СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Пространственная ориентация детей обучающихся по системе Брайля"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«"Пространственная ориентация детей обучающихся по системе Брайля"»


ВВЕДЕНИЕ



Актуальность проблемы обучения ориентировке в пространстве тотально слепых, слепых с форменным (предметным) остаточным зрением и слабовидящих обусловлена тем, что самостоятельное передвижение является основой социальной адаптации для лиц с глубоким нарушением зрения.

Потеря независимости при передвижении – самая большая потеря из всех потерь инвалида по зрению.

Именно через потерю самостоятельности при передвижении люди с глубокой патологией зрения начинают чувствовать свой дефект.

Поэтому обучение ориентировке в пространстве учащихся школ III-IV видов (особенно тотально слепых) является одной из наиболее актуальных проблем их подготовки к самостоятельной жизни и профессиональной деятельности.

Без навыков ориентировки в пространстве нарушается нормальная полноценная связь между инвалидами по зрению и окружающей средой. Недостаточные навыки самостоятельной ориентировки в пространстве ставят выпускников школ для слепых и слабовидящих детей в постоянную зависимость от зрячих при общении с внешним миром, при получении профессионального образования, а в дальнейшем при поиске рабочего места и трудоустройстве.

Неудовлетворенная потребность в познании окружающего мира и взаимодействия с ним отрицательно влияет на психическое и физическое состояние учащихся и выпускников школ для детей с нарушением зрения.














"Пространственная ориентация детей обучающихся по системе Брайля"

 Одной из наиболее актуальных проблем обучения и воспитания                   детей с нарушением зрения была и остается  проблема ориентировки в пространстве.

 Пространственная ориентация характеризует местоположение че­ловека в пространстве, отражая трехмерность пространства на осно­ве выбранной им системы отсчета.

Специфика предмета «Ориентировка в пространстве» состоит в том, что данный предмет включает в себя две взаимодополняющих друг друга системы - ориентирование и мобильность.

Термин «ориентировка» тесно связан с термином "мобильность".

Мобильность –это передвижение в пространстве безопасным и эффективным способом т.е способность свободно ориентироваться и взаимодействовать с окружающей средой .

Ориентирование – это умение установить и сохранять осознание собственного местоположения в пространстве с помощью сбора и интерпретации информации, полученной через систему органов чувств.


         Ориентировка имеет свои компоненты, связанные с актами, выполняющими ряд функций: программирование, контролирование, регулирование, которые, в свою очередь, способствуют решению задач выбора, сохранения направления, а также достижения цели самого движения.

Огромное значение здесь имеют пространственные представления, которые, несмотря на некоторую специфику, имеющуюся у детей с нарушениями зрения, в целом адекватно отражают объекты внешнего мира и их взаиморасположение.

Обучение младших школьников с нарушенным зрением пространственной и социально-бытовой ориентировке является одной из основных задач специального учреждения и одним из главных условий адаптации к жизни.

У слепого ребенка необходимо сформировать систему знаний о внешнем мире на основе сохранившихся анализаторов, а это возможно лишь при активном систематическом и целенаправленном обучении.

Дети младшего школьного возраста нуждаются в специальных занятиях по ориентировке в пространстве с опорой на знания, представления и умения, которые слепой ребенок приобретает, знакомясь с окружающим миром в процессе физического воспитания, игры, трудовой деятельности.

Ориентировка в пространстве представляет собой сложную познавательную деятельность, в которой участвуют такие психические функции, как восприятие, мышление, память.

Ориентировка в пространстве — это очень ёмкое понятие. Оно включает в себя ориентировку в большом и малом пространстве.

Начальный этап ориентировки в ограниченном или малом пространстве — это:

- ориентировка в собственном теле (знание частей собственного тела, знание о пространственном расположении частей тела,сравнение реальных пространственных отношений с их отображениями в зеркале);

- ориентировка на плоскости стола (располагать предметы на поверхности стола слева направо и в названных направлениях, определять и словесно обозначать пространственное расположение игрушек и предметов);

- ориентировка в расположении окружающих предметов относительно своего тела;

- ориентировка в помещении на материале окружающих предметов относительно друг друга;

- ориентировка на листе бумаги (правая и левая, верхняя и нижняя стороны листа, середина).

Начальная ориентировка в большом пространстве — это знакомство с расположением объектов, составляющих близлежащее окружение ребенка в помещении дома и вокруг него (ориентировка в квартире, в помещении, на улице, использование терминов справа, слева, вверху, внизу, впереди, сзади, далеко, близко и т.д.).

