Простые и сложные предложения.
Знаки препинания в простом и сложном предложениях с союзом И .
ПОВТОРЕНИЕ
1. Укажите словосочетания со способом связи согласование:
2. Укажите словосочетания со способом связи управление:
2) держаться вблизи;
2) довольно скучно;
3) роняя листья;
3) четыре океана;
4) оригинальный орнамент;
4) семеро друзей;
5) путешествие в прошлое;
5) озорной парнишка;
6) похожий на мать;
6) моя сумка;
7) наши соседи;
7) механизм часов;
8) уйти прочь;
8) спортивные рекорды;
9) талантливый человек;
9) запасы впрок;
10) обман зрения.
10) знание языка.
3. Укажите словосочетания со способом связи примыкание:
4. Замените данные словосочетания на синонимичные со связью УПРАВЛЕНИЕ:
археологические раскопки, армейские учения,
2) учиться плавать;
глиняный кувшин,
3) желание победить;
морские просторы
4) соломенная шляпка;
5) кто-то из знакомых;
6) успешные испытания;
7) закрыть наглухо;
8) шёлковые наряды;
9) весьма кстати;
10) сарафан из ситца.
5. Замените данные словосочетания на синонимичные со связью СОГЛАСОВАНИЕ:
здание школы, слёзы радости, наследство отца, советы друга, наставление матери, ваза из хрусталя, забавы детей, школа спортсменов, вокзал железной дороги, материалы для строительства, дорожка для пешеходов.
6. Замените данные словосочетания на синонимичные со связью ПРИМЫКАНИЕ:
замирал от радости, слушать со вниманием, с гордостью смотреть, декламировать с восторгом, откровенное признание, совершить с умыслом, турецкий кофе, гостеприимная встреча, настоящее веселье, честный поступок.
Спишите текст. Вставьте пропущенные знаки препинания.
1) Ты с басом Мишенька садись против альта 2) Мы с вами попутчики кажется 3) Уж зачем ты заря алая просыпалася 4) Пусть бежит в полях позёмка белою змеею 5) В гранит оделася Нева мосты повисли над водами 6) Как Днепр широк Как даль ясна 7) Память моя, сотвори еще раз чудо сними с души тревогу
Решение
1) Ты с басом , Мишенька , садись против альта . 2) Мы с вами попутчики , кажется ? 3) Уж зачем ты , заря алая , просыпалася ? 4) Пусть бежит в полях позёмка белою змеею . 5) В гранит оделася Нева , мосты повисли над водами . 4 6) Как Днепр широк ! Как даль ясна ! 7) Память моя, сотвори еще раз чудо , сними с души тревогу .
Смысл есть принадлежность предложения, — если смысл наличествует в последовательности слов или даже в одном слове, есть и предложение, если нет смысла, то нет и предложения.
(В. Звегинцев)
Предложение — основная единица синтаксиса. В отличие от слова и словосочетания, предложение служит не для называния, а для сообщения, т. е. выполняет коммуникативную функцию.
Предложения характеризуются смысловой, интонационной законченностью и грамматической оформленностью.
Союз И очень древний, но всегда современный, уместный в любом из стилей и жанров речи. Чем же он необычен?
Учёные исследовали союз И, его значение, частоту употребления и обнаружили:
Слово И – один из самых древних союзов русского языка.
Слово И – за тысячелетия! – не изменило своего значения.
Слово И было и остаётся исключительно частотным словом.
«Но почему?» - спросите вы. Очевидно, всё дело в значении союза И. Ведь он может обозначать сходство, близость, равенство, соединение предметов при их сопоставлении. А это – общее свойство всего мира. Поэтому союз И употребляется чаще других слов, сохраняет это важное значение и в течение тысячелетий не изменяется.
«В одном и том же объёме печатного текста встречаются: слово учение- 100 раз, учитель – 99 раз, ученик– 60 раз, ученица – 3 раза, союз И –36 366 раз!» (Из «Частотного словаря русского языка»)
ЗАПЯТЫЕ МЕЖДУ ОДНОРОДНЫМИ ЧЛЕНАМИ
ставятся, если они соединены
не ставится, если они
сочинительным союзом «И»
Соединены
Образуют цельные словосочетания
одиночным
соединительным союзом «и»
И день и ночь
И так и сяк
О и О
Союз «и» соединяет пары
О и О, О и О
Повторяющимся
и О,и О,и О
О, и О, и О, и О
О, О, и О, и О, и О
ПОСМОТРИМ НА ПРИМЕРЫ
В предложениях с однородными членами запятая перед союзом «И» ставится :
- Если союз повторяется: «За вечер мы успели и сходить в кино, и поужинать в кафе, и побывать в гостях» .
