ПРОВЕРКА ЧИТАТЕЛЬСКИХ УМЕНИЙ
Проверочная работа по литературному чтению, 4 класс
за 2021 – 2022 учебный год
Фамилия, имя ______________________ Дата _____________
Прочитай текст. Выполни задания.
Подкидыш
Мальчишки разорили гнездо каменки, разбили её яички. Из разбитых скорлупок выпали голые, слепенькие птенчики. Только одно из шести яичек мне удалось отобрать у мальчишек целым.
Я решил спасти спрятанного в нём птенчика. Но как это сделать? Кто выведет мне его из яйца? Кто вскормит?
Я знал неподалёку гнездо другой птички — пеночки-пересмешки. Она только что отложила своё четвёртое яичко.
Но примет ли пересмешка подкидыша? Яйцо каменки чисто-голубое. Оно больше и совсем не похоже на яички пересмешки: те — розовые с чёрными точечками. И что будет с птенцом каменки? Ведь он вот-вот должен выйти из яйца, а маленькие пересмешки выклюнутся только ещё дней через двенадцать.
Станет ли пересмешка выкармливать подкидыша?
Гнездо пересмешки помещалось на берёзе так невысоко, что я мог достать его рукой.
Когда я подошёл к берёзе, пересмешка слетела с гнезда. Она порхала по ветвям соседних деревьев и жалобно посвистывала, словно умоляла не трогать её гнезда.
Я положил голубое яичко к её малиновым, отошёл и спрятался за куст. Пересмешка долго не возвращалась к гнезду. А когда, наконец, подлетела, не сразу уселась в него: видно было, что она с недоверием разглядывает чужое голубое яйцо.
Но всё-таки она села в гнездо. Значит, приняла чужое яйцо. Подкидыш стал приёмышем. Но что будет завтра, когда маленькая каменка выклюнется из яйца?
Когда утром на следующий день я подошёл к берёзе, с одной стороны гнезда торчал носик, с другой — хвост пересмешки.
Сидит!
Когда она слетела, я заглянул в гнездо. Там было четыре розовых яичка и рядом с ними — голый слепенький птенчик каменки.
Я спрятался и скоро увидел, как прилетела пересмешка с гусеничкой в клюве и сунула её в рот маленькой каменке. Теперь я был уже почти уверен, что пересмешка выкормит моего подкидыша.
Прошло шесть дней. Я каждый день подходил к гнезду и каждый раз видел торчащие из гнезда клювик и хвост пересмешки. Очень меня удивляло, как она поспевает и каменку кормить и высиживать свои яйца.
Я скорей отходил прочь, чтоб не помешать ей в этом важном деле.
На седьмой день не торчали над гнездом ни клювик, ни хвост. Я подумал: «Всё кончено! Пересмешка покинула гнездо. Маленькая каменка умерла с голоду». Но нет, в гнезде лежала живая каменка. Она спала и даже не тянула вверх головку, не разевала рта: значит, была сыта. Она так выросла за эти дни, что покрывала своим тельцем чуть видные из-под неё розовые яички.
Тогда я догадался, что приёмыш отблагодарил свою новую мать: теплотой своего тельца он грел её яички — высиживал ей птенцов.
Так оно и было. Пересмешка кормила приёмыша, приёмыш высиживал её птенцов. Он вырос и вылетел из гнезда у меня на глазах.
И как раз к этому времени выклюнулись птенчики из розовых яичек.
Пересмешка принялась выкармливать своих родных птенцов и выкормила их на славу.
В. Бианки
Ответь на вопросы, выполни задания.
1. Напиши, сколько яичек было в гнезде каменки.
_____________________________________________________________________________
2. Отметь крестиком правильный ответ. Содержанию прочитанного текста соответствует
утверждение:
а ) пеночка-пересмешка не стала кормить чужого птенца
б ) мальчишки разбили яички пеночки
в ) мальчишки спасли одно яичко
г ) мальчишки разорили гнездо каменки
3. Найди в тексте предложение и допиши его.
Она порхала по ветвям соседних деревьев _________________________________________
_____________________________________________________________________________
4. Запиши, почему автор не был уверен в том, что пеночка-пересмешка примет яичко
каменки. _____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
5. Выпиши из текста предложения, в котором сказано, где помещается гнездо пересмешки.
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
6. Запиши, как автор определил, что птичка приняла чужое яйцо.
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
7. Отметь крестиком правильный ответ. На следующее утро автор увидел, что в гнезде пересмешки:
а ) было пять целеньких яичек
б ) было четыре яичка и голый птенчик
в ) никого не было
г ) было пять голеньких птенчиков
8. Запиши, как приёмыш отблагодарил свою новую мать.
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
9. Укажи последовательность событий в тексте. Цифра 1 уже стоит, поставь цифры 2, 3,
4, 5.
____ Птенца выкармливают
____ Примет ли подкидыша?
____ Приёмыш отблагодарил новую мать
__1__ Мальчишки разорили гнездо каменки
____ Куда положить оставшееся яйцо?
10. Объясни, как ты понимаешь слово подкидыш.
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
11. Отметь крестиком правильный ответ. Главная мысль текста заключается в том, что:
а ) в лесу бывает страшно
б ) не надо никого спасать
в ) не надо вредить другим
г ) скучен мир птиц
12. Как ты думаешь, рад был автор спасению птенца? Объясни, почему ты так думаешь.
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
13. Подумай, подходит ли к этому тексту пословица Всякая птица своё гнездо любит.
Объясни, почему ты так думаешь.
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________