Протокол № 1
заседания школьного методического объединения учителей
начальных классов МБОУ Степновская школа
от 23.08.17г.
Присутствовали: Масюченко Т.Л., Шведова Н.И., Бербат А.Ф., Колинько Л.А., Филенко Л.А.
Повестка дня:
Выборы руководителя МО.
Утверждение плана работы МО на 2017-2018 учебный год.
Утверждение тем самообразования учителей начальных классов.
Ведение тетрадей учащимися, соблюдение единого орфографического режима;
Слушали:
По первому и второму вопросу выступила, Масюченко Т.Л., дав анализ своей работы как руководителя ШМО начальных классов. Предоставила на обсуждение предварительный план работы МО: в течение года состоится 5 заседаний МО; в конце каждой четверти проводится анализ итогов успеваемости, анализ контрольных работ; запланирована дополнительная работа со способными и неуспевающими учениками; в конце полугодий пройдет проверка техники чтения 1-4 классах; запланировано провести предметную неделю.
По третьему вопросу выступила Бербат А.Ф.. рассказав о своей работе по самообразованию. Были приняты темы самообразования:
Тема | Учитель |
Выработка навыков чтения. Упражнения на развитие внимания, памяти, воображения. | Бербат А.Ф. |
Формирование оценочной самостоятельной деятельности младших школьников. | Масюченко Т.Л. |
Формирование и развитие навыков чтения у младших школьников. | Колинько Л.А. |
Активизация познавательной деятельности. | Шатунова В.П. |
Развитие познавательной и творческих способностей учащихся начальных классов. | Шведова Н.И. |
Формирование навыков самостоятельной деятельности младших школьников. | Филенко Л.А. |
По четвёртому вопросу выступила, Масюченко Т.Л.. Она познакомила с введением тетрадей, дневников учащихся, с орфографическим режимом, основываясь на положение школы.
Решение:
1. Руководителем ШМО избрать Масюченко Т.Л.;
2.Утвердить план работы МО на новый 2017-2018 учебный год. Проводить работу ШМО учителей начальных классов по разработанному плану;
3.Учителям МО соблюдать нормы и требования при подготовке и проведении уроков, соблюдать орфографический режим;
4. Работать по самообразованию с намеченным планом.
Руководитель ШМО: /Масюченко Т.Л./
Протокол № 2
заседания школьного методического объединения учителей
начальных классов МБОУ Степновская школа
от 25.09.17г.
Присутствовали: Масюченко Т.Л., Шведова Н.И., Бербат А.Ф., Колинько Л.А., Филенко Л.А.
Повестка дня:
Согласование рабочих программ по учебным предметам начальной школы и внеурочной деятельности.
Слушали:
Руководитель МО Масюченко Т.Л. напомнила содержание Письма Министерства образования и науки РФ, Департамента государственной политики в сфере общего образования от 28 октября 2015года № 08-1786 «О рабочих программах учебных предметов», напомнила об изменениях внесенных в содержание Положения о рабочей программе по учебным предметам, принятом в МБОУ Степновская школа.
Учитель 1 класса Бербат А.Ф., ознакомила присутствующих с рабочими программами по математике, русскому языку, литературному чтению, окружающему миру, музыке, ИЗО, технологии, физкультуре, программами внеурочной деятельности.
Учитель 2 класса Колинько Л.А., ознакомила присутствующих с рабочими программами по математике, русскому языку, литературному чтению, окружающему миру, музыке, ИЗО, технологии, программами внеурочной деятельности.
Учитель 3 класса Шведова Н.И., ознакомила присутствующих с рабочими программами по математике, русскому языку, литературному чтению, окружающему миру, музыке, ИЗО, технологии, физкультуре, программами внеурочной деятельности.
Учитель 4 класса Масюченко Т.Л., ознакомила присутствующих с рабочими программами по математике, русскому языку, литературному чтению, окружающему миру, музыке, ИЗО, технологии, физкультуре, программами внеурочной деятельности.
Шатунова В.П., ознакомила с адаптированными программами программами индивидуального обучения на дому.
Филенко Л.А. представила программы курса «Культура добрососедства» в 1 – 4 классах.
