Класс: 5 Автор УМК: С. М. Никольский, М. К. Потапов, Н. Н. Решетников, А. В. Шевкин
фронтальная, индивидуальная, парная, устная, письменная.
Этапы урока | Задачи этапа | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | УУД |
Организационный момент | Создать благоприятный психологический настрой на работу | Приветствие, проверка подготовленности к учебному занятию, организация внимания детей. | Включаются в деловой ритм урока. | Личностные: самоопределение. Регулятивные: целеполагание. Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. |
2. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии. | Актуализация опорных знаний и способов действий. | 1. Устная разминка: Назовите три делителя числа 42, назовите min и max значения; Назовите общие делители чисел 30 и 50, 12 и 30, 15 и 5, 4 и 3. 1002 делится на 9; 1 000 023 делится на 25; Если число делится на 3, то всегда оканчивается цифрой 3; Если уменьшаемое оканчивается на 3, а вычитаемое - на 2, то разность делится на 10; | Решают устно задания, отвечают с места Находят ответ, применяя признаки делимости чисел | Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстником. Познавательные: Логические - анализ объектов с целью выделения признаков. |
3.Целеполагание и мотивация | Обеспечение мотивации учения детьми, принятие ими целей урока. | Используя слова «делится» и «делитель», что можно сказать о равенстве? 35 = 5 7 и 35 = 1 35 Учитель записывает на дополнительную доску, чтобы в них увидеть мотив для деятельности) А какова цель нашего урока? | Делают вывод: Числа 1,35, 5, 7 – делители числа 35; 35 делится на 1, 5,7,35 Появится ли новое правило? Будем ли читать учебник и сопоставлять наши выводы с предложенным авторами учебника? Будем вести поиск новых знаний, совершать открытие? Какую пользу принесут нам новые знания? И др. Дать определение понятиям простого и составного числа, научиться применять знания на практике | Регулятивные: целеполагание. Коммуникативные: постановка вопросов. Познавательные: самостоятельное выделение-формулирование познавательной цели; логические - формулирование проблемы. |
4. Усвоение новых знаний и способов усвоения | Обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания детьми изученной темы: простые и составные чсла | -Итак, тема нашего урока созвучна цели урока, запишем ее. Готовясь к уроку, я встретила следующее определение простого и составного числа: «Простые числа – это обыкновенные простые числа. Их 10: 0…9. А составные числа – это числа, составленные из простых. Их много. Проблема: Верно ли дано определение простым и составным числам? Чтобы верно ответить на данный вопрос я предлагаю решить задания. Найдите делители чисел 1,7,9,19,48,72. Результат занесите в таблицу числа | Их делители | Их кол-во | | | | Подчеркните числа, имеющие 2 делителя, более 2 делителей Числа 1 группы называются простыми, а второй – составными. Сформулируйте и дайте определение простым и составным числам Верное ли определение было дано мною вначале урока? Все ли числа подходят для нашего определения? Почему? Запомнить: 1 – ни простое, ни составное число, т.к существует только 1 делитель – само это число. Давайте сверим наше определением с тем, что дано в учебнике и выделим ключевые слова. Молодцы, вы верно выделили ключевые слова: - имеющие только 2 делителя - имеющие более 2 делителей. Это и есть существенные признаки по которым можно распознать простые и составные числа. | Записывают в тетрадь тему урока. Слушают учителя Высказывают свое мнения (да или нет и др.) Ученики заполняют таблицу. Один у доски числа | Их делители | кол-во | 1 | 1 | 1 | 7 | 1,7 | 2 | 9 | 1,3,9 | 3 | 19 | 1,19 | 2 | 48 | 1,2,3,4,12,16,24,48 | 8 | Ребята формулируют и произносят определение. Нет Нет, 1 – у нее только 1 делитель. Запись в тетради Работа с учебником стр 141-142. Работают с определением, выделяя ключевые слова. | Коммуникативные: постановка вопросов, инициативное сотрудничество. Познавательные: самостоятельное выделение-формулирование познавательной цели; логические- формулирование проблемы, решение проблемы, построение логической цепи рассуждений; доказательство. Регулятивные: планирование, прогнозирование. |
