ВВЕДЕНИЕ
Актуальность проблемы обучения ориентировке в пространстве тотально слепых, слепых с форменным (предметным) остаточным зрением и слабовидящих обусловлена тем, что самостоятельное передвижение является основой социальной адаптации для лиц с глубоким нарушением зрения.
Потеря независимости при передвижении – самая большая потеря из всех потерь инвалида по зрению.
Именно через потерю самостоятельности при передвижении люди с глубокой патологией зрения начинают чувствовать свой дефект.
Поэтому обучение ориентировке в пространстве учащихся школ III-IV видов (особенно тотально слепых) является одной из наиболее актуальных проблем их подготовки к самостоятельной жизни и профессиональной деятельности.
Без навыков ориентировки в пространстве нарушается нормальная полноценная связь между инвалидами по зрению и окружающей средой. Недостаточные навыки самостоятельной ориентировки в пространстве ставят выпускников школ для слепых и слабовидящих детей в постоянную зависимость от зрячих при общении с внешним миром, при получении профессионального образования, а в дальнейшем при поиске рабочего места и трудоустройстве.
Неудовлетворенная потребность в познании окружающего мира и взаимодействия с ним отрицательно влияет на психическое и физическое состояние учащихся и выпускников школ для детей с нарушением зрения.
"Пространственная ориентация детей обучающихся по системе Брайля"
Одной из наиболее актуальных проблем обучения и воспитания детей с нарушением зрения была и остается проблема ориентировки в пространстве.
Пространственная ориентация характеризует местоположение человека в пространстве, отражая трехмерность пространства на основе выбранной им системы отсчета.
Специфика предмета «Ориентировка в пространстве» состоит в том, что данный предмет включает в себя две взаимодополняющих друг друга системы - ориентирование и мобильность.
Термин «ориентировка» тесно связан с термином "мобильность".
Мобильность –это передвижение в пространстве безопасным и эффективным способом т.е способность свободно ориентироваться и взаимодействовать с окружающей средой .
Ориентирование – это умение установить и сохранять осознание собственного местоположения в пространстве с помощью сбора и интерпретации информации, полученной через систему органов чувств.
Ориентировка имеет свои компоненты, связанные с актами, выполняющими ряд функций: программирование, контролирование, регулирование, которые, в свою очередь, способствуют решению задач выбора, сохранения направления, а также достижения цели самого движения.
Огромное значение здесь имеют пространственные представления, которые, несмотря на некоторую специфику, имеющуюся у детей с нарушениями зрения, в целом адекватно отражают объекты внешнего мира и их взаиморасположение.
Обучение младших школьников с нарушенным зрением пространственной и социально-бытовой ориентировке является одной из основных задач специального учреждения и одним из главных условий адаптации к жизни.
У слепого ребенка необходимо сформировать систему знаний о внешнем мире на основе сохранившихся анализаторов, а это возможно лишь при активном систематическом и целенаправленном обучении.
Дети младшего школьного возраста нуждаются в специальных занятиях по ориентировке в пространстве с опорой на знания, представления и умения, которые слепой ребенок приобретает, знакомясь с окружающим миром в процессе физического воспитания, игры, трудовой деятельности.
Ориентировка в пространстве представляет собой сложную познавательную деятельность, в которой участвуют такие психические функции, как восприятие, мышление, память.
Ориентировка в пространстве — это очень ёмкое понятие. Оно включает в себя ориентировку в большом и малом пространстве.
Начальный этап ориентировки в ограниченном или малом пространстве — это:
- ориентировка в собственном теле (знание частей собственного тела, знание о пространственном расположении частей тела,сравнение реальных пространственных отношений с их отображениями в зеркале);
- ориентировка на плоскости стола (располагать предметы на поверхности стола слева направо и в названных направлениях, определять и словесно обозначать пространственное расположение игрушек и предметов);
- ориентировка в расположении окружающих предметов относительно своего тела;
- ориентировка в помещении на материале окружающих предметов относительно друг друга;
- ориентировка на листе бумаги (правая и левая, верхняя и нижняя стороны листа, середина).
Начальная ориентировка в большом пространстве — это знакомство с расположением объектов, составляющих близлежащее окружение ребенка в помещении дома и вокруг него (ориентировка в квартире, в помещении, на улице, использование терминов справа, слева, вверху, внизу, впереди, сзади, далеко, близко и т.д.).