Решение:
Рекомендовать рабочие программы по учебным предметам членов МО для утверждения на заседании педагогического совета.
Руководитель ШМО: /Т.Л. Масюченко/
Протокол № 3
заседания школьного методического объединения учителей
начальных классов МБОУ Степновская школа
от 29.09.17г.
Присутствовали: завуч Головаптая Г.Е., Масюченко Т.Л., Шведова Н.И., Бербат А.Ф., Колинько Л.А., Филенко Л.А.
Повестка дня:
Анализ диагностических работ по математике, русскому языку.
Анализ проверки техники чтения.
Слушали:
По первому вопросу выступила, Головатая Г.Е., завуч МБОУ Степновская школа, она подвела итоги результатов диагностических работ по математике и русскому языку 2 – 4 классах.
2 – 4 классы.
Количество детей – 56, писали работы по математике 53 человека.
«5» - 13 человек
«4» - 18 человек
«3» - 14 человек
«2» - 7 человек
Средний бал по классам:
2 класс – 3, 5
3 класс – 3, 8
4 класс – 3, 6
Качество знаний:
2 класс - 62, 5
3 класс – 60
4 класс – 52, 9
Количество детей – 56, писали работы по русскому языку 53 человека.
«5» - 9 человек
«4» - 12 человек
«3» - 17 человек
«2» - 12 человек
Средний бал по классам:
2 класс – 3, 3
3 класс – 3, 4
4 класс – 3, 5
Качество знаний:
2 класс – 43, 7
3 класс – 45
4 класс – 47
По первому вопросу выступила, Масюченко Т.Л., учитель 4 класса, руководитель ШМО начальных классов, указала на типичные ошибки по математике:
- сложение и вычитание с переходом через десяток;
- нахождение числа от его части;
- решение текстовых задач;
- проведение действий проверки в примерах на несколько действий;
- нахождение числа от его части.
По русскому языку:
- пропуск и замена букв;
- безударная гласная в корне;
- правописание непроизносимых согласных;
- правописание приставок и предлогов;
- правописание ъ в словах;
- правописание ЧК, ЧН, НЧ, ЖИ, ШИ.
По второму вопросу выступила, Головатая Г.Е., завуч МБОУ Степновская школа, она подвела итоги результатов проверки техники чтения 2 – 4 классах , (56 обучающихся) по нормам ФГОС.
Читают выше нормы – 25 человек,
читают норму – 10человек,
читают ниже нормы – 21 человек.
Решение:
Учителям обратить внимание на типичные ошибки в классах и организовать деятельность обучающихся на анализ своих ошибок, повышения грамотности по русскому языку.
Оказание педагогической поддержки учащимся с разным уровнем обучаемости, организовать в форме индивидуальных занятий, консультаций для родителей.
Руководитель ШМО: /Т.Л.Масюченко/
Протокол № 4
заседания школьного методического объединения учителей
начальных классов МБОУ Степновская школа
от 20.10.17г.
Присутствовали: завуч Головаптая Г.Е., Масюченко Т.Л., Шведова Н.И., Бербат А.Ф., Колинько Л.А., Филенко Л.А.
Повестка дня:
Портфолио ученика начальной школы.
Итоги олимпиад по математике и русскому языку (школьный этап) в 4 классе.
Системно-деятельностный подход к обучению и воспитанию – основа Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.
Анализ успеваемости за 1 четверть.
Слушали:
По первому вопросу выступила Бербат А.Ф.. по теме: «Портфолио ученика начальной школы». Была показана презентация. Рассказали о необходимости ведения портфолио для учащихся. Рассказала о требованиях ФГОС портфолио обучающегося начальных классов. При обсуждении возникли некоторые вопросы:
Кто ведет портфолио ученика начальных классов?
Роль классного руководителя в работе над портфолио учащегося?
По второму вопросу выступила, учитель 4 класса, Масюченко Т.Л. Рассказала о подготовке и проведении школьного этапа олимпиад по математике и русскому языку в 4 классе.
