СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Процесс принятия управленческих решений в дошкольном образовательном учреждении

Нажмите, чтобы узнать подробности

Процесс принятия управленческого решения требует от лиц, участвующих в нем применения основных закономерностей, правил, методов и организационных приемов, которые базируются на знании теории управления, педагогики, психологии, документов и материалов, регламентирующих жизнедеятельность образовательной организации. Управленческое решение как результат процесса является отражением административной зрелости руководителя, его профессиональной подготовленности.

Просмотр содержимого документа
«Процесс принятия управленческих решений в дошкольном образовательном учреждении»

Процесс принятия управленческих решений

в дошкольном образовательном учреждении


Процесс принятия управленческих решений – это совокупность взаимосвязанных целенаправленных логически последовательных управленческих действий, обеспечивающих реализацию управленческих задач.

Это фиксированный управленческий акт, выраженный в устной или письменной форме и реализуемый для разрешения проблемной ситуации. Это выбор, который должен сделать руководитель, чтобы выполнить обязанности, обусловленные занимаемой им должностью.

«Закон об образовании» (ст. 23) Донецкой Народной Республики регламентирует управление образовательной организацией.

Процесс принятия управленческого решения требует от лиц, участвующих в нем применения основных закономерностей, правил, методов и организационных приемов, которые базируются на знании теории управления, педагогики, психологии, документов и материалов, регламентирующих жизнедеятельность образовательной организации. Управленческое решение как результат процесса является отражением административной зрелости руководителя, его профессиональной подготовленности.

Цель управленческого решения – обеспечить достижение реализации поставленных перед организацией задач.

Интуитивные решения – выбор, сделанный только на основе ощущения того, что он правилен. Лицо, принимающее решение, не занимается при этом сознательным взвешиванием «за» и «против» по каждой альтернативе и не нуждается даже в понимании ситуации.

Решения, основанные на суждениях, – выбор, обусловленный знаниями или накопленным опытом. Человек использует знание о том, что случалось в сходных ситуациях ранее, чтобы спрогнозировать результат альтернативных вариантов выбора в существующей ситуации. Опираясь на здравый смысл, он выбирает альтернативу, которая принесла успех в прошлом. В сложной ситуации суждение может оказаться неверным, поскольку факторов, которые необходимо учесть, слишком много для «невооруженного» человеческого разума, и он не в состоянии их все охватить и сопоставить.

Рациональные решения. Главное различие между решениями рациональным и основанным на суждении заключается в том, что первое не зависит от прошлого опыта. Рациональное решение обосновывается с помощью объективного аналитического процесса.

Алгоритм принятия управленческих решений

1. Постановка проблемы

1.1. Обнаружение несоответствия параметров процесса плановым нормативам, заданиям и целям.

1.2. Определение ответственных лиц за выполнение заданий.

1.3. Анализ несоответствия заданиям (целям) существующих условий (организации, ресурсов, координации, мотивации и контроля).

1.4. Формулирование проблемы несоответствия существующих условий необходимых для выполнения плановых заданий.

2. Постановка задач

2.1. Определение (уточнение) задач, параметров и критериев оценки выполнения плановых заданий.

2.2. Определения существующих граничных условий выполнения плановых заданий.

2.3. Определение последствий принятия или не принятия решений.

3. Выявление альтернатив. Поиск идей, стратегий, вариантов

3.1. Подбор стандартных вариантов решения задач.

3.2. Подбор аналогичных вариантов решения задач.

3.3. Переформулирование задач с учётом стратегических целей и существующих условий.

3.4. Разбиение задачи на более простые.

3.5. Набор (формулирование) вариантов решений – планов действий.

4. Выбор вариантов решений

4.1. Анализ и проверка вариантов на:

А) соответствие их целям, задачам и плановым заданиям;

Б) экономическую и социальную эффективность;

В) устойчивость к рискам (политическим, экономическим, социальным, кадровым, техническим, правовым).

4.2. Сравнение вариантов по выбранным и взвешенным параметрам.

4.3. Выбор оптимального варианта по интегральному критерию.

5. Организация исполнения решения

5.1. Составление детального плана действий по выполнению выбранного плана действий, с указанием:

А) плана задания (кто, что, когда, где, как должен сделать);

Б) организации (т.е. определение или обеспечение необходимых ресурсов);

В) координации (определения связей и полномочий);

Г) мотивации участников (материальной и нематериальной);

Д) контроля (определением его параметров, форм, времени и частоты).

5.2. Доведение плана действий до всех исполнителей.

6. Организация исполнения. Постановка задач исполнителям:

6.1. Должность, содержание работы, место, время, параметры, ресурсы, мотивы, контроль.

