СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 19.05.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Проверочная работа по теме "Обособленное определение и приложение"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Проверочная работа по теме "Обособленное определение и приложение"»


Итоговая контрольная работа

по РУССКОМУ ЯЗЫКУ в 8 классе


Инструкция для учителя по выполнению работы

Итоговая контрольная работа состоит из части 1, включающей в себя 12 заданий.

На выполнение контрольной работы по русскому языку отводится 45 минут.

Часть 1 выполняется на основе прочитанного текста. Она состоит из 12 заданий (1– 12).

Ответы к заданиям 1–12 записываются в виде слова (словосочетания), числа, последовательности цифр в поле ответа в бланке работы.

В случае записи неверного ответа на задания части 1 зачеркните его и запишите рядом новый.

На контрольной работе запрещено пользоваться орфографическим словарём.

При выполнении заданий можно пользоваться черновиком. Записи в черновике не учитываются при оценивании работы.

Баллы, полученные Вами за все выполненные задания, суммируются. Постарайтесь выполнить как можно больше заданий и набрать как можно больше баллов.


Желаем успеха!




























Итоговая контрольная работа по русскому языку 8 класс. Вариант 1

Прочитайте текст и выполните задание 1-10.

(1)Мне было всего семь лет, когда я познакомился с писателем Христианом Андерсеном. (2)Случилось это в зимний вечер, всего за несколько часов до наступления двадцатого столетия. (3)Веселый датский сказочник встретил меня на пороге нового века.

(4)Он долго рассматривал меня, прищурив один глаз и посмеиваясь, потом достал из кармана белоснежный душистый платок, встряхнул им, и из платка вдруг выпала большая белая роза. (5)Сразу же вся комната наполнилась ее серебряным светом и непонятным медленным звоном. (6)Оказалось, что это звенят лепестки розы, ударившись о кирпичный пол подвала, где жила тогда наша семья. (7)Случай с Андерсеном был тем явлением, которое старомодные писатели называли «сном наяву». (8)Просто это мне, должно быть, привиделось.

(9)В тот зимний вечер, о котором я рассказываю, у нас в семье украшали ёлку. (10)Меня взрослые отправили на улицу, чтобы раньше времени не радовался ёлке, а, когда я вернулся, на зимней красавице уже зажигали свечи. (11)Около ёлки лежала толстая книга – подарок от мамы. (12)Это были сказки Христиана Андерсена.

(13)Я сел под елкой и раскрыл книгу. (14)В ней было много цветных картинок, прикрытых папиросной бумагой. (15)Приходилось осторожно отдувать эту бумагу, чтобы рассмотреть картинки, липкие от краски.

(16)Там сверкали бенгальским огнем стены снежных дворцов, дикие лебеди летели над морем, в нем отражались розовые облака, оловянные солдатики стояли на часах на одной ноге, сжимая длинные ружья. (17)Я начал читать и зачитался так, что, к огорчению взрослых, почти не обратил внимания на нарядную елку. (18)Прежде всего я прочел сказку о стойком оловянном солдатике и маленькой прелестной плясунье, потом – сказку о снежной королеве, где любовь преодолевает все преграды. (19)Удивительная и, как мне показалось, душистая, подобно дыханию цветов, человеческая доброта исходила от страниц этой книги с золотым обрезом.

(20)Потом я задремал под елкой от усталости и жара свечей и сквозь эту дремоту увидел Андерсена, когда он обронил белую розу.

(21)С тех пор мое представление о нем всегда было связано с этим приятным сном. (22)Тогда я еще не знал, конечно, двойного смысла андерсеновских сказок. (23)Я не знал, что в каждой детской сказке заключена еще одна, которую в полной мере могут понять только взрослые. (24)Это я понял гораздо позже. (25)Понял, что мне просто повезло, когда в канун трудного и великого двадцатого века мне встретился милый чудак и поэт Андерсен и научил меня вере в победу солнца над мраком и доброго человеческого сердца над злом.

