Учитель Раджабова А.Р. |
Класс | 6 |
Тема | Простые и составные числительные |
Цель | Сформировать у учащихся представление о простых и составных числительных и научить распознавать их |
Задачи | обеспечить ситуации, способствующие развитию умений анализировать и различать простые и составные числительные; обеспечить условия для развития умений грамотно, четко и точно выражать свои мысли при построении устных и письменных ответов; обеспечить условия для развития умений устанавливать причинно-следственные связи между смысловыми единицами кластера; развивать самостоятельность, используя проблемные ситуации, творческие задания. |
Прогнозируемые результаты | Предметные: умение различать простые и составные числительные; правописание простых и составных числительных; правильное употребление простых и составных числительных в связной речи. Личностные УУД: осознание ответственности за произнесённое и написанное слово; проявление уважительного отношения к русскому языку; формирование мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности; осознание трудностей и стремление к их преодолению. Регулятивные УУД: самостоятельное формулирование проблемы (темы) и цели урока; выдвижение предположений о путях решения проблемы; самостоятельное решение проблемы; выделение и осознание то, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения; одновременное удерживание несколько видов деятельности: двигательной и мыслительной; контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона; умение оценивать результат своей работы. Коммуникативные УУД: адекватное использование речевых средств для решения различных коммуникативных задач; высказывание и обоснование своей точки зрения; проявление способности свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме с соблюдением основных норм современного русского языка. Познавательные УУД: извлечение необходимой информации из прослушанного объяснения учителя, высказываний одноклассников, систематизация собственных знаний; владение всеми видами речевой деятельности (понимание информации устного сообщения, владение разными видами чтения, приемами отбора и систематизации материала на определенную тему); преобразование информации из одной формы в другую (составление кластера на основе изученного материала). |
Основные понятия | Имя числительное, простые и составные числительные. |
Ресурсы | Основные: Русский язык. 6 класс. Учеб. для общеобразоват. учреждений. В 2 ч. Ч. 1 / [М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Л.А. Тростенцова и др.; науч. ред. Н.М. Шанский]. – М.: Просвещение, 2016 – 191 с. Дополнительные: Дудников А.В. Методика изучения грамматики в восьмилетней школе. – М., 1977, с. 129-139. Буланин Л.Л. Трудные вопросы морфологии. – М., 1976, с. 83 – 95. Озерская В.П. Изучение морфологии на синтаксической основе. – М., 1989, с. 111-116. Заир-Бек С.И. Развитие критического мышления на уроке. – М., 2011, с. 28-31. Методическая копилка учителя, воспитателя, родителя. Загадки про части речи [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.zanimatika.narod.ru/Nachalka8.htm# (дата обращения: 04.06.2018). |
Формы работы на уроке | Фронтальная, индивидуальная, парная |
Технология | Проблемно-диалогового обучения |
Тип урока | Урок усвоения новых знаний и первичного их закрепления |
Оборудование | Мультимедийная презентация на интерактивной доске |
Дидактическая структура урока | Деятельность учителя | Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов | Деятельность учащихся | Результаты |
Организационный момент Форма работы: фронтальная Время: 1 мин. | Добрый день, ребята. Наш урок мне хотелось бы начать стихотворением: Давайте улыбнёмся началу нового дня и друг другу. А теперь проверьте, всё ли у вас готово к уроку и садитесь на свои места. Я надеюсь на вашу активную работу на уроке. Как и на предыдущих занятиях, вы будете оценивать работу своих одноклассников. Посмотрите, у каждого на парте лежит листочек с таблицей. В конце урока мы с вами вместе выставим оценки. | Улыбнись! Даже если на сердце темно И мешают в дороге ошибки, Посмотри, заглянул теплый день к нам в окно, Разве это не стоит улыбки? Ученик | Активность | Грамотность речи | Наличие выполненного домашнего задания | Доброжелательность | Ангелина | | | | | Яна | | | | | Сергей | | | | | Владлен | | | | | Дарья | | | | | Владислав | | | | | Александр | | | | | | Слушают учителя, проверяют наличие необходимых принадлежностей для урока, настраиваются на урок. | Волевая саморегуляция |
