СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Проверка сформированности УУД в конце 1 класса

Нажмите, чтобы узнать подробности

Теория по теме "Мониторинг УУД", задания для проверки УУД.

Просмотр содержимого документа
«На РМО 27марта 2018»

Проверка сформированности УУД по итогам обучения в 1 классе

Луконина Елена Сергеевна

учитель начальных классов

МКОУ Шошинская СОШ №13


Развитие навыков должно предшествовать развитию ума.”
Аристотель


Научись сперва добрым нравам,
а затем мудрости, ибо без первых
трудно научиться последней”.
Сенека

Новые жизненные условия выдвинули перед системой образования задачи формирования, в первую очередь, людей инициативных, самостоятельных, мыслящих, и, конечно, знающих. Система образования — один из основных социальных институтов, который играет важную роль в становлении личности; исторически сложившаяся общенациональная система образовательных учреждений и органов управления ими, действующая в интересах воспитания подрастающих поколений. Именно система образования отвечает за подготовку к самостоятельной жизни и профессиональной деятельности будущих специалистов и удовлетворяет их индивидуальным образовательным потребностям.

Способствовать реализации этих задач должна, по решению Минобрнауки, концепция формирования УУД.

В широком значении термин “универсальные учебные действия” означает умение учиться, т.е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путём сознательного и активного присвоения нового социального опыта.

Основными функциями УУД являются:

  • обеспечение возможностей обучающегося самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности;

  • создание условий для гармоничного развития личности и её самореализации на основе готовности к непрерывному образованию; обеспечение успешного усвоения знаний, формирования умений, навыков и компетентностей в любой предметной области.

Овладевая метапредметными УУД, учащийся не только решает учебно-познавательные и учебно-практические задачи, но и осознает способы действия, которые он применил. Это дает ему возможность подбирать наиболее рациональные и точные способы действия для решения разных учебных задач и достижения разных образовательных целей.

Метапредметные результаты

Регулятивные:

- принимать и сохранять учебную задачу;

- осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;

- различать способ и результат действия.

Познавательные:

- использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы для решения задач;

- проводить сравнение по заданным критериям

Работа с текстом: поиск информации и понимание прочитанного, преобразование и интерпретация информации; оценка информации.

Коммуникативные:

- учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

- адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач.

Метапредметные УУД становится предметом целенаправленного формирования со стороны педагогов и, как следствие, предметом измерения и оценки. А как измерить метапредметный результат?

Для изучения процесса развития универсальных учебных действий нужен свой инструмент. Основные требования, которые к нему предъявляются, таковы:

•во-первых, он должен быть межпредметным;

•во-вторых, позволять отделять знание или незнание фактической информации от владения или невладения способом обращения с этим знанием (УУД);

•в-третьих, изучать процесс развития УУД, а не только констатировать их наличие или отсутствие.

Наиболее точным измерительным инструментом для отслеживания и оценки процесса развития универсальных учебных действий является мониторинг.

Мониторинг - это профессиональная деятельность педагога по отслеживанию состояния или развития какого-либо предмета изучения, которая позволяет оценить результативность осуществляемой деятельности и принять своевременные и обоснованные решения.

Согласно требованиям ФГОС НОО и метапредметные, и личностные универсальные учебные действия подлежат целенаправленному формированию и отслеживанию. Выйти на высокий результат в образовательном процессе педагог может только благодаря систематической, постоянной работе над развитием универсальных учебных действий в течение всех четырех лет обучения ребенка в начальной школе. Мониторинг нужен для того, чтобы отслеживать продвижение ребенка по пути развития УУД и эффективность собственной работы.

Развитие УУД в школе достигается через:

1. Учебная деятельность учащихся и учителя на уроке.

2. Внеклассная работа.

3.Внеурочная деятельность.

Хочу представить способ оценивания УУД через учебную деятельность учащихся и учителя на уроке (через урок).

Цель оценивания: выявить уровень сформированности метапредметных умений у учащихся за период обучения в первом классе для понимания и уточнения плана дальнейшего развития.

Автором данной разработки является Зудина Наталья Фёдоровна.

Инструкция к проведению

Учитель подписывает рабочие листы ученика (фамилия, имя полностью, класс, школа, УМК, по которому работает учитель). Работу учащиеся выполняют в течение 2-3 учебных дней по частям. Во время проведения мониторинга рекомендуется чтение заданий учителем 2 раза, а затем самостоятельная индивидуальная работа учащихся.

Диагностическая работа выявляет динамику формирования УУД у учащихся начальных классов. Работа составлена на разном предметном материале. Рассматривается формирование регулятивных, познавательных и коммуникативных универсальных учебных действий. Данные умения сформированы у учащихся 1 класса на уровне представлений. Все задания рассчитаны на ориентацию в способе действий. Мониторинг формирования личностных универсальных учебных действий в 1 классе не проводится.

Данная работа состоит из 9 заданий. (Смотреть приложение 1). Цели заданий: проверить сформированность умения:

  1. Извлекать информацию из рисунка и соотносить ее с личным опытом, определять алгоритм выполнения работы.

  2. Оценивать результаты работы в соответствии с заданными критериями.

  3. Осознанно читать текст задания и моделировать учебную задачу.

  4. Осуществлять анализ объектов с выделением существенного признака

  5. Осуществлять логическую операцию синтез.

  6. Устанавливать причинно–следственные связи.

  7. Выделять признак, на основании которого проводится классификация; анализировать информацию, представленную в табличной форме.

  8. Выделять общий существенный признак предметов.