(По К.Г.Паустовскому)


1. В каком предложении содержится информация, необходимая для обоснования ответа на вопрос: «Почему герой «зачитался» сказками «Андерсена»?

1) Около елки лежала толстая книга – подарок от мамы.

2) В ней было много цветных картинок, прикрытых папиросной бумагой.

3) Удивительная и, как мне показалось, душистая, подобно дыханию цветов, человеческая доброта исходила от страниц этой книги с золотым обрезом.

4) Я не знал, что в каждой детской сказке заключена вторая, которую в полной мере могут понять только взрослые.

ОТВЕТ:________________________________________________________________________


2. Укажите предложение, в котором средством выразительности является сравнение.

1) Случилось это в зимний вечер, всего за несколько часов до наступления двадцатого столетия.

2) Он долго рассматривал меня, прищурив один глаз и посмеиваясь, потом достал из кармана белоснежный душистый платок, встряхнул им, и из платка вдруг выпала большая белая роза.

3) Удивительная и, как мне показалось, душистая, подобно дыханию цветов, человеческая доброта исходила от страниц этой книги с золотым обрезом.

4) Потом я задремал под елкой от усталости и жара свечей и сквозь эту дремоту увидел Андерсена, когда он обронил белую розу.

ОТВЕТ:________________________________________________________________________


3. Из предложений 14–16 выпишите слово, в котором правописание приставки определяется её значением - "неполнота действия"

ОТВЕТ:________________________________________________________________________


4. Из предложений 21–23 найдите слова, в которых правописание Н определяется правилом: «Одна буква Н пишется в суффиксах кратких страдательных причастий».

ОТВЕТ:________________________________________________________________________


5. Замените слово КАРТИНОК в предложении 14 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.

ОТВЕТ:________________________________________________________________________


6. Замените словосочетание ЧЕЛОВЕЧЕСКАЯ ДОБРОТА, построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.

ОТВЕТ:________________________________________________________________________


7. Выпишите грамматическую основу предложения 11.

ОТВЕТ:________________________________________________________________________


8. Среди предложений 12–16 найдите предложения с обособленным определением. Напишите номера этих предложений.

ОТВЕТ:________________________________________________________________________


9. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые при вводном слове.

Тогда я еще не знал,(1) конечно,(2) двойного смысла андерсеновских сказок. Я не знал,(3) что в каждой детской сказке заключена вторая,(4) которую в полной мере могут понять только взрослые.

ОТВЕТ:________________________________________________________________________


10. Укажите количество грамматических основ в предложении 25.

ОТВЕТ:________________________________________________________________________


11. Среди предложений 5-9 найдите односоставное неопределенно-личное предложение (может входить в состав сложного предложения).

ОТВЕТ:________________________________________________________________________

















Итоговая контрольная работа по русскому языку 8 класс. Вариант 2

Прочитайте текст и выполните задание 1-10.

(1)В школе я никак не мог найти себе занятия. (2)Точнее, не в самой школе, а в школьном возрасте. (3)А занятие хотелось найти. (4)Спортом я никаким не увлёкся. (5)Какое-то время ходил на хоккей. (6) Моментально научился хорошо кататься на коньках, но играл я плохо. (7)И бросать шайбу, казалось, могу, и пас отдать могу, но игра не шла. (8)Я не видел, что происходит на площадке, не понимал ситуации, а главное, мне было всегда все равно, выиграем мы или нет. (9)Когда тренер через какое-то время это понял, то порекомендовал мне прекратить занятия хоккеем, и я не стал больше приходить на тренировки.

(10)Тогда я пошел в кружок современного авиасудомоделирования. (11)Там люди моего возраста творили подлинные чудеса. (12)Их самолеты летали, подхваченные ветром, корабли плавали. (13)Там я увидел тринадцатилетних, таких же, как я, парней, которые целый год могли конструировать и, не торопясь, изготавливать модель катера или яхты. (14)Быстрых успехов я там не добился, руки у меня оказались не золотые, в число любимых и перспективных учеников я не попал и ушел.

