МБОУ «СОШ имени А.М. Горького»
г. Карачева Брянской области
Исследовательский проект
« Проценты вокруг нас»
Подготовила:
Лазутина Екатерина , учащаяся 6 «Б» класса
Руководитель проекта: Карпилло Ираида Юрьевна, учитель математики
Карачев 2019 г.
Актуальность темы проекта
- Проценты - это одна из сложнейших тем математики. Прикладное значение этой темы очень велико и затрагивает все сферы нашей жизни: школьную, научную, экономическую, финансовую, демографическую и другие.
- Познакомившись с процентами в 6 классе, я вдруг стала замечать, что они сопровождают нас повсюду: не только в школе (на уроках математики, географии, биологии, истории, физики, химии и т.д.), но и в повседневной жизни: при определении статистических данных в разных областях, при оплате коммунальных услуг, на работе родителей при выплате заработной платы и налоговых, пенсионных, прочих удержаний из нее, в банке при оплате кредита или получении накоплений по вкладу, в СМИ, в интернете и т.д. На хорошем уровне ориентироваться в мире процентов не так уж и просто!
Цели и задачи проекта
Цели проекта
Показать, что тема «проценты» имеет широкое применение в различных сферах жизни, что изучение процентов и умение выполнять процентные вычисления необходимы для каждого человека.
Задачи проекта
- Изучить историю происхождения процента.
- Рассмотреть способы решения задач на проценты.
- Определить сферу практического применения процентов людьми различных профессий.
- Научиться решать задачи на проценты, входящие в КИМы ОГЭ и ЕГЭ по математике.
Гипотеза
- Применение процентных вычислений – практический навык, необходимый каждому современному человеку, затрагивающий все важнейшие сферы жизни.
Объект исследования
Предмет исследования
- Применение процентов в нашей жизни
Методы исследования
- изучение научной литературы;
- просмотр информации в интернете;
- социологический опрос;
- консультации с работниками школы;
- составление таблиц и диаграмм;
- составление математических задач с применением процентных вычислений, их решение и анализ;
- анализ результатов исследования.
Из истории возникновения процента
- Слово процент произошло от латинского слова pro centum, что буквально означает «за сотню» или «со ста». Идея выражения частей целого постоянно в одних и тех же долях родилась еще в древности у вавилонян. Однако вавилонские ростовщики считали не «со ста», а «с шестидесяти».
- Проценты были особенно распространены в Древнем Риме. Римляне называли процентами деньги, которые платил должник заимодавцу за каждую сотню. От римлян проценты перешли к другим народам Европы.
- Ныне процент – это частный вид десятичных дробей, сотая доля целого. Знак % происходит, как полагают, от итальянского слова cento (сто), которое в процентных расчетах часто писалось сокращенно cto. Отсюда путем дальнейшего упрощения в скорописи буква t превратилась в наклонную черту ( / ), возник современный символ для обозначения процента. Существует еще одна любопытная версия возникновения знака %, в которой говорится, что этот знак произошел в результате нелепой опечатки, совершенной наборщиком. В 1685 г. в Париже была опубликована книга-руководство по коммерческой арифметике, где по ошибке наборщик вместо cto напечатал %.
Область применения процентов
Проценты - одно из математических понятий, которое часто встречаются в повседневной жизни. Можно прочитать или услышать, например, что:
- во время паводка затоплено 70% территории,
- в выборах приняли участие 53% избирателей,
- успеваемость в классе 72%,
- банк начисляет 7,5% годовых,
- жирность молока составляет 3,2% ,
- материал содержит 100% хлопка,
- скидка на электротовары в конце года в магазине составила 15%, и т.д.
Проценты находят свое применение:
- при изучении школьных предметов: математика, история, география, химия, биология, физика,
- в медицине и науке,
- в промышленности и социологии,
- в банковской системе и торговле,
- в кулинарии и статистике,
- в налоговой политике и т.д.
Процент. Основные понятия.
Процент (лат. «pro centum», — на сотню) — одна сотая доля. Обозначается знаком «%».
Используется для обозначения доли чего-либо по отношению к целому, например,
1 процент – 1 сотая часть числа 100: 1/100 = 1%
Проценты — удобная относительная мера, позволяющая производить действия с числами в привычном для человека формате. Это своего рода масштаб, к которому можно привести любое число.
- Сотая часть числа – 1%
- Десятая часть числа – 10%
- Пятая часть числа – 20%
- Четвёртая часть числа – 25%
- Половина – 50%
- Три четверти числа – 75%
Мы можем использовать проценты и для обозначения разных величин, например:
- Один сантиметр - 1% от одного метра.