- Даже если перед первым однородным членом нет союза, запятая перед повторяющимся «И» все равно ставится: «Она тащила на руках сына, и пакет с продуктами, и санки» .
- Если есть причастный или деепричастный оборот перед союзом «И»: «Она вернулась домой, напевая под нос веселую песенку, и сразу начала готовить ужин».
ПРЕДЛОЖЕНИЕ
ПРОСТОЕ
СЛОЖНОЕ
СОЮЗНОЕ
БЕССОЮЗНОЕ
СЛОЖНОСОЧИНЕННЫЕ
СЛОЖНОПОДЧИНЕННЫЕ
Простое предложение – это синтаксическая единица, образованная одной синтаксической связью между подлежащим и сказуемым или одним главным членом. ( Наступил вечер. Тишина ).
Сложным именуется предложение, состоящее из двух и более грамматических основ, связанных сочинительной, подчинительной или бессоюзной связью :
Катятся ядра, свищут пули, нависли хладные штыки.
(А. Пушкин.)
Блеснула молния, и загремел гром.
Я не знал, что твой отец играет на виолончели. (И. Тургенев.)
связаны между собой интонацией, без помощи союзов
простые предложения связаны между собой союзом и и интонацией.
простые предложения связаны между собой союзом что и интонацией.
Сложносочинённое предложение (ССП) – это сложное предложение, части которого соединены сочинительными союзами и грамматически не зависимы друг от друга, то есть находятся в отношениях равноправия, равнозначности.
Сложноподчинённые предложения (СПП) — это сложные предложения, в которых одно из предложений зависит от другого.
Подчинительная связь — это связь, при которой одна часть сложного предложения зависит от другой. Предложение, части которого соединены подчинительной связью, называют сложноподчинённым.
В сложноподчинённом предложении выделяют главную часть и придаточную. На схеме главная часть обозначается квадратными скобками, а придаточная — круглыми. Части могут соединяться с помощью подчинительных союзов или союзных слов.
Отношения между простыми предложениями в ССП зависят от вида сочинительных союзов , их связывающих.
соединительные
разделительные
противительные
и; да = и;
ни ..., ни; тоже; также;
не только ..., но и; как ..., так и
то ..., то;
а, но, да = но, однако, зато, только, же
не то ..., не то; или; либо;
то ли ..., то ли
- [ Снег переливался яркими огнями], и [ было больно глазам] — соединительные;
- Либо [ буду снова ждать очередной автобус], либо [ такси переманит скоростью и удобством] — разделительные;
- [Книга уже появилась в продаже], но [ я до сих пор её не купила] — противительные.
ЗАПЯТАЯ В СЛОЖНОСОЧИНЁННОМ ПРЕДЛОЖЕНИИ СТАВИТСЯ НЕ ВСЕГДА. ОНА НЕ НУЖНА , ЕСЛИ:
- Части простого предложения объединяет общий второстепенный член , вводное слово, часть сложного предложения:
- Утром запели петухи и страхи улетучились.
- По-моему, время уже закончилось и пора делать выводы.
- Всем стало понятно: урок завершился и тема не раскрыта.
2. Простые предложения в составе ССП являются назывными, безличными, неопределённо-личными с единой формой сказуемого :
- Весна и радость !
- Светает и хочется спать .
- На улице метёт и уже темнеет .
- Задания быстро раздали и после этого начали олимпиаду.
3. Простые предложения являются побудительными или вопросительными.
- Как замечательно вы подготовились и как ответственно ученики выступили !
- Где наш заказ и что нам делать ?
Задания:
1) Расставьте знаки препинания и вставьте пропущенные буквы.
(1)Остров закрывал утре…ий густой туман.
(2) Поднявш…еся солнце ударило по нему з...лотыми лучами и туман быстро ра...се…лся ра...та…л.
(3) Стр…ители ра…пол...жились на пр...брежной полосе земли со всеми зав…зё...ыми сюда материалами.