(15)В общем, я искал, искал занятие и в итоге к четырнадцати годам его нашел. (16)Точнее, занятие нашло меня, потому что родители подарили мне на тринадцатилетие фотоаппарат. (17)И я стал ходить в фотокружок при станции юных техников. (18)Мы ходили с нашим учителем по городу и фотографировали все подряд при разном освещении. (19)«Запомни, друг, ты не жизнь фотографируешь, – давал уроки мастерства Владимир Лаврентьевич. – (20)Ты делаешь фотографию.

(21)И нужно, чтобы фотография была живая. (22)Все ходят по одному и тому же городу, полю или лесу. (23)Все! (24)И никто ничего не видит. (25)А ты должен увидеть, как тут упал свет, как солнце отразилось в стекле троллейбуса, как заблестели капельки росы на паутине в траве, как улыбается девушка, которая сидит на остановке и чего-то ждет».

(26)Через несколько месяцев увлечение фотографией стало для меня настолько важным и поглощающим занятием, что оно вступило в конкуренцию со школой, и школа, где мои успехи и без того, особенно по мнению родителей, были неблестящими, стала проигрывать. (27)Родители вполне справедливо пытались ограничить мое рвение, но с этим было трудно справиться. (28)Я впервые узнал, что такое творчество, а главное, в творческом процессе я почувствовал серьезное и взрослое отношение к себе.



1. В каком(-их) предложении(-ях) содержится информация, необходимая для обоснования ответа на вопрос: «Почему герой увлёкся фотографией?»

1) (26) Через несколько месяцев увлечение фотографией стало для меня настолько важным и поглощающим занятием, что оно вступило в конкуренцию со школой, и школа, где мои успехи и без того, особенно по мнению родителей, были неблестящими, стала проигрывать.

2) (9) Когда тренер через какое-то время это понял, то порекомендовал мне прекратить занятия хоккеем, и я не стал больше заниматься спортом.

3) (27) Родители вполне справедливо пытались ограничить мое рвение, но с этим было трудно справиться.

4) (19) «Запомни, друг, ты не жизнь фотографируешь, – давал уроки мастерства Владимир Лаврентьевич. – (20) Ты делаешь фотографию. (21) И нужно, чтобы фотография была живая».

ОТВЕТ:________________________________________________________________________


2. Укажите предложение, в котором содержится эпитет.

1) Через несколько месяцев увлечение фотографией стало для меня настолько важным и поглощающим занятием, что оно вступило в конкуренцию со школой, и школа, где мои успехи и без того, особенно по мнению родителей, были неблестящими, стала проигрывать.

2) Мы ходили с нашим учителем по городу и фотографировали все подряд при разном освещении.

3) Тогда я пошел в кружок современного авиасудомоделирования.

4) Их самолеты летали, подхваченные ветром, корабли плавали.

ОТВЕТ:________________________________________________________________________


3. Из предложений 4 - 9 выпишите слово, в котором правописание приставки обозначает "приближение"

ОТВЕТ:________________________________________________________________________


4. В предложениях 10–12 найдите слово(-а), в котором(-ых) правописание НН определяется правилом: «НН пишется в суффиксах полных страдательных причастий, образованных от глаголов совершенного и несовершенного вида». Выпишите найденное(-ые) слово(-а).

ОТВЕТ:________________________________________________________________________


5. Замените слово УЧИТЕЛЕМ в предложении 18 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.

ОТВЕТ:________________________________________________________________________


6. Замените словосочетание В ТВОРЧЕСКОМ ПРОЦЕССЕ (предложение 28), построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.

ОТВЕТ:________________________________________________________________________


7. Выпишите грамматическую основу предложения 1.

ОТВЕТ:________________________________________________________________________


8. Среди предложений 12–14 найдите предложения с обособленным обстоятельством. Напишите номера этих предложений.

