СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Протокол РАБОТА С УТРАТОЙ. ДЕТИ

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Утрата и детство. Как ответить на незаданные вопросы ребенку об уходе его близкого человека? Как построить работу специалисту?

Просмотр содержимого документа
«Протокол РАБОТА С УТРАТОЙ. ДЕТИ»


РАБОТА СПЕЦИАЛИСТА ГОСУДАРСТВЕННОГО УЧРЖДЕНИЯ

С НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИМ,

ПЕРЕЖИВШИМ УТРАТУ БЛИЗКОГО


Педагог-психолог ГКУ СО КК «Краснодарский КЦПД»

Бушкова Ася Анатольевна


Помощь людям, перенесших утрату - это нелёгкое испытание духовных сил и профессиональной компетенции специалиста. Еще сложнее, если в помощи нуждается ребенок, который не только потерял близкого, но и находится не в кругу родных, которые помогут пережить эмоциональную боль потери, а в государственном учреждении.

Чувства непереносимого одиночества, горя, вины, печали, связанные с навязчивыми воспоминаниями, сновидениями и фантазиями, относящимися к образу любимого человека, блокируют доступ к приятным воспоминаниям и ассоциациям, ресурсам для восстановления. Именно этим обусловлена важность наличия протокола по работе с утратой. Важно понимать, что главная задача специалиста не притупить остроту переживаний, а помочь пережить – правильнее будет сказать «прожить» процесс горевания.

Утраты не только болезненны, они предоставляют и возможность личностного роста. Именно это важно иметь в виду человеку, работающему по протоколу «УТРАТА».

Работа с детьми, пережившими утрату (одного или обоих родителей, дедушки или бабушки, иного родственника) строится по этим же этапам, что и со взрослым.

- Как объяснить ребенку, что смерть неизбежна, но это не значит, что ее нужно бояться?

- Как рассказать, что не стало бабушки или дедушки?

- Может, стоит оградить маленького человека от горя и страдания и придумать историю о том, что близкий человек уехал в далекое путешествие?

- Как помочь пережить ситуацию суицида в семье?

Важно не бояться говорить с детьми о смерти. Ведь они постоянно видят ее вокруг: по телевизору, в компьютерных играх, находят мертвых птиц и насекомых на улице, слышат о ней в сказках. Смерть - неизбежный факт нашей жизни, и задача взрослых помочь детям понять, что это не запретная тема.

Важный нюанс: Если в семье случилась утрата близкого, то дети часто воспринимают смерть как наказание. Начинают тревожиться и переживать, не будет ли их ждать тяжелая расплата за то, что они плохо едят, не чистят вовремя зубы, разбрасывают или ломают игрушки, неаккуратно носят одежду, не слушают взрослых. В это время ребенку очень важно услышать подтверждение того, что ему ничего не грозит, что он нужен и что заботиться о нем будут не меньше, несмотря на изменения в его жизни.

ВАЖНО: не использовать смерть близкого человека в воспитательных (читаем манипулятивных, травмирующих душу ребенка) целях. Фразы вроде "Вот будешь себя плохо вести, и тебя заберут на небо" недопустимы, вредны и даже опасны.

Страх смерти у ребенка не всегда проявляется напрямую, а может приобретать скрытые формы - в неотпускании мамы или сложности засыпания, игре в песочнице и т.д..

1. Создание безопасного пространства для работы (даем понять ребенку, что в этом кабинете можно плакать, спрашивать, рассказывать, сомневаться…). Постоянно отслеживаем его эмоциональное состояние («настораживающие» невербальные симптомы: апатия, сонливость, закрытость, отключенность и т.д…).

Используемые техники: «Страна Чувств» (30 мин.), «Моя семейная история» (40 мин.); полуструктурированное интервью для оценки травматических переживаний детей (Н.В. Тарабрина); родительская анкета для оценки травматических переживаний детей (Н.В. Тарабрина, при наличии родственников или родителей).

2. Признание факта потери. В норме лет до 5 дети воспринимают смерть как временную, игровую, обратимую. Все как в сказке или игре: сначала персонажи погибают, а потом снова оживают. И в реальной жизни после похорон любимой бабушки или иного родственника они могут еще долгое время спрашивать: "А когда бабушка вернется?"

