Тема: Процент от числа. Класс: 6
Цель урока: Создать условия для углубления знаний о концепции процента
Задачи урока:
Образовательные:
Сформировать четкое понятие процента как сотой доли числа (1/100).
Закрепить навыки работы с десятичными дробями.
Научить переводить проценты в десятичные дроби и десятичные дроби в проценты.
Развить алгоритмы нахождения процента от числа и нахождения числа по его проценту.
Рассмотреть практическое применение процентов в различных ситуациях.
Развивающие:
Развивать логическое и абстрактное мышление.
Развивать навыки анализа и решения задач.
Развивать умение применять математические знания в практических ситуациях.
Формировать умение работать самостоятельно и в группе.
Воспитательные:
Воспитывать интерес к математике и её практическому применению.
Воспитывать аккуратность, внимательность и ответственность.
Способствовать развитию коммуникативных навыков.
Оборудование: Доска, маркеры, раздаточный материал (карточки с заданиями различной сложности), презентация (опционально).
Ход урока:
1. Организационный момент (2 минуты)
2. Актуализация знаний (7-10 минут)
Устный счёт: Быстрое повторение основных операций с десятичными дробями (сложение, вычитание, умножение, деление). Примеры: 0.25 + 0.75; 1.5 - 0.8; 0.5 * 2; 10 / 0.2.
Вопросы для обсуждения:
Что такое десятичная дробь? Приведите примеры.
Как перевести обыкновенную дробь в десятичную и обратно? Приведите примеры.
Как сравнивать десятичные дроби?
3. Изучение нового материала (15 минут)
Понятие процента: Введение понятия процента как сотой доли числа. Визуализация с помощью диаграммы или рисунка (разделение круга или прямоугольника на 100 равных частей).
Перевод процентов в десятичные дроби: Объяснение алгоритма перевода (деление на 100). Примеры: 25% = 25/100 = 0,25; 150% = 150/100 = 1,5; 2,5% = 2,5/100 = 0,025.
Перевод десятичных дробей в проценты: Объяснение алгоритма перевода (умножение на 100). Примеры: 0,75 = 0,75 * 100% = 75%; 1,2 = 1,2 * 100% = 120%; 0,01 = 0,01 * 100% = 1%.
Нахождение процента от числа: Объяснение алгоритма (умножение числа на десятичную дробь, соответствующую проценту). Примеры: 20% от 150 = 150 * 0,2 = 30; 5% от 800 = 800 * 0,05 = 40.
Нахождение числа по его проценту: Объяснение алгоритма (деление процента на значение процента и умножение на 100). Пример: 10% от числа равно 5. Число = 5 / 0,1 = 50.
4. Закрепление материала (15 минут)
Примеры с подробным разбором: Решение задач различной сложности на доске с привлечением учащихся. Важно показать различные подходы к решению задач, подчеркивая универсальность алгоритмов.
Работа в группах (опционально): Разделить класс на группы и дать каждой группе набор задач разной сложности.
5. Самостоятельная работа (15 минут)
Задания различной сложности:
(Раздаются карточки с заданиями, разделенные по уровням сложности: A - базовый, B - средний, C - продвинутый)
Группа A (Базовый уровень):
Переведите проценты в десятичные дроби: 10%, 50%, 75%
Найдите: а) 10% от 50; б) 25% от 80; в) 50% от 120.
В классе 20 учеников, 40% из них – девочки. Сколько девочек в классе?
Группа B (Средний уровень):
Переведите проценты в десятичные дроби: 12%, 2.5%, 120%
Найдите: а) 15% от 200; б) 30% от 150; в) 7.5% от 400.
Цена товара 300 рублей, на него скидка 10%. Какова цена товара со скидкой?
Группа C (Продвинутый уровень):
Переведите в проценты: а) 0.18; б) 1.5; в) 0.0025.
Решите задачи: а) Найдите число, 15% которого равны 9. б) Цена товара сначала увеличилась на 10%, затем уменьшилась на 5%. Изменилась ли цена по сравнению с первоначальной, и если да, то на сколько процентов? (Подсказка: Пусть первоначальная цена = 100) в) После повышения цены на 20% товар стал стоить 240 рублей. Какова была первоначальная цена товара?
Ответы: (Предоставляются учителем после самостоятельной работы)
6. Домашнее задание (5 минут)
Задания аналогичной сложности, но с другими числовыми данными.
Дополнительные задачи на применение процентов в повседневной жизни (расчет скидок, наценок, процентов в банке).
7. Подведение итогов урока (5 минут)
Обсуждение результатов самостоятельной работы, анализ типичных ошибок.
Повторение основных алгоритмов нахождения процента от числа и числа по его проценту.
Выставление оценок (при необходимости).
ДЗ 609-611