Методическая разработка урока химии
Жангоразова Жанна Игоревна
учитель химии МОУ «СОШ №3»
Название предмета: Химия Класс 8
Тема урока: «Простые вещества - неметаллы»
Тип урока: урок открытия нового знания.
Цель урока: Изучение физических свойств простых веществ - неметаллов и явление аллотропии
Задачи образовательные: расширить знания о классификации и свойствах веществ, познакомиться с общими физическими свойствами неметаллов, явлением аллотропии.
Задачи развивающие: формировать умение получать, обрабатывать и анализировать информацию; развивать умение логично излагать свою точку зрения.
Задачи воспитательные: содействовать формированию мотивации учебной деятельности;
Планируемые предметные результаты
Уметь характеризовать общие физические свойства неметаллов, устанавливать причинно-следственные связи между строением атома и химической связью в простых веществах-неметаллах, различать аллотропные видоизменения химических элементов неметаллов.
Личностные:
Уметь планировать предстоящую деятельность, искать способы решения проблемы, рефлексия собственной деятельности посредством развития внутренней мотивации к изучению реальных объектов действительности.
Технологии: технология развития критического мышления, системно-деятельностный подход.
УМК: учебно-методический комплект по химии для общеобразовательных учреждений/ О.С.Габриелян – 16е издание – М.:Дрофа, 2016 год
Этапы урока | Действия учителя | Действия учеников | Приёмы, процессы | Планируемые результаты (УУД) |
1 . Организационный этап: Мотивация учебной деятельности учащихся; Актуализация знаний. | Приветствует учащихся, проверяет готовность к учебному занятию, Мотивирует учащихся к познавательной деятельности на уроке. Прочитайте стихотворение на стр. и запишите с помощью знаков упомянутые химические элементы. Исключите лишний элемент. Почему вы его исключили? К какому классу можно его отнести? О чем сегодня пойдет речь на уроке? Сформулируйте тему сегодняшнего урока. Какие химические элементы были изучены на прошлом уроке? Выполните задание № 1. Учитель организует работу по группам | Приветствуют учителя, проверяют свои рабочие места. Работают с текстом. Высказывают свое мнение, отвечают на вопрос. Определяют тему урока: «Неметаллы». Участвуют в работе группы, договариваются друг с другом. Контролируют, корректируют ответы товарищей | Диалог, фронтальная беседа, работа в группах. | Коммуникативные: учатся слушать и понимать речь другого человека, выражать свои мысли; культуре общения; Познавательные: учатся строить высказывания; учатся анализировать, сравнивать; структурировать знания, умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание; Регулятивные: учатся осуществлять контроль и коррекцию знания. Личностные: личностное самоопределение. |
Открытие нового знания. | Что же такое неметаллы? И где они встречаются в природе? http://fcior.edu.ru/card/13180/nemetally-v-prirode-obshchaya-harakteristika-nemetallov.html Прочитайте определение на странице 73. К какое положение в ПСХЭ занимают неметаллы. Для ответа на этот вопрос нужно выполнить задание № 2, используя текст учебника. Внимательно изучите рис. 47 на странице 77. Чем неметаллы отличаются от металлов по физическим свойствам. Что такое аллотропия? Найдите определение в учебнике. Приведите примеры. Организует самостоятельную работу с учебником и работу с опорным конспектом. 2. Давайте сравним свойства кислорода и озона. (таблица 1 опорного конспекта) Что можем сказать о свойствах этих веществ? Сравним свойства и других аллотропных модификаций, выполнив задание № 3 по вариантам. Работа с таблицей и выполнение индивидуальное задание по вариантам | 1. просмотр модуля «Неметаллы в природе». Индивидуальная работа с учебником, выделяют главное. Выполняют работу в листах опорного конспекта. Отвечают на вопросы, слушают ответы друг друга, дополняют. 2. Анализируют данные таблицы, делают выводы, приходят к умозаключению. Самостоятельно выполняют задание, корретируют. | Фронтальная беседа, работа с учебником (смысловое чтение), диалог в парах, работа с опорным конспектом. | Познавательные: владеют информацией и умеют быстро использовать учебник , выделить главное, учатся строить высказывания; Коммуникативные: учатся слушать и понимать речь другого человека, выражать свои мысли; Регулятивные: учатся осуществлять самоконтроль и коррекцию; Личностные: формируют жизненное самоопределение. |
«Рефлексия» | Предлагаю вам угадать химический элемент или вещество (задание № 4) Контроль усвоения материала, самопроверки. Продолжите фразу: Сегодня на уроке я узнал…… Было интересно, потому что….. Такой урок интересен тем …… | Выполняют задание, осуществляют самопроверку. Оценивают степень продвижения к цели, формулируют и записывают то, что узнали на уроке. | Индивидуальная работа. Осуществляют самоконтроль. Корректируют свои записи. | Познавательные: учатся строить высказывания; анализировать, сравнивать, обобщать, устанавливать причинно-следственные связи. Коммуникативные: учатся слушать и понимать речь другого человека, формируют умения выражать свои мысли. Регулятивные: учатся осуществлять самоконтроль и коррекцию |
«Закрепление, контроль» | Объяснение решения интерактивных тестов и заданий практикума и контроля на (Тренажер "Простые вещества металлы и неметаллы") http://fcior.edu.ru/card/13852/trenazher-prostye-veshchestva-metally-i-nemetally.html | Решение интерактивных тестов и выполнение заданий | Работа с интерактивным тестом | Познавательные УУД: Формировать умения адекватно, подробно, сжато, выборочно передавать содержание нового знания. Коммуникативные УУД: взаимодействие в группе; владение монологической и диалогической формами речи. Регулятивные УУД: решение поставленных задач; осуществление контроля и оценки (самоконтроля) |
Информация о домашнем задании | Пояснение домашнего задания: Параграф 14, стр.78 №2, 5 | | | |
Тема урока:
дата
Опорный конспект________________
/Фамилия имя /
Прочитайте стихотворение и запишите с помощью знаков упомянутые химические элементы. Исключите лишний химический элемент.
Семь металлов создал свет
По числу семи планет:
Медь, железо, серебро…
Дал нам Космос на добро.
Злато, олово, свинец…
Сын мой, сера – их отец.
А еще ты должен знать
Всем им ртуть – родная мать
Задание 1.
Группа 1. Объяснить такие физические свойства металлов, как электропроводность
Группа 2.Объяснить такие физические свойства металлов, как и металлический блеск
Группа 3. Расскажите о железе и меди
Группа 4. Объясните такие физические свойства металлов, как пластичность
Группа 5. Объясните такие физические свойства металлов, как теплопроводность.
Неметаллы - ….
Задание 2:
Заполните пропуски в тексте.
Неметаллы (НМ) располагаются ______- ___ группах. Только из неметаллов состоит ______ ___ группа или группа ____________. По физическим свойствам к НМ следует отнести также ……. …. группу, или ___________________ __________________.
Таблица 1
Задание 3: Сравните аллотропные модификации
1 вариант: графита и алмаза
2 вариант: фосфора красного и фосфора белого
Задание 4: Угадай химический элемент или вещество
1. Самый легкий газ
2. Благородный газ, применяемый при водолазных работах
3. Он используется в спичечной промышленности
4. Без него немыслима жизнь ни на суше, ни в воде
5. Тяжелая жидкость тёмно-бурого цвета с резким неприятным запахом
6. Его спиртовой раствор используют для обработки ран
Рефлексия:
Продолжите фразу:
Сегодня на уроке я узнал……
Было интересно, потому что…..
Такой урок интересен тем ……
2