СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 05.06.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Психические процессы

Категория: Технология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Психические процессы»

3


Профессиональное самоопределение


Тема урока № 8. «Психические процессы»

Основные психические процессы и их роль в профессиональной деятельности.


Психические процессы обеспечивают формирование знаний и первичную регуляцию поведения и деятельности человека.

Все психические процессы подразделяются на:

  • Познавательные ,

  • Эмоциональные

  • Волевые

С помощью познавательных процессов человек получает и осмысливает информацию, отображает объективный мир, преобразуя его в свой субъективный образ. Ощущение, восприятие, представление, мышление, память, воображение составляют познавательные процессы.


Ощущения - это отражение отдельных свойств предметов, непосредственно воздействующих на органы чувств. Виды ощущений:

  • Зрительные (цвет, величина, конструкция и т.д.)

  • Слуховые (речь,звуки,шумы)

  • Вибрационные (колебания упругой среды)

  • Обонятельные (запахи)

  • Вкусовые (кислое, сладкое, горькое, соленое)

  • Кожные (прикосновение, температура, боль)

  • Статические (положение тела в пространстве)

  • Кинетические (координация и контроль движения)

  • Органические (голод, жажда, общее самочувствие)


Восприятием называют психический процесс отражения предметов и явлений действительности в совокупности их различных свойств и частей при непосредственном воздействии их на органы чувств. Различают восприятие предметов, времени, отношений, движений, пространства, человека. Виды восприятия: зрительное (рассматривание); слуховое (слушание), осязательное (ощупывание); вкусовое; обонятельное.


Представление — наглядный образ предмета или явления, возникающий на основе прошлого опыта путем воспроизведения в памяти или воображении. В основе представления лежит восприятие объектов, имевшее место в прошлом.

Представления делятся на зрительные, слуховые, обонятельные, осязательные и другие; по степени обобщённости — на единичные и общие; по степени волевых усилий — на произвольные и непроизвольные.


Мышление — процесс отражения действительности, высшая форма творческой активности человека, устанавливающая связи и отношения между познаваемыми объектами. Мышление является высшим познавательным психическим процессом. Задача мышления — раскрытие отношений между предметами, выявление связей и отделение их от случайных совпадений. Выделяют предметно-действенное мышление, словесно-логическое, наглядно-образное.


Воображение — это психический процесс создания нового наглядного образа предмета, явления, представления или идеи на основе материала ощущений и представлений (другими словами – фантазия). Процесс воображения свойственен только человеку и является необходимым условием его трудовой деятельности.

Участие воображения в процессе труда тем значительнее, тем больше творчества требует от работника его деятельность. Воображение – важнейшая составная часть профессиональной деятельности художника, модельера, декоратора, дизайнера, писателя ученого. Можно выделить несколько видов воображения, среди которых основные — пассивное и активное. Пассивное в свою очередь делится на произвольное (мечтательность, грезы) и непроизвольное (гипнотическое состояние, сновидовая фантазия). Активное воображение включает в себя артистическое, творческое, критическое, воссоздающее и антиципирующее.


Память — это особый психический процесс, характеризующий собой способность к закреплению, сохранению и последующему воспроизведению прошлого опыта. Память связывает прошлое субъекта с его настоящим и будущим и является важнейшей познавательной функцией, лежащей в основе развития и обучения. Без нее невозможно понять основы формирования поведения, мышления, сознания, подсознания. Основные процессы памяти – это запоминание, сохранение, забывание, восстановление.

Различают следующие виды памяти.

1. Непроизвольная память (информация запоминается сама собой без специального заучивания, в ходе выполнения деятельности, в ходе работы над информацией). Сильно развита в детстве, у взрослых ослабевает.

2. Произвольная память (информация запоминается целенаправленно с помощью специальных приемов).

Выделяют также кратковременную память, долговременную память, оперативную память, промежуточную память. 


Внимание - направленность и сосредоточение сознания человека на определенном объекте . Выделяют непроизвольное, произвольное и послепроизвольное внимание.

Свойства внимания:

  • Переключение – намеренный перенос внимания с одного объекта на другой (воспитатель, следователь, продавец, учитель, водитель и др.)

  • Объем – количество охватываемых одновременно объектов (машинистка, диктор, экономист, агроном, оператор )

  • Устойчивость – длительное сосредоточение внимания на объекте (швея, художник, конструктор, фрезеровщик и др.)

  • Концентрация – степень сосредоточенности на объекте (микробиолог, хирург, скульптор, часовой мастер, токарь и др.)

  • Распределение – способность удерживать в сфере внимания одновременно несколько объектов; выполнять несколько различных видов деятельности ( оператор, педагог, водитель, наладчик и др.)


Волевые процессы связаны с сознательным регулированием человеком своего поведения и деятельности, выраженным в умении преодолевать внутренние и внешние трудности при совершении целенаправленных действий и поступков.

Воля нужна при выборе цели, принятии решения, при осуществлении действия, при преодолении препятствий. Преодоление препятствий требует волевого усилия — особого состояния нервно-психического напряжения, мобилизующего физические, интеллектуальные и моральные силы человека. Результаты любого волевого действия имеют для человека два следствия: первое — это достижение конкретной цели; второе связано с тем, что человек оценивает свои действия и извлекает соответствующие уроки на будущее относительно способов достижения цели, затраченных усилий.


Эмоциональные процессы - особый класс субъективных психологических состояний, отражающих в форме непосредственных переживаний приятного процесса и результаты практической деятельности, направленной на удовлетворение его актуальных потребностей. Любые проявления активности человека сопровождаются эмоциональными переживаниями, поскольку все то, что делает человек, в конечном счете служит цели удовлетворения его разнообразных потребностей

Все психические процессы вызываются как внешними воздействиями, так и раздражениями нервной системы, идущими от внутренней среды организма. Психические процессы взаимосвязаны и составляют единый поток сознания, обеспечивающий адекватное отражение действительности и осуществление различных видов деятельности. Так, к примеру, память невозможна без восприятия, восприятие невозможно без ощущений, а внимание неотделимо от мышления. Психические процессы протекают с различной быстротой и интенсивностью в зависимости от особенностей внешних воздействий и состояний личности. В профессиональной деятельности и при выборе профессии важно учитывать индивидуальные особенности протекания психических процессов.







Вопросы на закрепление изученного материала


  1. Охарактеризуйте известные вам виды воображения и восприятия. Как учитывать их при выборе профессии?

  2. Какие свойства внимания вы считаете необходимыми для избираемой вами профессии?(указать профессию)

  3. Приведите примеры профессий, предъявляющих повышенные требования к образной или словесной памяти.

  4. Приведите примеры профессий, предъявляющих повышенные требования к практическому, образному и логическому мышлению.


Критерии оценивания:

За каждый полный верный ответ на приведенные выше вопросы начисляется 1 балл

4 балла - оценка «5»

3балла – оценка «4»

1-2 балла – оценка «3»

0 баллов – оценка «2»


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!