СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по химии 8-9 классы.   2 часа в неделю

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по химии 8-9 классы.   2 часа в неделю

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по химии 8-9 классы.   2 часа в неделю»





Приложение к рабочей программе
























Календарно-тематическое планирование

учебного предмета «Химия»

для 8 класса на 2021-2022уч.г.


























Учитель химии

высшей квалификационной категории Пшукова З.С.

Учебный предмет: Химия

Класс: 8 Учебник: 1.1.2.5.3.5.1 Химия / Г.Е Рудзитис, Ф.Г Фельдман

Акционерное общество «Издательство «Просвещение», 2018 г.

Количество часов в неделю- 2 часа

Количество часов в год – 70 часов

Тема урока


Количество часов

Дата

проведения

план

факт


Основные понятия химии


54



1.

Инструктаж по ТБ.

Предмет химии. Вещества и их свойства.

1

02.09


2.

Методы познания в химии.


1

07.09


3.

Практическая работа №1

«Ознакомление с лабораторным оборудо­ванием»

1

09.09


4.

Чистые вещества и смеси.


1

14.09


5.

Практическая работа № 2

«Очистка загряз­ненной поваренной соли»

1

16.09


6.

Физические и химические явления.


1

21.09


7.

Атомы и молекулы, ионы.


1

23.09


8.

Вещества молекулярного и немоле­кулярного строения.


1

28.09


9.

Простые и сложные вещества.


1

30.09


10.

Знаки химических элементов.


1

05.10


11.

Закон постоянства состава веществ.


1

07.10


12.

Хими­ческие формулы.


1

12.10


13.

Массовая доля химического элемента в соединении.


1

14.10


14.

Валентность химических элементов.


1

19.10


15.

Валентность химических элементов.

1

21.10


16.

Атомно-молекулярное учение.


1

26.10


17.

Закон сохранения массы веществ.

1

28.10



18.

Химиче­ские уравнения.


1

09.11


19.

Типы химических реакций


1

11.11


20.

Повторение и обобщение по теме «Первоначальные химические понятия»

1

16.11


21.

Контрольная работа №1 «Первоначальные химические поня­тия».

1

18.11


22.

Кислород. Получение кислорода и его физические свойства

1

23.11


23.

Химические свойства кислорода. Оксиды.


1

25.11


24.

Практическая работа №3 «Получение и свой­ства кислорода»


1

30.11


25.

Озон. Аллотропия кислорода


1

02.12


26.

Воздух и его состав. Защита атмосферного воздуха от загрязнения.

1

07.12


27.

Водород. Получение водорода и его физические свойства.

1

09.12


28.

Химические свойства водорода. Применение.


1

14.12


29.

Практическая работа №4. «Получение водорода и исследование его свойств»

1

16.12


30.

Вода. Методы определения состава воды - анализ и синтез.

1

21.12


31.

Физические и химические свойства воды.

Применение воды.

1

23.12


32.

Вода — растворитель. Растворы.


1

28.12


33.

Массовая доля раст­воренного вещества.


1

11.01


34.

Решение расчетных задач «Нахождение массовой доли растворенного вещества в растворе»

1

13.01


35.

Практическая работа №5. Приготовление растворов солей с определенной массовой долей растворенного вещества

1

18.01


36.

Повторение и обобщение по темам «Кислород»,

«Водород», «Вода. Растворы».

1

20.01


37.

Контрольная работа №2 «Кислород. Водород. Вода. Растворы»

1

25.01


38.

Моль — единица количества вещества. Мо­лярная масса.


1

27.01


39.

Вычисления по химическим уравнениям.


1

01.02


40.

Закон Авогадро. Молярный объем газов.


1

03.02


41.

Относительная плотность газов


1

08.02


42.

Объемные отношения газов при химических реакциях


1

10.02


43.

Оксиды


1

15.02


44.

Гидроксиды. Основания


1

17.02


45.

Химические свойства основа­ний.


1

22.02


46.

Амфотерные оксиды и гидроксиды.


1

24.02


47.

Кислоты.


1

01.03


48.

Химические свойства кислот


1

03.03


49.

Соли.


1

10.03


50.

Свойства солей


1

15.03


51.

Генетическая связь между основными клас­сами неорганических соединений

1

17.03


52.

Практическая работа №6 «Основные клас­сы неорганических соединений»

1

22.03


53.

Повторение и обобщение по теме «Важнейшие классы неорганических соединений»

1

05.04


54.

Контрольная работа №3 «Основные клас­сы неорганических соединений».

1

07.04



Периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева. Строение атома

7



55.

Классификация химических элементов.


1

12.04


56.

Периодический закон Д. И. Менделеева.


1

14.04


57.

Периодическая таблица химических элемен­тов: А- и Б-группы, периоды.

1

19.04


58.

Строение атома. Состав атомных ядер. Изо­топы.


1

21.04


59.

Расположение электронов по энергетическим уровням.

1

26.04


60.

Значение периодического закона. Научные достижения Д. И. Менделеева

1

28.04


61.

Повторение и обобщение по теме: ПЗ и ПСХЭ Д. И. Менделеева. Строение атома.

1

03.05



Строение вещества.

9



62.

Электроотрицательность химических элементов


1

05.05


63.

Ковалентная связь. Полярная и неполярная ковалентные связи

1

10.05


64.

Ионная связь


1

12.05


65.

Степень окисления.


1

17.05


66.

Повторение и обобщение по теме: «Строение веществ. Химическая связь»

1

19.05


67.

Контрольная работа №4 «ПЗ и ПСХЭ Д. И. Менделеева. Строение атома. Строение веществ. Химическая связь»

1

24.05


68-70

Совершенствование навыков решения задач за курс 8 класса


3

26.05

30.05

31.05

















Приложение к рабочей программе





















Календарно-тематическое планирование

учебного предмета «Химия»

для 9 класса на 2021-2022уч.г.



























Учитель химии

высшей квалификационной категории Пшукова З.С.

Учебный предмет: Химия

Класс: 9

Учебник: 1.1.2.5.3.5.2 Химия / Г.Е Рудзитис, Ф.Г Фельдман

Акционерное общество «Издательство «Просвещение», 2018 г.

