Проверочная работа по русскому языку
(в формате ВПР – 2019)
1. Перепишите текст 1, раскрывая скобки, вставляя, где это необходимо, пропущенные буквы и знаки препинания.
Полна оч..рования (не) забываемая пора з..л..той осени. Лучи солнца посылают свой последний привет еще (не) остывшей земле. Все чаще небо затягивает, и (не) расходящиеся тучи скрывают солнце.
Ночью осень серебрит ин..ем землю прихватывает (не) окрепшим ле(д,т)ком лужи4. Чудесна п..литра осе(н,нн)их деревьев. Пурпурные листья чередую(т,ть)ся с з..л..том кленов и яркой зеленью (не) стареющей крушины. Пестрая карусель опадающих листьев цветным к..вром ложи(т,ть)ся на поляны (не) озаренные лучами солнца.
Все чаще дует ветер. И это уже (не) ласкающее летнее дуновение, а х..л..дные предзимние порывы. Воздух наполнен ни (с) (чем) (не) сравнимым ар..матом увядающей3 травы. Все так сказочно2 прекрасно, что пр..бл..жение суровой зимы (не) ощутимо.
2. Выполните обозначенные цифрами в тексте языковые разборы:
(2) – морфемный и словообразовательный разборы слова;
(3) – морфологический разбор слова;
(4) – синтаксический разбор предложения.
3. Выпишите, раскрывая скобки, вставляя пропущенные буквы, предложения, в которых выделенные слова являются предлогами.
1) Нам удалось быстро договориться (на)счёт квартиры.
2) Основные моменты содержатся (в)продолжени.. инструкции.
3) Поездку отменили (в)виду плохой видимости.
4) (В)течени.. реки много порогов.
4. Выпишите, раскрывая скобки, предложения, в которых выделенные слова являются союзами.
1) Сын учился в институте так(же) хорошо, как и отец.
2) Возьми на час терпенья, что(бы) квартет в порядок наш привесть.
3) Все кричали и говорили в одно и то(же) время.
4) Мы очень устали, за(то) получили огромное удовольствие.
5. Поставьте знак ударения в следующих словах.
Балуясь, километр, сослепу, досыта.
6. Найдите и исправьте грамматическую(-ие) ошибку(-и) в предложении(-ях). Запишите исправленный(-ые) вариант(ы) предложения(-ий).
1) Дойдя до реки, усталость овладела нами.
2) Добываемый уголь льётся непрерывным потоком.
3) По окончанию школы ребята пошли учиться дальше.
4) Чуть шелестят листья, едва колеблемые ветром.
7. Выпишите предложение, в котором нужно поставить одну запятую. (Знаки препинания внутри предложений не расставлены.) Напишите, на каком основании Вы сделали свой выбор.
1) Внутри у меня всё дрожало от клокочущего смеха.
2) Солнце светило по-зимнему неярко.
3) Обе собаки тотчас сели высунув красные языки.
4) Стадо уток покружившись над озером село на воду.
8. Выпишите предложение, в котором необходимо поставить две запятые. (Знаки препинания внутри предложений не расставлены.) Напишите, на каком основании Вы сделали свой выбор.
1) Идя за бригадиром Женька старался принять независимый вид.
2) От реки шел туман и окутывал прибрежные заросли.
3) Вокруг меня простирались пересечённые холмами и оврагами пустыни.
4) Люди не порывающие связь с природой не могут почувствовать себя вполне одинокими.
Прочитайте текст 2 и выполните задания 9−14.
1) Как Вы думаете, какая профессия является самой творческой, самой интересной и необыкновенной на земле? 2) Мы долго думали над этим, но так и не смогли выбрать самую лучшую профессию, пока нас не пригласили на праздник Великих Мастеров всей Земли. 3) Там мы поймем, какая же профессия самая главная, - обрадовались мы. 4) Первый, кого мы увидели на празднике, был сухонький старичок с рабочими инструментами в руках.
5) — Этот человек — Великий Строитель, — сказал нам на ухо один из гостей. 6) — Его дома выдерживают ураганы и даже землетрясения.7) Они так искусно построены, что будто пустили в землю корни.
8) — А это, наверное, Великий портной? — усмехнулись мы, увидев рядом со строителем человека с иголками и нитками.
9) — Да, — серьезно ответили нам. —10) Это, действительно, Великий Портной. 11) Одежда, сшитая им, делает людей прекраснее и лучше.
12) — А вот там стоит Великий Правитель, — нам указали на человека, походившего скорее на ученого, чем на правителя.
13)— Вы его не знаете, потому что историки мало о нем писали. 14) Он не вел войн и не основывал огромные империи. 15) Во время своего правления он развивал науки, ремесла и торговлю, строил церкви и соборы. 16) Он уничтожил нищенство в своей стране, а многие из его справедливых законов действуют и по сей день, — снова объяснили нам.
17) Мы пошли дальше, и вдруг увидели самого обыкновенного дворника с метлой. 18) «Неужели и дворника считают здесь Великим Мастером?» — удивились мы и услышали в ответ:
19)— Конечно, когда этот человек убирает свой двор, он дарит людям столько радости, что даже хмурое небо начинает улыбаться. 20) Звание Великого Мастера принадлежит ему по праву.
9. Определите и запишите основную мысль текста.
10. Определите, какой тип речи представлен в предложениях 1-3 текста. Запишите ответ.
11. Какая профессия оказалась самой интересной и нужной? Запишите ответ. Выпишите из текста не менее трёх ключевых слов (словосочетаний), которые подтверждают Ваш ответ.
12. Определите и запишите лексическое значение слова «империя» из предложения 14.
13. Найдите книжное слово в предложениях 14-16, выпишите это слово. Подберите и запишите синоним к этому слову.
14. Объясните значение пословицы Не работа красит человека, а человек работу, запишите Ваше объяснение.
Ответ. Данная пословица означает: