СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 20.05.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Проверочная работа по теме: Смута

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Проверочная работа состоит из заданий по тексту и задания с иллюстративным материалом. Задания взяты из базы заданий сайта "Решу ОГЭ"

Просмотр содержимого документа
«Проверочная работа по теме: Смута»

Проверочная работа по теме «СМУТА»

1 вариант



  1. Прочитайте текст и выполните задания

Из дневника царицы

«Май 1606.

Дня 24. Угощала всех панов московских в своих палатах. Уже

в ту ночь собиралась "москва" на улицах, охваченная злобой, готовясь

к нападению. И потому жолнеры были вооружены и в полной готовности, понимая, что люди должны взбунтоваться против поляков. Говорили царю, что эти сборища не без причины, чтобы остерегался измены, которой уже были явные свидетельства.

Дня 25. Утихло немного. Однако для того, чтобы наши не заметили, готовились бунтовать ночью. Той же ночью поймано шесть шпионов, которые пришли в крепость на разведку.

Дня 26, в пятницу. Пришли жолнеры к пану воеводе, заявляя ему, что становится явно небезопасно. Пан воевода сразу доложил царю. Царь на это посмеялся, удивляясь и говоря, что поляки весьма малодушны. Всё-таки он сразу приказал ночью по всем улицам поставить стрелецкую стражу, чтобы стерегли поляков . Уже в ту ночь впустили в город разными воротами толпу, бывшую только в миле от Москвы, 18 000 человек, о которых царь знал, только думал, что эти люди должны идти в Крым, ибо ежедневно высылал туда войска. Всеми 12 воротами уже завладели изменники и уже ни в крепость, ни из крепости никого не хотели пускать, а особенно ночью.

Дня 27. Злосчастный мятеж, для которого изменники уже давно объединились, составляя конфедерации и присягая. Их предводителем в том деле был нынешний царь –– , обещавший поделить между ними крепости и государства и назначить их на высокие должности.

Очень быстро взяли крепость. Потом ударили во все колокола, отовсюду неисчислимая толпа стекалась к крепости. Сперва рассеяли алебардщиков, потом ворвались во дворец».

  1. Определите главных действующих лиц событий, описанных в источнике: назовите царя, царицу и предводителя заговора («нынешнего царя»).

  2. В своём дневнике царица неоднократно указывает на признаки («свидетельства») подготовки заговора. Используя отрывок, укажите любые три признака

  3. Какие обстоятельства ослабили политические позиции царя и способствовали успешности заговора, о подготовке которого идёт речь в источнике? Укажите любые три обстоятельства.



  1. Прочтите текст и выполните задания


Из сочинения историка XVIII в.

«Приехали послы к Смоленску и приняты [были] от короля с подобающею честью. После чего король утверждённые с Жолкевским договоры
в публичной аудиенции обещал исполнить, а о пункте переменения веры велел им с министрами советовать. Но вскоре потом стал говорить, чтоб прежде утверждения оных Смоленск отдали. А поскольку как послы, так
и воевода смоленский Михаил Борисович Шеин того учинить не хотели, король, зло осердясь, велел подкопы, под стены сделанные, зажечь и послал на приступ. Однако ж тем более своих людей погубил, нежели городу вреда сделал… После сего великого урона многие польские начальники советовали королю, чтоб он, оставив Смоленск, пошёл в Москву без продолжения,
и, оный главный всего государства город в свою власть взяв, такие законы русским предпишет, каковые он сам за благо рассудит, и затем королевича, короновав, с достойными к правлению помощниками оставит и тем всё государство во власти его утвердит. Сие мнение хотя королю по всем обстоятельствам явилось за наилучшее, однако ж почитал за великую непристойность, так долго стоя и не взяв города, отступить и неприятельский город назади оставить, и писал к Жолкевскому и Салтыкову, чтоб, взяв Шуйских и инсигнии забрав, Жолкевскому привести к себе. Потом принудили [Василия Шуйского] послать письмо к Шеину, чтоб город отдал, и, приведши его самого пред врата градские, звали Шеина, чтоб он сам с ним говорил. Шеин же, видя царя Василия, сильно плакав, сказал: "Я царю Василию Иоанновичу крест целовал и был ему всегда верен и послушен, пока он был царём. А ныне сего вижу не царём, но чернецом и невольником в руках неприятельских и слушать его не должен. И когда всем государством государя выберут, тогда оного как моего государя во всём слушать
и повеление его исполнять готов". Король же, видя, что оные Шуйские ему ничего в его намерении учинить не могут, послал их в Польшу и велел содержать под крепким караулом. С русскими же послами продолжая договариваться, которые принятия королевичу русской веры и супружества с русскою никак уступить не хотели, согласились, что сии пункты на собирающемся тогда сейме решить».

  1. Укажите год, когда произошли события, описываемые в отрывке. Назовите короля, о котором идёт речь. В чём состояла суть договора, который собирались заключить с упоминаемым королём русские послы?

  1. Почему, по мнению автора, король отказался идти в Москву, хотя считал данный вариант действий наилучшим? По каким условиям договора, предложенным русскими послами, они, по мнению автора, не смогли достичь соглашения с королём? Укажите два условия.

  2. Укажите название правительства, находившегося в Москве в период, когда произошли описанные события. Укажите любые два обстоятельства, которые создали предпосылки для смещения Василия Шуйского с престола.


  1. Выполните задания




Какие суждения о данной почтовой марке являются верными? Выберите два суждения из пяти предложенных. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

1) На данной марке изображён последний из находившихся на престоле представителей династии Рюриковичей.

2) Данная марка выпущена в честь 400-летия восшествия на престол правителя, изображённого на марке.