ОТВЕТ:________________________________________________________________________


9. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые при обращении.

«Запомни,(1) друг,(2) ты не жизнь фотографируешь,(3) – давал уроки мастерства Владимир Лаврентьевич. – Ты делаешь фотографию. И нужно,(4) чтобы фотография была живая.

ОТВЕТ:________________________________________________________________________


10. Укажите количество грамматических основ в предложении 27.

ОТВЕТ:________________________________________________________________________


11. Среди предложений 1-5 найдите односоставное определенно-личное предложение

ОТВЕТ:________________________________________________________________________















Итоговая контрольная работа по русскому языку 8 класс. Вариант 3.

Прочитайте текст и выполните задание 1-10.

(1)Почти у каждого из нас остались в памяти еще с детства лесные поляны, засыпанные листвой, пышные и печальные уголки родины, что сияют под нежарким солнцем в синеве, в тишине безветренных вод, в криках кочующих птиц. (2)Потом эти воспоминания возникают с поразительной силой по самому ничтожному поводу: например, от мелькнувшего за окнами вагона мимолетного пейзажа, который вызывает непонятное нам самим чувство волнения и счастья… (3)Такое чувство давно виденных милых мест остается от «волжских» и «осенних» картин Левитана.

(4)Однажды художник плыл на пароходе по Волге. (5)Все дни он просиживал на палубе и смотрел на берега – искал места для этюдов. (6)Но хороших мест не было, Левитан все чаще хмурился и жаловался на усталость. (7)Берега наплывали медленно, однообразно, не радуя глаз ни живописными селами, ни задумчивыми и плавными поворотами. (8)Наконец в Плесе Левитан увидел с палубы старинную маленькую церковь, рубленную из сосновых кряжей. (9)Она чернела на ночном небе, и первая звезда горела над ней, переливаясь и блистая.

(10)В этой церкви, в тишине вечера, в певучих голосах деревенских женщин, продававших на пристани молоко, Левитану почудилось столько покоя, что он тут же решил остаться в Плесе. (11)С этого времени начался светлый промежуток в его жизни.

(12)Маленький городок был беззвучен и безлюден. (13)Тишину нарушали только колокольный звон и мычание стада, а по ночам – колотушки сторожей. (14)По уличным косогорам и оврагам цвел репейник и росла лебеда. (15)В домах за кисейными занавесками сушился на подоконниках липовый цвет.

(16)Дни стояли солнечные, устойчивые, сухие. (17)Русское лето, чем ближе к осени, тем больше бывает окрашено в спелые цвета. (18)Уже в августе розовеет листва яблоневых садов, сединой блестят поля; вечерами над Волгой стоят облака, покрытые жарким румянцем.

(19)Каждый день приносил трогательные неожиданности. (20)То подслеповатая старуха, приняв Левитана за нищего, положит ему на ящик с красками стертый пятак. (21)То дети, подталкивая друг друга в спину, попросят, чтобы их нарисовали, потом прыснут от смеха и разбегутся. (22)А то придет тайком молодая соседка и будет певуче жаловаться на свою долю. (23)Пожалуй, именно в Плёсе художник в полной мере ощутил тепло и ласковость русской земли. (24)В «волжских» работах Левитана впервые появились свет и блеск. (25)Об этих полотнах Чехов сказал ему: (26)«На твоих картинах уже есть улыбка».

(По К.Г. Паустовскому)



1. В каком(-их) предложении(-ях) содержится информация, необходимая для обоснования ответа на вопрос: «Почему в Плесе «начался светлый промежуток» жизни Левитана?»

1) (1) Почти у каждого из нас остались в памяти еще с детства лесные поляны, засыпанные листвой, пышные и печальные уголки родины, что сияют под нежарким солнцем в синеве, в тишине безветренных вод, в криках кочующих птиц.

2) (15) В домах за кисейными занавесками сушился на подоконниках липовый цвет.

