МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №2»
МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДСКОЙ ОКРУГ СИМФЕРОПОЛЬ
РЕСПУБЛИКИ КРЫМ
РАССМОТРЕНО на заседании МО Руководитель МО _______А.В. Коновалова Протокол № 4 от 29.08.2017
| СОГЛАСОВАНО Зам. директора по УВР ________Н.О. Невдубская 30.08.2017
| «УТВЕРЖДЕНО» Директор МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №2» г. Симферополя _________ В.А. Кухнина Приказ № 464 от 31.08.2017 |
Рабочая программа
по химии
8 класс
Количество часов: 68 (2 часa в неделю).
Уровень: базовый
на 2017/2018 учебный год
Коновалова Анна Валентиновна
Программа разработана на основе Федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования, примерной программы основного общего образования по химии и авторской программы Н.Н. Гары «Химия. Рабочие программы. Предметная линия учебников Г. Е. Рудзитиса, Ф. Г. Фельдмана. 8—9 классы»: пособие для учителей общеобразоват. организаций / Н. Н. Гара. — 2-е изд., доп. — М.: Просвещение, 2013.
Рабочая программа ориентирована на учебник: Рудзитис Г.Е., Фельдман Ф.Г. Химия. Неорганическая химия. 8 класс. Москва, Просвещение, 2014.
г. Симферополь.
2017г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа раскрывает содержание обучения химии в параллели 8 классов МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №2». Она рассчитана на 68 ч в год (2 ч в неделю) из них 4ч резерв. Резервное время (4 ч.) предлагается использовать для закрепления основных вопросов курса химии 8 класса и для решения расчетных задач различных типов. Количество часов в программе указано с учётом региональных и федеральных праздников. Содержание программы отличается от авторской в связи с тем, что темы «Первоначальные химические понятия» (20 ч) и «Кислород. Воздух и его состав» (5ч) были изучены в 7 классе. Следовательно, в начале учебного года, целесообразно введение темы «Повторение основных понятий химии 7-го класса» в объёме 8 часов и увеличение количества часов для изучения наиболее сложных тем курса химии 8 класса: «Водород» на 1 час, «Вода. Растворы» на 2 часа, «Количественные отношения в химии» на 5 часов, «Основные классы неорганических соединений» на 8 часов.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ХИМИЯ» 8 КЛАСС
В результате изучения курса химии 8 класса обучающийся должен
знать / понимать
• химическую символику: знаки химических элементов, формулы химических веществ и уравнения химических реакций;
• важнейшие химические понятия: химический элемент, атом, молекула, относительные атомная и молекулярная массы, ион, химическая связь, вещество, классификация веществ, моль, молярная масса, молярный объем, химическая реакция, классификация реакций,
• основные законы химии: сохранения массы веществ, постоянства состава, периоди-
ческий закон;
уметь
• называть: химические элементы, соединения изученных классов;
• объяснять: физический смысл атомного (порядкового) номера химического элемен-та, номеров группы и периода, к которым элемент принадлежит в периодической системе Д.И. Менделеева; закономерности изменения свойств элементов в пределах малых периодов и главных подгрупп;
• характеризовать: химические элементы (от водорода до кальция) на основе их положения в периодической системе Д.И.Менделеева и особенностей строения их атомов; связь между составом, строением и свойствами веществ; химические свойства основных классов неорганических веществ;
• определять: состав веществ по их формулам, принадлежность веществ к определенному классу соединений, типы химических реакций, валентность
• составлять: формулы неорганических соединений изученных классов; схемы строения атомов первых 20 элементов периодической системы Д.И.Менделеева; уравнения химических реакций;
• обращаться с химической посудой и лабораторным оборудованием;
• распознавать опытным путем: кислород, водород, растворы кислот и щелочей,
• вычислять: массовую долю химического элемента по формуле соединения; массовую долю вещества в растворе; количество вещества, объем или массу по количеству вещества, объему или массе реагентов или продуктов реакции;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
• безопасного обращения с веществами и материалами;
• экологически грамотного поведения в окружающей среде;
• оценки влияния химического загрязнения окружающей среды на организм человека;
• критической оценки информации о веществах, используемых в быту;
• приготовления растворов заданной концентрации.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ХИМИЯ» 8 КЛАСС
Тема 1. Повторение основных понятий химии 7-го класса (8ч).
