Проведение индивидуальных и групповых коррекционных занятий по технике чтения
(из опыта работы)
Ирина Павловна Черкасова,
учитель русского языка и литературы
МАОУ «СОШ № 8 г. Челябинска
учитель высшей категории
Читайте, читайте и читайте!
Читайте не торопясь,
чтобы не терять ни одной капли
драгоценного содержания книг.
К. Г. Паустовский.
Традиционно с 5-9 классах С(К)О проводятся коррекционные занятия по технике чтения. Цель курса – формирование техники оптимального чтения и скорочтения. Оптимальное чтение – приоритетный общеучебный навык, определяющий понимание учащимися прочитанного. Данные уроки направлены на успешную сдачу Устного собеседования в 9 классе.
Уроки разработаны на базе учебного пособия А. О.Кузнецова, Л. Н. Хромова «Введение в технику быстрого чтения» и методических рекомендаций В.Н. Зайцева, данных в статье «Быстрое чтение – резервы, возможности, результаты».
Ведущий принцип реализации занятий – включить обучающихся в практическую и самостоятельную деятельность на вышеуказанной содержательной основе.
Данные уроки ведутся в классах С(К)О в связи с тем, что у данных учащихся наблюдается общее недоразвитие речи, скудость активного словаря, упрощенное построение фраз и низкий темп чтения.
Дети, обучающиеся в классах С(К)О, более чувствительны, уязвимы к воздействию внешней среды. У них наблюдается повышенная утомляемость, быстрая истощаемость центральной нервной системы, высокий уровень тревожности, страх перед порицанием. Все это может стать тормозом на пути к овладению знаниями.
У данных обучающихся темп чтения не сформирован., они испытывают большие затруднения при выполнении заданий. При медленном чтении теряют начало фразы, не дочитав ее до конца. Уже в 8-ом классе объем домашних заданий составляет в среднем 6500 слов. Низкая скорость чтения мешает восприятию, он должен читать дважды, трижды. Вот почему обучающиеся учат уроки от случая к случаю., а тот, кто читает еще медленнее, практически не в состоянии их готовить.
У обучающихся наблюдаются фонетико-фонематические нарушения. Фонетико-фонематическое недоразвитие ведет к трудностям в овладении звуковым анализом и синтезом, что, в свою очередь, обусловливает существенные затруднения при обучении чтению и письму. Обучающиеся не овладевают навыками фонетически правильного письма или овладевают ими в недостаточной мере. Для них характерны следующие ошибки: замена гласных и согласных, сходных, в основном, с близко звучащими фонемами; пропуски букв, чаще всего гласных, в сложных словах и согласных при их стечении, где звуки менее отчетливо воспринимаются на слух; добавление лишних букв, главным образом гласных при стечении согласных; слитное написание слов вследствие недостаточного расчленения воспринимаемого потока на составные части (слова). Эти характерные ошибки наблюдаются у учащихся вплоть до окончания школы. Обучающиеся, прочитав текст, затрудняются в понимании смысла прочитанного. Это влияет на восприятие содержания задач, упражнений по русскому языку, материала на уроках литературы, географии, истории и т.д.
У многих обучающихся нарушено произношение, что создает затруднение в уточнении фонематического состава слова. Недостаточное овладение звуко-буквенным составом слова приводит к тому, что обучающиеся пишут так, как говорят. Они не могут концентрировать свое письмо из-за дефектности произношения. Для них характерны ошибки на замену букв.
У обучающихся в процессе чтения внимание часто переключается на посторонние мысли, предметы, телефон, интерес к тексту снижается, смысл прочитанного не доходит до сознания.
При работе с плохо читающими учениками можно добиться результата путем решения следующих промежуточных задач; увеличения объема слуховых и зрительных восприятий; формирование устойчивости внимания; предупреждения регрессий при чтении; пополнения словарного запаса; развитие артикуляционного аппарата; формирования вербально-логического мышления; использования многоканальности восприятия: слуха, зрения.
Развитию навыков чтения способствует артикуляция, ритмика . У многих обучающихся не только в младших классах, но и в 5-7 классах артикуляционный аппарат не развит, наблюдается нарушение фонетического слуха. Говорят они тихо, невыразительно. Поэтому не только на коррекционных часах, но и на уроках литературы, русского языка хорошо начинать со скороговорок. Скороговорки позволяют исправить практически любые дефекты речи, в том числе такие сложные, как заикание, картавость, шепелявость, гнусавость, значительно улучшить дикцию и тембр голоса.
Занятия начинаем с самых простых скороговорок, постепенно переходя к более сложным. Самые трудные слова произносятся по нескольку раз в медленном темпе до тех пор, пока они не зазвучат легко, свободно, без напряжения и в то же время осмысленно. Скороговорки помогают развитию фантазии.
Читать в темпе скороговорки помогает быстрое постукивание ручкой или карандашом. Стучать надо не сильно, но очень часто. Движется только кисть руки. На уроке пользуемся приемом «Буратино». Это делается так: ученики ставят согнутую в локте руку на парту. То же самое делает учитель. Как бы имитируя рукой движение метронома, он задает темп, периодически ускоряя его. Ученики, повторяя это движение, читают с заданной скоростью. Когда темп возрастает достаточно, учитель предлагает самостоятельно научиться читать скороговорку, сначала постукивая карандашом, задавая себе темп, а потом без него. После этого проводится проверка выполнения упражнения, корректируется произношение. Желательно производить самозамер скорости чтения. Ученики сами в течение одной минуты читают текст (каждый в своем темпе, вполголоса, чтобы не мешать другим), замечают, до какого слова дочитали, затем пересчитывают прочитанные слова, записывают результаты. Сопоставляют новые результаты со старыми. Сопоставление результатов имеет важное стимулирующее значение для пробуждения интереса к обучению.
Очень важно сформировать у обучающихся интерес к урокам, желание учиться, выполнять задания учителя. Этому способствует внимательное отношение учителя к ученикам, готовность прийти на помощь, спокойный тон, необходимость поощрения малейших успехов. Успех формирует веру в себя, рождает энергию для преодоления трудностей, стимулирует его активность.
Список литературы
1.Буянов М.И. Ребенок из неблагополучной семьи. М.: Просвещение, 1998.
2. Зайцев В.Н. С чего начать? РИП »Лебедь».1999.
3. Рождественский Н.С. Речевое развитие школьников. М.: Просвещение, 2000.