5.Первичное закрепление | Установление правильности и осознанности изучения темы. Выявление пробелов первичного осмысления изученного материала, коррекция выявленных пробелов, обеспечение закрепления в памяти детей знаний и способов действий, которые им необходимы для самостоятельной работы по новому материалу. | Верно, такой способ есть. Для этого нам необходимо открыть форзац учебника. Там мы видим таблицу простых чисел, которая поможет быстро ответить на вопрос задачи. Задача (реши самостоятельно). Число | Четное | Нечетное | Кратное 5 | простое | | | | составное | | | | Запиши все простые числа, расположенные между числами 40 и 60 (больше 40, но меньше 60), не используя таблицу простых чисел Взаимопроверка в парах - Кто справился с заданием верно? - Кто допустил 1-3 ошибки? - Кому нужна помощь в решении? (Если в кассе возникла ситуация с оказанием помощи, то предложить еще решение пару примеров в парах: Выбрать простые и составные числа: 82, 33, 17, 1) Каким числом является результат произведения: 57, 55, рс, где р,с – простые числа. Какой вывод можно сделать? | Ребята отвечают, при этом проговаривали вслух выполненные шаги и их обоснование. Сами выбирают следующего отвечающего. Нет, т.к. сложно найти третий делитель. Возможно существует наиболее простой способ отыскания простых чисел 191 – простое число Число | Четное | Нечетное | Кратное 5 | простое | 2-един | 7,11,23 | 5-един | составное | 4,14 | 9,22… | 15,100 | 41, 43, 47, 53, 59 Ребята проверяют, исправляют ошибки. Ребята поднимают руки. Успешные ученики и проводят взаимопроверку, в паре с затребованной помощью – более успешный ученик оказывает помощь соседу. Решают задания, один человек у доски Произведение простых чисел есть число составное | Регулятивные: контроль, оценка, коррекция. Познавательные: умение структуризировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задач, рефлексия способов и условий действия. Коммуникативные: управление поведением партнера, контроль, коррекция, оценка действий партнера. |
6. Физкультпауза | | Мы славно потрудились и славно отдохнем. Учитель называет тела. Если называет искусственное тело, дети встают, а если естественное – сидят. | Выполняют задание | |
7. Организация первичного контроля | Выявление качества и уровня усвоения знаний и способов действий, а также выявление недостатков в знаниях и способах действий, установление причин выявленных недостатков. | Самостоятельная работа. Отметь знаком «+» правильные утверждения, «-» - ошибочные 1 является простым числом; 1 не является ни простым, ни составным числом; У всех составных чисел по два делителя; У составных чисел больше двух делителей; Наименьшим простым числом является 1; Наименьшим двузначным простым числом является 10; Наименьшим двузначным простым числом является 11; Если сторона квадрата 2см, то его площадь выражается составным числом; Если сторона куба 2см, то его объем выражается простым числом; Множество простых чисел бесконечно; Все простые числа нечетные; Число 67 простое и имеет делитель 19; Любое четное число составное; Организовывает самопроверку учащимися своих решений; создает (по возможности) ситуацию успеха для каждого ребенка; для учащихся, допустивших ошибки, предоставляет возможность выявления причин ошибок и их исправления | Самостоятельное решение в тетради. Самопроверка, выявление причин ошибок и их исправление. | Регулятивные: контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения; Личностные: самоопределение. |
8. Подведение итогов урока. | Дать качественную оценку работы класса и отдельных обучаемых | -Что изучили сегодня на уроке? -Кто желает сформулировать определение простого и составного числа? - Кто сегодня был наиболее активен на уроке? | Рассказывают определение Отмечают наиболее активных ребят | Регулятивные: оценка-осознание уровня и качества усвоения; контроль |
9. Информация о домашнем задании | Обеспечение понимания детьми цели, содержания и способов выполнения домашнего задания. | п 3.3 № 636, 637, 640* Доп.оценка: подготовить мини-сообщение: «Из истории простых чисел» | Записывают домашнее задание | |
10. Рефлексия | Инициировать рефлексию детей по поводу психоэмоционального состояния, мотивации их собственной деятельности и взаимодействия с учителем и другими детьми в классе. | Если вы считаете, что поняли тему урока, то нарисуйте на полях ☆. Если вы считаете, что недостаточно усвоили материал, то нарисуйте □. Если вы считаете, что не поняли тему урока, то нарисуйте ○. Также вы можете (по желанию) оценить свою работу на уроке и выставить себе оценку на полях. | Осуществляет самооценку собственной учебной деятельности, соотносит цель и результаты. Фиксируют символ, соответствующий настроению на уроке. Делают самооценку за работу на уроке. Намечают перспективу последующей работы | Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; Познавательные: рефлексия. |