- Одна копейка - 1% от одного рубля.
- Один килограмм - 1% от одного центнера.
Основные задачи на проценты
- 1. Нахождение процента от числа
- 2. Нахождение числа по его проценту
- 3. Нахождение процентного отношения двух чисел
Основные задачи на проценты
Основная задача
Способ решения
1 .Нахождение процента от числа
задачи
Общий алгоритм решения задачи
1.Выразить проценты в виде дроби
2. Нахождение числа по его проценту.
(дробный)
(пропорциональный)
Примеры
3.Нахождение процентного отношения двух чисел
1.Составить пропорцию.
1.Выразить проценты в виде дроби
2. Разделить число на дробь
2.Умножить дробь на число
Найти 25 % от 24.
2.Найти неизвестный член пропорции.
решения задач
1. Составить отношение чисел
Переведем проценты в дробь: 25% = 25/100 = 1/4
Найти число, 25 % от которого равны 24
2. Умножить дробь на 100%
Найти, сколько процентов 12 составляет от 30.
Найдем дробь от числа: 24 · 1/4 = 6
Составим пропорцию:
х - 100%
Составим отношение : 12/ 30 = 2/5
24 - 25%
Умножим отношение на 100%:
х = (24 · 100%) : 25% =96
2/5 · 100% = 40%
Ответ: 40%
Проценты в школьной жизни
Покажем, как можно использовать проценты в школе. Можно найти процентное количество мальчиков и девочек в классе, отличительных признаков всех детей (например, по цвету глаз), их успеваемости, дате рождения.
Наш класс в процентах
- 1) Процент девочек и мальчиков в классе.
- Всего в 6 «Б» классе 28 учащихся (100%),
- из них-15 девочек (15:28·100=54% ), 13- мальчиков (13:28·100=46% )
- 2) Успеваемость по математике.
- Успеваемость по математике - 100% (28 учащихся),
- из них: учатся на «5» - учащихся (5:28·100=18%) ,
- на «4» - учащихся (14:28·100=50%),
- на «3» - учащихся (9:28·100=32%)
- 3) Носят очки в нашем классе.
- В нашем классе носят очки 3 учащихся (3:28·100=11%)
- 4) Изучение иностранного языка.
- Изучают английский язык -19 учащихся (19:28·100=68%)
- Изучают немецкий язык – 9 учащихся (9:28·100=32%)
- 5) Дата рождения.
- День рождения зимой – 6 учащихся (6:28·100=21%)
- День рождения весной – 10 учащихся (10:28·100=37%)
- День рождения летом- 6 учащихся (6:28·100=21%)
- День рождения осенью – 6 учащихся (6:28·100=21% )
Проценты в различных профессиях
При работе над проектом я взяла интервью у представителей различных профессий. Всем опрошенным я задавала всего два вопроса:
- Применяете ли вы проценты в вашей профессии?
- Приведите пример задачи на проценты, наиболее часто встречающейся в вашей профессии.
На первый вопрос все опрошенные ответили, что им часто приходится находить проценты.
1.Секретарь МБОУ «СОШ им. А.М. Горького» Анциферова Т.В.
Ежемесячно бухгалтерия начисляет зарплату работникам школы, перечисляя в Пенсионный фонд-1%; подоходный налог-12%; в профсоюз -1%.
Заработная плата работника составляет 15 тыс. рублей. Какую сумму он получит после вычета налога на доходы?
100%-1%-12%-1%=86%
(15000·86):100= 12 900(р) получит работник.
2. Медработник МБОУ «СОШ им. А.М. Горького» Мачуженко Н.Г.
- Из 692 учащихся школы 467 относятся к I группе здоровья, 114 – II группа, 98 учащихся- III группа и 13 учащихся –V группа (дети-инвалиды). Какой процент от всех учащихся составляет каждая группа здоровья?
1)467:692·100 %=68 %- I группа;
2)114:692·100 %=16 %- II группа;
3)98:692·100 %=14 % - III группа;
4)13:692·100 %=2 %- V группа.
3. Повар МБОУ «СОШ им. А.М. Горького» Шведова Т.И.
- При подготовке обеда она рассчитывает количество мяса так: мясо при варке теряет 35% своего веса. Сколько надо взять сырого мяса, чтоб получить 70 кг варёного?
1) 100% - 35% = 65%;
2) (70 · 100) : 65 = 108 (кг) - сырого мяса нужно взять.
