СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Прыжок" Лев Н. Т.

Категория: Литература
Тема: Прыжок

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«"Прыжок" Лев Н. Т.»


ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА


Предмет

Литературное чтение

Учебник, авторы

УМК Школа России 3 класс. 

Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., Голованова М.В.

УМК

Школа России

Тема

Лев Николаевич Толстой рассказ-быль «Прыжок»

Дата проведения

17.10.2023

Цель урока

Познакомиться с рассказом “Прыжок” Л.Н. Толстого, учиться проводить анализ текста и давать оценку прочитанному, устанавливать причинно-следственные связи в развитии сюжетной линии, анализировать использование автором художественных средств выражения, совершенствовать технику смыслового чтения; развивать связную доказательную речь.

Задачи урока

Планируемые результаты (сопоставимые с задачами)

Образовательные

Сформировать тему, ставить перед собой задачи.

понимать цель и смысл предложенных заданий; уметь планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей, оценивать выполнение заданий.


Развивающие

Научить сопереживать герою и их чувствам.

Вовлечение нахождения причинно-следственных связей.

развитие эстетического вкуса, ценностей, формирование нравственного опыта, развитие способности к сопереживанию чувствам других людей.

Воспитательные

Научатся уважительно выслушивать мнение других.

Научатся договариваться, распределять роли.

Опираясь на текст доказывать свою точку зрения.


выслушивать мнение одноклассников о прочитанном произведении; участвовать в обсуждении прочитанного рассказа, выражать свои мысли чётко, логично, используя в качестве доказательства отрывки из текста.

Условия

Урок проводится в классе

Оборудование и материалы

Карточка оценочная, карточка анализа героя, электронная доска, доска обычная, учебник, простой карандаш, паруса самодельные.

Литература

УМК Школа России 3 класс. Ч. 1

Ход урока


Этап урока,

планируемое время

Деятельность учителя

Деятельность

обучающихся

Планируемые результаты

Предметные

Метапредметные

(П-познавательные,

Р - регулятивные,

К - коммуникативные)

Личностные

I. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности. (1 минута)

Сегодня я вас приглашаю в мир классической русской литературы. И начать урок хочу со слов замечательной русской поэтессы Марины Цветаевой: «А что есть чтение – как не разгадывание, извлечение тайного, оставшегося за строчками, за пределами слов».

Какие качества нам для этого потребуются?




Дети читают высказывание и объясняют, какие качества они сегодня будут использовать.






Личностные 1Мотивируем к началу работы, осознанию необходимости целенаправленно й познавательной деятельности. Коммуникативн ые: 1)умеют выслушивать мнение одноклассников., 2)умеют отвечать на поставленный вопрос, основываясь на своём жизненном опыте

Учащийся получит возможность к формированию:

- познавательного интереса к уроку литературного чтения, доброжелательного отношения друг к другу.

II. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии.

(5 минут)

















На интерактивной доске появляется слайд с ребусами и словами: Капитан, мачта, палуба, каюта, море, парус, матросы.


Называют ответы.


- Прочитайте слова. На какую общую тему все эти слова?



А много ли вы знаете о парусниках?


Сейчас Ева нам расскажет немного о них.


Много ли нового вы сегодня для себя узнали?


Давайте подберём к слову КОРАБЛЬ слова синонимы.

Капитан, мачта, палуба, каюта, море, парус, матросы.

На морскую, то что плавает и связано с морем.

Нет

Слушают сообщение

Ответы детей…

Судно, яхта, лодка…


Познавательные 1)умеют анализировать полученную информацию, вычленять главное. 2) умеют подбирать синонимы к словам, основываясь на своём опыте и полученных на уроке знаниях. Коммуникативн ые: 1)умеют работать в паре для поиска и анализа информации; 2)умеют с достаточной полнотой и точностью строить своё высказывание в зависимости от речевой задачи.


III. Выявление места и причины затруднений. (5-7минут)

Ребята, а сейчас рассмотрите, пожалуйста, портрет. Обратите внимание на внешний облик, глаза, позу человека, представленного на нём. Назовите имя великого русского писателя, с чьим творчеством мы продолжим знакомиться сегодня на уроке.

- Биография (история жизни) Льва Николаевича Толстого необычна, как и его произведения. Послушайте ещё одно сообщение… Выступает Алиса, Виктория



- Сегодня нам предстоит познакомиться с еще одним произведением Льва Николаевича Толстого. Внимание на экран! Вам нужно, выбрать только русские буквы и узнать, что за название скрывается.


lVWRПLVYРЫGSЖWNОVК

- Откройте в учебнике стр.

- Какие цели вы поставите перед собой?

- Как вы думаете, где будут происходить события?

- Можно ли по названию сделать предположение, о чем это произведение?

- Что означает слово “прыжок”?

- А как вы думаете, легко ли совершить прыжок? (Прыжки бывают разные)


Лев Николаевич Толстой


Конкретизируют тему урока Объясняют значение слова, работая с толковым словарём Формулируют цели урок Строят предположения о содержании текста, исходя из заголовка, выделенного слова Дети работают с толковыми словарями. Находят прямое и переносное значение слова.

