СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Проценты, 5 класс

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Проценты, 5 класс»

Конструкт урока по теме «Проценты» (5 класс)

Пояснительная записка

Цель: создание условий для формирования личностных, метапредметных и предметных результатов обучающихся в соответствии с требованиями ФГОС при решении учебной задачи:

Личностные результаты: развитие познавательного интереса, ответственность, любознательности, креативного мышления.

Метапредметные результаты:

личностные УУД (мотивация): осознание личностной значимости темы «проценты».

регулятивные УУД (планирование): самостоятельно ставить перед собой цель познавательной деятельности и планировать пути ее достижения, принимать и сохранять учебную задачу.

коммуникативные УУД: инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации для решения учебной задачи.

познавательные УУД: осуществление логических операций (сопоставление, аналогия, анализ и синтез), осуществлять осознанный выбор способа решения задачи.

личностные УУД (творчество): развитие творческих способностей при составлении и решении задач по теме «проценты».

регулятивные УУД (контроль и оценка): осуществлять своей деятельности в процессе достижения результата, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся задачной ситуацией, осознание того, что уже усвоено и и что еще подлежит усвоению.

Предметные результаты:

  • знать определение «процента»;

  • уметь записывать проценты в виде обыкновенной и десятичной дроби;

  • находить проценты от числа;

  • применять полученные знания при решении практических задач.

Место урока в теме: первый урок – урок овладения новыми знаниями.

Оборудование, раздаточный материал: компьютер, мультимедийный проектор, презентация.

Этапы урока

(решение учебной задачи)

Совместная деятельность

Ведущие

УУД


Личностные

результаты

Предметные

результаты

1.

Мотивационный

постановка проблемы

Учитель: Ребята, в ЦПКиО проходит акция при предъявлении 5 пятёрок за неделю предоставляется скидка на аттракционы. Какую сумму Вам нужно накопить для посещения всех аттракционов.

Аттракцион

Стоимость

Скидка по акции «5»

Колесо обозрения

300

50 %

Дом с приведениями

400

25 %

Маугли

500

12%


личностные

формирование мотивации

Развитие познавательного интереса

Осознание проблемы: не знают как вычислять процент от числа

2.

Принятие цели

планирование деятельности

Учащиеся: Мы не умеем находить скидку, проценты.

Учитель: Где Вы еще встречались с понятием процент? Приведите примеры.

Учащиеся: По телевизору (реклама), в магазинах (скидки), в газетах (выборы), в банках (процент кредита и вклада).

Учитель: Так ли уж необходимы проценты в практической жизни человека?

Учащиеся: Да, нужны. Мы хотим научиться решать такие задачи.

Учитель Тогда сформулируйте тему и цели сегодняшнего урока.

Учащиеся: Тема урока: «Проценты».

Цель: узнать, что такое процент и как находить процент от числа.

регулятивные

целеполагание,

действия по образцу

Ответственность, усвоение этических норм

Осознание цели деятельности и планируемого результата:

3.

Выбор способов и действий

актуализация прошлого опыта, недостаток опытных знаний

Учитель: Как мы уже выяснили, в повседневной жизни Вы часто встречаетесь с понятием процента. Попробуйте соотнести каждую запись из левого столбца с фразой из правого столбца.

100% учащихся школы


половина учащихся школы

25% учащихся школы


все учащиеся школы

10% учащихся школы


четверть учащихся школы

50% учащихся школы


десятая часть всех учащихся школы

Учащиеся: На основе своего опыта сопоставляют записи.

100% учащихся школы


все учащиеся школы

25% учащихся школы


четверть учащихся школы

10% учащихся школы


десятая часть всех учащихся школы

50% учащихся школы


половина учащихся школы

Уитель: Как можно одним словом назвать половину, четверть, десятую часть?

Учащиеся: части числа, дроби.

Учитель: Значит, мы можем проценты выразить в виде дроби.

Заполните таблицу «процентов», которые можно легко выразить через дроби.

1%

10%

20%

25%

50%

75%

100%


1/10


1/4

1/2



Учащиеся: В парах заполняют таблицу.

1%

10%

20%

25%

50%

75%

100%

1/100

1/10

1/5

1/4

1/2

3/4

1


коммуникативные

работа с информацией, работа в коллективе, в группе

Любознательность, доброжелательность к другим, усвоение норм морали

Осознание потребности в новом способе действий:

Сопоставление разных видов записи процента (текстового и символьного);

представление дробей в виде круговой диаграммы; умение выражать процент в виде обыкновенной дроби,

4

Анализ

открытие нового способа действий

Учитель: Сделайте вывод о том, что же такое 100%, 1%.

Учащиеся: 100 % - это есть целое, само число. 1 % - сотая часть числа.

Учитель: Молодцы. Слово «процент» имеет латинское происхождение: в переводе с латыни pro centum означает «на сто». Для того, чтобы иметь более точное представление о величине, удобно выразить её в процентах .Например, если говорят, что работа выполнена на 100%, то выполнена вся работа, если турист прошёл 100% маршрута, то он прошёл весь марш

Учитель: Итак, чтобы найти один процент от величины, нужно разделить эту величину на 100. Часто ли люди используют сотую часть от числа?

