медсестра решила для уменьшения боли применить грелку. Проблема. Сестринские вмешательства.

 Задача №9

Пациенту назначили горчичники, но к вечеру у него повысилась температура 38 гр С. Пациент для облегчения кашля  просит медсестру  поставить горчичники. Проблема. Сестринские вмешательства.

 Задача №10

У больного ушиб левого локтевого сустава с образованием гематомы. Что необходимо применить для уменьшения боли?

 

 

 

 

   

  Приложение 6

Тестовые задания  по теме:

      1.Лечебный эффект горчичников обусловлен влиянием на кожу___________________

    

  2.Горчичники при повышении АД ставят на область_______________________

    

  3.Осложнения при постановке банок:

а) некроз

б) кровотечение

в) ожог

г) инфильтрат

    

  4.Противопоказания при постановке горчичников:

а) воспаление бронхов

б) воспаление мышц

в) воспаление легких

г) гнойничковые воспаления кожи

    

    5.Показания для согревающего компресса:

а) гнойничковое поражение кожи

б) постинъекционный инфильтрат

в) кровотечение

г) первые часы ушиба

     

    6.При постановке банок исключить:

а) надлопаточную область

б) подлопаточную область

в) позвоночник

г) боковые поверхности грудной клетки

   

      7.Противопоказания для применения медицинских банок, является:

а) невралгия

б) кровотечение

в) воспаление легких

г) воспаление бронхов

 

        8.Для постановки горчичников используют воду:

а) холодную 14°С

б) теплую 37°С

в) прохладную 20°С

г) горячую 40°С

        9.При применении грелки происходит _________ гладкой мускулатуры.

 

      10.Согревающий компресс вызывает длительное ________ кровеносных сосудов.

    

   11.Третий слой согревающего компресса:

а) действующий

б) согревающий

в) изолирующий

г) фиксирующий

   

    12.Пузырь со льдом применяют:

а) в первом периоде лихорадки

б) во 2-ом периоде лихорадки

в) в 3-ем периоде лихорадки

г) во всех

 

 

 

 

Эталоны ответов:

 1.      эфирного горчичного масла

2.      затылка, голеней

3.      в

4.      г

5.      б

6.      в

7.      б

8.      г

9.      расслабление

10.  расширение

11.  б

12.  б

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

     Приложение 7

Оценочные листы

Применение грелки

№ п/п

Перечень практических действий

Форма представления

Отметка о выполнении да/нет

1

Представиться, идентифицировать пациента, объяснить цель и ход процедуры, получить согласие на процедуру.

Сказать

 

2

Сверить ФИО пациента с листом назначений.

Сказать

 

3

Предложить и помочь пациенту занять удобное положение.

Сказать

 

4

Обработать руки гигиеническим способом.

Сказать/ выполнить

 

Подготовка к проведению процедуры

5

Заполнить грелку водой (60 -80°С) на 2/3объема.

Выполнить/ Сказать

 

6

Вытеснить из грелки воздух, сжав ее у горловины, завинтите пробку.

Выполнить/ Сказать

 

7

Проверьте грелку на герметичность, перевернув ее пробкой вниз.

Выполнить/ Сказать

 

8

Оберните грелку полотенцем.

Выполнить/ Сказать

 

Выполнение процедуры


 

9

Приложите грелку к нужному участку тела на 20 минут, через 5 минут узнайте у пациента ощущения.

Примечание. При длительном применении по назначению врача делать 10-15-минутный перерыв, меняя воду.

Выполнить/ Сказать

 

Окончание процедуры

 

 

10

Убрать грелку.

Выполнить/ Сказать

 

11

Осмотреть кожу пациента, помочь пациенту лечь в удобное положение, укрыть.

Выполнить

 

12

Вымыть, осушить руки, надеть перчатки.

Выполнить

 

13

Обработать грелку дезинфицирующим раствором

Выполнить

 

14

Обработать руки гигиеническим способом,  снять перчатки, отправить в отходы класса Б.

Выполнить

 

15

Сделать соответствующую запись в медицинской документации.

