СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Простые и составные предлоги

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тип урока: комбинированный урок

Метод: частично-поисковый

Цели: ввести понятия простых и составных предлогов, актуализировать ранее

изученное (теория о предлоге), организовать осознание и запоминание новой темы, организовать

первичное закрепление УУД, связанных с простыми и составными предлогами.

Просмотр содержимого документа
«Простые и составные предлоги»

Класс: 7 И

Тема: Простые и составные предлоги

Тип урока: комбинированный урок

Метод: частично-поисковый

Цели: ввести понятия простых и составных предлогов, актуализировать ранее

изученное (теория о предлоге), организовать осознание и запоминание новой темы, организовать

первичное закрепление УУД, связанных с простыми и составными предлогами.

Этапы

Ход урока

Организационный момент. 1 минута.











Актуализация ранее изученного. 2 минуты












Изучение нового.






Предъявление - восприятие.













Разъяснение – осознание.




Организация воспроизведения – воспроизведение.



Организация запоминания – запоминание.























































































































Итоги урока. 1 минута










Задавание на дом. 1 минута

Здравствуйте, ребята, садитесь. Начнем урок. Попрошу вас пока не открывать учебники.


Вы уже знакомы со степенью сравнения прилагательных и наречий. Какие две степени имеются?

-Сравнительная и превосходная

Верно! Какие две формы имеет сравнительная степень наречий и прилагательных?

- Простую и составную

Хорошо! Кто продолжит мою фразу? По составу имена числительные делятся на…

-Ич делятся на простые, составные и сложные.

Да, сложные, простые и составные. (выделяю голосом)

Сегодня мы с вами изучаем предлог. Исходя из нашего разговора, кто сформулирует тему нашего урока?

-простые и составные предлоги

Верно! Какие цели мы можем поставить на этот урок?

-познакомиться с простыми и составными предлогами, научится их различать.

Отлично! Давайте откроем наши тетради и запишем тему урока. Простые и составные предлоги.

На слайде вы можете увидеть словосочетания. (останется позади дома, крепнет по мере роста, собираемся по случаю праздника, сделаем наподобие корзинки, ошибаться вследствие невнимательности, утеплить ввиду холодов, отсутствовать в связи с болезнью) Давайте выделим предлоги, которые состоят из одного слова.

-позади, наподобие, вследствие, ввиду

А теперь назовем предлоги, которые состоят из двух слов.

-по мере, по случаю

Какой мы можем сделать вывод, на основе этих примеров? Какие предлоги называются простыми?

-простые состоят из одного слова

Правильно! А какие предлоги называются составными?

-те, которые состоят из двух слов.

Кто приведет парочку своих примеров с составными и простыми предлогами, аргументируя свой ответ. Слушаю пару учеников.

Теперь давайте откроем учебники § 55, страница 141. (прошу зачитать правило). Все ли мы воспроизвели с вами сами, что написано в этом правиле?

-да

Теперь давайте сделаем короткие записи в тетрадях:

Простые предлоги – состоят из одного слова. К, около, вблизи.

Составные предлоги – состоят из двух (реже трех) слов. В течение, в счет.


Что мы узнали за все эти уроки о предлоге?

- это служебная часть речи, служит для связи слов в словосочетаниях и предложениях

- не изменяется

-предлоги не являются членами предложения, но входят в состав

- бывают производными и непроизводными

- бывают простыми и составными

И всю информацию о предлоге мы с вами обобщим в морфологическом разборе. Давайте познакомимся с его пунктами. Откроем § 56 на странице 142. Как видите, разбор очень простой. Находим в предложении/ словосочетании предлог, выписываем его, ставим тире и пишем: это предлог, так как: 1) служит для связи слов в словосочетаниях или предложениях. 2) Морфологический признак: простой/составной, производный/непроизводный, неизменяемое слово.

Все понятно?


Сейчас мы все вместе сделаем морфологический разбор предлога. Один человек у доски, все остальные в тетради.

Раяна, разберешь у доски?

Записываем предложение: Он молчал в течение часа.

Выделяем предлог в этом предложении – в течение.

В течение – предлог, так как: 1) служит для связи слов в словосочетаниях или предложениях. 2) Морфологический признак: составной, производный, неизменяемое слово.


Раяна, молодец! Садись. А сейчас я прочитаю вам очень интересную историю. Вы уже знакомы с таким литературным жанром, как притча?

-да

Что такое притча?

- краткое произведение, содержащее нравственный урок

Какие особенности можно выделить у этого жанра?

- философский подтекст

- малый объём

- обыденность сюжета

- наличие нескольких уровней смысла

Да, верно. Урок, заложенный в притче, нужно расшифровать самому. Каждый видит в небольшом рассказе, что-то важное именно для себя.

Слушайте внимательно, мне будет интересно узнать, что каждый из вас подчерпнул из этой притчи. Я специально убрала конец этой притчи, чтобы мы вместе с вами обсудили возможные концовки этой истории.

Обратите внимание на слайд. Там представлен текст.

Притча называется «Лимоны». (читаю текст)

Как могла бы закончится эта притча?

(обсудив пару вариантов, зачитываю последние предложения)

О чем этот текст?

-о мужчине, который ходил покупать лимоны

-ему не нравились свои, он завидовал другому человеку, что у него лимоны лучше, хотя смотрелся в зеркало и лимоны были одни и те же.

Какое чувство разозлило мужчину?

-зависть

Мешает или помогает нам зависть в жизни?

- мешает, это плохое чувство.

Согласна с вами.

А вы слышали такой фразеологизм «белая зависть» или «завидовать белой завистью?»

Что он означает?

-наверно завидовать по-доброму, испытывать радость за другого человека.

Да! белая зависть возникает у человека, когда он наблюдает успехи и достижения других людей, но это чувство не вызывает в нём неприязни к этим людям. Он рад за них и желает им всяческих благ. 

Наши эмоции и чувства подобны огню. Если они под контролем, наша жизнь спокойна и радостна. Как огонь, который под контролем греет нас. А если чувства вырываются из-под контроля, то подобно разрушающему пламени, сжигают все на своем пути. Поэтому негативные эмоции необходимо сдерживать.

Большое спасибо вам за такое интересное обсуждение.

Сейчас вернемся к предлогам. Я раздам вам карточки с некоторыми словосочетаниями из нашей притчи. Вам нужно выполнить морфологический разбор.


(в зависимости от времени, либо на уроке, либо как дз)

На уроке:

Кто выйдет к доске и разберет предлог из первого словосочетания?

В связи с болезнью

В связи с – предлог, так как: 1) служит для связи слов в словосочетаниях или предложениях. 2) Морфологический признак: составной, производный, неизменяемое слово.


Пошел за лимонами

За – предлог, так как 1) служит для связи слов в словосочетаниях или предложениях. 2) Морфологический признак: простой, непроизводный, неизменяемое слово.


За исключением одного лимона

За исключением – предлог, так как: 1) служит для связи слов в словосочетаниях или предложениях. 2) Морфологический признак: составной, производный, неизменяемое слово.



Отлично!

Итак, что мы сегодня с вами узнали?

-Что такое простые и составные предлоги

А чему новому научились?

-Различать простые и составные предлоги, видеть их в тексте

-научились делать морфологический разбор предлогов

Что для вас показалось сложным?

-Ничего


Домашним заданием у вас будет несколько заданий и ВПР. В варианте, который у вас будет на всероссийской проверочной работе, оно будет под номером 3.

Листочки нужно будет подписать и сдать завтра. Напоминаю, что в субботу у вас русский язык.

Большое спасибо за урок!












Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!