6.2. Доведение заданий исполнителям (содержание, каналы и время доведения).

6.3. Доведение новых условий потребителям (содержание, каналы и время).

6.4. Контроль понимания и принятия новых задач и условий (формы и время).

6.5. Контроль понимания и принятия исполнителями детального плана действий.

7. Контроль исполнения решения

7.1. Мониторинг параметров исполнения плановых заданий.

7.2. Постановка проблем.

Концепция управления – бережливое управление, означает – оптимизация процессов с учётом мотивации каждого исполнителя.

Цели бережливой концепции управления:

1. Минимизация затрат труда.

2. Минимизация сроков внедрения нового.

3. Гарантированных сроков исполнения (поставки).

4. Высокого качества работ, услуг.

Семь ошибочных стратегий принятия решений

1. Отодвинуть – «необдуманное решение».

2. Закрыть глаза – «слепое решение».

3. Только своя выгода – «эгоцентричное решение».

4. Только по вдохновению – «гениальное решение».

5. По настроению или симпатии – «эмоциональное решение».

6. Без советов экспертов – «самодовольное решение».

7. Без учёта ошибок – «упрямое решение».

Дошкольное учреждение является одним из видов образовательных учреждений, безусловно, имеет общие черты, которые присущи любому из них, связаны с их общим направлением на обучение, воспитание и развитие дошкольников. А между тем функционирование дошкольных учреждений очень сильно могут отличаться от процессов, которые происходят в других образовательных учреждениях, в силу специфики возраста, содержащихся в них детей.

Следовательно, можно сделать вывод, что общие теоретические позиции управления качеством образования ни в коем случае нельзя переносить механически в дошкольную практику. Они обязательно должны быть наполнены новым содержанием, адекватным особенностям функционирования дошкольных образовательных учреждений.

Управление – многофункциональный процесс, который не ограничивается составлением планов и оформлением приказов. Руководство дошкольной организацией – многоаспектный процесс, в котором немалую роль играет личная эффективность заведующего. Поэтому в арсенале современного руководителя должны быть инструменты, способствующие самоорганизации и оптимизации рабочего процесса. Какие это инструменты и как их использовать? Рассмотрим управленческий инструментарий

Инструмент №1. Инструкции для заведующего ДОО(У)

К перечню таких инструкций можно отнести:

  • должностную инструкцию;

  • инструкцию по охране труда;

  • инструкцию по пожарной безопасности.

Законодательством не предусмотрены особые требования к оформлению должностных инструкций. Как правило, они имеют следующую структуру:

Должностной инструкцией обозначены основные требования к функциям, профессионализму и квалификации руководителя. Ее структура включает:

  • общие сведения и требования к квалификации заведующего;

  • обязанности и права руководителя;

  • область ответственности заведующего.

В частности, должностной инструкцией предусмотрено знание руководителем нормативно-правовых основ деятельности, а также соблюдение требований к охране труда и пожарной безопасности.

Основное назначение должностных инструкций – определение полного спектра обязанностей конкретного работника. Правильно составленная должностная инструкция поможет оптимизировать работу сотрудников, так как она четко определяет область ответственности каждого. Должностная инструкция заведующего ДОО(У) поможет руководителю разобраться со своими обязанностями и полномочиями.

Инструмент №2. Административное планирование

План работы заведующего ДОУ – основной документ, регламентирующий работу дошкольной организации в соответствии с ГОС ДО. Заведующий осуществляет годовое и ежемесячное планирование деятельности, где отражены все ключевые мероприятия по работе с сотрудниками организации, родителями, школами и т.д.

Перед руководителем ДОО(У) стоит множество задач. Потому он использует различные виды планирования:

  • перспективное планирование;

  • циклограмма;

  • тематически-календарное;

  • планы методической работы;

  • планы работы отдельных специалистов;

  • планы работы комиссий и др.

План работы ДОО(У) на год составляется с учётом профессионального уровня педагогов и особенностей конкретного ДОУ. План будет выполняться всем педагогическим коллективом и направлен на совершенствование совместной работы сотрудников ДОУ. Поэтому важно, чтобы каждый сотрудник ясно понимал свою роль в реализации мероприятий. От этого напрямую зависит эффективность реализации поставленных задач.

Следующим пунктом рассмотрим частные, наиболее удобные и простые, виды административного планирования.

Инструмент №3. Циклограмма и картотечное планирование

Циклограмма – это удобный и наглядный способ. Она отображает перечень действий, которые по неделям или ежедневно выполняет руководитель в течение месяца или нескольких месяцев.