(4) По льду нескончаемо громыхали машины с людьми и ползали мощ?ные тракторы.
(5) Моторы угр...жающе р…вели и машины в напр…жении тр...слись.
(6) Прошло мгновение и первые д…ревья подломле…ые под кор…нь накр…нились и упали.
(7) Ш…рокая прос...ка в лесу заполнилась людьми и лес...рубы и плотники начали ра…чищать её под стр…ительную площадку.
(8) Всюду почу?ствовалось пр…сутствие человека.
2) Укажите сложносочинённое предложение с общим второстепенным членом.
3) Найдите в тексте ССП, укажите их номера.
(1)Остров закрывал утренний густой туман.
(2) Поднявшееся солнце ударило по нему золотыми лучами, и туман быстро рассеялся, растаял.
(3) Строители расположились на прибрежной полосе земли со всеми завезёнными сюда материалами.
(4) По льду нескончаемо громыхали машины с людьми и ползали мощные тракторы.
(5) Моторы угрожающе ревели, и машины в напряжении тряслись.
(6) Прошло мгновение, и первые деревья, подломленные под корень, накренились и упали.
(7) Широкая просека в лесу заполнилась людьми, и лесорубы и плотники начали расчищать её под строительную площадку.
(8) Всюду почувствовалось присутствие человека.
2) -4
3) -2,4,5,6,7.
В ССП перед союзом «и» запятая не ставится !
( Когда наступил вечер ) , [ небо сплошь заволокло тучами] и [пошел дождь].
Когда наступил вечер,
ССП
с общей придаточной частью.
(и) пошел дождь.
небо сплошь заволокло тучами
СПП
Простые предложения в составе сложноподчинённого неравноправны : одно из них — главное , другое — зависимое (придаточное) . От главного можно задать вопрос к придаточному.
В схемах сложноподчинённых предложений главное предложение обозначается квадратными скобками, а придаточное — круглыми.
Придаточное предложение в СПП может занимать разные положения : в середине главного, перед или после него.
- Когда грузовик свернул к деревне, озеро осталось позади. — Придаточное на первом месте.
- Озеро остались позади, когда грузовик свернул к деревне. — Придаточное после главного.
- Сейчас, когда грузовик свернул к деревне, озеро осталось позади. — Придаточное разрывает главное предложение.
В СПП главная и придаточные части связаны между собой подчинительными союзами или союзными словами.
если, чтобы, что, как, словно, точно, так и т.д.
Нам грустно думать, что напрасно была нам молодость дана…
кто, какой, чей, который, когда, куда, откуда и т.д.
Татьяна видит с трепетаньем, какою мыслью, замечаньем бывал Онегин поражён…
СОЮЗ «И» В сложноподчиненном ПРЕДЛОЖЕНИИ
о чём?
[ Ты просила написать о том ] , ( что здесь было ) и ( что здесь стало ) .
Ты просила написать о том,
что здесь было
что здесь стало.
(и)
ГОТОВИМСЯ к ОГЭ.
В приведенных ниже предложениях пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые между частями сложносочиненного предложения.
Мальчик проводил глазами редкие тучки, (1) и его взгляд скользнул по макушкам высоких сосен, (2) по конькам крыш. Взгляд опускался все ниже, (3) ниже, (4) остановился на маленьком парашюте, (5) и мне показалось, (6) что мальчик уже давно знает ответ на этот вопрос.
1,5
Княжин очень расстроился и даже побледнел, (1) но преодолел себя:
— Я должен знать, (2) я должен быть незаменимым, (3) — сказал он.
— Я буду пилотом космического корабля. Я никому этого не говорил, (4) но вы меня заставили.
4
2. В приведенных ниже предложениях пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятьте между частями сложносочиненного предложения.
Они посмотрели на меня, (1) и девочка, (2) пригорюнившись,(3) сказала:
Каждый день придумывают одно и то же, (4) а мне скучно. Очень скучно...
1,4
Опасный момент возникает, (1) когда человек чересчур увлекается этими играми. Грань между компьютерным и настоящими мирами становится весьма зыбкой, (2) и он перестает осознавать, (3) что чем больше времени тратит на игры, (4) тем меньше реализует себя в действительности. И тогда не исключено формирование зависимости, (5) а она игрока не отпустит.
25