То, что смерть - это конец, дети начинают осознавать ближе к 9 годам. Они все чаще задаются вопросом, что такое смерть и можно ли ее избежать. А сама смерть в их воображении нередко предстает в виде ангела смерти или скелета.

Важно помочь ребенку осознать, что значимый человек умер, он ушел и никогда не вернется. Именно на этом этапе важно говорить с ребенком честно, серьезно, спокойно: «это закон жизни…каждый человек рождается, взрослеет, воспитывает себе смену, обрастает родней и близкими и в определенный момент уходит». Хорошо говорить с ребенком с точки зрения православия, помогая выработать правильное понимание и отношение к вопросу смети.

Используемые техники: просмотр и обсуждение короткометражного мультфильма «Жизнь в кисти художника за 2 минуты» (30 мин.); рассказ ребенка о близком в метафоре песочной терапии с использованием фигурок «Семья» (30-040 мин.); специализированная колода МАК «Проститься, чтобы жить», «Травма» и/ или «Природа и погода» (2-3 раза по 30-40 мин.); колода

3. Этап проживания боли потери. Основная задача данного этапа - безопасно прожить болезненные чувства в присутствии поддерживающего и понимающего специалиста.

Постарайтесь отвечать на возможные вопросы ребенка спокойно, просто и честно. Опасения, которые есть у ребенка, нередко хуже, чем то, что есть на самом деле. Не бойтесь произносить слова "умер" и "смерть". А вот метафорические выражения "заснул навсегда", «полетел к Ангелам» или "отправился в далекий путь" исключите. Даже школьники некоторые метафоры воспринимают буквально, - после такого объяснения ребенок может отказаться ложиться спать, лететь самолетом, ездить на поезде далеко. Забудьте про звезды на небе, к которым добавилась еще одна, и дальние походы в неведомые страны, откуда не возвращаются.

«Заснул вечным сном» может вызвать страх засыпания. «Ушел далеко-далеко» - у ребенка может появиться страх расставания («они уйдут и не вернутся») и злость на того, кто ушел, не попрощавшись. «Улетел на далекую звезду» усложнит разговоры о космосе и спровоцирует навязчивую тему «давай тоже полетим туда».

Существует мнение, что при ребенке не стоит говорить об умершем человеке, чтобы лишний раз не напоминать о потере. Но в действительности ребенок тоже должен иметь возможность пережить утрату вместе с другими.

Используемые методики: колода МАК «Травма», «Из сундука прошлого» и/ или «Пути-дороги», «Природа и погода» (2-3 раза по 30-40 мин.); медитация М. Минаковой «Встреча с близким» (40 мин.), «Простить и отпустить» (30 мин.), телесно-ориентированная техника «Боль в теле» (40 мин.)

4. Этап переосмысления травмы как определённого нормативного периода жизни.

Взрослые могут ходить на могилу, в церковь или просто обсуждать свои переживания с друзьями. А ребенок? Как ему наедине со своими переживаниями, непонятностями и страхами? Можно рассмотреть с ребенком семейные фотографии (при наличии), рассказать какую-нибудь интересную, смешную или грустную историю об умершем. Или нарисовать этот альбом совместно с ребенком. Дети должны понимать, как бы ни сложилась судьба человека, о нем помнят, грустят, но при этом бережно хранят какие-то особенные вещи, истории, советы, традиции, рецепты...

Существует много способов утешить, поддержать ребенка. Можно, сказать: "Теперь он на небе, смотрит на нас и радуется" или "Нам будет ее не хватать. Я очень любила с ней разговаривать".

Нужно дать понять ребенку, что к его страхам и опасениям вы готовы и отнесетесь с пониманием. Важно понимание, что вы рядом в его переживаниях об ушедшем. Не менее важно, чтобы переживание было без надрыва, острых эмоций, которые могут напугать ребенка, погрузить его в продолжительный ритуал скорби.

