СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Процесс формирования практических умений и навыков на уроках технологии

Категория: Технология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Большинство умений и навыков развивается и совершенствуется в течение всей жизни человека, так же и процесс формирования практических умений и навыков является длительным.

Просмотр содержимого документа
«Процесс формирования практических умений и навыков на уроках технологии»

Процесс формирования практических умений и навыков

на уроках технологии


Большинство умений и навыков развивается и совершенствуется в течение всей жизни человека, так же и процесс формирования практических умений и навыков является длительным.

Фридман Л.И. выделяет пять уровней приобретения учащимися действий, соответствующие практическим умениям и навыкам. (Рисунок 1).


Рисунок 1 - Уровни овладения учащимися действий, соответствующие практическим умениям и навыкам.


Далеко не все учебные умения должны выполняться на уровне автоматизации и становиться навыками. Одни учебные умения воспитываются в школе до 3-го уровня, другие, до 4-го уровня, после чего они в последствии совершенствуются.

Одной из важных специальных педагогических задач является организация умений и навыков. Тем не менее, не все педагоги придерживаются данной задачи. Считается, что специальная, целенаправленная отработка этих умений и навыков не нужна, так как школьники сами в процессе обучения получают необходимые умения, – это ошибочно.

Учащийся в своей учебной деятельности перерабатывает и модифицирует те способы учебной работы, которые ему задает учитель. Такая внутренняя переработка приводит к тому, что изученный школьником способ работы с учебным материалом порой довольно резко может разниться от учительского эталона. В то же время педагог, как правило, не контролирует этот процесс, фиксируя только качество, полученного ребенком результата и не представляет себе, какие умения, приемы учебной работы у школьника стихийно сложились. А эти приемы могут оказаться ошибочными, что существенно мешает школьнику развивать учебную деятельность. Громоздкие системы нерациональных приемов замедляют учебный процесс, затрудняют формирование умений и их автоматизацию.

Для формирования умений у учащихся педагог должен правильно постановлять цель и организовывать деятельность. Прежде всего, перед учениками ставится особая цель – овладеть определенным умением.

Крайне распространенный недостаток организации учебной работы школьников – то, что они не видят за выполняемой ими работой учебной цели. Конечно же, на первых порах, да и периодически в более сложных ситуациях в дальнейшем, учитель, давая то или иное задание, сам указывает учебную задачу, которую должен решить учащийся, выполняя упражнение. Но постепенно ученики приобретают умение, способность и привычку видеть за любой выполняемой работой те знания, умения и навыки, которые они должны приобрести в результате предоставленной работы.

Для того чтобы поставить перед учащимися четкую цель, учителю самому нужно вначале иметь в своём распоряжении соответствующую программу формирования умений. При планово-тематической системе организации учебного процесса эта программа предоставлена в каждом учебном минимуме – перечне важнейших знаний, умений и навыков, которые должны быть обязательно изучены всеми учащимися при изучении предметной темы. В учебный минимум включаются наиболее важные, самый существенные вопросы, без знания которых невозможно последующее изучение учебной программы. В него включается также освоение учебных умений, как предусмотренных учебной программой, так и не предусмотренных ею, без освоения которыми деятельность учащихся не будет достаточно целесообразной и действенной.

Помимо осмысления цели, учащемуся необходимо понимание ее отношения к мотиву своей деятельности. Учебная мотивация всегда субъективна: каждый школьник имеет свою систему мотивов, побуждающих его учиться и придающих значение учению.

Известно, что неформальное изучение высших интеллектуальных умений возможно только при познавании мотивации. Тем не менее, даже при преобладании познавательной мотивации у ученика всё равно будут присутствовать и другие мотивы – широкие социальные, достижения успеха, избегания наказания и т.д. Педагогу приходится ориентироваться на весь этот обширный спектр аргументов. Ставя перед собой цель обучить данному умению, он должен предоставить возможность каждому учащемуся понять, какой личностный смысл будет заключаться в этой работе, зачем ему нужно это умение (освоив его, он сможет выполнять сложные задания, которые гораздо интереснее тех, что он выполняет сейчас; сможет быстро и точно решать задачи определенного типа; зарабатывать при этом высокие отметки).

