СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Пространство Европейского Юга

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

План-конспект урока по географии 9 класс на тему: "Пространство Европейского Юга"

Просмотр содержимого документа
«Пространство Европейского Юга»



Пространство Европейского Юга

Цели урока:

  • Создать образ Европейского Юга.

  • Определить состав и географическое положение Европейского Юга.

  • Выявить особенности природных условий и ресурсов Европейского Юга.

Основное содержание: образ Европейского Юга. Состав и географическое положение Европейского Юга. Природные условия и ресурсы. Рекреационные ресурсы. Кавказские Минеральные Воды. Черноморское побережье Кавказа.

Способы действий учащихся: работать с текстом § 28 и картами (рис. 21 и 22 учебника); создать образ Европейского Юга в процессе групповой работы; принять участие в обсуждении уникальности Европейского Юга; высказывать свои суждения.

Ценностный компонент урока: Европейского Юга — уникальная территория России; охрана и восстановление природных ресурсов Европейского Юга.

Ход урока

I. Организационный момент

Приветствие класса, объявление темы и целей урока.



II. Актуализация опорных знаний и умений учащихся

Тест для письменной проверки знаний по теме: «Поволжье».

Вариант 1.

1.В Поволжский эк. Район входят следующие субъекты РФ. Найти ошибку.

а)Самарская область;

б)республика Татарстан;

в)Саратовская область;

г)республика Башкирия;

д) Ростовская область.

2.На берегах Волги расположены города ….

а)Казань; б)Пенза;

в)Самара; г)Элиста.

3.В национальном составе Поволжья преобладают

а)татары; б)русские;

в)казахи; г)немцы.

4.Природные ресурсы Поволжья – это ….

а)водные; б)гидроэнергетические;

в)агроклиматические;

г)топливные;

д)рудные.

5.Центрами автомобилестроения Поволжья являются города …

а)Казань; б)Самара;

в)Набережные Челны; г)Тольятти.

6.Отраслями специализации Поволжья являются

а)машиностроение;

б)химическая промышленность;

в)лесная;

г)металлургия.

Вариант 2.

1. В Поволжский эк. Район входят следующие субъекты РФ. Найти ошибку.

а)Самарская область; б)республика Татарстан;

в)Саратовская область; г)республика Удмуртия;

д) Ростовская область.

2.Крупнейшим городом Поволжья является …

а)Казань; б)Самара;

в)Волгоград; г) Астрахань.

3.Какой народ Поволжья подвергался насильственному переселению в Казахстан и Сибирь?

а)татары; б)русские;

в)казахи; г)немцы.

4.Поволжье имеет благоприятные природные условия …

а)равнинный рельеф; б)достаточное увлажнение;

в)теплый климат; г)плодородные почвы.

5.Машиностроение Поволжья является ….

а)трудоёмким; б)наукоёмким; в)металлоёмким.

6.Троллейбусы производят в городе …

а)Балаково; б)Энгельс;

в)Ульяновске; г) Саратов.


III. Мотивация учебной и познавательной деятельности учащихся

Сегодня на уроке мы приступим к изучению самого южного района европейской части России. На этом уроке мы познакомимся с составом района особенностями ЭГП, природными условиями и ресурсами Европейского Юга..

 IV. Изучение нового материала

Вначале учитель выясняет, какие ассоциации возникают у школьников при упоминании о Европейском Юге. На основе рубрики «Что мы знаем о Северном Кавказе» (с. 118 учебника) и собственных ассоциаций учащиеся создают схему (кластер).

С х е м а 16

Европейский Юг:

  • Города-курорты

  • Эльбрус

  • Субтропики

  • Новороссийск — город-порт

  • Кубачи

  • Многонациональное население

  • Черное море

  • Кавказские Минеральные Воды

  • Приэльбрусье и Красная Поляна

  • Олимпиада-2014 в Сочи

  • Кавказские горы

  • Всемирное природное и культурное наследие



После того как совместными усилиями создана ассоциативная схема, школьники получают задание сформулировать, с чем у них в первую очередь ассоциируется Европейский Юг и чем это вызвано. Важно, чтобы учащиеся эмоционально высказывали свои суждения, акцентируя внимание на поездках к местам отдыха, ярких впечатлениях от них, запоминающихся пейзажах, обилии жарких солнечных дней, теплом море, благоухающей южной растительности и т. д.