4.Учитель химии – Фельдман Л.В.
- 1) Найти, сколько процентов
составляют 6г сахара в растворе массой 150г.
- 6:150 · 100% = 4% составляют 6г сахара.
2) Колечко из золотого сплава весом 4 грамма содержит 58% золота. Сколько граммов золота в этом кольце?
(4 · 58) : 100 = 2,32 (г) золота содержится
5.Учитель географии – Лузганова И.Н.
- Общая площадь России – 17 100 000 км 2 . Площадь Брянской области – 340 857 км 2 , а площадь Карачевского района -1 350 км 2 . Сколько процентов от территории России занимает Брянская область? Сколько процентов от территории Брянской области занимает Карачевский район?
- (340 857 :17 100 000) ·100%=2% занимает площадь Брянской области
- (1 350:34 857) ·100%=4% занимает Карачевский район
6.Председатель профкома МБОУ «СОШ им. А.М. Горького» – Маркова Е.В.
- Из 61 работника школы 39 являются членами профсоюза. Сколько процентов работников школы не входят в профсоюз?
1) 61-39=22(р) не входят в профсоюз
2) (22:61) ·100=36 (%) работников не входят в профсоюз.
Задачи на проценты в КИМах на ОГЭ и ЕГЭ
- В последнее время экзамен по математике проводится в форме ОГЭ и ЕГЭ, и в контрольно-измерительных материалах ЕГЭ присутствует задача на проценты. Поэтому нужно как можно лучше знать и уметь ориентироваться в теме «Проценты».
- Пример. (Вариант 43 № 7. ОГЭ-2019. Математика. Тип. тест. задания_ред. Ященко_2019 -303с)
- Средний вес мальчиков того же возраста, что и Боря, равен 60 кг. Вес Бори составляет 75 % среднего веса. Сколько килограммов весит Боря?
- Решение:
- Составим пропорцию:
- 60 кг – 100 % х кг – 75 %, получим х = 60 • 75 / 100 = 45 (кг)
- Ответ: 45 кг.
Задачи на проценты в КИМах на ОГЭ и ЕГЭ
- Пример. (Вариант 18№ 7. ОГЭ-2019. Математика. Тип. тест. задания_ред. Ященко_2019 -303с)
- Поступивший в продажу в январе мобильный телефон стоил 2800 рублей. В ноябре он стал стоить 2380 рублей. На сколько процентов снизилась цена на мобильный телефон в период с января по ноябрь?
Решение:
- 1)2800-2380=420 (р)- снижение цены
- 2)(420:2800) ·100%=15 %
- Ответ: на 15%
- Пример. (Вариант 41№ 7. ОГЭ-2019. Математика. Тип. тест. задания_ред. Ященко_2019 -303с)
- Сберегательный банк начисляет на срочный вклад 18% годовых. Вкладчик положил на счет 600 рублей. Сколько рублей будет на этом счете через год, если никаких операций, кроме начисления процентов, со счетом проводиться не будет?
- Решение:
- 100%+18%=118% будет на счете через год.
- Составим пропорцию:
- 600 р – 100 % х р – 118 %, получим х = 600 • 118 / 100 = 708 (р)
- Ответ: 708 р.
Социологический опрос по теме: «Проценты вокруг нас»
- Как часто человеку в повседневной жизни приходится сталкиваться с информацией, содержательной составляющей которой являются проценты? Просмотрев разные печатные периодические издания некоторые сайты в Интернете, я сделала вывод, что человек находится в информационном поле, заполненном процентами.
- Цель опроса - изучение общего мнения по теме
«Проценты вокруг нас». Опрос проводился среди следующих категорий: - среди учащихся 6 «Б» класса; - среди учителей (выборочно); - среди родителей 6 «Б» класса. Опрос велся по 2 направлениям:
- 1. Считаете ли вы необходимым в современной жизни уметь выполнять процентные вычисления?
- Да – 90%, нет – 5%, затрудняюсь ответить – 5%.
- 2. Вам часто приходится выполнять процентные вычисления в жизненных ситуациях?
- Да – 88%, нет – 12%.
Заключение
- Действительно, тема «Проценты» имеет важное практическое применение, и знание понятия процентов, умение находить проценты от числа, или число по процентам необходимы каждому современному человеку, хотя бы для того, чтобы разбираться в большем потоке информации.
- В ходе реализации проекта на основании проделанной работы я убедилась, что процент - постоянный спутник нашей жизни. Таким образом, выдвинутая гипотеза подтвердилась в ходе исследования.