Итоги олимпиады по математике
Участвовали 12 учащихся, из них
Борщук | Изабелла | победитель |
Джантимирова | Эльзара | призёр |
Куртумерова | Эльмаз | призёр |
Занина | Полина | призёр |
Итоги по олимпиады по русскому языку
Участвовали 9 учащихся, из них
Борщук | Изабелла | победитель |
Гришина | Татьяна | призёр |
Джантимирова | Эльзара | призёр |
Караева | Эльмаз | призёр |
Занина | Полина | призёр |
По третьему вопросу выступила Шатунов В.П. по теме «Системно-деятельностный подход к обучению и воспитанию – основа Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования». Рассказала, что системно-деятельностный подход (СДП) ориентирован на достижение основного результата - развитие личности ребенка на основе учебной деятельности. СДП предполагает смещение акцентов в построении образовательного процесса от модели "Чему учить?" (обновление содержания) к модели "Как учить?" (обновление средств обучения). Как обучать в новых условиях, как научить детей учиться, чтобы помочь им быть успешными в жизни.
В настоящее время разрабатывается широкий спектр технологий обучения, в частности деятельностной.
В начальной школе получает распространение технология деятельностного метода обучения, разработанная педагогическим коллективом под руководством доктора педагогических наук, профессора Л.Г.Петерсон.
Новая технология, новый способ организации обучения не разрушает традиционную систему деятельности, а преобразовывает ее, сохраняя все необходимое для реализации новых образовательных целей. Так же учитель может "вписать" в эту технологию свой инновационный опыт.
Технология деятельностного метода строится на основе структуры учебной деятельности и включает в себя все существенные компоненты этой деятельности.
По четвертому вопросу выступила Масюченко Т.Л, она подвела предварительные итоги результатов 1 четверти. В начальной школе 80 обучающихся.
Из них 24 ученика – 1 класс – вербальное оценивание;
2класс – 3 отличника, неуспевающих нет;
3 класс – 3 отличника, неуспевающий – 1 ученик;
4 класс – 1 отличник, неуспевающих нет.
Решение:
1. Портфолио ученика начальной школы ведут родители, учитель – классный руководитель помогает пополнять портфолио ученика. Нацеливать родителей, представителей обучающихся на значение портфолио для их ребенка.
2.Продолжить изучение системно-деятельностного подхода в обучении и воспитании – основы Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, в частности технологии деятельностного метода.
3. Оказание педагогической поддержки учащимся с разным уровнем обучаемости организовать в форме индивидуальных занятий, консультаций для родителей.
Руководитель ШМО: /Масюченко Т.Л./
Протокол № 4
заседания школьного методического объединения учителей
начальных классов МБОУ Степновская школа
от 20.10.17г.
Присутствовали: завуч Головаптая Г.Е., Масюченко Т.Л., Шведова Н.И., Бербат А.Ф., Колинько Л.А., Филенко Л.А.
Повестка дня:
Совершенствование работы с одаренными детьми, приобщение их к активной деятельности.
Анализ проверки техники чтения.
О результатах проверки чтения, русского языка, математики в 4 классе.
Анализ успеваемости за 2 четверть.
Слушали:
По первому вопросу выступила Шатунова В.П. «Совершенствование работы с одаренными детьми, приобщение их к активной деятельности». Одаренные дети обладают некоторыми общими особенностями, которые должны учитывать учебные программы для них. К таким общим особенностям относятся следующие.
Способность быстро схватывать смысл принципов, понятий положений. Такая особенность требует широты материала для обобщения.
Потребность сосредотачиваться на заинтересовавших сторонах проблемы и стремлении разобраться в них. Эта потребность редко удовлетворяется при традиционном обучении, и ей надо дать реализоваться в специальных учебных программах через самостоятельную работу, задания открытого типа, развитие необходимых познавательных умений [2, c. 205].
Способность подмечать, рассуждать и выдвигать объяснения, целенаправленное развитие высших познавательных процессов в специальных учебных программах поднимает эти способности на качественно новый уровень и избавляет от бремени бесконечных повторений очевидного.
Обеспокоенность, тревожность в связи со своей непохожестью на сверстников. Включение в учебную программу аффективного компонента дает возможность ребенку лучше понять себя и свои переживания и ведет к принятию себя и других [2, c. 208].
Существуют разные стратегии обучения одаренных детей, которые могут быть воплощены в разные формы. Для этого разрабатываются специальные учебные программы.
