Проверочные работы по русскому языку в 6 классе за 1 полугодие
I. 1 Спишите текст, вставьте пропущенные буквы, расставьте недостающие знаки препинания.
«Засыпающие» листья
В стар... хвойн... л..сах в (полу)мраке под большими дерев?ями р..стет маленькая травка с тройчатыми лист..ками. Это — кислица. Цветет она в мае довольно крупн... слегка розоват... цветками с п..тью л..пестками. Плод — коробоч?ка, наполненная сем..нами. Когда сем..на созр..вают коробоч?ка тр..скает?ся и сем..на с силой выбрасывают?ся на далекое ра(с,сс)тояние.
У этой травк.. лист..ки никогда (не)бывают в одном пол..жении. На ночь они опускают?ся пр..жимают?ся ниж... стороной к черешку и друг к другу. Листики «засыпают». Такое пол..жение лист..ки пр..нимают и во время дождя и в холодн.. время и когда вдруг ярк.. луч..к солнца проб?ется сквозь ветки дерев?ев и осветит зеленую травку.
Если перес..дить это р..стение вместе с хвойной по..стилкой в горшок покрыть стеклом и поставить дома на окно то оно будет жить всю зиму. Можно его отк..пать и зимой из-под снега. Лист..ки под снегом свежие, как летом.
2. Сделайте синтаксический разбор 1 и 3 предложений.
3. Выполните морфологический разбор слов: (в) лесах, семена, листиками.
4. Подчеркните одной чертой все слова с орфограммами, изученными в разделе «Имя существительное»
5. Выделите в овал все слова с чередованием, определите их часть речи, разберите их по составу.
II. 1. Спишите текст, раскрывая скобки и вставляя пропущенные знаки препинания.
Однажды мама вып..сала мне г..зету (Зол..той ключ..к).
И вот зимн..м утром когда на улиц.. ш..л легкий снеж..к в дверь постуч..л поч..тальон.
В первые же (пол)часа я прочи..тал почти всю газету. Так интерес?но ра(с,сс)казывают авторы о школьной жизн.. о дост..жениях увлеч..нных мальчиш..к и девч..нок! А сколько увл..кательных конкурсов и мат..матический с дедом Наумом и задания для любителей жив..писи и конкурс гр..мотеев.
(Пол)дня я х..дил сам не свой. Х..телось (с,з)делать что-то очень х..рошее. А когда пр..шла с работы мама я обнял её и ск..зал (С,п)асибо больш.... мамочка!
Теперь каждый номер (З..лотого ключика) я жду с (не)т..рпением!
2. Выполните синтаксический разбор СПП, начертите его схему.
3. Начертите схемы предложений: а) с прямой речью, б) с однородными членами и обобщающим словом
4. Выполните морфологический разбор слов: (на) улице, (с дедом) Наумом.
5. Найдите в тексте фразеологизм, объясните его значение.
6. Укажите части речи во 2 предложении.
Решите примеры: раскройте скобки, подсчитайте общее количество слов и отнимите лишние.
1. (Полу)пыстыня, (пол)игры, (полу)остров, (пол)ложки, (пол)ведра, (пол)минуты, (пол)города, (пол)Америки, (пол)стакана. ?-?=6
2. (Полу)невежда, (пол)килограмма, (пол)десятка, (пол)чайной ложки, (пол)день, (полу)мера, (пол)книги. ?-?=6
IV. Спишите, объясняя графически выбор гласной
Полотенц..м, врач..м, свеч..й, скворч..нок, реч..нка, быч..к, товарищ..м, свинц..м, купц..м, волч..нок, зайч..нок, роднич..к, за рубеж..м, ключ..м, плащ..м, плеч..м, ж..лтый, крыж..вник, ш..пот мальч..нки, деш..вый, верблюж..нок, в чуж..й шапч..нке.
V. МЕТАГРАММА — это загадка, в которой нужно отгадать слово, заменив один звук. Решите метаграмму
1. Найти меня — простое дело,
Как не хитри:
Я с «б» - всегда снаружи тела,
А с «к» - внутри. _________________________
2. Со звуком «с» я не вкусна,
Но в пище каждому нужна.
С «м» - берегись меня,
Не то я съем и платье, и пальто. _______________________
3. С «к» я в школе на стене,
Горы, реки есть на мне.
С «п» - от вас не утаю -
Тоже в школе я стою. ____________________________
VI. Запишите 10 фразеологизмов, в которых упоминаются разные животные. Составьте три предложения, используя любые фразеологизмы.
VII. Запишите слова, объсняя выбор гласной в приставке по образцу: значительно преукрасить = очень, пригорело — неполное действие. пр..скверная погода, знаки пр..пинания,
Пр..одолеть пр..пятствие, пр..лечь на диван, пр..вышать скорость, пр..строчить рукав, пр..открыть дверь, пр..вокзальная площадь, пр..скверная погода, знаки пр..пинания, пр..увеличивать опасность, пр..подняться с кровати, пр..бежать первым, пр..сечь колкости, пр..градить путь, пр..неприятный разговор, пр..щурить глаза, пр..глушить звук, пр..остановиться в раздумье, пр..спокойно выслушать, пр..мудрый старец.