СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Протокол наблюдения урока

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Протокол наблюдения урока»

1 Психологическое наблюдение

Наблюдение может быть проведено в игровой, учебной или свободной

деятельности. Выполнение задания отражается в форме свободного

описания поведения ребенка, составленного студентом в ходе наблюдения

за ним, возможно использование карты наблюдений (по выбору студента).

Протокол наблюдения

Общая схема наблюдения

Чему посвящено занятие? Много ли человек присутствует? Где сидит

наблюдаемый учащийся? Является ли это место для него постоянным или

случайным? Сидит ли в отдалении от соседей или в одном ряду с ними; являются

ли соседи случайными или постоянными? Сидит ли на первых рядах или на

Следует фиксировать изменения ситуации по ходу занятия: например,

смена рода деятельности (переход от слушания к самостоятельной работе) или

Параметры наблюдения:

1) Общая оценка внешнего вида: одежда, прическа, косметика. Выделяется ли

чем-то из группы, привлекает ли внимание.

2) Мимика. Выражение лица (серьезное, веселое, унылое, не выспавшееся);

подвижность мимики (выразительная, невыразительная).

3) Движения. Осанка. Типичная поза (подавшись вперед, откинувшись,

подперев голову рукой и т.п.). Часто ли меняет позы. Каков характер движений:

быстрые – медленные, плавные – резкие, напряженные – расслабленные,

суетливые – спокойные, свободные – сдержанные, собранные – вялые.

4) Речь. Плавная или с запинками; правильно или неправильно построены фразы.

Темп речи. Способность четко выразить свою мысль. Есть ли характерные

вербальные штампы? Как отвечает на вопросы преподавателя – с готовностью

или неохотно; волнуется, запинается или уверенно; кратко или

пространно. Высказывания, характеризующие интересы, кругозор наблюдаемого.

5) Поведенческие проявления отношения к ситуации (к занятию): внимателен на

занятии или отвлекается, что привлекает внимание наблюдаемого, на что в

процессе занятия учащийся реагирует наиболее живо (на иллюстрации к

учебному материалу, посторонние реплики, обращение к нему лично и т.д.)

6) Особенности эмоционального реагирования. Преобладающее настроение.

Изменяется ли настроение в течение дня? На какие факторы эмоциональная

реакция является наиболее выраженной? Реагирует ли наблюдаемый на оценку,

похвалу, замечание, адресованные кому-либо из учащихся его группы?

7) Поведенческие проявления отношения к самому себе: к своей внешности,

вещам, преимуществам, недостаткам.

8) Особенности общения:

а) с преподавателем,

б) с учащимися.

Способ установления контакта. Общение: деловое, личностное, ситуативное,

сотрудничество, эгоцентризм. Позиция в общении: активная, пассивная,

агрессивная, созерцательная, авторитарная.

2 Наблюдение на уроке

СХЕМА ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО АНАЛИЗА УРОКА

Дата Класс Урок (по счету) Учебный предмет Тема Задачи Учитель

Готовность к занятию:

а) подготовленность учителя к уроку

б) подготовленность классного помещения и учащихся

.






3 ВНИМАНИЕ УЧАЩИХСЯ НА УРОКЕ

3.1. Приемы организации внимания:

непосредственное обращение

подчеркивание значимости информации

постукивание, повышение (понижение) голоса

использование наглядных пособий

яркость примеров

темп ведения занятия

3.2. Организация внимания по этапам урока:

вхождение учителя в класс, приветствие

начало занятия

создание рабочего состояния

призывы к тишине

3.3. Поддержание активного внимания:

во время опроса

во время подачи нового материала

при повторении, закреплении

3.4. Виды проявляющегося внимания:

Непроизвольного

Произвольного

Послепроизвольного, их смена

3.5. Сосредоточенность внимания:

высокая, средняя, поверхностная

6 Случаи рассеянности, отвлечений

7 Распределение внимания:

между какими видами деятельности

успешность внимания (как справились ученики)

3.8. Переключение внимания:

от опроса к объяснению нового материала

от выполнения самостоятельных работ к повторению, закреплению и т.д.

как переключались «быстрые» и медлительные ученики

приемы переключения внимания

«логический мостик»

название новой темы — запись ее на доске

подчеркивание значимости материала; пауза, разрядка и т.д.

ПОВЕДЕНИЕ УЧАЩИХСЯ

1 Внимательность, активность и работоспособность учащихся

2 Реакции учащихся на успехи и неудачи товарищей

3 Особенности групповой работы учащихся (роль ведущего и

ведомого)

4 Причины организации (дезорганизации) учащихся на уроке

5 Отношение учащихся к учителю, его замечаниям, указаниям по

поводу их учебной работы

6 Воздействия учащихся друг на друга:

взаимное обучение

взаимное «дисциплинирование»

РЕЗУЛЬТАТЫ УРОКА

1 Достигнута ли цель урока:

по организации учебной деятельности учащихся

по наличию интереса

по организации внимания

по развитию психических процессов

по проявлению эмоций и т.д.

по уровню усвоения учебного материала

по воспитанию учащихся и др

2 Значение материала урока для учащихся:

познавательное, научное

эстетическое (нравственное)

эстетическое (художественное)

практическое (деловое)

социальное (общественное)

воспитательное (педагогическое)

личностно-значимое

3 Общие выводы по уроку. Оценка. Пожелания




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!