К основным стратегиям обучения детей с высоким умственным потенциалом относят ускорение и обогащение.
Когда уровень и скорость обучения не соответствуют потребностям ребенка, то наносится вред как его познавательному, так и личностному развитию.
По второму вопросу выступила Шведова Н.И., провела анализ техники чтения по классам.
По третьему вопросу выступила Масюченко Т.Л., сообщила о результатах проверки чтения, русского языка, математики в 4 классе.
По четвертому вопросу выступила Головатая Г.Е. об успеваемости за 2 четверть в начальной школе.
Решение:
1.При организации работы классного руководителя свою работу необходимо начать с планирования. В планировании классный руководитель должен отразить диагностику одаренности и наметить задачи и формы работы с одаренными учащимися.
Для этой успешной работы с одаренными детьми необходимо:
А. Создание подсистемы диагностики одаренности учащихся школы и организация эффективного функционирования этой системы.
Б. Расширение и совершенствование деятельности психологической службы в школе.
В. Включение проблемы работы с одаренными детьми как приоритетного направления в систему научно-методической и опытно-экспериментальной работы учителей школы.
Г. Осознание важности этой работы каждым членом коллектива школы и усиление в связи с этим внимания к проблеме формирования положительной мотивации к учению.
Д. Создание и постоянное совершенствование школьной методической системы и предметных подсистем работы с одаренными учащимися.
Е. Признание руководством и коллективом школы того, что реализация системы работы с одаренными учащимися является одним из приоритетных направлений в работе школы.
2. Продолжать работать над развитием техники чтения учащихся в каждом классе, развивать словарный запас детей, учить работать над текстом.
3. Работать в том же направлении и подтянуть учащихся Кузева Е., Занину П., Таригулиева М..
4. Работать над повышением качества знаний по русскому языку, математике. Обращать особое внимание на учащихся, которые имеют тройки и двойки по русскому языку и математике.
Протокол № 5
заседания школьного методического объединения учителей
начальных классов МБОУ Степновская школа
от 22.03.18г.
Присутствовали: Масюченко Т.Л., Шведова Н.И., Бербат А.Ф., Колинько Л.А., Филенко Л.А.
Повестка дня:
1. Формирование ценностных жизненных ориентиров в рамках внеурочной деятельности.
2. Активизация познавательной деятельности обучающихся путем внедрения интерактивных методов обучения.
3. Анализ успеваемости за 3 четверть. Планирование и подготовка недели начальной школы.
Слушали:
По первому вопросу выступила Шведову Н.И., учитель 3 класса «Формирование ценностных жизненных ориентиров в рамках внеурочной деятельности». Значительное место в полноценном развитии личности по новому ФГОС отводится внеурочной деятельности. Главной отличительной особенностью нового стандарта является не предметный, а личностный результат. В настоящее время происходят серьезные изменения условий формирования личности школьника.
Современный ребенок находится в беспредельном информационном и огромном социальном пространстве, не имеющем четких внешних и внутренних границ. На него воздействуют потоки информации, получаемой благодаря интернету, телевидению, компьютерным играм, кино. Все мы с вами согласны, что ребенок развивается в любое время – будь это игра или учеба, встречи или экскурсии, кружки или спортивные мероприятия.
В качестве главного целевого ориентира внеурочной деятельности рассматривается содействие интеллектуальному, духовно-нравственному и физическому развитию школьников, становлению и проявлению их индивидуальности, накоплению субъектного опыта участия и организации индивидуальной и совместной деятельности по познанию и преобразованию самих себя и окружающей действительности.
Также выступила Филенко Л.А., рассказав о соей работе по внеурочной деятельности «Культура добрососедства». Нравственный мир ребенка сложен и изменчив, находится в развитии. Задача учителя состоит в том, чтобы постоянно следить за нравственным ростом учеников, сформировать гражданина своей страны, способного к проявлению толерантности, оценке своего мнения как имеющего право на существование, но не единственно верного и правильного.
По второму вопросу выступила Бербат А.Ф., учитель 1 класса «Активизация познавательной деятельности обучающихся путем внедрения интерактивных методов обучения» и провела практическое занятие.