Количество часов в неделю- 2 часа

Количество часов в год – 68 часов

урока

Тема урока

Количество

часов

Дата проведения

план

факт

1

2

3

4

5

                        Повторение основных вопросов курса 8 класса


5



1

Периодический закон и ПСХЭ Д. И. Менделеева в свете строения атомов

1

06.09


2

Основные классы неорганических соединений: их состав, классификация

1

08.09


3

Химическая связь. Строение вещества


1

13.09


4

Расчёты по химическим уравнениям


1

15.09


5

Расчёты по химическим уравнениям


1

21.09


Раздел 1. Многообразие химических реакций

18




6

Тема 1. Классификация химических реакций

Окислительно-восстановительные реакции.

6

1


22.09


7

Реакции соединения, разложения, замещения и обмена с точки зрения окисления и восстановления.

1

27.09


8

Тепловой эффект химических реакций. Экзо - и эндотермические реакции.

1

29.09


9

Скорость химических реакций.


1

04.10


10

Практическая работа №1 «Изучение влияния условий проведения химической реакции на её скорость»

1

06.10


11

Обратимые и необратимые реакции.

Понятие о химическом равновесии.

1

11.10


 

12

Тема 2. Электролитическая диссоциация

Сущность процесса электролитической диссоциации.

12

1


13.10


13

Электролитическая диссоциация кислот, оснований и солей.

1

18.10


14

Слабые и сильные электролиты. Степень диссоциации.


1

20.10


15-16

Реакции ионного обмена и условия их протекания


2

25.10

27.10


17-18

Химические свойства основных классов неорганических соединений в свете представлений об электролитической диссоциации и окислительно-восстановительных реакциях.

2

08.11

10.11


19

Гидролиз солей.


1

15.11


20

Практическая работа №2. Решение экспериментальных задач по теме «Свойства кислот, оснований и солей как электролитов».

1

17.1 1


21

Расчёты по уравнениям хим. реакций, если одно из веществ дано в избытке.

1

22.11


22

Обобщение и систематизация знаний по темам «Классификация химических реакций» и «Электролитическая диссоциация».

1

24.11


23

Контрольная работа № 1 «Классификация химических реакций» и «Электролитическая диссоциация».

1

29.11


Раздел 2. Многообразие веществ

38




24

Тема 3. Галогены

Общая характеристика неметаллов.

4

1


01.12


25

Хлороводород: получение и свойства.


1

06.12


26

Соляная кислота и её соли


1

08.12


27

Практическая работа №3 «Получение соляной кислоты и изучение её свойств»

1

13.12



28

Тема 4. Кислород и сера

Положение кислорода и серы в периодической системе химических элементов, строение их атомов. Сера.

6

1


15.12


29

Сероводород. Сульфиды.


1

20.12


30

Оксид серы (IV). Сернистая кислота и её соли.


1

22.12


31

Оксид серы (VI). Серная кислота и её соли.  


1

27.12


32

Окислительные свойства концентрированной серной кислоты.

1

29.12


33

Практическая работа №4. Решение экспериментальных задач по теме «Кислород и сера».

1

10.01



34

Тема 5. Азот и фосфор

Положение азота и фосфора в периодической системе химических элементов, строение их атомов. Азот: свойства и применение.

9

1


12.01


35

Аммиак. Физические и химические свойства. Получение и применение.

1

17.01


36

Практическая работа №5 «Получение аммиака и изучение его свойств»

1

19.01


37

Соли аммония.  


1

24.01


38

Решение задач на определение массовой (объёмной) доли выхода продукта реакции от теоретически возможного

1

26.01


39

Азотная кислота.


1

31.01


40

Соли азотной кислоты. Азотные удобрения.


1

02.02


41

Фосфор. Аллотропия фосфора. Свойства фосфора.


1

07.02


42

Оксид фосфора (V). Фосфорная кислота и её соли. Фосфорные удобрения

1

09.02



43

Тема 6. Углерод и кремний

Положение углерода и кремния в ПСХЭ, строение их атомов. Углерод.

8

1


14.02


44

Угарный газ, свойства, физиологическое действие на организм.

1

16.02


45

Углекислый газ. Угольная кислота и её соли. Круговорот углерода в природе.  

1

21.02


46

Практическая работа №6 «Получение оксида углерода (IV) и изучение его свойств. Распознавание карбонатов»

1

28.01


47

Кремний и его соединения. Силикатная промышленность.


1

02.03


48

Решение задач на вычисление массы или объёма продукта реакции по известной массе или объёму исходного вещества, содержащего примеси

1

07.03


49

Обобщение и систематизация по теме «Неметаллы»


1

09.03


50

Контрольная работа №2 «Неметаллы».


1

14.03


51

Тема 7. Общие свойства металлов

Общая характеристика металлов. Физические свойства. Сплавы металлов.  

11

1


16.03


52

Нахождение металлов в природе и общие способы их получения. Понятие о металлургии.

1

21.03


53

Химические свойства металлов. Электрохимический ряд напряжений металлов.

1

23.03


54

Щелочные металлы.


1

04.04


55

Магний. Щелочноземельные металлы. Жесткость воды и способы её устранения.

1

06.04


56

Алюминий. Нахождение в природе. Свойства алюминия.  


1

11.04


57

Железо. Нахождение в природе. Свойства железа.


1

13.04


58

Соединения железа.  


1

18.04


59

Практическая работа №7. Решение экспериментальных задач по теме «Металлы и их соединения».

1

20.04


60

Обобщение и систематизация по теме «Общие свойства металлов»

1

25.04


61

Контрольная работа №3 «Общие свойства металлов»


1

27.04


Раздел 3. Краткий обзор важнейших органических веществ


7



62

Органическая химия.


1

02.05


63

Углеводороды.  


1

04.05


64

Кислородсодержащие органические соединения: спирты, карбоновые кислоты, сложные эфиры, жиры, углеводы.

1

11.05


65

Аминокислоты. Белки.


1

13.05


66

Полимеры.


1

16.05


67

Итоговая контрольная работа № 4.