3) (16) Дни стояли солнечные, устойчивые, сухие. (17) Русское лето, чем ближе к осени, тем больше бывает окрашено в спелые цвета.

4) (23) Пожалуй, именно в Плёсе художник в полной мере ощутил тепло и ласковость русской земли. (24) Так в «волжских» работах впервые появились у Левитана свет и блеск.

ОТВЕТ:________________________________________________________________________


2. Укажите предложение, в котором содержится фразеологизм.

1) Все дни он просиживал на палубе и смотрел на берега – искал места для этюдов.

2) То подслеповатая старуха, приняв Левитана за нищего, положит ему на ящик с красками стертый пятак.

3) Тишину нарушали только колокольный звон и мычание стада, а по ночам – колотушки сторожей.

4) То дети, подталкивая друг друга в спину, попросят, чтобы их нарисовали, потом прыснут от смеха и разбегутся в мгновение ока.

ОТВЕТ:________________________________________________________________________


3. Из предложений 10–12 выпишите слово(-а), в котором(-ых) правописание согласной(-ых) в приставке зависит от глухости/звонкости звука, обозначаемого следующей после приставки буквой.

ОТВЕТ:________________________________________________________________________


4. В предложениях 1–3 найдите слово(-а), в котором(-ых) правописание НН определяется правилом: «Две буквы –Н пишутся в прилагательных, образованных от существительных при помощи суффиксов -онн- , -енн- ». Выпишите найденное(-ые) слово(-а).

ОТВЕТ:________________________________________________________________________


5. Замените слово ДОЛЮ в предложении 22 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.

ОТВЕТ:________________________________________________________________________


6. Замените словосочетание КОЛОКОЛЬНЫЙ ЗВОН (предложение 13), построенное на основе согласование, синонимичным словосочетанием со связью управления. Напишите получившееся словосочетание.

ОТВЕТ:________________________________________________________________________


7. Выпишите грамматическую основу предложения 12.

ОТВЕТ:________________________________________________________________________


8. Среди предложений 5–8 найдите предложение(-я) с обособленным(-ими) определением(-ями). Напишите номер(-а) этого(-их) предложения(-й).


9. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые при вводном слове.

То дети,(1) подталкивая друг друга в спину,(2) попросят,(3) чтобы их нарисовали,(4) потом прыснут от смеха и разбегутся. А то придет тайком молодая соседка и будет певуче жаловаться на свою долю. Пожалуй,(5) именно в Плёсе художник ощутил тепло и ласковость русской земли.

ОТВЕТ:________________________________________________________________________


10. Укажите количество грамматических основ в предложении 10.

ОТВЕТ:________________________________________________________________________


11. Среди предложений 1-5 найдите односоставное безличное предложение. (может входить в состав сложного предложения).

ОТВЕТ:________________________________________________________________________













Ключи к ответам

итоговой контрольной работы по русскому языку 8 класс



1 вариант

2 вариант

3 вариант

1

3

4

4

2

3

1

4

3

прикрытых

приходить

беззвучен

безлюден

4

связано, заключено

подхваченные

безветренный

5

рисунки

преподавателем

(или педагогом)

судьба

6

Доброта человека

В процессе творчества

Звон колокола

7

Книга лежала

Я не мог найти

Городок был беззвучен безлюден

8

14 15

13

8

9

1 2

12

5

10

3

2

2

11

4

4

3

12

16

14

18





. Система оценивания выполнения отдельных заданий и контрольной работы в целом

За верное выполнение каждого задания работы ученик получает 1 балл.

За неверный ответ или его отсутствие выставляется ноль баллов.

Максимальное количество баллов, которое может получить учащийся за выполнение всей контрольной работы, – 12.


Шкала перевода баллов в оценку


Оценка "5" - от 11 до 12 баллов

Оценка "4" - от 9 до 10 баллов

Оценка "3" - от 6 до 8 баллов

Оценка "2" - от 5 и менее баллов













Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!