№ | Этапы урока (решение учебной задачи) | Совместная деятельность | Ведущие УУД | Личностные результаты | Предметные результаты |
1. | Мотивационный постановка проблемы | Учитель: Ребята, в ЦПКиО проходит акция при предъявлении 5 пятёрок за неделю предоставляется скидка на аттракционы. Какую сумму Вам нужно накопить для посещения всех аттракционов. Аттракцион | Стоимость | Скидка по акции «5» | Колесо обозрения | 300 | 50 % | Дом с приведениями | 400 | 25 % | Маугли | 500 | 12% | | личностные формирование мотивации | Развитие познавательного интереса | Осознание проблемы: не знают как вычислять процент от числа |
2. | Принятие цели планирование деятельности | Учащиеся: Мы не умеем находить скидку, проценты. Учитель: Где Вы еще встречались с понятием процент? Приведите примеры. Учащиеся: По телевизору (реклама), в магазинах (скидки), в газетах (выборы), в банках (процент кредита и вклада). Учитель: Так ли уж необходимы проценты в практической жизни человека? Учащиеся: Да, нужны. Мы хотим научиться решать такие задачи. Учитель Тогда сформулируйте тему и цели сегодняшнего урока. Учащиеся: Тема урока: «Проценты». Цель: узнать, что такое процент и как находить процент от числа. | регулятивные целеполагание, действия по образцу | Ответственность, усвоение этических норм | Осознание цели деятельности и планируемого результата: |
3. | Выбор способов и действий актуализация прошлого опыта, недостаток опытных знаний | Учитель: Как мы уже выяснили, в повседневной жизни Вы часто встречаетесь с понятием процента. Попробуйте соотнести каждую запись из левого столбца с фразой из правого столбца. 100% учащихся школы | | половина учащихся школы | 25% учащихся школы | | все учащиеся школы | 10% учащихся школы | | четверть учащихся школы | 50% учащихся школы | | десятая часть всех учащихся школы | Учащиеся: На основе своего опыта сопоставляют записи. 100% учащихся школы | | все учащиеся школы | 25% учащихся школы | | четверть учащихся школы | 10% учащихся школы | | десятая часть всех учащихся школы | 50% учащихся школы | | половина учащихся школы | Уитель: Как можно одним словом назвать половину, четверть, десятую часть? Учащиеся: части числа, дроби. Учитель: Значит, мы можем проценты выразить в виде дроби. Заполните таблицу «процентов», которые можно легко выразить через дроби. 1% | 10% | 20% | 25% | 50% | 75% | 100% | | 1/10 | | 1/4 | 1/2 | | | Учащиеся: В парах заполняют таблицу. 1% | 10% | 20% | 25% | 50% | 75% | 100% | 1/100 | 1/10 | 1/5 | 1/4 | 1/2 | 3/4 | 1 | | коммуникативные работа с информацией, работа в коллективе, в группе | Любознательность, доброжелательность к другим, усвоение норм морали | Осознание потребности в новом способе действий: Сопоставление разных видов записи процента (текстового и символьного); представление дробей в виде круговой диаграммы; умение выражать процент в виде обыкновенной дроби, |
4 | Анализ открытие нового способа действий | Учитель: Сделайте вывод о том, что же такое 100%, 1%. Учащиеся: 100 % - это есть целое, само число. 1 % - сотая часть числа. Учитель: Молодцы. Слово «процент» имеет латинское происхождение: в переводе с латыни pro centum означает «на сто». Для того, чтобы иметь более точное представление о величине, удобно выразить её в процентах .Например, если говорят, что работа выполнена на 100%, то выполнена вся работа, если турист прошёл 100% маршрута, то он прошёл весь марш Учитель: Итак, чтобы найти один процент от величины, нужно разделить эту величину на 100. Часто ли люди используют сотую часть от числа? Учащиеся: Сотая часть рубля - копейка, сотая часть метра - сантиметр. Значит, одна копейка – 1% от рубля, один см – 1% от метра. Учитель: Введем и запишем определение процента. Процент от некоторой величины называется одна сотая ее часть. Найти 1% от 600 м. 1% от 600м равен 1/100 от 600 м: 600:100=6 м Упражнения: Найдите 1 % от 800, 400. Учитель: Вернемся к нашей задачи. Стоимость каких аттракционов со скидкой мы можем найти. Учащиеся: Мы можем найти скидки в 50% и 20%. Учитель: Что нам осталось узнать, чтобы решить эту задачу? Учащиеся: Как найти 12%? Учитель: Мы можем найти 1%? А как найти 12%? Учащиеся: 1% - 1/100 от числа. 