«Пространственная ориентировка» имеет в виду ориентировку на местности:
• определение «точки стояния» («Я нахожусь справа от дома»);
• определение местонахождения объектов относительно ориентирующегося («Шкаф находится слева от меня»);
• определение расположения предметов относительно друг друга («Мяч лежит под столом»).
При передвижении ребенка пространственная ориентировка происходит постоянно:
• постановка цели и выбор маршрута движения (направление);
• сохранение направления движения и достижение цели.
В период младшего школьного возраста ребенок ориентируется в пространстве на основе чувственной системы отсчета (по сторонам собственного тела). В школьные годы дети овладевают новой системой отсчета — по сторонам горизонта: север, юг, запад, восток.
Приемы развития навыков ориентировки в пространстве у слепых и слабовидящих школьников с ограниченными возможностями здоровья.
Получить адекватные представления о пространстве, овладеть навыками ориентировки в нем только с помощью неполноценного зрения не представляется возможным. Необходимо участие всей сенсорной сферы ребенка.
У слабовидящих школьников по сравнению с нормально видящими развитие пространственной ориентировки протекает медленнее и со значительными трудностями. Связано это с тем, что у таких детей зрительная информация об окружающем сильно ограничена. Дети напряжены и заторможены.
Большое место как считал, Малаев Д. М. в системе специального обучения ориентировке в пространстве отводится специальным играм и упражнениям. Эффективность обучения в этом случае в первую очередь достигается тем, что деятельность ребенка стимулируется его желанием принять участие в игре.
Важно то, что в играх слабовидящие школьники получают возможность упражняться в самостоятельных действиях по ориентировке в пространстве. Если ребенок нуждается в помощи педагога, оказывать ее нужно незаметно, чтобы воспитанник не потерял веры в возможность самому выполнять игровое задание.
Цель: закрепление ориентированности ребенка в правой и левой сторонах пространства, развитие ручной моторики.
Игра «Вратарь» Цель: закрепление ориентированности ребенка в правой и левой сторонах, развитие быстроты реакции, точности движения.
Ход игры: Нужно бросить мяч ребенку, одновременно предупреждая ребенка, куда должен лететь мяч. Ребенок должен сделать вратарское движение в заданном направлении. Ребенок: Вратарем зовусь не зря: Мяч всегда поймаю я. Педагог : Раз, два, три — Справа (слева, прямо) мяч, смотри!
В предлагаемых играх и упражнениях ставилась задача помочь слепым и слабовидящим ученикам научиться как можно больше узнавать об окружающих предметах, их пространственных признаках и расположения в пространстве с помощью всех сохранных анализаторов и использовать эти знания в практической ориентировке. Необходимо отметить, результат был положительный.
Влияние развития ориентировки в пространстве на учебную деятельность у младших школьников с интеллектуальной недостаточностью, имеющих нарушение зрения.
Несовершенство восприятия, трудности пространственной ориентировки приводят к тому, что учащиеся не находят строки и не понимают её значения. Поэтому ученик может начать писать по середине листа тетради, возможно зеркальное написание цифр и букв, трудности нахождения точек в клетке брайлевского прибора.
В процессе обучения необходимо развивать у обучающихся пространственное мышление, обеспечивающее создание у ребенка пространственных образов, и умение оперировать ими в процессе ориентировки и передвижений.
Чем большим числом образов предметов будет оперировать ребенок, тем легче ему будет ориентироваться в пространстве.
Формированием навыков ориентировки в пространстве у учащихся школы III-IVвв является важным звеном в коррекционной работе.
Занятия физической культурой способствуют развитию сохранных органов чувств, в особенности осязания, и вестибулярного аппарата, так необходимых для ориентировки незрячих; закрепляются навыки в различных направлениях среди окружающих их предметов. Физкультура является эффективным средством двигательной подготовленности и активности, воспитывает культуру движения, волевые качества..
При изучении материала по математике осуществляется сравнение предметов по величине и форме, взаимному расположению (рядом, под, над…). Дети знакомятся с плоскими и объёмными формами, понятиями длины, массы и т.д.
На всех уроках в начальных классах незрячим учащимся требуются знания элементарных пространственных понятий представлений, развитие пространственного мышления и пользование в ориентировке сохранными анализаторными системами при работе с книгой, брайлевским прибором, ориентировки на листе бумаги, на парте, в классе.
.
на тему:
Избербаш 2019г