На данном этапе необходимо в том числе проработать вопросы смерти. Часто дети задают вопрос «А я тоже умру?». Успокойте ребенка и расскажите, что прежде чем ребенок доживет до глубокой старости и умрет, должно произойти еще очень-очень много событий, времени. Сейчас он сильный, здоровый, у него много дел и интересов. Переключите внимание на незаконченные дела, друзей.

Используемые техники: колода МАК «Ресурсы» (2-3 раза по 30-40 мин.), арттерапевтическая техника «Маски» (40 мин.).

5. Этап выстраивания нового отношения к объекту утраты, потери и выработка новых жизненных сценариев, истории.

Важно понимать, что когда ребенок теряет близкого, он теряет некую стабильность, предсказуемость, привычный, автоматический уклад жизни. Умерший близкий играл определенную роль в жизни ребенка, заботился о нем. А теперь этих важных вещей не стало. Взрослый может попытаться найти утерянное в другом, компенсировать потерю. Ребенок еще не обладает такими навыками адаптации и компенсации.

Используемые техники: Можно создать альбом памяти, провести «символический ритуал отпускания», придумать новую традицию (например, один раз в год стряпать любимые кексы ушедшего и угощать все окружение), МАК «Мои ресурсы», «Мама, папа, я…» и др..

Важно: проговаривать с ребенком планы на завтра. Чтобы, например, уходя спать, ребенок не думал, что и завтра будет так же страшно, как это было сегодня. Посидите рядом с ним на кровати, погладьте по голове. Что бы ни случилось, ваш малыш должен знать, что всегда кто-то будет рядом и сможет ему помочь.

6. Этап профилактики идеализации не так важен в работе с ребенком, потому что детство – это период, когда как раз формируются идеалы, паттерны ребенка. Поэтому ничего страшного не будет, если ребенок станет идеализировать своего близкого человека, равняться на него, «сверять» с ним свои поступки и идеалы.

7. Этап создания ресурсов: телесные, образные, смысловые. На данном этапе важно передать ребенку мысль, что ему достаются лучшие черты и качества ушедшего человека. Он сможет продолжить дела, мечты своего значимого взрослого, но уже в своих интересах и возможностях.

Используемые техники: написать песочную историю рода, составить родовое древо, символически передать ребенку «ключи рода» (40 мин.).

8. Этап переключения. Задача данного этапа - наладить окружение и пространство, в котором ребенок чувствует себя комфортно и функционально: т.е. он принимает, что из его жизни ушел значимый человек, помнит о нем и его роли в его жизни, но при этом продолжает жить, учиться, строить планы на будущее.

Используемые методики: «Я через 5 лет»(40 мин.), написать план на ближайшее время на определенный срок (40 мин), прорисовать картину будущего; техники коллажа «моя будущая семья/ профессия/ хобби…» (по 30- 40 мин.).

Тема смерти - необходимый, неизбежный этап, с которого ребенок учится осознавать ценность жизни. НЕЛЬЗЯ говорить, что этого нет, махнуть рукой, «забудь и спи спокойно», закрыть на это глаза и создавать вокруг атмосферу сплошного оптимизма, радости и счастья… Именно проживание потери близкого учит детей чувствовать чужую боль, ценить тех, кто рядом. Это воспитание чувств. Чем больше переживает правильно, безопасно, тем лучше будет человек. И боль в литературе тоже надо переживать, иначе какими вырастут дети?

Сложно определить, какой момент можно считать завершением траура. Некоторые авторы называют конкретные сроки – месяц, год или два. Правильнее всего, наверное, считать процесс горевания завершенным, когда ребенок, переживший потерю обретает способность адресовать большую часть эмоций не усопшему, а новым впечатлениям и событиям жизни, способность говорить об умершем без сильной боли. Печаль остается, она естественна, когда человек говорит или думает о том, кого он любил и потерял, но печаль спокойная, «светлая».

Работа горя завершена, когда тот, кто пережил утрату вновь способен вести нормальную жизнь, он адаптивен и чувствует это, когда есть интерес к жизни, освоены новые роли, создалось новое окружение и он может в нем функционировать адекватно своему социальному статусу и складу характера.






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!