ПРОВЕРОЧНАЯ РАБОТА В 9 КЛАССЕ ПО ТЕМЕ
«Эволюция»
Цель: проверить уровень усвоения учащимися темы «Эволюция».
Вариант 1
Часть 1. Выберите правильный ответ.
1. Сходство всех процессов жизнедеятельности у особей одного вида, прежде всего, сходство процессов размножения, относится к критерию:
а) физиологическому; б) генетическому;
в) морфологическому; г) экологическому.
2. Популяция является основной структурной единицей:
а) рода; б) типа;
в) вида; г) класса.
3. Борьбу за существование, наследственную изменчивость и естественный отбор можно назвать:
а) доказательствами эволюции;
б) направлениями эволюции;
в) результатами эволюции;
г) движущими факторами эволюции.
4. Стабилизирующий отбор может осуществляться в:
а) в постоянных и изменяющихся условиях среды;
б) только в постоянных условиях среды;
в) в постоянно меняющихся условиях среды;
г) в экстремальных условиях среды.
5. Прерывание потока генов между изолятами, с одной стороны, и действие естественного отбора – с другой, приводит к видообразованию:
а) симпатрическому; б) экологическому;
в) внезапному; г) аллопатрическому.
6. Прямыми доказательствами эволюции являются:
а) сравнительно-анатомические; б) палеонтологические;
в) эмбриологические; г) биогеографические.
7. Эволюционные изменения, не являющиеся узкими приспособлениями к резко выраженным условиям существования, приводящие к общему подъему организации, увеличению интенсивности процессов жизнедеятельности, называется:
а) биологическим прогрессом; б) идиоадаптацией;
в) ароморфозом; г) дегенерацией.
8. Возникновение на Земле класса млекопитающих относится к такому направлению эволюции, как:
а) идиоадаптации; б) конвергенции;
в) дивергенции; г) ароморфозу.
9. Какие из перечисленных пар организмов могут служить примером конвергенции?
а) сумчатый и полярный волк;
б) бурый медведь и медведь гризли;
в) крот и землеройка;
г) полярная сова и ушастая сова.
10. Дивергенция проявляется в:
а) схождении признаков в процессе эволюции;
б) объединении нескольких популяций в более крупную;
в) расхождении признаков в процессе эволюции;
г) образовании нескольких групп внутри одной популяции.
Часть 2. Выберите несколько ответов.
11. Выбери признаки характерные для биологического прогресса.
а) превышение рождаемости особей над смертностью;
б) сокращение ареала вида;
в) снижение численности особей вида;
г) образование новых популяций;
д) ведет к вымиранию вида;
е) расширение ареала вида;
ж) ведет к процветанию вида;
з) превышение смертности особей вида над рождаемостью;
и) увеличение численности особей;
к) уменьшение числа таксонов.
ПРОВЕРОЧНАЯ РАБОТА В 9 КЛАССЕ ПО ТЕМЕ
«Эволюция»
Цель: проверить уровень усвоения учащимися темы «Эволюция».
Вариант 2
Часть 1. Выберите правильный ответ.
1. Общность предков, единая история возникновения и развития вида относят к критерию:
а) физиологическому; б) историческому;
в) морфологическому; г) экологическому.
2. Наименьшей единицей эволюции является:
а) род; б) тип;
в) вид; г) класс.
3. Постоянным источником наследственной изменчивости являются:
а) мутации; б) изоляции;
в) миграции; г) дрейф генов.
4. Движущий отбор может осуществляться:
а) в постоянных и изменяющихся условиях среды;
б) только в постоянных условиях среды;
в) в постоянно меняющихся условиях среды;
г) в экстремальных условиях среды.
5. Одним из способов симпатрического видообразования является:
а) полиплоидизация;
б) расширение ареала вида;
в) сужение ареала вида;
г) пространственная изоляция особей вида.
6. Наиболее остро борьба за существование протекает между:
а) особями разных видов;
б) особями одного вида
в) живыми организмами и факторами среды;
г) все ответы верны.
7. Эволюционные изменения, ведущие к утрате ряда органов или систем органов, называется:
а) биологическим прогрессом; б) идиоадаптацией;
в) ароморфозом; г) дегенерацией.
8. Уплощение тела, окраска под цвет грунта у камбалы и скатов, это пример:
а) идиоадаптации; б) конвергенции;
в) дивергенции; г) ароморфозу.
9. Какие из перечисленных пар организмов могут служить примером параллелизма?
а) акула и кит; б) морж и тюлень;
в) бабочка и птица; г) летучая мышь и птица.
10. Конвергенция проявляется в образовании сходных признаков у:
а) родственных организмов;
б) организмов не связанных родством;
в) организмов не связанных родством, но обитающих в сходных условиях;
г) родственных организмов, обитающих в сходных условиях.
Часть 2. Выберите несколько ответов.
11. Выбери признаки характерные для биологического регресса:
а) превышение рождаемости особей над смертностью;
б) сокращение ареала вида;
в) снижение численности особей вида;
г) образование новых популяций;
д) ведет к вымиранию вида;
е) расширение ареала вида;
ж) ведет к процветанию вида;
з) превышение смертности особей вида над рождаемостью;
и) увеличение численности особей;
к) уменьшение числа таксонов.
КЛЮЧИ К ПРОВЕРОЧНОЙ РАБОТЕ
В 9 КЛАССЕ ПО ТЕМЕ «ЭВОЛЮЦИЯ»
Часть | Ответы | Пояснения | Кол-во баллов |
Вариант 1 | Вариант 2 |
1 | 1-а 2-в 3-г 4-б 5-г | 6-б 7-в 8-г 9-в 10-в | 1-б 2-в 3-а 4-в 5-а | 6-б 7-г 8-а 9-б 10-в | По 1 баллу за каждый правильный ответ. | 10 |
|
|
2 | 11- а, г, е, ж, и | 11- б, в, д, з, к | По 1 баллу за каждый правильный ответ. | 5 |
Критерии оценивания
"5" – 15- 13 баллов.
"4" – 12- 10 баллов.
"3" – 9 - 6 баллов.
"2" - менее 6 баллов.
Критерии оценивания проверочной работы учащихся с ОВЗ
"5" – ≥ 11 баллов.
"4" – 10-8 баллов.
"3" – 7-5 баллов.
"2" – менее 5 баллов.