Проведение коррекционного часа.
Коррекционный час проводит воспитатель во второй половине дня. Занятия воспитателя ни в коем случае не должны дублировать занятия логопеда.
К коррекционным задачам воспитателя можно отнести:
-Закрепление у детей речевых навыков на индивидуальных занятиях по заданию логопеда . Фамилии детей, задания, результаты занятия отражаются в специальной тетради, которая заполняется ежедневно
- Пополнение, уточнение и активизация словарного запаса детей в процессе всех режимных моментов. Работая с детьми в продолжение всего дня (в отличие от логопеда) воспитатель имеет возможность многократно активировать и закреплять новые слова, без чего не может происходить введение их в самостоятельную речь.
- Систематический контроль за поставленными звуками и грамматической правильностью речи. Контроль за поставленными звуками находит отражение в специальной таблице.
- Развитие у детей внимания и всех видов памяти (зрительная, слуховая, вербальная) не только на занятиях, но и во время некоторых режимных моментов
- Совершенствование словесно-логического мышления ребенка, использование пословиц, загадок.
-Развитие у детей артикуляционной и пальцевой моторики. Артикуляционная и пальчиковая гимнастика проводится воспитателем вслед за аналогичной работой логопеда по 3-5 минут в любое свободное время. Пальчиковая гимнастика служит хорошим и полезным отдыхом в середине занятия.
-Развитие умения соотносить движения с речью.
-Развитие диалогической речи. Мы считаем, что каждый сотрудник д\с должен служить примером речевого поведения для детей: употреблять вежливые формы обращения, уметь задать вопрос и ответить на него, выразить просьбу, высказать пожелание и этого же требовать от детей.
Некоторые виды коррекционно – логопедической работы, которые можно использовать при проведении логопедического часа.
Лексическая тема: «Откуда хлеб пришёл?»
Артикуляционная гимнастика.
Выполняется детьми сидя за столами перед индивидуальными зеркалами. Цель упражнений: развивать артикуляционную моторику, упражнять детей удерживать заданную артикуляционную позу.
«Улыбка», «заборчик», «Логопедический оскал», «Дудочка», чередование «улыбка –дудочка», «Мост», «Лопата», «Лопата копает», «Парус», чередование « Парус – мост», «Вкусное варенье»
Упражнения для постановки голоса:
А) произнесение длительного звука ММ
Б) произнесение длительного звука ммм с добавлением гласного звука
В) произнесение рядов гласных на одном выдохе.
Г) произносить на одном выдохе короткую пословицу, например: Хлеб - всему голова (нет шипящих звуков, нет Р).
Развитие словесно – логического мышления. Обсуждение пословицы.
Упражнения на развитие мимической мускулатуры. Выполняется стоя.
Утром солнышко проснулось, улыбнулось. дети улыбаются.
Посмотрело солнышко на землю – удивилось, изображают удивление
Как много ростков пшеницы зеленеет на полях
Ай! Жадные жуки напали на ростки изобразить страх, ужас
Прилетели птицы, склевали жуков, губы сложить в «клювики»
И снова солнышко радуется, Изобразить радость
смотрит ласково, согревает пшеничные всходы. Ласково улыбнуться.
Формирование речевого дыхания
«Колоски» - дуть на колоски 2-3 минуты, следим, чтобы дети не поднимали плечи, не надували щёки.
Пальчиковая гимнастика
Слышен летом до заката гул комбайнов у реки, (ритмично сжимают – разжимают кулачки)
И везут на элеватор урожай грузовики. (Хлопки ладонями и кулачками)
По дорогам пыль клубится, (Вращение руками, пальцы сжаты в кулачок)
Едет в кузове пшеница ( сделать «ковшик» – раскрыть «ковшик»)
Кукуруза едет, рожь…( 2 раза сделать и раскрыть «ковшик»)
Урожай у нас хорош!! ( ритмично сжимают – разжимают кулачки).
7. Лексическая работа. «Перепалка» - поделить детей на 2 команды, чья команда вспомнит больше названий изделий из муки.
Развитие слухового внимания. Игра «Каша»
Каша в поле росла, дети идут по кругу, руки вверх подняты, пальчиками шевелят
К нам в тарелку пришла. Приседают, «шагают» пальчиками по ковру
Всех друзей угостим,
по тарелке дадим.
Дети встают, поднимают с пола контейнеры, наполненные крупами, ( манной крупой – 2 штуки, гречневой крупой – 2 штуки, рисом – 2 штуки, овсяными хлопьями 2 штуки, фасолью – 2 штуки, вермишелью – 2 штуки) в полной тишине потряхивают их, ищут пары по звуку контейнеров. Логопед спрашивает каждую пару детей , что в их контейнерах, как дети об этом догадались. Какая – то пара наполнителя не подходит к остальным. Почему? Фасоль – это бобовая культура, остальные крупы и макароны сделаны из злаков.
9. Развитие зрительного восприятия. «Конверты» - у детей на столах разложены конверты с разрезными картинками по теме «Хлеб». Дети собирают картинки, ориентируясь на образцы, выставленные на доске.
10 Развитие тактильных ощущений. «Угадай, что в мешочке». Мешочки наполнены разными крупами. Дети, ощупывая мешочки, должны догадаться, чем они наполнены.
11. Работа над просодической стороной речи.
Повторить за логопедом предложения с разной интонацией: Мы испекли каравай. Мы испекли каравай? Мы испекли каравай!!!!
Ответить на вопрос, услышав логическое ударение: Мама купила торт? Мама купила торт?
Мастеркласс
для логопедов и воспитателей ГОУ…
«Как провести коррекционный час?»
Подготовила и провела
учитель-логопед Кузьмина Е.Н
Москва, Зеленоград