Выполнить/ Сказать

 

 

Применение пузыря со льдом

№ п/п

Перечень практических действий

Форма представления

Отметка о выполнении да/нет

1

Представиться, идентифицировать пациента, объяснить цель и ход процедуры, получить согласие на процедуру.

Сказать

 

2

Сверить ФИО пациента с листом назначений.

Сказать

 

3

Предложить и помочь пациенту занять удобное положение.

Сказать

 

4

Обработать руки гигиеническим способом.

Сказать/ выполнить

 

Подготовка к проведению процедуры

5

Приготовить кусочки льда.

Выполнить/ Сказать

 

6

Расположите основание пузыря на горизонтальной поверхности, снимите с пузыря крышку и выпустите из него воздух. Заполните пузырь для льда 1/2 объёма, мелкими кусочками льда, влейте в пузырь 1 стакан воды холодной воды (ʈ = 14-16ºC).

Выполнить/ Сказать

 

7

Положить пузырь на горизонтальную поверхность и вытесните воздух, заверните крышку.

Выполнить/ Сказать

 

8

Оботрите пузырь насухо полотенцем. Оберните пузырь пеленкой в несколько слоев.

Выполнить/ Сказать

 

Выполнение процедуры


 

9

Приложить на нужный участок тела (на область головы ­– на 5 мин (с интервалом 5 мин), на область брюшины – на 15-20 мин (с интервалом 30 мин)).

Выполнить/ Сказать

 

10

Зафиксировать время, оставьте на 20-30 минут. Делайте перерыв на 10-15 минут, каждые 20-30 минут. Примечание. Общее время воздействия не должно превышать 2 часов с учетом интервалов.

Выполнить/ Сказать

 

 

Постановка согревающего компресса

№ п/п

Перечень практических действий

Форма представления

Отметка о выполнении да/нет

1

Собрать информацию о пациенте до встречи с ним. Доброжелательно и уважительно представиться ему. Уточник как к нему обращаться, если медсестра видит пациента впервые. Выяснить, знаком ли он с данной манипуляцией, когда, по какому поводу, как он её перенес.

Сказать

 

2

Объяснить пациенту цель и последовательность проведения предстоящей процедуры.

Сказать

 

3

Получить согласие пациента на процедуру.

Сказать

 

4

Подготовить необходимое оснащение.

Сказать

 

5

Объяснить ход и цель процедуры.

Сказать

 

6

Обработать руки гигиеническим способом.

Сказать/ выполнить

 

Подготовка к проведению процедуры

7

Отрезать ножницами необходимый (в зависимости от области наложения компресса) для компресса кусок марли сложить его в 8 слоев. Вырезать кусок компрессной бумаги по периметру на 2 см больше салфетки. Приготовить кусок ваты по периметру на 2 см больше, чем компрессная бумага.

Выполнить/ Сказать

 

8

Сложить слои для компресса на столе, начиная с наружного слоя: внизу — вата, затем — компрессная бумага.

Выполнить/ Сказать

 

9

Налить в мензурку спирт  45 градусов или воду комнатной температуры, смочить сложенную марлевую салфетку, слегка отжать ее и положить поверх компрессной бумаги.

( при постановке компресса на ухо салфетки и компрессную бумагу следует разрезать в центре)

Выполнить/ Сказать

 

Выполнение процедуры

10

Все слои компресса последовательно (салфетка — компрессная бумага — слой ваты) положить на нужный участок тела.

Выполнить/ Сказать

 

11

Зафиксировать компресс бинтом в соответствии с требованиями десмургии так, чтобы он плотно прилегал к коже, но не стеснял движений. При наложении компресса на ягодичную область фиксировать его лейкопластырем или клеолом.

Выполнить

 

12

Осуществлять контроль за наложенным компрессом. Водный компресс ставится на 8—10 ч, полуспиртовый 4-6 ч, масляный — на 24 ч.

 

 

Окончание процедуры

 

 

13

Обработать руки гигиеническим способом

Выполнить/ Сказать

 

14

Через 1,5-2 ч после наложения компресса пальцем, Не снимая повязки, проверить степень влажности салфетки.

Выполнить

 

15

Поместить упаковку в емкость для медицинских отходов класса «А»

Выполнить

 

16

Обработать руки гигиеническим способом.

