Протокол посещения семьи
Тема: «Предметно-развивающая среда дома».
Дата посещения: 24.04.2021
ФИО производящих посещение, должность: Закурдаева Яна Валерьевна, студентка 31-шк группы, специальности 44.02.02 «Преподавание в начальных классах»
Цель: провести наблюдение за условиями для развития предметной деятельности ребенка, за трудовыми поручениями, обязанностями ребенка в семье и за подбором игрушек.
Задачи:
- Ознакомление с материальным уровнем жизни семьи, его психологическим климатом особенностями поведения ребенка в семье;
- Определения уровня педагогической культуры родителей;
- Выявление трудностей, испытуемых родителями;
- Изучение положительного опыта семейного воспитания с целью его распространения;
- Осуществление коллективного, дифференцированного и индивидуального педагогического воздействия на родителей на основе тщательного анализа полученных данных о каждой семье.
Методы изучения семьи: посещение детей на дому, индивидуальные беседы с родителями, целенаправленные наблюдения за детьми в домашних условиях.
Материал: протокол «Посещение на дому», рекомендации, памятка, анкета.
Предварительная работа: информирование родителей о времени посещения и о его основной цели.
ФИО несовершеннолетнего: Алёхина Ирина Станиславовна
Домашний адрес, тел: ул. Центральная д. 28 кв. 5, тел: 89521345342
Наниматель жилья: мама, Алёхина Алёна Владимировна
Площадь жилья: 30 кв/м
Количество комнат: 2
Количество проживающих в квартире, из них несовершеннолетних (с указанием возраста): всего: 3 человека, мама (27 лет), отчим (34 г), Ирина (9 лет), Вика( 5 лет).
Наличие у ребенка своей комнаты или «своего уголка», обеспеченность играми и игрушками (соответствие возрасту): Девочка проживает в двухкомнатной квартире, в которой имеет детскую комнату, в которой имеет свой личный уголок большую, просторную кровать, с отведенным уголком для игрушек, соответствующих ее возрасту, в которые она может играть в свободное время.
Санитарное состояние жилья: жилье соответствует всем нормам САНПИН.
Место, где находится ребенок во время проверки: ребенок, рисует за детским столом, расположенном в ее комнате.
Где ребенок проводит свободное от посещения ДОУ время: Ребенок гуляет во дворе с родными, а так же с друзьями, или гостит у бабушки.
Может ли ребенок и до какого часа находится вне дома: Может, ребенок может находится вне дома до 2 часов.
Сколько времени тратит на прогулку ежедневно: около 3 часов за день.
Соблюдается ли режим питания: родители стараются соблюдать режим питания детского сада.
Сколько раз в день питается ребенок: Девочка питается около 5 - 6 раз в день (завтра дома и в детском саду, обед, ужин, 2 ужин).
В какое время ребенок ложится спать: в период с 10-11 часов вечера до 7 утра.
Круг общения: ребенок общается с близкими, у нее есть друзья, а также в доме котором она проживает.
Психологический климат в семье: на основе посещения семьи можно сделать вывод, что в ней благоприятный психологический климат.
Кто в основном воспитается ребенком в семье: в семье воспитанием дочери принимает мама и отчим, так как папа ушел с семьи, когда Ирине было 2 года
Результаты посещения:
Ход:
(В назначенное время мы пришли к ребенку на дом ).
В: Добрый вечер, уважаемые родители! Мы очень рады посетить вас сегодня!
Сегодня мы поговорим о простых вещах, с которыми сталкиваемся ежедневно и иногда не придаём должного значения. Хотя, по сути. Эти мелочи мешают нам быть счастливыми и правильно воспитывать наших детей. Мы хотим ознакомиться с предметно-развивающей средой вашего ребенка дома в данном возрасте.
(Родители ведут нас ознакомиться. Задаются так же вопросы.)
Примерный перечень вопросов, которые следует выяснить при посещении семьи.
При первом обследовании семьи воспитателю желательно обратить внимание на следующие вопросы:
- состав семьи, ее культурный уровень, жизненно важные интересы,
сфера их деятельности, использование свободного времени;
- психологический климат семьи (система общения между членами семьи) ;
- семейная атмосфера (участие членов семьи в домашних делах, семейные традиции) ;
- жилищные условия, материальное благосостояние;
- распределение педагогических сил в семье (кто в основном занимается воспитанием ребенка (детей) ;
- как родители понимают разностороннее воспитание и развитие ребенка и как его осуществляют;
- организация жизни ребенка в семье, система требований к нему;
- отношение ребенка к требованиям родителей и других членов семьи;
- особенности поведения ребенка в. семье;
- здоровье ребенка и других членов семьи;
- трудности, испытываемые родителями в процессе воспитания ребенка (детей) и др.
Предметно-развивающая среда оценивается по следующим принципам.
Принципы методической разработки:
• Принцип дистанции позиции при взаимодействии ориентирован на организацию пространства для общения взрослого с ребенком. Здесь уместно использование разновысокой мебели (горки, подиумы, уголки). Каждый ребенок может найти место, удобное для занятий и комфортное для его эмоционального состояния.
• Принцип активности, самостоятельности, творчества предоставляет возможность совместного участия взрослого и ребенка в создании окружающей среды, которая может изменяться и легко трансформироваться. Привлечение воспитанников к совместному изменению предметно – развивающей среды провоцирует развитию познавательных интересов ребёнка, его волевых качеств, эмоций, чувств. В групповых комнатах можно оборудовать центры песка и воды, мастерские, использовать ширмы. Обязательным в оборудовании являются: развивающие игры, модели, предметы для опытно-поисковой работы-магниты, увеличительные стекла, пружинки, весы, мензурки и прочее; большой выбор природных материалов для изучения, экспериментирования, составления коллекций.
• Принцип стабильности-динамичности представляет возможность изменения среды. В игровых комнатах каждой возрастной группы должны быть:
(сборно-разборная мебель, игрушечная мебель, емкости для хранения игрушек, игрушки, мягкие плоскости, подиумы для отдыха, игровое спортивное оборудование, игровые столы сложной конфигурации, мебель - трансформер, вертикальные разделители, кукольный театр, костюмерная, игрушки-заменители).
Желательно, чтобы все игровые блоки имели выход в универсальную игровую зону – это помещение с высокой степенью трансформируемости пространства, с большим разнообразием предметного наполнения, здесь же возможно создание тематических зон.
• Принцип комплексирования и гибкого зонирования реализует возможность построения непересекающихся сфер активности и позволяет детям заниматься одновременно разными видами деятельности, не мешая друг другу. Игровые и тематические зоны или центры позволяют детям объединиться подгруппами по общим интересам. Важно иметь большое количество «подручных» материалов, которые творчески используются для решения различных игровых проблем (проволока, ленточки, пуговички и т. п.)
• Принцип сочетания привычных и неординарных элементов предполагает эстетичное оформление группы: картины, скульптура. Произведения искусства могут быть помещены как в группах, так и оформлены в виде выставок в других помещениях детского сада.
• Гендерный принцип реализует возможность для девочек и мальчиков проявлять свои склонности в соответствии с принятыми обществе нормами. Следует включать материалы для девочек: предметы женской одежды, украшения, кружевные накидки, банты, сумочки, зонтики и т. п. ; мальчикам: детали военной формы, предметы обмундирования и вооружения рыцарей, русских богатырей, разнообразные технические игрушки.
( Предлагается родителям ознакомиться с памяткой.)