1

18.05


68

Обобщающий урок

1

20.05
















Извлечение

из основной образовательной программы ООО

МКОУ «СОШ №3» с. п. Сармаково,

утвержденной приказом № 118 от «31» 08. 2021 г.























Рабочая программа

учебного предмета «Химия»

для 8-9 классов (ФГОС ООО)

на 2021-2022 учебный год





























с.п. Сармаково

2021


Рабочая программа по предмету «Химия» предназначена для учащихся 8-9 классов и разработана в соответствии с требованиями Федерального Государственного образовательного стандарта основного общего образования, утвержденного приказом МОН РФ от 17.12.2010 №1897, примерной образовательной программы основного общего образования, одобренной решением ФУМО ОПО общему образованию (протокол от 08.04.2015 №1/15) (ред. от 28.10.2015) и Положения МКОУ «СОШ №3» с.п. Сармаково о структуре, порядке разработки и утверждения рабочих программ учебных предметов, курсов, в том числе внеурочной деятельности.

Содержание программы отражает требования примерной программы по химии и составлено на основе УМК «Химия для общеобразовательных учреждений» для учащихся 8-9 классов Г.Е Рудзитиса, Ф.Г Фельдмана / М.: Просвещение, 2018 г.


Рабочая программа реализуется в учеб­никах:

  1. Г.Е Рудзитиса, Ф.Г Фельдмана «Химия 8 класс» / М.: Просвещение, 2018 г.

  2. Г.Е Рудзитиса, Ф.Г Фельдмана «Химия 9 класс» / М.: Просвещение, 2018 г.

В соответствии с учебным планом основной образовательной программы основного общего образования МКОУ «СОШ №3» с.п. Сармаково на изучение данного курса отводится 138 часов (2 часа в неделю).


Целями изучения химии в основной школе являются:

  • освоение знаний основных понятий и законов химии, химической символики; выдающихся открытиях в химической науке; роли химической науки в формировании современной естественнонаучной картины мира; методах научного познания;

  • овладение умениями наблюдать химические явления; проводить химический эксперимент; производить расчеты на основе химических формул веществ и уравнений химических реакций; обосновывать место и роль химических знаний в практической деятельности людей, развитии современных технологий;

  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения химического эксперимента, самостоятельного приобретения знаний в соответствии с возникшими жизненными потребностями.


Задачами обучения в основной школе являются:


  • привить познавательный интерес к новому для учеников предмету через систему разнообразных по форме уроков изучения нового материала, лабораторные и практические работы;

  • создавать условия для формирования у учащихся предметной и учебно-исследовательской компетентностей:

-обеспечить усвоение учащимися знаний основ химической науки: важнейших факторов, понятий, химических законов и теорий, языка науки, доступных обобщений мировоззренческого характера в соответствии со стандартом химического образования;

-способствовать формированию у школьников предметных умений и навыков: умения работать с химическим оборудованием, наблюдать и описывать химические явления, сравнивать их, ставить несложные химические опыты, вести наблюдения через систему лабораторных, практических работ;

  • создать условия для развития у школьников интеллектуальной, эмоциональной, мотивационной и волевой сферы:

- слуховой и зрительной памяти, внимания, мышления, воображения;

-эстетических эмоций;

-положительного отношения к учебе;

-умения ставить цели через учебный материал каждого урока, использование на уроках наглядных пособий, определение значимости любого урока для каждого ученика.

  • способствовать воспитанию совершенствующихся социально-успешных личностей;

  • формирование у учащихся коммуникативной компетентности;

  • формирование гуманистических отношений и экологически целесообразного поведения в быту и в процессе трудовой деятельности;

  • воспитание ответственного отношения к природе, бережного отношения к учебному оборудованию, умение жить в коллективе (общаться и сотрудничать) через учебный материал каждого урока.

I.ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА


Изучение химии в основной школе дает возможность достичь следующих результатов в направлении личностного развития:

  1. воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважению к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, за российскую химическую науку;

  2. формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, а также социальному, культурному, языковому и духовному многообразию современного мира;

  3. формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, выбору профильного образования на основе информации о существующих профессиях и личных профессиональных предпочтений, осознанному построению индивидуальной образовательной траектории с учетом устойчивых познавательных интересов;

  4. формирование коммуникативной компетентности в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности;

  5. формирование понимания ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей;

  6. формирование познавательной и информационной культуры, в том числе развитие навыков самостоятельной работы с учебными пособиями, книгами, доступными инструментами и техническими средствами информационных технологий;

  7. формирование основ экологического сознания на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;

  8. развитие готовности к решению творческих задач, умения находить адекватные способы поведения и взаимодействия с партнерами во время учебной и внеучебной деятельности, способности оценивать проблемные ситуации и оперативно принимать ответственные решения в различных продуктивных видах деятельности (учебная поисково-исследовательская, клубная, проектная, кружковая и т. п. )

Метапредметными результатами освоения основной образовательной программы основного общего образования являются:

  • овладение навыками самостоятельного приобретения новых знаний, организации учебной деятельности, поиска средств её осуществления;

  • умение планировать пути достижения целей на основе самостоятельного анализа условий и средств их достижения, выделять альтернативные способы достижения цели и выбирать наиболее эффективный способ, осуществлять познавательную рефлексию в отношении действий по решению учебных и познавательных задач.