Цели: Прочитать произведение, определить тему и главную мысль произведения, определить главных героев.

На корабле

Ответы детей


Личностные: 1)проявляют интерес к творчеству Л.Н. Толстого 2)осуществляют личностную и нравственную рефлексию Регулятивные прогнозируют предстоящую работу Познавательные 1) умеют определять тему, формулировать цели урока; 2)умеют и звлекать информацию из прослушанного выступления, иллюстраций; 3) умеют предсказывать сюжет по заголовку и выделенному слову. 4) умеют работать с толковыми словарями. Коммуникативн ые: 1)умеют с достаточной полнотой и точностью строить своё высказывание в зависимости от речевой задачи


IV. Построение проекта выхода из затруднения. (6 минут)

-Начинаем работу над новым литературным произведением со словарной работы.

Посмотрите на доску и в паре с соседом обсудите возможные определение данных слов. Ребята 2 варианта отмечают в карточке.

После слов смена состава ребята 1 варианта перемещаются на следующий ряд 1 варианта. Работа продолжается с другим соседом по парте.

Снова после слов смена состава, ребята 1 варианта возвращаются на свои места.

Давайте проверим наши предположения….

Появляется слайд с определением слов.

Палуба-корабельный пол

Мачта- вертикально стоящее бревно на корабле, служащее для крепления и подъёма парусов

Каюта-жилое помещение на корабле Перекладина-поперёк лежащая доска

Аршин- устаревшая мера длины (примерно 71 см)

Разбиться вдребезги—расколоться на мелкие части

Раззадориться - испытывать крайнюю степень возбуждения, волнения.

Могут встретиться новые незнакомые и устаревшие слова.

Дети отвечают на вопрос, читают и комментируют значения слов Отмеряют аршин, два аршина верёвки, соотносят с современными единицами измерения длины Дети выполняют движения, имитирующие плавание в море разными стилями, проговаривая вслух определения к слову «море» Дети перечисляют человеческие качества


Познавательные 1)умеют различать новые и устаревшие слова, знать причины их появлений в речи; 2)знакомятся с устаревшими единицами длины, соотносят их с современными . Личностные 1)формулируют важные качества человеческой личности Коммуникативн ые: 1)умеют с достаточной полнотой и точностью строить своё высказывание в зависимости от речевой задачи


V. Физминутка

(1 минуты)







V.Реализация построенного проекта (11 минут)

Первичное знакомство с текстом. Чтение с остановками и маркировкой текста - Сели ровно. Приготовились работать с текстом. Во время чтения вы должны будете обращать внимание на всё необычное и интересное, отмечая фразы соответствующими знаками:

?-мне не всё понятно;

!-это очень интересно;

- это не понравилось.

Мы также будем останавливаться и обсуждать прочитанное..

- Как обезьянка могла оказаться на палубе корабля?

-Что может обозначать фраза «еще больше расходилась»?

- Определите жанр произведения.

-Прочитайте ещё раз его название

-Как вы думаете, что будет дальше?

- Дочитываем текст.

- Ваши предположения оказались верными?

Дети следят по тексту за чтением учителя, маркируя его соответствующими знаками: ?-мне не всё понятно; !-это очень интересно; - это не понравилось.

Наверное, вывезли из жарких стран во время кругосветного путешествия

Это значит, что обезьянка стала ещё больше кривляться и проказничать

Рассказ

Рассказ «Прыжок»



Познавательные 1)умеют под руководством учителя анализировать ситуацию, описанную в тексте 2)умеют под руководством учителя устанавливать причиноследственные связи 3) умеют определять жанр литературного произведения 4) умеют предсказывать развитие событий Коммуникативн ые: 1)умеют с достаточной полнотой и точностью строить своё высказывание, опираясь на текст литературного произведения


VI.Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи. (10 минут)

( 12 слайд)

Работа над содержанием текста. -Чтобы разобраться во всех загадках этого рассказа мы воспользуемся помощью золотой рыбки.(Схема «Фишбоун» или «Рыбий скелет» (причинно-следственная диаграмма) Причины Вступление Последствия На доске начерчена схема «Фишбоун». В процессе работы по рёбрам рыбьего скелета будут вписываться самые удачные ответы детей, позволяющие установить причиноследственные связи. - Как получилось, что мальчик залез на мачту корабля? (Обезьяна сорвала с его головы шляпу, надела и живо взобралась на мачту. Вокруг стали смеяться) - Что почувствовал мальчик? (Он обиделся на смех матросов) - Найдите в тексте слова, которые описывают поведение ребёнка (Покраснел, скинул куртку…) - Что нам известно про мальчика? (Он сын капитана, ему 12 лет) - Как вы думаете, почему автор прежде указывает, что мальчик - сын капитана, но имени его не называет? (Мальчик гордился тем, что его отец - капитан, т.е. самый главный на корабле. ). - Кто был виноват, что мальчик оказался в опасной ситуации? (Мальчик и матросы) ( направить детей к пониманию того, что обезьяна лишь повод для конфликта: мальчик был сын капитана, а матросы смеялись над ним.