Циклограмма регламентирует деятельность заведующего в строго определенной последовательности и временных границах. Преимущество циклограммы в том, что она наглядно отображает цикличность управленческих процессов и сбалансированность всех направлений работы руководителя. Схему-циклограмму деятельности заведующего необходимо составлять с учетом требований ГОС ДО.

На схожих принципах основывается и циклограмма деятельности каждого педагога. Если рассматривать составление циклограммы не как обязанность, а как полезный инструмент, с каждым новым опытом её составления вырабатывается навык грамотного планирования и согласования учебного и режимного блоков с привязкой ко времени.

Картотечное планирование – еще один удобный способ административного планирования, который поможет:

  • упорядочить работу;

  • повысить эффективность контрольных мероприятий;

  • ничего не забыть.

Картотечный план может служить своеобразным обобщением административных планов и циклограмм руководителя.

Для составления такого плана руководитель выделяет основные виды деятельности и на каждый заводит отдельную карточку, где перечислены виды работ по данному направлению.

Инструмент №4. План по подтверждению профессионализма

Профессионализм руководителей дошкольных организаций – основное требование ГОС ДО. Разработка плана по повышению профессионализма, как правило, включает следующие мероприятия:

  • педагогические советы и совещания;

  • научно-исследовательская работа;

  • публичные выступления;

  • разработка социальных инноваций в ДОО(У);

  • участие в тематических мероприятиях, форумах, вебинарах;

  • участие в профессиональных объединениях, клубах.

Следует помнить: руководитель не только планирует, но и ведет отчетность о проделанной работе.

На плечи заведующего ДОУ ложится множество забот по обеспечению эффективной и слаженной работы сотрудников. В повседневной работе руководителю необходимо:

  • анализировать жизнедеятельность ДОУ, ход воспитательно-образовательного процесса и выявлять основные потребности для повышения эффективности;

  • изучать профессиональные документы – образовательные программы, планы, программы развития;

  • планировать работу педагогического коллектива, план занятий, организовывать реализацию образовательных программ;

  • разрабатывать требования к процессам деятельности ДОУ, прогнозировать последствия планируемых процессов, а также оценивать их результативность;

  • изучать современные методические разработки ведущих педагогов;

  • организовывать работу с родителями;

  • отвечать за слаженную работу коллектива и контролировать успешное прохождение аттестации воспитателями ДОУ;

  • руководить педагогическим советом, контролировать выполнение планов работ и решений совета и др.

Инструмент №5. Аттестация

Прохождение курсов повышения квалификации для руководителей ДОО(У) следует включить в план мероприятий профессионального роста.

В целом, аттестация руководителей служит своеобразным стимулом к профессиональному развитию.

Инструмент №6. Внутренний контроль в ДОУ со стороны заведующего

Для эффективной управленческой деятельности большое значение имеет регулярный контроль работы сотрудников. Контроль внутренней деятельности организации регламентируется соответствующими документами. Согласно положения о внутреннем контроле, руководитель ДОУ следит за:

  • работой сотрудников организации;

  • соблюдением трудовой дисциплины, гигиены и правил труда;

  • выполнением программ согласно ГОС ДО, организацией работы с родителями;

  • исполнением требований законодательства к материально-техническому оснащению (адаптация здания для детей с ОВЗ);

  • работой всех блоков организации.

Здесь также удобно применять метод картирования, при котором для каждого отдела определяются задачи и объекты контроля. Карты удобны в использовании, легко вносятся коррективы, их можно использовать в течение нескольких лет.

Схема контрольных мероприятий:

Определение цели и объекта контроля


Планирование контрольных мероприятий


Сбор и анализ необходимой информации



Рекомендации и проверка их исполнения

Таков перечень основных инструментов, которые помогут руководителю дошкольной организации повысить личную эффективность и всё успеть.

Эффективным может быть управление только исследовательского характера, основанное на мониторинге текущих, конечных и отдаленных результатов образования» – это высказывание М. Поташника должно стать отправной точкой по выстраиванию деятельности образовательной организации в данном направлении.

В пределах границ мониторинга осуществляется выявление и оценивание проведенных педагогических действий, и тем самым идет обеспечение обратной связи, которая осведомляет о соответствии фактических результатов деятельности педагогической системы ее конечным задачам. Мониторинг несет в себе различные качественные характеристики. Это и диагностическая система, и система слежения, и система контроля, и система наблюдения. Но при всем этом есть общая точка пересечения – идет понимание мониторинга как работа с информацией.

Можно прийти к выводу, что мониторинг – это некая система, в которой компонентами выступают мероприятия (управленческие действия, диагностические процедуры), которые направлены на получение необходимой информации о динамике изменений объекта, за которым происходит наблюдение.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!