  • умение понимать проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезу, давать определение понятиям, классифицировать, структурировать материал, проводить эксперименты, аргументировать собственную позицию, формулировать выводы и заключения;

  • умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

  • формирование и развитие компетентности в области использования инструментов и технических средств информационных технологий (компьютеров и программного обеспечения) как инструментально основы развития коммуникативных и познавательных универсальных учебных действий;

  • умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;

  • умение извлекать информацию из различных источников (включая средства массовой информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета), свободно пользоваться справочной литературой, в том числе и на электронных носителях, соблюдать нормы информационной избирательности, этики;

  • умение на практике пользоваться основными логическими приемами, методами наблюдения, моделирования, объяснения, решения проблем, прогнозирования и др.;

  • умение организовывать свою жизнь в соответствии с представлениями о здоровом образе жизни, правах и обязанностях гражданина, ценностях бытия, культуры и социального взаимодействия;

  • умение выполнять познавательные и практические задания, в том числе проектные;

  • умение самостоятельно и аргументированно оценивать свои действия и действия одноклассников, содержательно обосновывая правильность или ошибочность результата и способа действия, адекватно оценивать объективную трудность как меру фактического или предполагаемого расхода ресурсов на решение задачи, а также свои возможности в достижении цели определенной сложности;

  • умение работать в группе – эффективно сотрудничать и взаимодействовать на основе координации различных позиций при выработке общего решения в совместной деятельности; слушать партнера, формулировать и аргументировать свое мнение, корректно отстаивать свою позицию и координировать ее с позиции партнеров, в том числе в ситуации столкновения интересов; продуктивно разрешать конфликты на основе учета интересов и позиций всех его участников, поиска и оценки альтернативных способов разрешения конфликтов.


  • Предметными результатами освоения Основной образовательной программы основного общего образования являются:

  • формирование первоначальных систематизированных представлений о веществах, их превращениях и практическом применении; овладение понятийным аппаратом и символическим языком химии;

  • осознание объективно значимости основ химической науки как области современного естествознания, химических превращений органических и неорганических веществ как основы многих явлений живой и неживой природы; углубление представлений о материальном единстве мира;

  • овладение основами химической грамотности: способностью анализировать и объективно оценивать жизненные ситуации, связанные с химией, навыками безопасного обращения с веществами, используемыми в повседневной жизни; умением анализировать и планировать экологически безопасное поведение в целях сбережения здоровья и окружающей среды;

  • формирование умений устанавливать связи между реально наблюдаемыми химическими явлениями и процессами, происходящими в микромире, объяснять причины многообразия веществ, зависимость их свойств от состава и строения, а также зависимость применения веществ от их свойств;

  • приобретения опыта использования различных методов изучения веществ; наблюдения за их превращениями при проведении несложных химических экспериментов с использованием лабораторного оборудования и приборов;

  • умение оказывать первую помощь при отравлениях, ожогах и других травмах, связанных с веществами и лабораторным оборудованием;

  • овладение приемами работы с информацией химического содержания, представленной в разно форме (в виде текста, формул, графиков, табличных данных, схем, фотографий и др.)

  • создание основы для формирования интереса к расширению и углублению химических знаний и выбора химии как профильного предмета при переходе на ступень среднего (полного) общего образования, а в дальнейшем и в качестве сферы свое профессиональной деятельности;

  • формирование представлений о значении химической науки в решении современных экологических проблем, в том числе в предотвращении техногенных и экологических катастроф.











Выпускник научится:


• планировать и выполнять учебное исследование и учебный проект, используя оборудование, модели, методы и приёмы, адекватные исследуемой проблеме;

• выбирать и использовать методы, релевантные рассматриваемой проблеме;

• распознавать и ставить вопросы, ответы на которые могут быть получены путём научного исследования, отбирать адекватные методы исследования, формулировать вытекающие из исследования выводы;

• использовать такие естественно-научные методы и приёмы, как наблюдение, постановка проблемы, выдвижение «хорошей гипотезы», эксперимент, моделирование, использование математических моделей, теоретическое обоснование, установление границ применимости модели/теории;

• ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать языковые средства, адекватные обсуждаемой проблеме;

• отличать факты от суждений, мнений и оценок, критически относиться к суждениям, мнениям, оценкам, реконструировать их основания;

• видеть и комментировать связь научного знания и ценностных установок, моральных суждений при получении, распространении и применении научного знания.


Выпускник получит возможность научиться:


• самостоятельно задумывать, планировать и выполнять учебное исследование, учебный и социальный проект;

• использовать догадку, озарение, интуицию;

• использовать такие естественно-научные методы и приёмы, как абстрагирование от привходящих факторов, проверка на совместимость с другими известными фактами;

• целенаправленно и осознанно развивать свои коммуникативные способности, осваивать новые языковые средства;

• осознавать свою ответственность за достоверность полученных знаний, за качество выполненного проекта.














II. Содержание учебного предмета

8 класс

Названия разделов

Количество часов

1

Основные понятия химии

Предмет химии. Химия как часть естествознания. Вещества и их свойства. Чистые вещества и смеси. Методы познания в химии: наблюдение, эксперимент. Приемы безопасной работы с оборудованием и веществами. Строение пламени.

Чистые вещества и смеси. Способы очистки веществ: отстаивание, фильтрование, выпаривание, кристаллизация, дистилляция. Физические и химические явления. Химические реакции. Признаки химических реакций и условия возникновения и течения химических реакций.

Атомы, молекулы и ионы. Вещества молекулярного и немолекулярного строения. Кристаллические и аморфные вещества. Кристаллические решетки: ионная, атомная и молекулярная. Простые и сложные вещества. Химический элемент. Металлы и неметаллы. Атомная единица массы. Относительная атомная масса. Язык химии. Знаки химических элементов. Закон постоянства состава вещества. Химические формулы. Относительная молекулярная масса. Качественный и количественный состав вещества. Вычисления по химическим формулам. Массовая доля химического элемента в сложном веществе.

Валентность химических элементов. Определение валентности элементов по формулам бинарных соединений. Составление химических формул бинарных соединений по валентности.

Атомно-молекулярное учение. Закон сохранения массы веществ. Жизнь и деятельность М.В. Ломоносова. Химические уравнения. Типы химических реакций.

Кислород. Нахождение в природе. Получение кислорода в лаборатории и промышленности. Физические и химические свойства кислорода. Горение. Оксиды. Применение кислорода. Круговорот кислорода в природе. Озон, аллотропия кислорода. Воздух и его состав. Защита атмосферного воздуха от загрязнений.

Водород. Нахождение в природе. Получение водорода в лаборатории и промышленности. Физические и химические свойства водорода. Водород – восстановитель. Меры безопасности при работе с водородом. Применение водорода.

Вода. Методы определения состава воды – анализ и синтез. Физические свойства воды. Вода в природе и способы ее очистки. Аэрация воды. Химические свойства воды. Применение воды. Вода – растворитель. Растворимость веществ в воде. Массовая доля растворенного вещества.