Учащиеся: Сотая часть рубля - копейка, сотая часть метра - сантиметр.

Значит, одна копейка – 1% от рубля, один см – 1% от метра.

Учитель: Введем и запишем определение процента. Процент от некоторой величины называется одна сотая ее часть.

Найти 1% от 600 м.

1% от 600м равен 1/100 от 600 м:

600:100=6 м

Упражнения:

Найдите 1 % от 800, 400.

Учитель: Вернемся к нашей задачи. Стоимость каких аттракционов со скидкой мы можем найти.

Учащиеся: Мы можем найти скидки в 50% и 20%.

Учитель: Что нам осталось узнать, чтобы решить эту задачу?

Учащиеся: Как найти 12%?

Учитель: Мы можем найти 1%? А как найти 12%?

Учащиеся: 1% - 1/100 от числа. 12% = 12 * 1% = 12 * 1 / 100.

Учитель: Решим задачу до конца.

Учащиеся: Решают задачу.

Учитель: Можем ли мы данный способ применить для нахождения других процентов?

Учащиеся: Да, можем.

Учитель: Сформулируем и запишем алгоритм нахождения процента от числа через 1%:

1. Найти 1% (разделить число на 100).

2. Найти p% (1% * p).

Учитель: Решите задачу выбранным вами способом. Зимняя куртка стоит 1200 р. На весенней распродаже ее можно купить на 33 % дешевле. Сколько можно сэкономить денег, если купить куртку на распродаже?

Учащиеся: Решают задачу.

познавательные

осуществление логических операций (сопоставление, аналогия, анализ и синтез), осуществлять осознанный выбор способа решения задачи.

Формирование рефлексии

Освоение нового способа деятельности:

введение определения понятия «процент»; составление алгоритма нахождения процента от числа.

выбор способа решения задачи на нахождение процентов от числа

Анализ ошибок:

обратить внимание на точность вычисления

Учитель: Решите задачу:

Флакон шампуня стоит 200 рублей. Какое наибольшее количество флаконов можно купить на 1000 рублей во время распродажи когда скидка составляет 15%?

Учащиеся: Решают задачу.

(руб)-скидка

200 – 30 = 170 (руб)- новая цена

1000 : 170 = 5 (ост 150) (шт.) – количество флаконов, которые можно купить.

Ответ: На 1000 рублей можно купить 5 флаконов.

Учитель Найдите % от числа

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ЗАДАНИЯ.

Учитель: Итак, мы уже с вами выяснили, что проценты можно записать в виде обыкновенных дробей. Можем ли мы записать проценты в виде десятичных дробей?

Учащиеся: Да, любое количество процентов можно записать в виде десятичной дроби. Для этого число, стоящее перед знаком %, разделить на 100.

1% = 1/100 = 0,01, 13% =13/100 = 0,13

Учитель: Удобен ли будет «открытый» нами сегодня на уроке способ при нахождении 37% от 65.

Учащиеся: Затруднительно.

Учитель: Как быстро разделить (вправо) на 100?

Учащиеся: Нужно перенести запятую влево на 2 знака влево (вправо).

Учитель: Заполните таблицу:

Десятичная

Дробь


0,25

0,1


2


0,05


Проценты

50%



20%


100%


1%

Учащиеся: заполняют таблицу.

Десятичная

Дробь

0,5

0,25

0,1

0,2

2

1

0,05

0,01

Проценты

50%

25%

10%

20%

200%

100%

5%

1%

Учитель: Заметим, что если величина стала в 2 раза больше, то она увеличилась на 100%, а если величина стала в 2 раза меньше, то она уменьшилась на 50%.

????

Учитель: Мы сегодня рассмотрели несколько вариантов нахождения процентов. Какой из способов вам ближе. Обоснуйте свой ответ.

Учащиеся: аргументировано выбирают понравившийся способ.

5.

Творческий этап

применение способа к новым ситуациям

Учитель: Составьте задачу на применение процентов.

Учащиеся: составляют задачу из жизни.

Учитель: Поменяйтесь с соседом тетрадями и решите задачу двумя способами.

личностные

творчество

Развитие креативных способностей

Решение творческой задачи:

6.

Контроль и оценка

решение заданий повышенной сложности освоения нового способа действий

Учитель: Что мы сегодня узнали на уроке? Что такое «1 %»? Как его найти?

Учащиеся: Узнали, что такое процент и как его находить. 1% - сотая часть от числа. Нужно разделить число на сто.

Учитель: Теперь запишем домашнее задание (на слайде).

Откройте учебник и посмотрите то, что вам нужно сделать. Все ли понятно, есть ли вопросы.

Учитель: Выберите из предложенных вариантов тот, который соотносится с вашими чувствами об итоге сегодняшнего урока. На полях запишите ваш выбор.

Учащиеся: записывают на полях тетради один из предложенных вариантов.

регулятивные

контроль, коррекция, оценка

Формирование способности к самосовершенствованию

Оценка достижения планируемого результата:

применение знаний и умений при решение практических задач; оценка и самооценка результатов деятельности; проведена рефлексия