  9. Определять ситуацию, требующую коммуникативного взаимодействия.

















Просмотр содержимого документа
«Приложение 1»

Приложение 1

Провера сформированности метапредметных умений у младших школьников (1 класс)

Задание 1.

Цель задания: проверить сформированность умения извлекать информацию из рисунка и соотносить ее с личным опытом, определять алгоритм выполнения работы.

Рассмотри рисунок.

Ты решил сделать похожую подушку из пуговиц. Выбери те инструменты и материалы, которые тебе пригодятся.


  • Ножницы

  • Кисточка для клея

  • Нитки

  • Пуговицы

  • Пластилин


  • Шишки

  • Бумага

  • Иголка

  • Линейка

  • Ткань

Какие изделия выполнены в той же технике (отметь)?

++

++

Оценка выполнения данного задания:

Назвал 2-3 материала/инструмента -1б.

Назвал 4-5 материалов/инструментов -2б.

Верно указал два предмета, выполненные в этой же технике -1б.

Максимальное количество баллов -3б.

Задание 2

Цель задания: проверить сформированность умения оценивать результаты работы в соответствии с заданными критериями

Учитель назвал детям секреты аккуратного и правильного письма:

  • Буквы написаны по образцу

  • Буквы не выходят за строчку

  • Буквы написаны с одинаковым наклоном

Пользуясь этими секретами, выбери образец, который считаешь правильным (запиши номер)

Верный ответ: №2

Оценка выполнения данного задания:

Выбрал самый аккуратный и правильный образец -2б.

Максимальное количество баллов -2б.

Задание 3

Цель задания: проверить сформированность умения осознанно читать текст задания и моделировать учебную задачу.

Прочитай задание

Миша и Катя собирали грибы. Когда они пришли домой и выложили грибы на стол, то оказалось, что они собрали всего 12 грибов. Из них было 5 белых, а остальные – лисички. Обозначь грибы кругами и покажи, сколько было лисичек.

Оценка выполнения данного задания:

Важно, что ученик обозначил грибы кругами и сгруппировал их (круги можно располагать в строчку или хаотически, 7 лисичек обвести, показать дугой, закрасить).

Нарисовал только 7 кругов -1б.

Выполнил модель верно -2б.

Максимальное количество баллов -2б.

Задание 4

Цель задания: проверить сформированность умения осуществлять анализ объектов с выделением существенного признака

На рисунках найди те предметы, в названии которых есть звук, с которого начинается слово «вишня». Обведи эти картинки в кружок


Оценка выполнения данного задания:

Назвал верно один предмет -1б.

Указал верно два предмета и другие (неверные) предметы в названии которых есть твердый звук «в» - 1б.

Верно указал два предмета -2б.

Максимальное количество баллов -2б.

Задание 5

Цель задания: проверить сформированность умения осуществлять логическую операцию синтез

Собери из данных элементов как можно больше букв. Составь из предложенных букв слово

Буквы: н,и,ш,а,в,у,п,т,о,д (строчные)

Слово : шина, пунш, шут, нота, ноша, душ ……..

Оценка выполнения данного задания:

Назвал не менее 5 букв -1б.

Назвал 5-7 букв -2б.

Придумал одно слово -1б.

Максимальное количество баллов -3б.

Задание 6

Цель задания: проверить сформированность умения устанавливать причинно – следственные связи (устанавливать последовательность событий)

Прочитай стихотворение Р.Сефа

Я разбил сегодня вазу,

Но разбил ее не сразу.

Я вначале влез на стул

И буфет перевернул.


Определи последовательность событий в этом стихотворении (поставь цифры от 1 до 3)

  • 2. Перевернул буфет

  • 3. Разбил вазу

  • 1. Влез на стул

Что является причиной события? Влез на стул.

Что является следствием (результатом)? Разбил вазу.

Оценка выполнения данного задания:

Определил последовательность событий -1б.

Указал причину события -1б.

Указал следствие события -1б.

Максимальное количество баллов -3б.

Задание 7

Цель задания: проверить сформированность умения выделять признак, на основании которого проводится классификация; анализировать информацию, представленную в табличной форме

Найди в каждом столбце лишний предмет и зачеркни его. Как можно назвать каждую группу предметов? (запиши в заголовке таблицы)

Одежда

Обувь

Головные уборы (шапки)

Куртка

Туфли

Кепка

Сапоги

Тапки

Шляпа

Пальто

Босоножки

Майка

Шуба

Купальник

Панама

Оценка выполнения данного задания:

Верно определил лишнее во всех столбиках -1б.

Назвал не менее двух обобщений -1б.

Назвал обобщающие слова во всех столбиках -2б.

Максимальное количество баллов -3б.

Задание 8

Цель задания: проверить сформированность умения выделять общий существенный признак предметов

В конверт положили фигуры. Подчеркни, какая надпись будет на конверте (выбери наиболее точную надпись)




Фигуры, треугольники, прямоугольники, многоугольники

Оценка выполнения данного задания:

Назвал существенный признак -1б.

Максимальное количество баллов -1б.

Задание 9

Цель задания: проверить сформированность умения определять ситуацию, требующую коммуникативного взаимодействия

Выбери виды работ, которые лучше выполнять в паре или группе:

  • Сажать цветы

  • Мыть руки

  • Делать проект

  • Списывать слова из учебника

  • Готовиться к празднику

Оценка выполнения данного задания:

Назвал 2 вида работ -1б.

Назвал 2 вида работ, которые удобно выполнять в группе и 1вид -индивидуально -1б.

Назвал 3 вида работ -2б.

Максимальное количество баллов -3б.