3) Во время правления царя, изображённого на марке, был возведён краснокирпичный Кремль в Москве.

4) В правой части марки символически отражено учреждение патриаршества в России.

5) Во время правления царя, изображённого на марке, была открыта Славяно-греко-латинская академия.

Какое из представленных ниже сооружений, было построено в том же веке,
в котором у власти находился правитель, изображённый на данной марке?
В ответе запишите цифру, которой обозначено это сооружение.

1)

 

2)

 

 

 

 

 

3)

 

4)

 



Проверочная работа по теме «СМУТА»

2 вариант

  1. Прочтите текст и выполните задания

Из исторического очерка.

«Кандидатура представителя семьи Романовых устраивала разные слои, и даже классы общества. Для боярства Романовы были свои – выходцы из одного из самых знатных боярских родов страны. Их считали своими и те, кто был близок к опричному двору…, но и пострадавшие не чувствовали себя чуждыми этому семейству; среди его членов встречались казненные и опальные в годы опричнины, сам Филарет оказался в сеннике при бывшем опричнике Борисе Годунове. Наконец, Романовы пользовались большой популярностью среди казачества, с ним связывались многие иллюзии, и длительное пребывание Филарета в Тушине… заставляло и бывших тушинцев не опасаться за свою судьбу при новом правительстве. Поскольку Филарет возглавил в свое время делегацию, которая пригласила на русский трон  Владислава, то и сторонники польского королевича не беспокоились за свое будущее при Романовых».

  1. О каком событии идет речь в документе? В каком году оно произошло и чем было вызвано?

  1. Какие обстоятельства предшествовали началу правления династии Романовых на русском престоле? Укажите не менее двух положений. Кто был первым представителем этой династии?

  2. Почему предпочтение было отдано Романовым? Укажите не менее трех аргументов.

  1. Прочтите отрывок из воспоминаний современника событий.

«Московское войско вновь было разбито, и Болотников одержал верх и послал со всей поспешностью отряд в десять тысяч человек прямо на Москву, намереваясь последовать за ним со всем войском, и этот [передовой] отряд скоро подошёл к Москве на расстоянии одной мили от неё, стал у речки Даниловки и занял селение Загорье… московское войско засело в обозе перед самыми городскими воротами, и воеводами были царские братья; и они часто учиняли большие нападения со множеством пушек на мятежников, но без всякого успеха… Московиты выставили у речки Яузы, через которую они [мятежники] должны были перейти, сильное войско под начальством молодого боярина Скопина, чтобы воспрепятствовать переправе, а сами со всеми своими силами числом в двести тысяч ратников в течение двух дней осаждали их, но не смогли одержать победу и сами понесли большие потери.

Меж тем Болотников прислал им на подмогу тридцать тысяч человек под начальством воеводы Истомы Пашкова, и этот Пашков прибыл туда на третий день и, делая вид, что он намерен напасть на московитов, обошёл сзади своих товарищей и сидевших в осаде; но Пашков [сговорившись] почти со всеми своими главными начальниками и капитанами, тайно заключил наперёд с царём условие перейти к нему и всё своё войско передать московитам.

Московиты, зная об этом, с большим войском напали на осаждённых,
а также послали отряд против Пашкова, который сразу передался с пятьюстами человек, и его войско от [такой] неожиданности пришло в расстройство, и московиты захватили множество пленных; и осаждённые, увидев это, также обратились в бегство… ибо лес, через который они принуждены были бежать, был занят московитами; и там произошла неимоверная сеча, также и в плен захватили до шести тысяч, так что в Москве все темницы были полны…

И когда он [Болотников] узнал от беглецов о поражении, то бежал со своим войском в город Калугу, расположенный на реке Оке, и он нашёл это место удобным для того, чтобы провести там зиму, и тотчас запасся всем необходимым; и это был город многолюдный, и в нём всегда шла большая торговля солью с землёй Северской…»

 

 

  1. В каком году произошли описываемые в тексте события? Назовите царя,
    в правление которого происходили эти события. Укажите название эпохи
    в истории России, когда произошли описанные события.

  1. Используя текст источника, укажите, что явилось решающим фактором
    в достижении победы «московитами». Выпишите из текста фразу,
    с помощью которой автор показал масштаб победы, одержанной «московитами». Какой поступок предводителя восставших автор считает последствием победы «московитов»?

  2. Как связан поступок И. Пашкова, описанный в тексте, с социальным составом его войска? За кого выдавал себя главный предводитель повстанцев? Назовите самозванца, в борьбе с которым прославился упомянутый в тексте «молодой боярин Скопин».


  1. Выполните задания


  1. Напишите название периода русской истории, события которого изображены на схеме.

  2. Назовите русского царя, в правление которого разразился страшный голод, ставший одной из причин событий, изображённых на схеме.

  3. Напишите прозвище самозванца, которое он получил из-за того, что расположил свой лагерь в подмосковном селе, обозначенном цифрой «2».

4) Какие суждения, относящиеся к данной схеме, являются верными? Выберите три суждения из шести предложенных. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

1) Участниками событий, изображённых на схеме, были К. Булавин и протопоп Аввакум.

2) Поход на Москву, обозначенный на схеме точечными стрелками, возглавлял самозванец, известный как Григорий Отрепьев.

3) Староста посада обратился с призывом к сбору средств на борьбу с интервентами в городе, обозначенном на схеме цифрой «4».

4) Следствием событий, изображённых на схеме, стала утрата Россией заштрихованных на схеме территорий.

5) Одной из причин событий, изображённых на схеме, стало пресечение царствующей династии Рюриковичей.

6) Древний русский город, обозначенный на схеме цифрой «1», отбил все попытки интервентов захватить его.



 



























Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!