Задание 12. Вариант I
Сочинительная и подчинительная связь в сложных предложениях
В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые между частями сложного предложения, связанными подчинительной связью.
В современном мире нет человека,(1) который не соприкасался бы с искусством. Книга,(2) кино,(3) телевидение,(4) театр,(5) музыка,(6) живопись прочно вошли в нашу жизнь и оказывают на неё огромное влияние. Но особенно сильно воздействует на человека художественная литература. Когда вы открываете незнакомую книгу,(7) то остаётесь один на один с большим и умным другом – писателем. Читаете одну страницу,(8) другую – и вдруг совершается чудо!
В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые между частями сложного предложения, связанными подчинительной связью.
Много лет спустя в Ессентуках,(1) в просторном летнем зале,(2) слушал я симфонический концерт. Музыканты крымского оркестра со славной молоденькой дирижёршей Зинаидой Тыкач терпеливо растолковывали публике,(3) что они будут играть,(4) когда и кем написано то или иное произведение. Они как будто просили извинения за своё вторжение в жизнь граждан,(5) лечащихся или просто жирующих на курорте,(6) и концерт начали с лихой увертюры Штрауса,(7) чтобы подготовить слушателей ко второму,(8) более серьёзному отделению.
В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые между частями сложного предложения, связанными подчинительной связью.
Персонально виноватых нет. Кого винить? Раздумывая,(1) я вспоминал фронтовое время,(2) когда в голодной окопной нашей жизни исключено было,(3) чтобы при виде раненого пройти мимо него. Из твоей части,(4) из другой – неважно. Помогали,(5) тащили на себе,(6) перевязывали,(7) подвозили.
В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые между частями сложного предложения, связанными подчинительной связью.
– Какой же он,(1) этот воздушный шар? – растерянно спрашиваю я.
– А ты представь себе игрушечный воздушный шарик. Если выпустить его из рук,(2) он улетит вверх,(3) в облака,(4) да? А Древницкий полетит не на маленьком игрушечном шарике,(5) а на громадном шарище,(6) который наполнен нагретым воздухом.
В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру(-ы), обозначающую(-ие) запятую(-ые) между частями сложного предложения, связанными сочинительной связью.
Мама всегда делает всё,(1) чтобы он,(2) Миша,(3) ни в чём не нуждался. Стирает ему рубашки,(4) штопает чулки,(5) помогает ему готовить уроки,(6) а он ленится наколоть дров,(7) сходить в очередь за хлебом или разогреть обед.
В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру(-ы), обозначающую(-ие) запятую(-ые) между частями сложного предложения, связанными сочинительной связью.
Я долго скрывал это от мамы, (1) но меня выдала дочь шарманщика. Я принёс ей почитать «Хижуну дядм Тома», (2)но заболел и долго не приходил за книгой. Она забеспокоилась и сама принесла книгу на квартиру. Мама открыла ей дверь, (3)и всё обнаружилось.
Задание 12. Вариант II
Сочинительная и подчинительная связь в сложных предложениях
В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру(-ы), обозначающую(-ие) запятую(-ые) между частями сложного предложения, связанными сочинительной связью.
Временами то крыша, (1) то забор скрывали от неё алые паруса; тогда(2) боясь(3) не исчезли ли они, (4) как простой призрак, (5) она торопилась миновать мучительное препятствие. Как только появилась девушка,(6) все смолкли,(7) все со страхом отошли от неё, (8) и она осталась одна средь пустоты знойного песка.
В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру(-ы), обозначающую(-ие) запятую(-ые) между частями сложного предложения, связанными сочинительной связью.
К весне подросли,(1) окрепли медвежата,(2) к лету уж куда больше кошки стали – с маленькую собаку,(3) да какие озорники выросли. То горшок на столе опрокинут,(4) то ухват спрячут,(5) то из подушки перо выпустят,(6) и всё время под ногами шалуны вертятся,(7) мешают хозяйке Прасковье Ивановне.
В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые между частями сложного предложения, связанными подчинительной связью.
– Да поймите же,(1) что не могу я деньги брать задаром,(2) ежели внук ваш никаких успехов в занятиях со мной не показывает! – волнуясь,(3) дрожащим голосом говорил Павлуша.
– Тебе,(4) глупому,(5) мешают чужие денежки? Ты знай себе учи его да поучивай,(6) а что из этого выйдет – не твоё дело.