«Пространственная ориентировка» имеет в виду ориентировку на местности:

• определение «точки стояния» («Я нахожусь справа от дома»);

• определение местонахождения объектов относительно ориентирующегося («Шкаф находится слева от меня»);

• определение расположения предметов относительно друг друга («Мяч лежит под столом»).

При передвижении ребенка пространственная ориентировка происходит постоянно:

• постановка цели и выбор маршрута движения (направление);

• сохранение направления движения и достижение цели.

В период младшего школьного возраста ребенок ориентируется в пространстве на основе чувственной системы отсчета (по сторонам собственного тела).    В школьные годы дети овладевают новой системой отсчета — по сторонам горизонта: север, юг, запад, восток.















Приемы развития навыков ориентировки в пространстве у слепых и слабовидящих школьников с ограниченными возможностями здоровья.


Получить адекватные представления о пространстве, овладеть навыками ориентировки в нем только с помощью неполноценного зрения не представляется возможным. Необходимо участие всей сенсорной сферы ребенка.

 У слабовидящих школьников по сравнению с нормально видящими развитие пространственной ориентировки протекает медленнее и со значительными трудностями. Связано это с тем, что у таких детей зрительная информация об окружающем сильно ограничена. Дети напряжены и заторможены.

Большое место как считал, Малаев Д. М. в системе специального обучения ориентировке в пространстве отводится специальным играм и упражнениям. Эффективность обучения в этом случае в первую очередь достигается тем, что деятельность ребенка стимулируется его желанием принять участие в игре.

Важно то, что в играх слабовидящие школьники получают возможность упражняться в самостоятельных действиях по ориентировке в пространстве. Если ребенок нуждается в помощи педагога, оказывать ее нужно незаметно, чтобы воспитанник не потерял веры в возможность самому выполнять игровое задание.  

Цель: закрепление ориентированности ребенка в правой и левой сторонах пространства, развитие ручной моторики.

Игра «Вратарь» Цель: закрепление ориентированности ребенка в правой и левой сторонах, развитие быстроты реакции, точности движения.

Ход игры: Нужно бросить мяч ребенку, одновременно предупреждая ребенка, куда должен лететь мяч. Ребенок должен сделать вратарское движение в заданном направлении. Ребенок: Вратарем зовусь не зря: Мяч всегда поймаю я. Педагог : Раз, два, три — Справа (слева, прямо) мяч, смотри!

В предлагаемых играх и упражнениях ставилась задача помочь слепым и слабовидящим ученикам научиться как можно больше узнавать об окружающих предметах, их пространственных признаках и расположения в пространстве с помощью всех сохранных анализаторов и использовать эти знания в практической ориентировке. Необходимо отметить, результат был положительный.

               

                 












Влияние развития ориентировки в пространстве на учебную деятельность у младших школьников с интеллектуальной недостаточностью, имеющих нарушение зрения.

Несовершенство восприятия, трудности пространственной ориентировки приводят к тому, что учащиеся не находят строки и не понимают её значения. Поэтому ученик может начать писать по середине листа тетради, возможно зеркальное написание цифр и букв, трудности нахождения точек в клетке брайлевского прибора.

В процессе обучения  необходимо развивать у обучающихся пространственное мышление, обеспечивающее создание у ребенка  пространственных образов, и умение оперировать ими в процессе ориентировки и передвижений.

Чем большим числом образов предметов будет оперировать ребенок, тем легче ему будет ориентироваться в пространстве.

Формированием навыков ориентировки  в пространстве у учащихся школы III-IVвв является важным звеном в коррекционной работе.

Занятия физической культурой способствуют развитию сохранных органов чувств, в особенности осязания, и вестибулярного аппарата, так необходимых для ориентировки незрячих;  закрепляются навыки в различных направлениях  среди окружающих их предметов. Физкультура является эффективным средством двигательной подготовленности  и активности, воспитывает культуру движения, волевые качества..

При изучении материала по математике   осуществляется сравнение предметов по величине и форме, взаимному расположению (рядом, под, над…). Дети знакомятся с плоскими и объёмными формами, понятиями длины, массы и т.д.

На всех уроках в начальных классах незрячим учащимся требуются  знания элементарных пространственных понятий представлений, развитие пространственного мышления и пользование в ориентировке сохранными анализаторными системами при работе с книгой, брайлевским прибором, ориентировки на листе бумаги, на парте, в классе.

 .




















на тему:

     









Избербаш 2019г