Диктант по теме «Обособленные члены предложения»
8 класс
1)Чуткое ухо ловит знакомые звуки весны. 2)Вот вверху, почти над головой, послышалась барабанная трель, звонкая, радостная. 3)Это, выбрав сухое дерево, по-весеннему барабанит пестрый дятел. 4)Всюду: в лесу, ближе и дальше – торжественно звучат, как бы перекликаясь, барабаны. 5)Так дятлы приветствуют весну.
6)Вот, пригретая лучами мартовского солнца, свалилась с макушки дерева, рассыпавшись снежной пылью, тяжелая белая шапка. 7)И, точно живая, долго еще колышется зеленая ветка, освобожденная от зимних оков.
8)Стайка клестов-еловиков, весело пересвистываясь, красно-брусничным ожерельем рассыпалась по увешанным шишками вершинам елей. 9)Лишь немногие знают, что эти птички, веселые, общительные, всю зиму проводят в хвойных лесах, искусно устраивая в густых сучьях теплые гнезда. 10)Опершись на лыжные палки, долго любуешься, как шустрые птички клювиками теребят шишки, выбирая из них семена.
Грамматическое задание
1 вариант
- Из предложений 1-3 выпишите слово, в котором выбор Н/НН определяется правилом правописания суффиксов отымённых прилагательных.
- Выпишите из предложений 6-7 слово, в котором правописание приставки зависит от глухости/ звонкости звука, обозначаемого следующей после приставки буквой.
- Из предложений 8-9 выпишите полное страдательное причастие прошедшего времени.
- Среди предложений 1-4 найдите предложение, которое осложнено обособленным уточняющим обстоятельством места. Напишите номер этого предложения.
- Среди предложений 8-10 найдите предложение с необособленным согласованным распространенным определением. Напишите номер этого предложения.
- Среди предложений 6-9 найдите предложение с обособленным согласованным распространенным определением, имеющим обстоятельственное значение причины. Напишите номер этого предложения.
- Среди предложений 8-10 найдите сложное предложение, одна из частей в котором является односоставным определенно-личным. Напишите номер этого предложения.
2 вариант
- Из предложений 1-3 выпишите слово, в котором выбор Н/НН определяется правилом правописания суффиксов наречий.
- Выпишите из предложений 8-9 слово, в котором правописание приставки зависит от глухости/ звонкости звука, обозначаемого следующей после приставки буквой.
- Из предложений 5-6 выпишите полное страдательное причастие прошедшего времени.
- Среди предложений 7-8 найдите предложение, которое осложнено сравнительным оборотом. Напишите номер этого предложения.
- Среди предложений 1-5 найдите предложение с обособленными согласованными нераспространенными определениями. Напишите номер этого предложения.
- Среди предложений 6-9 найдите предложение с обособленным согласованным распространенным определением, имеющим обстоятельственное значение причины. Напишите номер этого предложения.
- Среди предложений 8-10 найдите сложное предложение, одна из частей в котором является односоставным определенно-личным. Напишите номер этого предложения.
1. Время проведения - 45 мин
Максимальный балл - 12
Проверка и оценивание:
Первая оценка (часть А)- за текст, написанный под диктовку (по существующим нормам оценки диктанта).
Часть В
Количество баллов не должно превышать максимального;
№ задания
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
6
|
7
|
итого
|
Кол-во баллов
|
1
|
1
|
1
|
1
|
1
|
1
|
1
|
7
|
Таким образом, каждый ученик получает за контрольную работу
«5» - 12 баллов
«4» - 11 – 10 баллов
«3» - 9 – 7 баллов
«2» - 6 баллов и ниже
Примечание: если ученик написал диктант на оценку «2», то за диктант ставится только 1 балл.