Далее по карте «Административно-территориальное деление России» (с. 228—229 Приложения учебника) учащиеся знакомятся с составом района (задание 1 на с. 122 учебника). В связи с тем, что район образуют семь республик, два края и одна область, для лучшего запоминания нужно составить схему.

С х е м а 17

Состав Европейского Юга

Республики: Адыгея, Дагестан, Кабардино-Балкария, Карачаево-Черкесия, Северная Осетия — Алания, Ингушетия, Чечня.

Края: Краснодарский, Ставропольский

Область: Ростовская

Затем учащиеся, работая с текстом (с. 119 учебника) и физической картой Европейского Юга (рис. 21 учебника), устанавливают особенности географического положения района:

  • находится на перекрестке между тремя морями — Черным, Азовским, Каспийским, на юге европейской части России;

  • занимает самое южное положение из районов России;

  • в природном отношении выделяются равнинная, предгорная и горная части;

  • граничит со странами Закавказья, в связи с чем имеет важное геополитическое значение.

На основе ранее полученных знаний по географии (§ 7) учащиеся дают характеристику Кавказским горам. Они вспоминают, что это молодые складчатые горы, образовавшиеся в кайнозойскую эпоху горообразования. По карте «Тектоника и минеральные ресурсы» (с. 232—233 Приложения учебника), рисунку 22 (с. 121 учебника) они выясняют, какими полезными ископаемыми богат район, а информацию заносят в таблицу.

Т а б л и ц а 18

Ресурсы Европейского Юга

Группы природных ресурсов

Природные ресурсы

Где расположены

Полезные ископаемые

Уголь

Восточное крыло Донецкого бассейна на западе Ростовской области


Нефть и газ


Предгорья Кавказа, Майкоп, Грозный, Ставрополье

Свинцово-цинковые руды

Вблизи Владикавказа

Вольфрамово-молибденовые руды

Тырныауз в Кабардино-Балкарии

Минеральные воды

Кавказские Минеральные Воды на юге Ставропольского края

Рекреационные ресурсы

Теплый климат, море, горы, минеральные источники

Кавказские Минеральные Воды, Сочи, Анапа, Геленджик, Туапсе

Агроклиматические ресурсы

Умеренно континентальный и субтропический климат, плодородные почвы

Черноморское побережье Кавказа, Ставропольский и Краснодарский края



На основе анализа таблицы школьники делают вывод о природно-ресурсном потенциале района.

Затем учащиеся на основе текста рубрики «Читаем карту» (с. 119—122 учебника) дают характеристику климата, водных ресурсов, а по карте «Природные зоны» (с. 238 учебника) знакомятся с природными зонами района. На данном этапе урока целесообразно обратить внимание на экологические проблемы Европейского Юга: эрозию почв, загрязнение ряда целебных источников и прибрежных вод в районе курортных зон, загазованность воздуха.



V. Закрепление изученного материала

В завершение урока ученики в ходе групповой работы:

  • составляют схему «Самое-самое о Европейском Юге», обращая внимание на то, что этот район России самый южный, самый многонациональный, самый курортный и т. д.;

  • выполняют задание: прокомментируйте слова о том, что «Европейский Юг — особый район. Горы и море в сочетании с теплым климатом, наличие месторождений минеральных вод сделали этот район одним из самых комфортных для отдыха и лечения россиян».



VI. Рефлексия

  • Ребята, вы реализовали те задачи, которые ставили перед собой в начале урока?

  • Какая форма работы вызвала наибольший интерес?

  • С какими трудностями вы столкнулись при работе?

  • Удалось ли вам сформировать окончательное представление о Европейском Севере?

  • Возникло ли у вас желание самому побывать на Европейском Севере?



VII. Домашнее задание: 1) изучить § 28; 2) ответить на вопросы 2, 4, 7 на с. 122 учебника.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!