12% = 12 * 1% = 12 * 1 / 100. Учитель: Решим задачу до конца. Учащиеся: Решают задачу. Учитель: Можем ли мы данный способ применить для нахождения других процентов? Учащиеся: Да, можем. Учитель: Сформулируем и запишем алгоритм нахождения процента от числа через 1%: 1. Найти 1% (разделить число на 100). 2. Найти p% (1% * p). Учитель: Решите задачу выбранным вами способом. Зимняя куртка стоит 1200 р. На весенней распродаже ее можно купить на 33 % дешевле. Сколько можно сэкономить денег, если купить куртку на распродаже? Учащиеся: Решают задачу. | познавательные осуществление логических операций (сопоставление, аналогия, анализ и синтез), осуществлять осознанный выбор способа решения задачи. | Формирование рефлексии | Освоение нового способа деятельности: введение определения понятия «процент»; составление алгоритма нахождения процента от числа. выбор способа решения задачи на нахождение процентов от числа Анализ ошибок: обратить внимание на точность вычисления |
Учитель: Решите задачу: Флакон шампуня стоит 200 рублей. Какое наибольшее количество флаконов можно купить на 1000 рублей во время распродажи когда скидка составляет 15%? Учащиеся: Решают задачу. (руб)-скидка 200 – 30 = 170 (руб)- новая цена 1000 : 170 = 5 (ост 150) (шт.) – количество флаконов, которые можно купить. Ответ: На 1000 рублей можно купить 5 флаконов. Учитель Найдите % от числа ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ЗАДАНИЯ. Учитель: Итак, мы уже с вами выяснили, что проценты можно записать в виде обыкновенных дробей. Можем ли мы записать проценты в виде десятичных дробей? Учащиеся: Да, любое количество процентов можно записать в виде десятичной дроби. Для этого число, стоящее перед знаком %, разделить на 100. 1% = 1/100 = 0,01, 13% =13/100 = 0,13 Учитель: Удобен ли будет «открытый» нами сегодня на уроке способ при нахождении 37% от 65. Учащиеся: Затруднительно. Учитель: Как быстро разделить (вправо) на 100? Учащиеся: Нужно перенести запятую влево на 2 знака влево (вправо). Учитель: Заполните таблицу: Десятичная Дробь | | 0,25 | 0,1 | | 2 | | 0,05 | | Проценты | 50% | | | 20% | | 100% | | 1% | Учащиеся: заполняют таблицу. Десятичная Дробь | 0,5 | 0,25 | 0,1 | 0,2 | 2 | 1 | 0,05 | 0,01 | Проценты | 50% | 25% | 10% | 20% | 200% | 100% | 5% | 1% | Учитель: Заметим, что если величина стала в 2 раза больше, то она увеличилась на 100%, а если величина стала в 2 раза меньше, то она уменьшилась на 50%. ???? Учитель: Мы сегодня рассмотрели несколько вариантов нахождения процентов. Какой из способов вам ближе. Обоснуйте свой ответ. Учащиеся: аргументировано выбирают понравившийся способ. |
5. | Творческий этап применение способа к новым ситуациям | Учитель: Составьте задачу на применение процентов. Учащиеся: составляют задачу из жизни. Учитель: Поменяйтесь с соседом тетрадями и решите задачу двумя способами. | личностные творчество | Развитие креативных способностей | Решение творческой задачи: |
6. | Контроль и оценка решение заданий повышенной сложности освоения нового способа действий | Учитель: Что мы сегодня узнали на уроке? Что такое «1 %»? Как его найти? Учащиеся: Узнали, что такое процент и как его находить. 1% - сотая часть от числа. Нужно разделить число на сто. Учитель: Теперь запишем домашнее задание (на слайде). Откройте учебник и посмотрите то, что вам нужно сделать. Все ли понятно, есть ли вопросы. Учитель: Выберите из предложенных вариантов тот, который соотносится с вашими чувствами об итоге сегодняшнего урока. На полях запишите ваш выбор. Учащиеся: записывают на полях тетради один из предложенных вариантов. | регулятивные контроль, коррекция, оценка | Формирование способности к самосовершенствованию | Оценка достижения планируемого результата: применение знаний и умений при решение практических задач; оценка и самооценка результатов деятельности; проведена рефлексия |