Пространство Европейского Юга
Цели урока:
Создать образ Европейского Юга.
Определить состав и географическое положение Европейского Юга.
Выявить особенности природных условий и ресурсов Европейского Юга.
Основное содержание: образ Европейского Юга. Состав и географическое положение Европейского Юга. Природные условия и ресурсы. Рекреационные ресурсы. Кавказские Минеральные Воды. Черноморское побережье Кавказа.
Способы действий учащихся: работать с текстом § 28 и картами (рис. 21 и 22 учебника); создать образ Европейского Юга в процессе групповой работы; принять участие в обсуждении уникальности Европейского Юга; высказывать свои суждения.
Ценностный компонент урока: Европейского Юга — уникальная территория России; охрана и восстановление природных ресурсов Европейского Юга.
Ход урока
I. Организационный момент
Приветствие класса, объявление темы и целей урока.
II. Актуализация опорных знаний и умений учащихся
Тест для письменной проверки знаний по теме: «Поволжье».
Вариант 1. 1.В Поволжский эк. Район входят следующие субъекты РФ. Найти ошибку. а)Самарская область; б)республика Татарстан; в)Саратовская область; г)республика Башкирия; д) Ростовская область. 2.На берегах Волги расположены города …. а)Казань; б)Пенза; в)Самара; г)Элиста. 3.В национальном составе Поволжья преобладают а)татары; б)русские; в)казахи; г)немцы. 4.Природные ресурсы Поволжья – это …. а)водные; б)гидроэнергетические; в)агроклиматические; г)топливные; д)рудные. 5.Центрами автомобилестроения Поволжья являются города … а)Казань; б)Самара; в)Набережные Челны; г)Тольятти. 6.Отраслями специализации Поволжья являются а)машиностроение; б)химическая промышленность; в)лесная; г)металлургия. | Вариант 2. 1. В Поволжский эк. Район входят следующие субъекты РФ. Найти ошибку. а)Самарская область; б)республика Татарстан; в)Саратовская область; г)республика Удмуртия; д) Ростовская область. 2.Крупнейшим городом Поволжья является … а)Казань; б)Самара; в)Волгоград; г) Астрахань. 3.Какой народ Поволжья подвергался насильственному переселению в Казахстан и Сибирь? а)татары; б)русские; в)казахи; г)немцы. 4.Поволжье имеет благоприятные природные условия … а)равнинный рельеф; б)достаточное увлажнение; в)теплый климат; г)плодородные почвы. 5.Машиностроение Поволжья является …. а)трудоёмким; б)наукоёмким; в)металлоёмким. 6.Троллейбусы производят в городе … а)Балаково; б)Энгельс; в)Ульяновске; г) Саратов. |
III. Мотивация учебной и познавательной деятельности учащихся
Сегодня на уроке мы приступим к изучению самого южного района европейской части России. На этом уроке мы познакомимся с составом района особенностями ЭГП, природными условиями и ресурсами Европейского Юга..
IV. Изучение нового материала
Вначале учитель выясняет, какие ассоциации возникают у школьников при упоминании о Европейском Юге. На основе рубрики «Что мы знаем о Северном Кавказе» (с. 118 учебника) и собственных ассоциаций учащиеся создают схему (кластер).
С х е м а 16
Европейский Юг:
Города-курорты
Эльбрус
Субтропики
Новороссийск — город-порт
Кубачи
Многонациональное население
Черное море
Кавказские Минеральные Воды
Приэльбрусье и Красная Поляна
Олимпиада-2014 в Сочи
Кавказские горы
Всемирное природное и культурное наследие
После того как совместными усилиями создана ассоциативная схема, школьники получают задание сформулировать, с чем у них в первую очередь ассоциируется Европейский Юг и чем это вызвано. Важно, чтобы учащиеся эмоционально высказывали свои суждения, акцентируя внимание на поездках к местам отдыха, ярких впечатлениях от них, запоминающихся пейзажах, обилии жарких солнечных дней, теплом море, благоухающей южной растительности и т. д.