Проверка домашнего задания Формы работы: фронтальная, парная, индивидуальная Время: 5 мин. | Скажите, какую новую для вас часть речи мы начали изучать на прошлом уроке? Имя числительное – удивительная часть речи, которая имеет свои истории. Дома вы попытались уже узнать некоторые из них. Расскажите историю числительного. Часто числительные встречаются в пословицах. Дома вы подобрали две-три пословицы, в которых есть числительные. Какие пословицы вам непонятны? Заглянем в словарь пословиц и выясним значение этой пословицы В какой жизненной ситуации вы можете употребить эту пословицу? | Одна весна на родине лучше, чем сто вёсен на чужбине. Друзей два, а врагов восемь. В одно перо и птица не родится. Не все (люди) одинаковы (по своим качествам) | Учащиеся отвечают на вопросы учителя: Имя числительное. 2 учащихся выступают с сообщениями об истории возникновения числительных «миллион» и «сорок», остальные учащиеся слушают. Читают пословицы, которые выписали. В одно перо и птица не родится. Работают со словарем в парах. Думают, в какой ситуации они могли бы употребить данную ситуацию. | Умение высказывать и обосновывать свою точку зрения. Умение строить связную речь в устной и письменной форме. |
Мотивация Форма работы: фронтальная Время: 1 мин. | Мы с вами, ребята, выяснили, что числительные встречаются в пословицах. А нужно ли изучать числительные? Разве они пригодятся вам в жизни? Да, ребята, мы живём, окружённые числительными. Утром, раскрыв глаза, мы смотрим на часы, узнаём температуру на улице, в школе записываем число и т. д. | | Высказывают свое мнение о значении числительных, доказывают, что они необходимы в жизни, приводят примеры. | Формирование мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности |
Актуализация знаний Форма работы: индивидуальная, парная Время: 2 мин. | Итак, мы начали изучение имени числительного, выяснили, что они всегда рядом с нами. Вот и запишите сейчас число сегодняшнее, классная работа и запишите в тетради всё, что вы уже знаете об этой части речи и обсудите с соседом по парте, и посмотрите, все ли у вас есть в вашем кластере. Все ваши знания об этой части речи вы дома объединили в кластер. Посмотрим на доску. Ангелина представила нам свой кластер. Скажите, у всех ли так получилось? | | Записывают все, что знают о числительным и обсуждают с соседями по парте. Сверяют кластеры с правильным ответом | Умение определять объем знаний, которые уже были усвоены. Сопоставление и анализ результатов работы с эталоном. |
Изучение нового материала Время: 12 мин. Этапы: 1.Постановка проблемы урока Форма работы: фронтальная | Ребята, на доске вы видите семью числительных, но к ним пробрался чужак. Найдите его. А почему вы думаете, что именно это числительное – чужак? Хорошо, а можете ли вы привести еще примеры числительных, состоящих из 2-х или более слов. Молодцы! Скажите, а знаем ли мы как называются такие числительные и их правописание? | | Делают предположения. Говорят, что все числительные, кроме двадцать пять, состоят из одного слова. Нет. | Желание осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению. |
2. Формулирование темы Форма работы: фронтальная | Как вы думаете, что мы будем изучать на этом уроке? Молодцы, ребята. Запишите тему нашего урока: Простые и составные числительные. | | Делают предположения: числительные, которые состоят из одного слова, и числительные, которые состоят из нескольких слов. | Умение точно выражать свои мысли и самостоятельно формулировать тему урока. Выработка умения анализировать информацию. |
3.Формулирование цели Форма работы: фронтальная | Скажите, а чему мы должны научиться на уроке? | | Научиться отличать простые числительные от составных и узнать их правописание. | Самостоятельное выделение и формулирование цели |
4. Решение проблемы (открытие нового знания) Формы работы: фронтальная, индивидуальная | Как вы понимаете термины простые и составные числительные? Посмотрите на доску, в какой колонке простые числительные, а в какой составные? Правильно, т.е., числительные могут быть простыми. Это те, которые состоят из одного слова, и составными, состоящие из 2-х или более слов. Давайте озаглавим колонки. А сейчас откройте учебники на стр.46 и прочитайте информацию под зеленой книжечкой. Как вы думаете, с какого числительного начинаются составные? | | Анализируют и отвечают на вопросы учителя: составные – те, которые состоят не из одного слова, а нескольких, а простые – из одного. В первой –простые, во второй - составные. Читают в учебнике. Высказывают предположения: с 21 | Умение анализировать информацию и делать выводы. Умение высказывать и обосновывать свою точку зрения. Умение самостоятельно работать с учебником. |
Физминутка Форма работы: фронтальная Время: 1 мин. | Ребята, давайте немного отдохнем и сделаем небольшую зарядку. Учитель читает стихотворение. Ребята, а какие числительные мы используем в нашей зарядке: простые или составные? | Раз – подняться, подтянуться, Два – согнуться, разогнуться, Три – в ладоши три хлопка, Головою три кивка. На четыре – руки шире. Пять – руками помахать, Шесть – успокоиться и сесть. | Выполняют зарядку. Отвечают: простые | Формирование умения одновременно удерживать несколько видов деятельности: двигательную и мыслительную. |