Количественные отношения в химии. Количество вещества. Моль. Молярная масса. Закон Авогадро. Молярный объем газов. Относительная плотность газов. Объемные отношения газов при химических реакциях.

Важнейшие классы неорганических соединений. Оксиды: состав, классификация. Основные и кислотные оксиды. Номенклатура оксидов. Физические и химические свойства, получение и применение оксидов.

Гидроксиды. Классификация гидроксидов. Основания. Состав. Щелочи и нерастворимые основания. Номенклатура. Физические и химические свойства оснований. Реакция нейтрализации. Получение и применение оснований. Амфотерные оксиды и гидроксиды.

Кислоты. Состав. Классификация. Номенклатура. Физические и химические свойства кислот. Вытеснительный ряд металлов.

Соли. Состав. Классификация. Номенклатура. Физические свойства солей. Растворимость солей в воде. Химические свойства солей. Способы получения солей. Применение солей.

Генетическая связь между основными классами неорганических соединений.

Демонстрации.

  1. Ознакомление с лабораторным оборудованием, приёмы безопасной работы с ними.

  2. Образцы типичных металлов и неметаллов.

  3. Реакции, иллюстрирующие основные признаки химических реакций.

  4. Получение и собирание кислорода методом вытеснения воздуха и воды.

  5. Получение водорода, проверка водорода на чистоту, собирание водорода методом вытеснения воздуха и воды.

  6. Взаимодействие натрия и кальция с водой

  7. Знакомство с образцами оснований.

  8. Нейтрализация щёлочи кислотой в присутствии индикатора.

  9. Получение осадков нерастворимых гидроксидов и изучение их свойств.

  10. Знакомство с образцами кислот

  11. Знакомство с образцами солей

Лабораторные опыты.

  1. Рассмотрение веществ с различными физическими свойствами.

  2. Разделение смеси с помощью магнита.

  3. Примеры физических и химических явлений.

  4. Ознакомление с образцами простых и сложных веществ.

  5. Реакция замещения меди железом.

  6. Окисление меди (медной проволоки)

  7. Ознакомление с образцами оксидов.

  8. Действие щелочей на индикаторы.

  9. Действие кислот на индикаторы

  10. Взаимодействие металлов с кислотами

  11. Взаимодействие щелочей с кислотами.

  12. заимодействие солей со щелочами

  13. Взаимодействие солей с кислотами

Практические работы.

  1. Приёмы безопасной работы с оборудованием и веществами. Строение пламени.

  2. Очистка загрязнённой поваренной соли.

  3. Получение и свойства кислорода

  4. Получение водорода и изучение его свойств.

  5. Приготовление раствора с определённой массовой долей растворённого вещества.

  6. Решение экспериментальных задач по теме «Важнейшие классы неорганических соединений».

Расчетные задачи:

1. Вычисление относительной молекулярной массы вещества по формуле.

2. Вычисление массовой доли элемента в химическом соединении.

3. Нахождение массовой доли растворённого вещества в растворе.

Вычисление массы растворённого вещества и воды для приготовления раствора определённой концентрации.

4 .Объёмные отношения газов при химических реакциях. 5.Вычисления по химическим уравнениям массы, объёма и количества вещества одного из продуктов реакции по массе исходного вещества, объёму или количеству вещества, содержащего определённую долю примесей.



54

2

Периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева. Строение атома

Первые попытки классификации химических элементов. Понятие о группах сходных элементов. Естественные семейства щелочных металлов и галогенов. Благородные газы. Периодический закон Д.И.Менделеева. Периодическая система как естественно – научное классификация химических элементов. Табличная форма представления классификации химических элементов. Структура таблицы «Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева» (короткая форма): А- и Б- группы, периоды. Физический смысл порядкового элемента, номера периода, номера группы (для элементов А-групп).

Строение атома: ядро и электронная оболочка. Состав атомных ядер: протоны и нейтроны. Изотопы. Заряд атомного ядра, массовое число, относительная атомная масса. Современная формулировка понятия «химический элемент».

Электронная оболочка атома: понятие об энергетическом уровне (электронном слое), его ёмкости. Заполнение электронных слоев у атомов элементов первого – третьего периодов. Современная формулировка периодического закона.

Значение периодического закона. Научные достижения Д.И. Менделеева: исправление относительных атомных масс, предсказание существования неоткрытых элементов, перестановки химических элементов в периодической системе. Жизнь и деятельность Д.И. Менделеева.


7

3

Строение вещества (9 часов)

Электроотрицательность химических элементов. Основные виды химической связи: ковалентная неполярная, ковалентная полярная, ионная. Валентность элементов в свете электронной теории. Степень окисления. Правила определения степеней окисления элементов.

Демонстрации.

1 (12). Модели кристаллических решёток ковалентных и ионных соединений.

2 (13). Сопоставление физических свойств соединений с ковалентными и ионными связями.


9


Итого:

70


















9 класс


Названия разделов

Количество часов

1.

Повторение курса химии  8 класса. 

Периодический закон и периодическая система хим. элементов Д. И. Менделеева в свете строения атомов. Химическая связь. Строение вещества. Основные классы неорганических соединений: их состав, классификация. Основные классы неорганических соединений: их свойства. Расчёты по химическим уравнениям.

Демонстрации. Таблица «Виды связей». Таблица «Типы кристаллических решеток»

5

2.

Многообразие химических реакций.

Тема 1. Классификация химических реакций

Классификация химических реакций, реакции соединения, разложения, замещения, обмена. Окислительно - восстановительные реакции. Окислитель, восстановитель, процессы окисления, восстановления. Составление уравнений окислительно - восстановительных реакций  с помощью метода электронного баланса.

Тепловые эффекты химических реакций. Экзотермические и эндотермические реакции.

Термохимические  уравнения. Скорость химических реакций. Факторы, влияющие на скорость химических реакций. Первоначальные представления о катализе.

Демонстрации. Демонстрация опытов, выясняющих зависимость скорости химических реакций от различных факторов.

