Здравствуйте, ребята, садитесь. Начнем урок. Попрошу вас пока не открывать учебники. Вы уже знакомы со степенью сравнения прилагательных и наречий. Какие две степени имеются? -Сравнительная и превосходная Верно! Какие две формы имеет сравнительная степень наречий и прилагательных? - Простую и составную Хорошо! Кто продолжит мою фразу? По составу имена числительные делятся на… -Ич делятся на простые, составные и сложные. Да, сложные, простые и составные. (выделяю голосом) Сегодня мы с вами изучаем предлог. Исходя из нашего разговора, кто сформулирует тему нашего урока? -простые и составные предлоги Верно! Какие цели мы можем поставить на этот урок? -познакомиться с простыми и составными предлогами, научится их различать. Отлично! Давайте откроем наши тетради и запишем тему урока. Простые и составные предлоги. На слайде вы можете увидеть словосочетания. (останется позади дома, крепнет по мере роста, собираемся по случаю праздника, сделаем наподобие корзинки, ошибаться вследствие невнимательности, утеплить ввиду холодов, отсутствовать в связи с болезнью) Давайте выделим предлоги, которые состоят из одного слова. -позади, наподобие, вследствие, ввиду А теперь назовем предлоги, которые состоят из двух слов. -по мере, по случаю Какой мы можем сделать вывод, на основе этих примеров? Какие предлоги называются простыми? -простые состоят из одного слова Правильно! А какие предлоги называются составными? -те, которые состоят из двух слов. Кто приведет парочку своих примеров с составными и простыми предлогами, аргументируя свой ответ. Слушаю пару учеников. Теперь давайте откроем учебники § 55, страница 141. (прошу зачитать правило). Все ли мы воспроизвели с вами сами, что написано в этом правиле? -да Теперь давайте сделаем короткие записи в тетрадях: Простые предлоги – состоят из одного слова. К, около, вблизи. Составные предлоги – состоят из двух (реже трех) слов. В течение, в счет. Что мы узнали за все эти уроки о предлоге? - это служебная часть речи, служит для связи слов в словосочетаниях и предложениях - не изменяется -предлоги не являются членами предложения, но входят в состав - бывают производными и непроизводными - бывают простыми и составными И всю информацию о предлоге мы с вами обобщим в морфологическом разборе. Давайте познакомимся с его пунктами. Откроем § 56 на странице 142. Как видите, разбор очень простой. Находим в предложении/ словосочетании предлог, выписываем его, ставим тире и пишем: это предлог, так как: 1) служит для связи слов в словосочетаниях или предложениях. 2) Морфологический признак: простой/составной, производный/непроизводный, неизменяемое слово. Все понятно? Сейчас мы все вместе сделаем морфологический разбор предлога. Один человек у доски, все остальные в тетради. Раяна, разберешь у доски? Записываем предложение: Он молчал в течение часа. Выделяем предлог в этом предложении – в течение. В течение – предлог, так как: 1) служит для связи слов в словосочетаниях или предложениях. 2) Морфологический признак: составной, производный, неизменяемое слово. Раяна, молодец! Садись. А сейчас я прочитаю вам очень интересную историю. Вы уже знакомы с таким литературным жанром, как притча? -да Что такое притча? - краткое произведение, содержащее нравственный урок Какие особенности можно выделить у этого жанра? - философский подтекст - малый объём - обыденность сюжета - наличие нескольких уровней смысла Да, верно. Урок, заложенный в притче, нужно расшифровать самому. Каждый видит в небольшом рассказе, что-то важное именно для себя. Слушайте внимательно, мне будет интересно узнать, что каждый из вас подчерпнул из этой притчи. Я специально убрала конец этой притчи, чтобы мы вместе с вами обсудили возможные концовки этой истории. Обратите внимание на слайд. Там представлен текст. Притча называется «Лимоны». (читаю текст) … Как могла бы закончится эта притча? (обсудив пару вариантов, зачитываю последние предложения) О чем этот текст? -о мужчине, который ходил покупать лимоны -ему не нравились свои, он завидовал другому человеку, что у него лимоны лучше, хотя смотрелся в зеркало и лимоны были одни и те же. Какое чувство разозлило мужчину? -зависть Мешает или помогает нам зависть в жизни? - мешает, это плохое чувство. Согласна с вами. А вы слышали такой фразеологизм «белая зависть» или «завидовать белой завистью?» Что он означает? -наверно завидовать по-доброму, испытывать радость за другого человека. Да! белая зависть возникает у человека, когда он наблюдает успехи и достижения других людей, но это чувство не вызывает в нём неприязни к этим людям. Он рад за них и желает им всяческих благ. Наши эмоции и чувства подобны огню. Если они под контролем, наша жизнь спокойна и радостна. Как огонь, который под контролем греет нас. А если чувства вырываются из-под контроля, то подобно разрушающему пламени, сжигают все на своем пути. Поэтому негативные эмоции необходимо сдерживать. Большое спасибо вам за такое интересное обсуждение. Сейчас вернемся к предлогам. Я раздам вам карточки с некоторыми словосочетаниями из нашей притчи. Вам нужно выполнить морфологический разбор. (в зависимости от времени, либо на уроке, либо как дз) На уроке: Кто выйдет к доске и разберет предлог из первого словосочетания? В связи с болезнью В связи с – предлог, так как: 1) служит для связи слов в словосочетаниях или предложениях. 2) Морфологический признак: составной, производный, неизменяемое слово. Пошел за лимонами За – предлог, так как 1) служит для связи слов в словосочетаниях или предложениях. 2) Морфологический признак: простой, непроизводный, неизменяемое слово. За исключением одного лимона За исключением – предлог, так как: 1) служит для связи слов в словосочетаниях или предложениях. 2) Морфологический признак: составной, производный, неизменяемое слово. Отлично! Итак, что мы сегодня с вами узнали? -Что такое простые и составные предлоги А чему новому научились? -Различать простые и составные предлоги, видеть их в тексте -научились делать морфологический разбор предлогов Что для вас показалось сложным? -Ничего Домашним заданием у вас будет несколько заданий и ВПР. В варианте, который у вас будет на всероссийской проверочной работе, оно будет под номером 3. Листочки нужно будет подписать и сдать завтра. Напоминаю, что в субботу у вас русский язык. Большое спасибо за урок! |