Проверочная работа №3
Внутренняя политика Ивана IV
Вариант I
№1. Прочтите отрывок из сочинения историка и укажите, под каким названием вошло в историю правительство, о котором идёт речь.
«О начале правления Ивана можно даже сказать, что это была самодержавная монархия «с человеческим лицом», благодаря реформам правительства, возглавляемого Адашевым и Сильвестром. За десять лет своего пребывания у власти правительство это провело столько реформ, сколько не знало никакое другое десятилетие в истории средневековой России. Правда, предпосылки реформаторской деятельности складывались ещё до выхода Адашева и Сильвестра на историческую сцену»
№2. Работа с терминами. Назовите термин, о котором идёт речь.
-
Служилые люди, составлявшие первое постоянное войско в России, которое было создано в 1540–1550-х гг.; имели огнестрельное и холодное оружие.
-
Система содержания должностных лиц за счёт местного населения в течение периода службы, ликвидированная в период правления Ивана IV.
-
Денежный сбор с крестьян при уходе от землевладельца в Юрьев день в Московском государстве XV–XVII вв.
№3. Заполните пропуски в тексте.
Морозным днём 16 января (А)______ года в Успенском соборе Московского Кремля был совершен обряд венчания на царство. Для «учинения правды» молодой царь опирался на советников, которых позже назвали (Б)______________. Среди них были: священник Благовещенского собора – (В)_____________; известный воевода и талантливый писатель князь Андрей Курбский; дьяк Посольского приказа, знаток иностранных языков Иван Висковатый; дворянин из Костромы (Г)________. Это правительство и проведет целый ряд важных для страны реформ конца 40-х – 50-х годов.
Проверочная работа №3
Внутренняя политика Ивана IV
Вариант II
№1. Прочтите отрывок из сочинения историка и укажите, под каким названием вошло в историю правительство, в состав которого входил государственный деятель, имя которого названо в отрывке.
В это время расположение царя к Алексею Адашеву достигло высшей степени, он пожаловал Адашева в окольничие и при этом сказал ему: «Алексей! Взял я тебя из нищих и самых незначительных людей. Слышал я о твоих добрых делах и теперь взыскал тебя выше меры твоей для помощи душе моей. Поручаю тебе принимать челобитные от бедных и обиженных и разбирать их внимательно. Не бойся сильных и славных, похитивших почести и губящих своим насилием бедных и немощных». И с тех пор начал сам царь судить многие суды и разыскивать праведно. Так кончилось правление боярское».
№2. Работа с терминами. Назовите термин, о котором идёт речь.
-
Осенний праздничный день памяти святого Георгия; в соответствии с правилом, введённым Судебником 1497 г., крестьяне за неделю до этого дня и неделю после него могли переходить от одного владельца к другому.
-
Территория, с которой бояре за судебно-административную власть получали ренту («корм»).
-
Собрание представителей различных слоёв населения для обсуждения важнейших государственных дел при правителе в XVI–XVII вв. — это
№3. Заполните пропуски в тексте.
В отличие от опекунов, не принимавших участия в воспитании юного великого князя, митрополит (А)____________ старался внушить молодому Ивану мысль об особом предназначении правителя - быть наместником Бога на земле. По его замыслу подросший Иван IV должен был принять титул (Б) __________. Морозным днём 16 января (В)_________ года в Успенском соборе Московского Кремля был совершен обряд венчания на царство. Спустя месяц Иван IV женился на (Г) _________.