Таблицы «Обратимые реакции», «Химическое равновесие», «Скорость химической реакции».

Расчетные задачи. Расчеты по термохимическим уравнениям.

Практическая работа №1. Изучение влияния условий проведения химической реакции на её скорость.

Обратимые реакции. Понятие о химическом равновесии.


Тема 2. Электролитическая диссоциация

Химические реакции, идущие в водных растворах. Электролиты и неэлектролиты.  Ионы. Катионы и анионы. Гидратная теория растворов.

Электролитическая диссоциация кислот, оснований, солей. Слабые и сильные электролиты. Степень диссоциации. Реакции ионного обмена. Условия протекания реакций обмена до конца. Химические свойства основных классов неорганических соединений в свете представлений об электролитической диссоциации и окислительно – восстановительных реакциях.

Понятие о гидролизе солей.

Расчёты по уравнениям хим. реакций, если одно из веществ дано в избытке.

Демонстрации. Испытание растворов веществ на электрическую проводимость. Движение ионов в электрическом поле.

Лабораторные опыты. Реакции обмена между растворами электролитов.

Практическая работа №2. Решение экспериментальных задач по теме «Свойства кислот, оснований и солей как электролитов».

Контрольная работа № 1 «Классификация химических реакций» и «Электролитическая диссоциация».

18

6




















12


















3.

Многообразие веществ.

Тема 3. Галогены

Неметаллы. Галогены. Положение в периодической системе химических элементов, строение их атомов. Нахождение в природе.

Физические и химические свойства галогенов. Получение и применение  галогенов. Хлор. Физические и химические свойства хлора. Применение хлора.  Хлороводород. Физические свойства. Получение. Соляная кислота и ее соли. Качественная реакция на хлорид – ионы. Распознавание хлоридов, бромидов, иодидов.

Демонстрации. Физические свойства галогенов. Получение хлороводорода и растворение его в воде.

Лабораторные опыты. Распознавание соляной кислоты, хлоридов, бромидов, иодидов и йода.

Практическая работа №3. Получение соляной кислоты и изучение её свойств.


Тема 4. Кислород и сера

Кислород и сера. Положение  в периодической системе химических элементов, строение их атомов. Сера. Аллотропия серы. Физические и химические свойства. Нахождение в природе. Применение серы. Сероводород. Сероводородная кислота и ее соли.  Качественная реакция на сульфид- ионы. Оксид серы (IV).

Серная кислота. Химические свойства разбавленной и концентрированной серной кислоты. Качественная реакция на сульфат- ионы. Химические реакции, лежащие в основе получения серной  кислоты в промышленности. Применение серной кислоты.

Демонстрации. Аллотропия кислорода и серы. Знакомство с образцами природных сульфидов, сульфатов.

Лабораторные опыты. Распознавание сульфид-, сульфит- и сульфат-ионов в растворе

Практическая работа. Решение экспериментальных задач по теме «Кислород и сера».

Тема 5. Азот и фосфор

Азот и фосфор. Положение в периодической системе химических элементов, строение их атомов. Азот, физические и химические свойства, получение и применение. Круговорот азота в природе. Аммиак. Физические и химические свойства, получение, применение. Соли аммония. Азотная кислота и ее свойства. Окислительные свойства азотной кислоты. Получение азотной  кислоты в лаборатории. Химические реакции, лежащие в основе получения азотной кислоты в промышленности. Применение. Соли. Азотные удобрения.

Фосфор. Аллотропия. Физические и химические  свойства. Оксид фосфора (V). Фосфорная кислота, ее соли и удобрения.

Демонстрации. Получение аммиака и его растворение в воде. Ознакомление с образцами природных нитратов, фосфатов.

Лабораторные опыты. Взаимодействие солей аммония со щелочами. Ознакомление с азотными и фосфорными удобрениями.

Практическая работа №5. Получение аммиака и изучение его свойств.

Решение задач на определение массовой (объёмной) доли выхода продукта реакции от теоретически возможного.


Тема 6. Углерод и кремний

Углерод и кремний. Положение в периодической системе, строение атомов. Углерод. Аллотропия. Физические и химические свойства углерода. Адсорбция. Угарный газ. Углекислый газ. Угольная кислота и ее соли. Качественная реакция на карбонат – ионы. Круговорот в природе.

Кремний. Оксид кремния (IV). Кремниевая кислота и ее соли.

Стекло. Цемент.

Демонстрации. Кристаллические решетки алмаза и графита. Знакомство с образцами природных карбонатов и силикатов. Ознакомление с различными видами топлива. Ознакомление с видами стекла.

Лабораторные опыты. Ознакомление со свойствами и взаимопревращениями карбонатов и гидрокарбонатов. Качественные реакции на карбонат- и силикат-ионы.

Практическая работа №6. Получение оксида углерода (IV) и изучение его свойств. Распознавание карбонатов.

Решение задач на вычисление массы или объёма продукта реакции по известной массе или объёму исходного вещества, содержащего примеси.

Контрольная работа №2 «Неметаллы».


Тема 7. Общие свойства металлов

Металлы. Положение  в периодической системе, строение атомов. Металлическая связь. Физические свойства. Ряд активности металлов. свойства металлов. Общие способы получения. Сплавы металлов.

Щелочные металлы. Положение  в периодической системе, строение атомов. Физические  и химические свойства.  Применение. Нахождение в природе.

Щелочноземельные металлы. Положение  в периодической системе, строение атомов. Физические  и химические свойства.  Применение. Нахождение в природе. Магний и кальций , их важнейшие соединения. Жесткость воды и способы ее устранения.

Алюминий. Положение  в периодической системе, строение атомов. Физические  и химические свойства.  Применение. Нахождение в природе. Амфотерность оксида и гидроксида алюминия.

Железо. Положение  в периодической системе, строение атомов. Физические  и химические свойства.  Применение. Нахождение в природе. Важнейшие соединения железа: оксиды, гидроксиды и соли  железа (II) и железа (III). Качественная реакция на ионы.

Демонстрации. Знакомство с образцами важнейших солей натрия, калия, природных соединений кальция, рудами железа, соединениями алюминия. Взаимодействие щелочных, щелочноземельных металлов и алюминия с водой. Сжигание железа в кислороде и хлоре.

