Общение с ребенком.
*
…как буквально понимают нас дети! Они искренни в своих чувствах, и наделяют абсолютной искренностью любую фразу, сказанную взрослым…
Дети могут услышать слова, но не смысл. У них своя, эмоциональная, бухгалтерия. Тон важнее слов, и если он резкий, сердитый или просто строгий, то вывод всегда однозначный: «Меня не любят, не принимают». Иногда это оформляется для ребенка не столько в слова. Сколько в ощущение себя плохим, «не таким», несчастливым.
(Ю.Б.Гиппенрейтер)
*
Речь педагога – основное орудие педагогического воздействия и одновременно образец для воспитанников.
Среди требований к речи педагога выделяют:
• Точность – это главным образом соответствие речи действительности. Достигается точность за счёт знания предмета речи и умения его словесно изложить.
• Логичность – это коммуникативное качество, предполагающее умение последовательно, непротиворечиво и аргументирование оформлять выражаемое содержание.
• Уместность – употребление в речи единиц, соответствующих ситуации и условиям общения.
• Выразительность – особенность речи, захватывающая внимание и создающая атмосферу эмоционального сопереживания. Выразительность речи педагога является мощным орудием воздействия на ребенка. Средства выразительности (интонация, темп речи, сила, высота голоса и др.) способствуют не только формированию произвольности выразительности речи ребенка, но и более полному осознанию им содержания речи взрослого.
• Богатство – умение использовать все языковые единицы с целью оптимального выражения информации. Богатый лексикон самого педагога способствует расширению словарного запаса ребенка, помогает
сформировать навыки точности словоупотребления, выразительности и образности речи.
• Правильность – соответствие речи языковым нормам.
• Чистота – отсутствие в речи элементов, чуждых литературному языку. Недопустимо использование слов- паразитов, диалектных и жаргонных слов.
Простые правила общения с детьми.
Коротко да ясно, оттого и прекрасно.
(Русская пословица)
При общении необходимо следовать некоторым принципам:
• принимать ребенка таким, каков он есть;
• помнить, что каждый человек самобытен;
• верить в способности воспитанников;
• стимулировать их творческую активность;
• уважать личность детей, создавать ситуацию успеха для каждого;
• не унижать достоинства ребёнка;
• не забывать, что каждый волен иметь свое мнение, никто не имеет права смеяться над суждениями окружающих.
Кроме того, необходимо помнить и об этикете общения с детьми:
• Нельзя называть ребёнка по фамилии.
• Нужно всегда внимательно выслушивать ребёнка, с интересом.
•Отвечайте на вопросы грамотно, понятными несложными предложениями.
• Обязательно комментируйте все действия, когда собираетесь на улицу и во время обеда.
• При рассказе необходимо выделять главное, основное, отбрасывая все второстепенное и малозначащее. Многословие, наслоение лишних фраз делают речь педагога громоздкой, трудной для восприятия.
Педагог должен обратить внимание на следующее:
• Правильно произносить все звуки родного языка, устранять имеющиеся дефекты речи;
• Иметь ясную, четкую и отчетливую речь, т. е. хорошую дикцию;
• Использовать в своей речи литературное произношение, т. е. придерживаться орфоэпических норм;
• Стремиться правильно, использовать интонационные средства выразительности с учетом содержания высказывания;
• В общении с детьми пользоваться речью слегка замедленного темпа, умеренной громкостью голоса;
• Связно и в доступной форме рассказывать и передавать содержание текстов, точно используя слова и грамматические конструкции (соответственно возрасту детей);
• Речь педагога должна быть спокойной, всегда уравновешенной, вежливой не только по отношению к детям, но и ко всем сотрудникам д/с (не допускаются грубые выражения).
• Речь в жизни ребёнка имеет огромное значение. Речь очень важна для дальнейшего обучения и всей жизни. Если ребёнок говорит неправильно, позднее, эти ошибки переносятся на письмо и чтение, им очень тяжело даётся обучение.
• Не может воспитывать человек невоспитанный, некультурный, неграмотный, поэтому, педагогу нужно самому следить за тем, как он говорит и постоянно повышать уровень своей речевой культуры. От культуры речи педагога зависит культура речи детей.