Далее по карте «Административно-территориальное деление России» (с. 228—229 Приложения учебника) учащиеся знакомятся с составом района (задание 1 на с. 122 учебника). В связи с тем, что район образуют семь республик, два края и одна область, для лучшего запоминания нужно составить схему.
С х е м а 17
Состав Европейского Юга
Республики: Адыгея, Дагестан, Кабардино-Балкария, Карачаево-Черкесия, Северная Осетия — Алания, Ингушетия, Чечня.
Края: Краснодарский, Ставропольский
Область: Ростовская
Затем учащиеся, работая с текстом (с. 119 учебника) и физической картой Европейского Юга (рис. 21 учебника), устанавливают особенности географического положения района:
находится на перекрестке между тремя морями — Черным, Азовским, Каспийским, на юге европейской части России;
занимает самое южное положение из районов России;
в природном отношении выделяются равнинная, предгорная и горная части;
граничит со странами Закавказья, в связи с чем имеет важное геополитическое значение.
На основе ранее полученных знаний по географии (§ 7) учащиеся дают характеристику Кавказским горам. Они вспоминают, что это молодые складчатые горы, образовавшиеся в кайнозойскую эпоху горообразования. По карте «Тектоника и минеральные ресурсы» (с. 232—233 Приложения учебника), рисунку 22 (с. 121 учебника) они выясняют, какими полезными ископаемыми богат район, а информацию заносят в таблицу.
Т а б л и ц а 18
Ресурсы Европейского Юга
Группы природных ресурсов | Природные ресурсы | Где расположены |
Полезные ископаемые | Уголь | Восточное крыло Донецкого бассейна на западе Ростовской области |
Нефть и газ | Предгорья Кавказа, Майкоп, Грозный, Ставрополье |
Свинцово-цинковые руды | Вблизи Владикавказа |
Вольфрамово-молибденовые руды | Тырныауз в Кабардино-Балкарии |
Минеральные воды | Кавказские Минеральные Воды на юге Ставропольского края |
Рекреационные ресурсы | Теплый климат, море, горы, минеральные источники | Кавказские Минеральные Воды, Сочи, Анапа, Геленджик, Туапсе |
Агроклиматические ресурсы | Умеренно континентальный и субтропический климат, плодородные почвы | Черноморское побережье Кавказа, Ставропольский и Краснодарский края |
На основе анализа таблицы школьники делают вывод о природно-ресурсном потенциале района.
Затем учащиеся на основе текста рубрики «Читаем карту» (с. 119—122 учебника) дают характеристику климата, водных ресурсов, а по карте «Природные зоны» (с. 238 учебника) знакомятся с природными зонами района. На данном этапе урока целесообразно обратить внимание на экологические проблемы Европейского Юга: эрозию почв, загрязнение ряда целебных источников и прибрежных вод в районе курортных зон, загазованность воздуха.
V. Закрепление изученного материала
В завершение урока ученики в ходе групповой работы:
составляют схему «Самое-самое о Европейском Юге», обращая внимание на то, что этот район России самый южный, самый многонациональный, самый курортный и т. д.;
выполняют задание: прокомментируйте слова о том, что «Европейский Юг — особый район. Горы и море в сочетании с теплым климатом, наличие месторождений минеральных вод сделали этот район одним из самых комфортных для отдыха и лечения россиян».
VI. Рефлексия
Ребята, вы реализовали те задачи, которые ставили перед собой в начале урока?
Какая форма работы вызвала наибольший интерес?
С какими трудностями вы столкнулись при работе?
Удалось ли вам сформировать окончательное представление о Европейском Севере?
Возникло ли у вас желание самому побывать на Европейском Севере?
VII. Домашнее задание: 1) изучить § 28; 2) ответить на вопросы 2, 4, 7 на с. 122 учебника.