Лабораторные опыты. Получение гидроксида алюминия и взаимодействие его с кислотами и щелочами. Получение гидроксидов железа(II) и (III) и взаимодействие их с кислотами и щелочами.

Практическая работа №7. Решение экспериментальных задач по теме «Металлы и их соединения».

Контрольная работа №3 «Общие свойства металлов»


38

4















6
















9


















8



















11













4.


Краткий обзор важнейших органических веществ.

Предмет органической химии. Неорганические и органические соединения. Углерод – основа жизни на земле. Особенности строения атома углерода в органических соединениях.

Углеводороды. Предельные углеводороды. Метан, этан, пропан. Структурные формулы углеводородов. Гомологический ряд предельных углеводородов. Гомологи. Физические и химические свойства предельных углеводородов. Реакции горение и замещения. Нахождение в природе. Применение.

Непредельные углеводороды. Этиленовый ряд непредельных углеводородов. Этилен. Физические и химические свойства этилена. Реакция  присоединения. Качественные реакции. Реакция полимеризации. Полиэтилен. Применение этилена.

Ацетиленовый ряд непредельных углеводородов. Ацетилен. Свойства ацетилена. Применение.

Производные углеводородов. Краткий обзор органических соединений: одноатомные спирты, Многоатомные спирты, карбоновые кислоты, Сложные эфиры, жиры, углеводы, аминокислоты, белки. Роль белков в организме.

Понятие о высокомолекулярных веществах. Структура полимеров: мономер, полимер, структурное звено, степень полимеризации. Полиэтилен, полипропилен, поливинилхлорид.

Демонстрации. Модели молекул органических соединений, схемы, таблицы.

Горение углеводородов и обнаружение продуктов их горения.

Образцы нефти и продуктов их переработки.

Видеоопыты по свойствам основных классов веществ.

Расчетные задачи. Установление простейшей формулы вещества по массовым долям элементов.


7


Итого

68




Тематическое планирование


8 класс




Основные понятия химии


54

1.

Инструктаж по ТБ.

Предмет химии. Вещества и их свойства.

1

2.

Методы познания в химии.


1

3.

Практическая работа №1

«Ознакомление с лабораторным оборудо­ванием»

1

4.

Чистые вещества и смеси.


1

5.

Практическая работа № 2

«Очистка загряз­ненной поваренной соли»

1

6.

Физические и химические явления.








1

7.

Атомы и молекулы, ионы.


1

8.

Вещества молекулярного и немоле­кулярного строения.


1

9.

Простые и сложные вещества.


1

10.

Знаки химических элементов.


1

11.

Закон постоянства состава веществ


1

12.

Хими­ческие формулы.


1

13.

Массовая доля химического элемента в соединении.


1

14.

Валентность химических элементов.


1

15.

Валентность химических элементов.

1

16.

Атомно-молекулярное учение.


1

17.

Закон сохранения массы веществ.

1

18.

Химиче­ские уравнения.


1

19.

Типы химических реакций


1

20.

Повторение и обобщение по теме «Первоначальные химические понятия»


1

21.

Контрольная работа №1 «Первоначальные химические поня­тия».


1

22.

Кислород. Получение кислорода и его физические свойства


1

23.

Химические свойства кислорода. Оксиды.


1

24.

Практическая работа №3 «Получение и свой­ства кислорода»


1

25.

Озон. Аллотропия кислорода


1

26.

Воздух и его состав. Защита атмосферного воздуха от загрязнения.


1

27.

Водород. Получение водорода и его физические свойства.


1

28.

Химические свойства водорода. Применение.


1

29.

Практическая работа №4. «Получение водорода и исследование его свойств»

1

30.

Вода. Методы определения состава воды - анализ и синтез.


1

31.

Физические и химические свойства воды.

Применение воды.

1

32.

Вода — растворитель. Растворы.


1

33.

Массовая доля раст­воренного вещества.


1

34.

Решение расчетных задач «Нахождение массовой доли растворенного вещества в растворе»

1

35.

Практическая работа №5. Приготовление растворов солей с определенной массовой долей растворенного вещества

1

36.

Повторение и обобщение по темам «Кислород»,

«Водород», «Вода. Растворы».

1

37.

Контрольная работа №2 «Кислород. Водород. Вода. Растворы»


1

38.

Моль — единица количества вещества. Мо­лярная масса.


1

39.

Вычисления по химическим уравнениям.


1

40.

Закон Авогадро. Молярный объем газов.


1

41.

Относительная плотность газов


1

42.

Объемные отношения газов при химических реакциях


1

43.

Оксиды


1

44.

Гидроксиды. Основания


1

45.

Химические свойства основа­ний.


1

46.

Амфотерные оксиды и гидроксиды.


1

47.

Кислоты.


1

48.

Химические свойства кислот


1

49.

Соли.


1

50.

Свойства солей


1

51.

Генетическая связь между основными клас­сами неорганических соединений

1

52.

Практическая работа №6 «Основные клас­сы неорганических соединений»

1

53.

Повторение и обобщение по теме «Важнейшие классы неорганических соединений»

1

54.

Контрольная работа №3 «Основные клас­сы неорганических соединений».

1


Периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева. Строение атома

7

55.

Классификация химических элементов.


1

56.

Периодический закон Д. И. Менделеева.


1

57.

Периодическая таблица химических элемен­тов: А- и Б-группы, периоды.


1

58.

Строение атома. Состав атомных ядер. Изо­топы.


1

59.

Расположение электронов по энергетическим уровням.

1

60.

Значение периодического закона. Научные достижения Д. И. Менделеева


1

61.

Повторение и обобщение по теме: ПЗ и ПСХЭ Д. И. Менделеева. Строение атома.

1


Строение вещества.

9

62.

Электроотрицательность химических элементов


1

63.

Ковалентная связь. Полярная и неполярная ковалентные связи


1

64.

Ионная связь


1

65.

Степень окисления.


1

66.

Повторение и обобщение по теме: «Строение веществ. Химическая связь»


1

67.