Предмет химии. Химия как часть естествознания. Вещества и их свойства. Методы познания в химии. Чистые вещества и смеси. Физические и химические явления. Молекулы и атомы, ионы. Вещества молекулярного и немолекулярного строения. Простые и сложные вещества. Химические элементы. Металлы и неметаллы. Язык химии. Относительная атомная масса. Знаки химических элементов. Закон постоянства состава Химические формулы. Относительная молекулярная масса. Вычисления по химическим формулам (массовая доля химического элемента в соединении). Валентность. Составление химических формул по валентности. Атомно-молекулярное учение. Закон сохранения массы вещества. Уравнения химических реакций. Типы химических реакций
Кислород как химический элемент и простое вещество. Физические свойства кислорода. Получение кислорода. Химические свойства и применение кислорода. Окисление. (Экология крымских лесов). Оксиды. Понятие о катализаторе. Круговорот кислорода в природе. Озон. Аллотропия кислорода. Воздух и его состав. Горение веществ в воздухе. Условия возникновения и прекращения горения, меры по предупреждению пожаров. Охрана воздуха от загрязнений. Расчеты по химическим уравнениям.
Демонстрации.
1. Приёмы безопасной работы с лабораторным оборудованием.
2. Получение кислорода из перманганата калия, пероксида водорода. Собирание кислорода методом вытеснения воздуха и методом вытеснения воды.
Расчётные задачи.
Вычисление относительной молекулярной массы вещества по формуле
Вычисление массовой доли элемента в химическом соединении.
Установление простейшей формулы вещества по массовым долям элементов
Тема 2. Водород (4 ч).
Водород, его общая характеристика и нахождение в природе. Получение водорода и его физические и химические свойства. Меры безопасности при работе с водородом. Химические свойства водорода. Водород — восстановитель. Применение.
Демонстрации.
3. Получение, собирание и распознавание водорода, проверка на чистоту
4. Взаимодействие водорода с оксидом меди (II),горение водорода.
Практическая работа № 1 «Получение водорода и исследование его свойств».
Тема 3. Вода. Растворы (9ч).
Вода. Методы определения состава воды – анализ и синтез. Вода в природе и способы ее очистки. Аэрация воды. (Опреснение морской воды – региональный компонент, принцип работы по очистке воды, очистные сооружения города Симферополя). Физические и химические свойства воды. Применение воды. Вода — растворитель. Растворы. Насыщенные и ненасыщенные растворы. Растворимость веществ в воде. Определение массовой доли растворенного вещества.
Демонстрации:
Взаимодействие воды с натрием, кальцием, оксидом кальция, оксидом углерода((IV), оксидом фосфора(V) и испытание полученных растворов индикатором.
Практическая работа № 2 «Приготовление раствора с определенной массовой долей».
Расчётные задачи.
Нахождение массовой доли растворённого вещества в растворе. Вычисление массы растворённого вещества и воды для приготовления раствора определённой концентрации
Тема 4. Количественные отношения в химии (10ч)
Моль — единица количества вещества. Молярная масса. Вычисления по химическим уравнениям. Закон Авогадро. Молярный объём газов. Относительная плотность газов. Объёмные отношения газов при химических реакциях.
Решение расчетных задач.
Демонстрации.
Химические соединения количеством вещества I моль.
Расчётные задачи.
Вычисления с использованием понятий «масса», «количество вещества», «молярная масса», «молярный объём».
Объёмные отношения газов при химических реакциях
Тема 5. «Основные классы неорганических соединений» (19 ч).