В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые между частями сложного предложения, связанными подчинительной связью.
Во время занятий ему предлагали чай с булочкой,(1) а он отказывался. Хозяйка думала,(2) что мальчик слишком горд и гнушается. Но Павлуша,(3) даже очень голодный,(4) никогда бы не решился лакомиться всеми этими вкусными вещами,(5) которых уже давно не бывало в его семье,(6) питавшейся одним хлебом да картофелем.
В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые между частями сложного предложения, связанными подчинительной связью.
И вот наконец я додумалась. Решила идти к Толстому,(1) просить,(2) чтобы он спас князя Андрея. Пусть даже женит его на Наташе,(3) даже на это иду,(4) даже на это,(5) только бы не умирал! Спросила гувернантку,(6) может ли автор изменить что-нибудь в уже напечатанном произведении.
В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые между частями сложного предложения, связанными подчинительной связью.
По дому плавали запахи и крики. Надежда накрывала стол и ругалась с Оксаной,(1) которая находилась в ванной и отвечала через стену. Слов не было слышно,(2) но Корольков улавливал смысл конфликта. Конфликт состоял в том,(3) что Надежда хотела сидеть за столом вместе с молодёжью,(4) а Оксана именно этого не хотела и приводила в пример других матерей,(5) которые не только не сидят за столом,(6) но даже уходят из дома.
Задание 12. Вариант II
Сочинительная и подчинительная связь в сложных предложениях
В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые между частями сложного предложения, связанными подчинительной связью.
Древницкий с улыбкой приподнимает фуражку,(1) раскланивается и легко прыгает в корзинку,(2) привязанную к шару. Затем он даёт солдатам команду отпустить те канатные лямки-петли,(3) которые они удерживают руками и ногами. Когда солдаты отпускают лямки,(4) шар вздрагивает,(5) взмывает над костром и несётся ввысь,(6) к облакам!
В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые между частями сложного предложения, связанными подчинительной связью.
Она терпеливо работала,(1) штопала,(2) шила,(3) а он стыдился ходить с ней по улице,(4) «как маленький». Он никогда не целовал мать – ведь это «телячьи нежности». Вот и сегодня он придумывал,(5) какое горе причинить ей,(6) и ни капли за неё не переживал,(7) а она всё бросила,(8) приехала из Москвы и теперь не отходит от его постели…
В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые между частями сложного предложения, связанными подчинительной связью.
Мы родились и живём «под сереньким ситцем северных тихих небес»,(1) их красота слилась со всей нашей жизнью,(2) они стали её свидетелями. Во время путешествий за пределы страны,(3) совершаемых с разными целями,(4) мы часто бываем восхищены блеском чужеземной природы,(5) но она никогда не сможет затмить природу родную. Наоборот,(6) чем ярче чужое,(7) тем ближе своё. Я испытал это на себе,(8) когда в туманных предосенних садах Версаля с их почернелой,(9) как старая позолота,(10) листвой,(11) с их геометрической пышностью я – совсем не знаю почему – вспомнил крошечный городок Спас-Клепики.
В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые между частями сложного предложения, связанными подчинительной связью.
Я шёл медленно,(1) посматривая на перелески,(2) на деревеньку за лощиной,(3) и вдруг ясно представил себе нашего поэта Николая Алексеевича Некрасова. Здесь он бродил,(4) беседовал с деревенскими ребятишками,(5) слагал строки стихов,(6) в которых воспевал красоту верхневолжской природы. Сама по себе природа вечна и почти неизменна,(7) если человек её не уничтожает. Пройдёт сто лет,(8) люди придумают новые машины,(9) побывают на Марсе,(10) а деревья будут такими же,(11) и так же будет пригоршнями разбрасывать ветер золотой берёзовый лист.
В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру(-ы), обозначающую(-ие) запятую(-ые) между частями сложного предложения, связанными сочинительной связью.
В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру(-ы), обозначающую(-ие) запятую(-ые) между частями сложного предложения, связанными сочинительной связью.
В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру(-ы), обозначающую(-ие) запятую(-ые) между частями сложного предложения, связанными сочинительной связью.
В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру(-ы), обозначающую(-ие) запятую(-ые) между частями сложного предложения, связанными сочинительной связью.