Формирование умений Формы работы: фронтальная, индивидуальная, парная Время: 7 мин. | А сейчас давайте вместе будем находить числительные и определять простые они или составные, выполняя упражнение 398 на стр. 46. Ребята, вот мы с вами узнали, что числительные бывают простыми и составными. А можете ли вы сказать, различаются ли они в написании? А сейчас я вам расскажу про достопримечательности Республики Коми, которые принимали участие в конкурсе «Семь чудес России», а ваша задача выписать числительные, которые вы услышите в тексте в два столбика: в 1- простые, во 2- составные Посмотрите на текст на доске и обсудите в парах, правильно ли вы выписали числительные. Молодцы, ребята! Скажите, а чему мы научились, выполнив это упражнение? | Богатырь-Щелье, скала, расположена на реке Большая Сыня в 25 км выше совхоза Сыня. Щугор, заповедная река. «Верхние ворота» (расположены в 73 км от устья реки), «Средние ворота» (в 9 км ниже Верхних ворот), «Нижние Ворота» (находятся в 22 км от устья, правый берег) и водопад «Вельдор-Кырта-Ель» в скалах правого берега Верхних ворот. Лёкиз, группа скал, расположена на правом берегу реки Илыч, в 4 км ниже ручья Б.Сотчемъёль. Столбы выветривания на плато Мань-Пупу-Нёр, расположены в междуречье Ичотляги и Печоры. Столбы выветривания — один из победителей конкурса «Семь чудес России». На экран выводятся фотографии достопримечательностей. 1. Богатырь-Щелье 2. Щугор 3. Лёкиз 4. Мань-Пупу-Нёр | Один ученик выполняет у доски, остальные записывают в тетради. Отвечают на вопрос: да. Простые -пишутся одним словом, а составные 2-мя или несколькими словами. Выписывают в две колонки простые и составные числительные. Научились отличать простые числительные от составных и правильно их записывать. Еще мы познакомились с достопримечательностями Республики Коми. | Умение высказывать свою точку зрения, аргументировать, а также воспринимать позицию других участников беседы. Умение анализировать информацию и делать выводы. |
Применение новых знаний, обобщение и систематизация Формы работы: индивидуальная, парная, фронтальная Время: 4 мин. | Мы сегодня много поработали с простыми и составными числительными. А сейчас давайте отправимся на игру "Выбери правильное". В этой игре задается вопрос и нужно выбрать правильный ответ. Закройте глаза, откройте. Мы на игре Начинаем! | | Каждый отмечает в тетради вариант ответа, затем меняются тетрадями с соседом по парте, и все вместе проверяем. Выставляют друг другу оценки. | Умение обобщать изученный материал, применять его при выполнении упражнения и оценивать выполненную работу. |
Форма работы: индивидуальная Время: 5 мин. | Молодцы, ребята, справились с заданием! Но мы с вами работали только с отдельными числительными и словосочетаниями, в которых есть числительные. А сейчас я предлагаю вам выполнить интересное задание. Вам нужно будет из словосочетаний с числительными, которые представлены на доске, составить небольшой текст на тему «Как мы с друзьями ходили в поход». Форму числительных менять нельзя. | Двадцать первое мая Три часа Восемь человек Через тридцать пять минут Семь игр | Учащиеся составляют текст и записывают в тетрадь. | Умение правильно использовать полученные знания в связной речи. |
Подведение итогов урока Форма работы: фронтальная Время: 2 мин. | Итак, давайте повторим, что мы узнали за урок и внесем новые сведения в наш кластер. Сегодня, ребята, мы с вами поговорили о простых и составных числительных, узнали, чем они отличаются друг от друга и как правильно пишутся. Но как вы думаете, мы все тайны правописания числительных узнали? Правильно, например, мы не знаем, как правильно записывать числительные восемь и пятьдесят, нужно нам ставить мягкий знак или нет. Вот об этом мы с вами поговорим на следующем занятии. | | Мы узнали, что имя числительное может быть простым и составным. Простые – это те, которые состоят из одного слова, а составные – те, которые состоят из 2-х и более слов. Простые числительные записываются одним словом, а составные двумя или несколькими, в зависимости из скольких компонентов оно состоит. Делают предположения: нет. | Умение обобщать и преобразовывать изученный материал в графическую форму. |
Рефлексия Формы работы: индивидуальная Время: 2 мин. | А сейчас посмотрите на доску. Давайте ответим на вопросы, и каждый оценит свою работу на уроке. | | Учащиеся анализируют свою работу на уроке, отвечая на вопросы. | Умение осознавать качество и уровень усвоения знаний; оценивать результат своей работы. |
Контроль и самоконтроль Форма работы: индивидуальная Время: 2 мин. | Хорошо, сейчас каждый оценил себя сам. Но у нас с вами есть таблички, в которых вы должны оценить своих коллег. | Ученик | Активность | Грамотность и качество речи | Наличие выполненного домашнего задания | Доброжелательность | Ангелина | | | | | Яна | | | | | Сергей | | | | | Владлен | | | | | Дарья | | | | | Владислав | | | | | Александр | | | | | | Учащиеся анализируют работу товарищей на уроке. | Умение объективно оценивать работу других участников образовательного процесса. |
Объяснение дифференцированного домашнего задания Форма работы: фронтальная Время: 1 мин. | Всем: выполнить 399 упражнение По выбору: Вспомнить или найти литературные произведения, в названиях которых встречались бы простые и составные числительные. Числительные записать словами. | | | |