Оксиды: классификация, номенклатура, свойства, получение. Применение. Гидроксиды. Основания: классификация, номенклатура, получение, применение. Химические свойства оснований. Окраска индикаторов в щелочной т нейтральной средах. Реакция нейтрализации. Применение оснований. Амфотерные оксиды и гидроксиды. Кислоты: классификация, номенклатура, способы получения. Химические свойства кислот. Соли: классификация. Номенклатура, способы получении .Свойства солей. Производство соды на территории Крыма. Генетическая связь между оксидами, основаниями, кислотами и солями.
Демонстрации:
7. Нейтрализации щелочи кислотой в присутствии индикаторов
8. Образцы кислот, оксидов. Оснований и солей
Лабораторные опыты:
Свойства растворимых и нерастворимых оснований
Действие кислот на индикаторы,
Отношение кислот к металлам
Вытеснение одного металла другим из раствора соли
Взаимодействие гидроксида цинка с растворами кислот и щелочей
Практическая работа №3 Решение экспериментальных задач по теме: «Важнейшие классы неорганических соединений».
Тема 6. «Периодический закон и периодическая система химических элементов. Строение атома» (7ч).
Классификация химических элементов. Понятие о группах сходных элементов. Химические элементы, оксиды и гидроксид которых проявляет амфотерные свойства.( Естественные семейства химических элементов: щелочные металлы, галогены, инертные газы. Элементный состав морской воды Черного моря). Периодический закон Д.И.Менделеева. Порядковый номер элемента. Периодическая система химических элементов. Большие и малые периоды. Группы и подгруппы. Состав атомных ядер. Изотопы. Строение электронных оболочек атомов. Характеристика химических элементов главных подгрупп на основании положения в Периодической системе и строения атомов. Современная формулировка периодического закона. Значение периодического закона. Жизнь и деятельность Д.И. Менделеева.
Демонстрации:
9. Физические свойства щелочных металлов.
10.Взаимодействие оксидов натрия. магния, фосфора, серы с водой, исследование свойств полученных продуктов.
11.Взаимодействие натрия и калия с водой.
12.Физические свойства галогенов.
Тема 7. «Строение вещества. Химическая связь» (7ч).
Электроотрицательность. Ковалентная полярная и неполярная связи. Ионная связь. Валентность и степень окисления. Правила определения степеней окисления элементов. Степень окисления. Процессы окисления, восстановления. Окислительно-восстановительные реакции.
Решение задач различных типов, расчёты по уравнениям химических реакций.
Демонстрации
13.Сопоставление физико-химических свойств соединений с ковалентными и ионными связями.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ С УКАЗАНИЕМ КОЛИЧЕСТВА ЧАСОВ, ОТВОДИМЫХ НА ОСВОЕНИЕ КАЖДОЙ ТЕМЫ
№ п/п | Наименование раздела и тем | Количество часов по авторской программе | Коли-чество часов | Лабора-торные опыты | Практи-ческие работы | Контроль- ные работы | Демонстра-ции |
Раздел 1. Основные понятия химии. | 51 | 50 | | | | |
1 | Повторение основных понятий химии 7-го класса. | - | 8 | | | | 2 |
2 | Первоначальные химические понятия | 20 | - | | | | |
3 | Кислород. Воздух и его состав. | 5 | - | | | | |
4 | Водород. | 3 | 4 | | 1 | | 2 |
5 | Вода. Растворы. | 7 | 9 | | 1 | 1 | 1 |
6 | Количественные отношения в химии. | 5 | 10 | | | 1 | 1 |
7 | Основные классы неорганических соединений. | 11 | 19 | 5 | 1 | 1 | 2 |
Раздел 2. Периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева. Строение атома. | 7 | 7 | | | | 4 |
Раздел 3. Строение вещества. Химическая связь. | 7 | 7 | | | 1 | 1 |
Резерв | 5 | 4 | | | | |
Всего | 70 | 68 | 5 | 3 | 4 | 13 |