МБОУ «Шумячская СШ им.В.Ф.Алешина»
Проверочная работа по теме:
«Сознание и познание», 10 класс
Урок проведен в 10 классе
Учитель: Степанова Н.Ф.
Шумячи
2016 год
Цели урока:
1.Обобщить и систематизировать знания учащихся по теме: «Сознание и познание»
2. Проконтролировать знания учащихся
3.Развивать у учащихся самостоятельность суждения
Часть А
Из перечисленного ниже являются научными знаниями:
сведения о расписании движения поездов;
законы генетики;
правила дорожного движения;
закон о собственности на землю.
Только в состав научного знания входят:
оценочные суждения;
логические умозаключения;
экспериментально доказанные теории;
социальные факты.
Верны ли следующие суждения?
А. Познание людьми мира происходит непроизвольно в ходе их повседневной деятельности.
Б. Познание людьми мира происходит только в ходе специально организованного процесса.
1) верно только А;
2) верно только Б;
3) верны оба суждения;
4) оба суждения неверны.
Чувственное познание в отличие от рационального:
1) дает наглядный образ предмета;
2) формирует суждение о нем;
3) отражается в понятиях;
4) схватывает сущность предмета.
5. Суждение – это:
1) форма мысли, которая отражает общие и существенные признаки познаваемых предметов и явлений;
2) форма мысли, в которой устанавливаются связи между отдельными понятиями и с помощью этой связи что-либо утверждается или отрицается;
3) процесс и результат получения новых суждений на основе уже имеющихся, согласно законам логического мышления;
4) отражение отдельных свойств и качеств предметов окружающего мира, которые непосредственно воздействуют на органы чувств.
6. Вывод «Друзья познаются в беде», - является результатом:
паранаучного знания;
обобщения жизненного опыта;
3)художественного вымысла;
7. Самопознание направлено на:
выявление сущности своего «Я»;
отражение объективной действительности;
формирование знаний об окружающем мире;
4)анализ поведения других людей.
8. Отличие познавательной деятельности ученого от познавательной деятельности школьника состоит в том, что ученый:
1) использует эксперимент;
2) подходит к работе творчески;
3) развивает свои интеллектуальные возможности;
4) добывает знание, новое для всего человечества.
9. Соблюдение таких принципов, как обоснованность, достоверность, системность обязательно в деятельности:
1) писателя;
2) художника;
3) ученого;
4) артиста.
10. Процесс познания, где человек делает себя самого предметом изучения, называется:
1) самовоспитание;
2) самопознание;
3) самореализация;
4) самообладание.
Часть В.
1.Как называется вид познания, имеющий следующие особенности: образность и наглядность; воображение и фантазия познающего субъекта; условный характер образного отражения; эмоциональная выразительность? ___________
2. Какое слово является лишним в данном ряду понятий: эксперимент, восприятие, представление, ощущение______________
Часть С.
Выберите одно из приведенных высказываний и изложите свои мысли по поводу поднятой автором проблемы.
1.«Человек всегда был и будет самым любопытнейшим явлением для человека…». (Г.В. Белинский)
2.«В истории мы узнаем больше фактов и меньше понимаем смысл явлений». (В.О. Ключевский)
3.«Мир освещается солнцем, а человек – знанием». (Русская пословица)
Ответы:
Часть А Часть В
1. познание посредством искусства
2.эксперимент
1-2
2-3
3-3
4-1
5-2
6-2
7-1
8-4
9-3
10-2
Выберите одно из приведенных высказываний и изложите свои мысли по поводу поднятой автором проблемы.
1.«Человек всегда был и будет самым любопытнейшим явлением для человека…». (Г.В. Белинский)
2.«В истории мы узнаем больше фактов и меньше понимаем смысл явлений». (В.О. Ключевский)
3.«Мир освещается солнцем, а человек – знанием». (Русская пословица)
4.«Факты являются воздухом ученого». (И.П. Павлов).