Заострить внимание детей на композиционных частях сюжета - В какой момент общее настроение повествования изменилось? (Мальчик ступил на перекладину) -Понимал ли мальчик последствия своих действий в тот момент? -Какие чувства овладели мальчиком? (Задор) - Изменилось ли отношение окружающих к проделкам обезьяны и поведению мальчика? В какой момент это произошло? Почему? (Да, все осознавали, что мальчик может просто разбиться). -Какие слова из текста описывают, что отношение окружающих изменилось к происходящему? (Все молча смотрели, "кто-то ахнул от страха") - Что могло произойти с мальчиком? (Он мог разбиться) - Кто же спас его? (Отец – капитан).

- Как он это сделал? Прочитайте отрывок. - О какой черте характера говорит поступок капитана? (О решительности, находчивости) - Говорят ли слёзы капитана о его слабости? (Нет, он пережил сильное потрясение, очень испугался за сына) - Когда вы переживали за мальчика? (Ответы детей) - Какие черты характера присущи мальчику? (Смелость, обидчивость) - А почему в конце рассказа больше ничего не говориться об обезьяне? (Она только причина случившегося, а не главный герой)

Вступление :корабль возвращался из кругосветного плавания, всем было скучно Постепенно заполняется схема Причина: обезьяна сорвала с головы мальчика шляпу, все стали смеяться Последствие: мальчик обиделся, взобрался на мачту Причина: матросы смеялись всё сильнее Последствие: поднимался все выше и выше.




Причина: мальчик ступил на перекладину Последствие: все испугались, мальчик мог разбиться. Дети отвечают на вопросы учителя, зачитывая отрывки из текста Причина: капитан выстрелил Последствие: мальчик прыгнул вниз


Личностные 1)умеют определять личное отношение к прочитанному Познавательные 1)умеют под руководством учителя анализировать ситуацию, описанную в тексте 2)умеют под руководством учителя устанавливать причиноследственные связи 3) умеют определять жанр литературного произведения 4) умеют предсказывать развитие событий 5) умеют под руководством учителя выделять композиционные части текста. Коммуникативн ые: 1)умеют с достаточной полнотой и точностью строить своё высказывание, опираясь на текст литературного произведения Регулятивные 1)понимать цель и смысл предложенных заданий 2) уметь планировать свои действия в соответствии с целью задания


VII.Самостоятельна я работа с самопроверкой по эталону. (3 минуты)

Работа в группах из 4 человек

-Охарактеризуйте капитана и мальчика, используя слова представленные на карточке.

Дети в группах по 4-5 человек обсуждают, решают, что не подходит к характеристике героев из представленных. Не верное утверждение, вычеркивают.




Зачитывают по группам верные утверждения.


Личностные 1)умеют определять личное отношение к прочитанному Познавательные 1)умеют под руководством учителя классифицироват ь информаци; 2)умеют под руководством учителя устанавливать причиноследственные связи Коммуникативн ые: 1)умеют работать в паре, согласовывая свои действия


IX. Рефлексия УД на уроке. (1 минута)

Отвечают на вопросы.





Домашнее задание

Нарисовать обложку к данному произведению.

Записывают в дневник.

Формирование художественной культуры.


Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.


















Список литературы

  1. Джесси Рассел «Диаграмма Исикавы» (англ. Fishbone Diagram) или «причинно-следственная» Издательство: "VSD" (2013)
  2. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. Толковый словарь русского языка,-М.: Просвещение, 2009.

  3. Литературное чтение. 3 класс 1 часть. Учебник в 2 ч. Климанова Л. Ф., Горецкий В. Г. УМК «Школа России»

Электронные ресурсы

  1. Приемы фишенбоун. Зачем он нужен. 7способов составления схемы [электронный ресурс]. – URL: https://ir-mm.ru/priem-fishboun/

  2. Особенности системы обучения В. Ф. Шаталова [электронный ресурс]. – URL: https://nsportal.ru/blog/shkola/obshcheshkolnaya tematika/all/2012/11/03/osobennosti-sistemy-obucheniya-v-f-shatalova
































Приложение


Имя

1

2

3

4

5

6

7


















Матросы

Матросы - недальновидные, любящие смеяться и веселиться. Жалостливые, непредсказуемые, капитаны.

Мальчик

Неуклюжий, гордый, самозванец. 12-летний сын капитана - гордый, смелый, юный, безрассудный, азартный, его психологический настрой - "я могу, мне все по плечу". Как сын капитана, мальчик чувствует свою значимость в социуме, боится подвести отца.

Капитан

Очень любит своего сына, способен на решительные действия. Это человек дела, он имеет очень быструю реакцию, умеет молниеносно сориентироваться и не боится принимать решения. Умный, гордый и независимый. Выборочно зачитывают, сверяют с образцом.









1