После мотивационного формирования умения следует ступень организации коллективной с учителем деятельности. В этой коллективной деятельности учащийся должен, прежде всего, получить эталон, схему выполнения работы. Желательно, чтобы, получая готовый эталон, школьники сами разрабатывали систему правил, по которой они будут выполнять задание. Этого можно достичь, сопоставляя выполняемое задание с данным эталоном. Коллективная с учителем работа по выработке совместного умения всегда внешне развернута. У учеников обычно недостаточно воспитана способность внутренне, теоретически действовать, имея познавательную задачу.

После осмысления учащимися правил, по которым нужно работать, необходимы упражнения в целях закрепления полученного умения. Учащемуся мало знать рациональные правила учебной работы, он должен еще научиться применять их в личной практике. Упражнения, в ходе выполнения которых отрабатывается умение, должны быть разнообразны.

Немалое значение в формировании всех типов умений и навыков придается упражнениям, благодаря которым происходит автоматизация навыков, совершенствование умений и деятельности в целом. Упражнения необходимы как на этапе формирования умений и навыков, так и в процессе их сохранения. Без неизменных систематических упражнений умения и навыки обычно утрачиваются.

Умение, которым школьник овладел достаточно на простом материале, затем часто бывает сложно включать в более сложную деятельность, предполагающую употребление разнообразных умений. Тренировка, необходимая для обработки умения, не должна быть ограниченной и чрезмерной. Осуществляя специальное упражнение, учащийся акцентируется на верном применении одного нового умения. Когда же более сложное упражнение требует от него распределения внимания, включения этого умения в систему ранее сформировавшихся, оно начинает «выпадать». Избежать можно этого, приучая ученика совмещать формируемое умение или навык с выработанными ранее, чтобы он мог применить их совместно, одновременно, овладевая все более сложными способами деятельности.

Существенным условием успешного развития умений является система указаний и ориентиров, употребляя которые учащиеся осуществляют усваиваемое действие. Гальперин П. Я. выделил три уровня приблизительной основы и соответственно три типа учения.

  1. Данный тип учения свойствен для обычного способа обучения, когда объяснение того или иного действия сводится к его однократной демонстрации, описанию образца и к очень неполному словесному описанию по ходу показа. Отличается тем, что учащимся дается в готовом виде неполная система ориентиров и указаний по сравнению с той, которую необходимо знать для верного выполнения задания. Это приводит к тому, что учащийся приобретает опыт выполнять данное действие методом «проб и ошибок». И на тех участках, где у школьника нет необходимых ориентиров, он оказывать влияние вслепую, и лишь в следствии многочисленных проб осваивает данное действие. Даже выработанное действие остается для учащегося не полностью постигнутым, перенос этого действия в новые объекты, решение новых задач с помощью этого действия весьма ограничены.

  2. В данном типе полное отсутствие «слепых проб», ошибки чаще возникают лишь по невнимательности, становятся случайными и несущественными. Отличается тем, что учащемуся в готовом виде дается полная приблизительная основа действий. Начинается значительная экономия времени, сил и материальных средств.

  3. Отличается тем, что приблизительная основа имеет полный состав, ориентиры представлены в обобщенном виде, свойственном для целого класса явлений. В каждом конкретном случае приблизительная основа действия составляется субъектом самостоятельно с помощью общего метода, который ему дается.

В школах необходимо разработать программу формирования умений и навыков по предмету «Технология». А на основе разработанной программы составляется общешкольный план развития, включенных в программу умений и навыков, в котором конкретно указывается, в каких классах, в процессе изучения учебных предметов должно реализовываться это формирование. А на основе этого плана каждый педагог в годовой и тематические планы изучения предмета включает в качестве органического раздела формирование соответствующих умений и навыков.

Чтобы вовремя принять меры по преодолению и предупреждению неуспеваемости, необходимо в каждом классе периодически проводить диагностику усвоения учениками специальных умений и навыков.

Делая выводы, что вся деятельность по обучению умениями навыкам не должна протекать в отрыве от усвоения учебной программы, два этих процесса должны протекать параллельно. При изучении учебной темы необходимо подобрать такой набор упражнений и заданий, которые параллельно будут обучать умениям и навыкам. Упражнения могут быть самые разнообразные, и по содержанию, и по сложности и видам деятельности. Их длительность для разных умений может в значительной степени варьироваться: от нескольких учебных часов до нескольких лет обучения.

Формулировка цели и задач перед учащимися – позволит воспитать мотив и правильно организовать деятельность, чтобы сформировать у них необходимо нужные умения и навыки.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!