 

 

17

Сделать отметку о выполнении процедуры и реакции пациента в медицинской документации.

Выполнить

 

 

Постановка горчичников

№ п/п

Перечень практических действий

Форма представления

Отметка о выполнении да/нет

1.

 Представиться, идентифицировать пациента, объяснить цель и ход процедуры, получить согласие на процедуру.

Сказать

 

2.

Сверить ФИО пациента с листом назначений.

Сказать

 

3

Предложить и помочь пациенту занять удобное положение.

Сказать

 

4

Обработать руки гигиеническим способом.

Сказать/ выполнить

 

Подготовка и проведение процедуры

5

Подготовить необходимое оснащение. Проверить пригодность горчичников.

Выполнить/ Сказать

 

Выполнение процедуры

6

Погрузить горчичник в воду (ʈ = 40-45ºC) на несколько секунд, извлечь, стряхнуть и приложить плотно к коже пациента, через гигроскопическую бумагу или бязь.

Выполнить/ Сказать

 

7

Приложить горчичники стороной, покрытой горчицей на 5-15 мин, исключая область сердца и молочных желез;

Выполнить/ Сказать

 

8

Накрыть полотенцем, укрыть одеялом.

Выполнить/ Сказать

 

9

Снять горчичники через 5—15 минут при появлении стойкой гиперемии, снять салфеткой остатки горчицы с кожи пациента, сбросить горчичники и салфетку в отходы класса А. Осмотреть кожу пациента.

Выполнить/ Сказать

 

10

Помочь пациенту надеть нижнее бельё, укрыть пациента одеялом. Попросить пациента оставаться в постели не менее 30 минут.

Выполнить/ Сказать

 

11

Обработать руки гигиеническим способом.

Выполнить/ Сказать

 

Окончание процедуры

12

 Надеть перчатки.

Выполнить

 

13

Провести дезинфекцию использованного инструментария, материала.

 

 

14

Обработать руки гигиеническим способом,  снять перчатки, отправить в отходы класса Б.

Выполнить

 

15

Сделать соответствующую запись в медицинской документации.

Выполнить/ Сказать

 

 Приложение 8

Оценочный лист практического занятия    

ФИО

студента


Фронтальный опрос


Ситуационные задачи




Тестовый контроль




Выполнение манипуляций




Итог за занятие


1

 

 

 

 

 

2

 

 

 

 

 

3

 

 

 

 

 

4

 

 

 

 

 

5

 

 

 

 

 

6

 

 

 

 

 

7

 

 

 

 

 

8

 

 

 

 

 

9

 

 

 

 

 

10

 

 

 

 

 

Оценка результатов учебной деятельности студентов

«5» - глубокое и полное овладение содержанием учебного материала, в котором студент легко ориентируется понятийным аппаратом, за умение связывать теорию с практикой, решать практические задачи, высказывать и обосновывать свои суждения. Отличная оценка предполагает грамотное, логичное изложение ответа (качественное внешнее оформление).

«4» - студент полно освоил учебный материал, владеет понятийным аппаратом, ориентируется в изученном материале, осознано применяет знания для решения практических задач, грамотно излагает ответ, но содержание и форма ответа имеет отдельные неточности.

 «3» - если студент обнаруживает знание и понимание основных положений учебного материала, но излагает его неполно, непоследовательно, допускает неточности в определении понятий, в применении знаний для решения практических задач, не умеет доказательно обосновать свои суждения

«2» - если студент имеет разрозненные, бессистемные знания, не умеет выделять главное и второстепенное, допускает ошибки в определении понятий, искажает их смысл, беспорядочно и неуверенно излагает материал, не может применять знания для решения практических задач.

                                                                  Приложение 9

Домашнее задание:

Подготовиться к следующему занятию по теме: «Методы простейшей физиотерапии. Оксигенотерапия»

1.Мухина С.А. Тарновская И.И. Мухина С.А. Практическое руководство к предмету «Основы сестринского дела», с. 246-271

2.Обуховец Т.П., Склярова Т.А., Чернова О.В. Основы сестринского дела, стр.540-554

 




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!