Контрольная работа №4 «ПЗ и ПСХЭ Д. И. Менделеева. Строение атома. Строение веществ. Химическая связь»

1

68-70

Совершенствование навыков решения задач за курс 8 класса


3















9 класс



урока

Тема урока

Количество

часов

1

2

3

                        Повторение основных вопросов курса 8 класса


5

1

Периодический закон и ПСХЭ Д. И. Менделеева в свете строения атомов


1

2

Основные классы неорганических соединений: их состав, классификация


1

3

Химическая связь. Строение вещества


1

4

Расчёты по химическим уравнениям


1

5

Расчёты по химическим уравнениям


1

Раздел 1. Многообразие химических реакций


18


6

Тема 1. Классификация химических реакций

Окислительно-восстановительные реакции.

6

1

7

Реакции соединения, разложения, замещения и обмена с точки зрения окисления и восстановления.

1

8

Тепловой эффект химических реакций. Экзо - и эндотермические реакции.

1

9

Скорость химических реакций.


1

10

Практическая работа №1 «Изучение влияния условий проведения химической реакции на её скорость»

1

11

Обратимые и необратимые реакции.

Понятие о химическом равновесии.

1

 

12

Тема 2. Электролитическая диссоциация

Сущность процесса электролитической диссоциации.

12

1

13

Электролитическая диссоциация кислот, оснований и солей.


1

14

Слабые и сильные электролиты. Степень диссоциации.


1

15-16

Реакции ионного обмена и условия их протекания


2

17-18

Химические свойства основных классов неорганических соединений в свете представлений об электролитической диссоциации и окислительно-восстановительных реакциях.

2

19

Гидролиз солей.


1

20

Практическая работа №2. Решение экспериментальных задач по теме «Свойства кислот, оснований и солей как электролитов».

1

21

Расчёты по уравнениям хим. реакций, если одно из веществ дано в избытке.

1

22

Обобщение и систематизация знаний по темам «Классификация химических реакций» и «Электролитическая диссоциация».

1

23

Контрольная работа № 1 «Классификация химических реакций» и

«Электролитическая диссоциация».

1

Раздел 2. Многообразие веществ


38


24

Тема 3. Галогены

Общая характеристика неметаллов.

4

1

25

Хлороводород: получение и свойства.


1

26

Соляная кислота и её соли


1

27

Практическая работа №3 «Получение соляной кислоты и изучение её свойств»

1


28

Тема 4. Кислород и сера

Положение кислорода и серы в периодической системе химических элементов, строение их атомов. Сера.

6

1

29

Сероводород. Сульфиды.


1

30

Оксид серы (IV). Сернистая кислота и её соли.


1

31

Оксид серы (VI). Серная кислота и её соли.  


1

32

Окислительные свойства концентрированной серной кислоты.


1

33

Практическая работа №4. Решение экспериментальных задач по теме «Кислород и сера».

1


34

Тема 5. Азот и фосфор

Положение азота и фосфора в периодической системе химических элементов, строение их атомов. Азот: свойства и применение.

9

1

35

Аммиак. Физические и химические свойства. Получение и применение.


1

36

Практическая работа №5 «Получение аммиака и изучение его свойств»


1

37

Соли аммония.  


1

38

Решение задач на определение массовой (объёмной) доли выхода продукта реакции от теоретически возможного

1

39

Азотная кислота.


1

40

Соли азотной кислоты. Азотные удобрения.


1

41

Фосфор. Аллотропия фосфора. Свойства фосфора.


1

42

Оксид фосфора (V). Фосфорная кислота и её соли. Фосфорные удобрения


1


43

Тема 6. Углерод и кремний

Положение углерода и кремния в ПСХЭ, строение их атомов. Углерод.

8

1

44

Угарный газ, свойства, физиологическое действие на организм.


1

45

Углекислый газ. Угольная кислота и её соли. Круговорот углерода в природе.  

1

46

Практическая работа №6 «Получение оксида углерода (IV) и изучение его свойств. Распознавание карбонатов»

1

47

Кремний и его соединения. Силикатная промышленность.


1

48

Решение задач на вычисление массы или объёма продукта реакции по известной массе или объёму исходного вещества, содержащего примеси

1

49

Обобщение и систематизация по теме «Неметаллы»


1

50

Контрольная работа №2 «Неметаллы».


1

51

Тема 7. Общие свойства металлов

Общая характеристика металлов. Физические свойства. Сплавы металлов.  

11

1

52

Нахождение металлов в природе и общие способы их получения. Понятие о металлургии.  


1

53

Химические свойства металлов. Электрохимический ряд напряжений металлов.

1

54

Щелочные металлы.


1

55

Магний. Щелочноземельные металлы. Жесткость воды и способы её устранения.

1

56

Алюминий. Нахождение в природе. Свойства алюминия.  


1

57

Железо. Нахождение в природе. Свойства железа.


1

58

Соединения железа.  


1

59

Практическая работа №7. Решение экспериментальных задач по теме «Металлы и их соединения».

1

60

Обобщение и систематизация по теме «Общие свойства металлов»

1

61

Контрольная работа №3 «Общие свойства металлов»


1

Раздел 3. Краткий обзор важнейших органических веществ


7

62

Органическая химия.


1

63

Углеводороды.  


1

64

Кислородсодержащие органические соединения: спирты, карбоновые кислоты, сложные эфиры, жиры, углеводы.

1

65

Аминокислоты. Белки.


1

66

Полимеры.


1

67

Итоговая контрольная работа № 4.


1

68

Обобщающий урок

1




Тема урока


Количество часов









III. Тематическое планирование


8 класс


Наименование разделов

Количество часов

Контрольные работы

Практические работы

1

Основные понятия химии

54

3

6

2

Периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева. Строение атома

7



3

Строение вещества.

9

1



Всего:

70

4

6


9 класс

 

Наименование разделов

Количество часов

Контрольные работы

Практические работы

1

Повторение основных вопросов курса 8 класса


5



2

Многообразие химических реакций


18

1

2

3

Многообразие веществ


38

2

5

4

Краткий обзор важнейших органических веществ


7

1



Всего:

68

4

7

 













Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!