Около 2 ,5 тысяч лет назад Конфуций сказал:
То, что я слышу, я забываю.
То, что я вижу, я помню.
То, что я делаю, я понимаю.
Поэтому я вас разделю на группы для того чтобы вы то что услышали не забыли, то что увидели запомнили и то что делали
Давайте вспомним и назовём классификации методов обучения по уровню активности обучающихся. Я буду предлагать описание методов, а вы попытаетесь дать определение этим методам.
1.Обучающийся выступает в роли "объекта" обучения, должен усвоить и воспроизвести материал, который передается ему педагогом – источником правильных знаний. Обычно это происходит при применении таких методов, как лекция-монолог (однонаправленная передача информации от учителя к ученику), чтение, демонстрация и опрос обучающихся (также однонаправленное воспроизводство информации учеником для учителя)Какой это метод?
(Пассивный)
2.Обучающийся является "субъектом" обучения, выполняет творческое задания, вступает в диалог с учителем. Основные методы: творческие задания (часто-домашние), вопросы от ученика к учителю, развивающие творческое мышление. Какой это метод?
(Активный)
3. Обучение происходит во взаимодействии всех обучающихся, включая педагога. При этом учитель и ученик - равноправные, равнозначные субъекты обучения. Учитель-ученик, ученик-ученик.(Интерактивный)
Какой на ваш взгляд метод обучения самый продуктивный?
Одной из основных методических инноваций в рамках ФГОС являются интерактивные методы обучения, таким образом необходимо, чтобы учебный процесс происходил путем постоянного действия и взаимодействия всех обучающихся. Именно это положение и является главным в интерактивном обучении.
Технология Синквейн
Описание:
Слово синквейн происходит от французского «пять». Это стихотворение из пяти строк, которое строится по правилам.
1. В первой строчке тема называется одним словом (обычно существительным).
2. Вторая строчка - это описание темы в двух словах (двумя прилагательными).
3. Третья строчка - это описание действия в рамках этой темы тремя словами. Третья строчка образована тремя глаголами или деепричастиями, описывающими характерные действия объекта.
4. Четвертая строка - это фраза из четырех слов, показывающая отношение к теме.
5. Последняя строка - это синоним из одного слова, который повторяет суть темы.
Однако не всегда требуется очень четкое соблюдение правил написания этого вида стихотворения. Например, в четвертой строке можно использовать три или пять слов, а в пятой строке – два слова. Можно использовать в строчках и другие части речи – но только в том случае, если это необходимо для улучшения текста.
Как это делать:
Название (обычно существительное)___________________________
Описание (обычно прилагательное)____________________________
Действия___________________________________________________
Чувство (фраза)_____________________________________________
Повторение сути____________________________________________
В составе малой группы или работы в паре с последующим конкурсом на лучший синквейн, составленный по выбранной теме
Экологическая катастрофа-
Разрушающая, огромная,
Убивает, затапливает, уничтожает.
Предотвратим катастрофу и
Защитим Землю!
Беда!
По третьему вопросу выступили все классные руководители. Подвели итоги успеваемости за 3 четверть: в 3 классе – 2 неуспевающих ученика, в 4 классе 1 неуспевающий ученик. (по ведомостям)
Масюченко Т.Л. сообщила о приближении недели начальных классов, говорили о планирование и подготовка недели начальной школы.
Решение:
В качестве главного целевого ориентира внеурочной деятельности рассматривать содействие интеллектуальное, духовно-нравственное и физическое развитие школьников, становление и проявление их индивидуальности, накопление субъектного опыта участия и организации индивидуальной и совместной деятельности по познанию и преобразованию самих себя и окружающей действительности.
Использовать интерактивные методы обучения, таким образом, чтобы учебный процесс происходил путем постоянного действия и взаимодействия всех обучающихся. Именно это положение и является главным в интерактивном обучении, и в главной цели нашего использования их на занятиях. Использовать интерактивную технологию «Синквейн» на своих занятиях.
Ознакомить родителей с пунктом 7 закона «Об образовании» РФ. О возможности оставлять неуспевающих детей на второй год и объяснить возможность «условного» перевода детей в следующий класс. Работать с неуспевающими во внеурочное время.