3
Профессиональное самоопределение
Тема урока № 8. «Психические процессы»
Основные психические процессы и их роль в профессиональной деятельности.
Психические процессы обеспечивают формирование знаний и первичную регуляцию поведения и деятельности человека.
Все психические процессы подразделяются на:
-
Познавательные ,
-
Эмоциональные
-
Волевые
С помощью познавательных процессов человек получает и осмысливает информацию, отображает объективный мир, преобразуя его в свой субъективный образ. Ощущение, восприятие, представление, мышление, память, воображение составляют познавательные процессы.
Ощущения - это отражение отдельных свойств предметов, непосредственно воздействующих на органы чувств. Виды ощущений:
-
Зрительные (цвет, величина, конструкция и т.д.)
-
Слуховые (речь,звуки,шумы)
-
Вибрационные (колебания упругой среды)
-
Обонятельные (запахи)
-
Вкусовые (кислое, сладкое, горькое, соленое)
-
Кожные (прикосновение, температура, боль)
-
Статические (положение тела в пространстве)
-
Кинетические (координация и контроль движения)
-
Органические (голод, жажда, общее самочувствие)
Восприятием называют психический процесс отражения предметов и явлений действительности в совокупности их различных свойств и частей при непосредственном воздействии их на органы чувств. Различают восприятие предметов, времени, отношений, движений, пространства, человека. Виды восприятия: зрительное (рассматривание); слуховое (слушание), осязательное (ощупывание); вкусовое; обонятельное.
Представление — наглядный образ предмета или явления, возникающий на основе прошлого опыта путем воспроизведения в памяти или воображении. В основе представления лежит восприятие объектов, имевшее место в прошлом.
Представления делятся на зрительные, слуховые, обонятельные, осязательные и другие; по степени обобщённости — на единичные и общие; по степени волевых усилий — на произвольные и непроизвольные.
Мышление — процесс отражения действительности, высшая форма творческой активности человека, устанавливающая связи и отношения между познаваемыми объектами. Мышление является высшим познавательным психическим процессом. Задача мышления — раскрытие отношений между предметами, выявление связей и отделение их от случайных совпадений. Выделяют предметно-действенное мышление, словесно-логическое, наглядно-образное.
Воображение — это психический процесс создания нового наглядного образа предмета, явления, представления или идеи на основе материала ощущений и представлений (другими словами – фантазия). Процесс воображения свойственен только человеку и является необходимым условием его трудовой деятельности.
Участие воображения в процессе труда тем значительнее, тем больше творчества требует от работника его деятельность. Воображение – важнейшая составная часть профессиональной деятельности художника, модельера, декоратора, дизайнера, писателя ученого. Можно выделить несколько видов воображения, среди которых основные — пассивное и активное. Пассивное в свою очередь делится на произвольное (мечтательность, грезы) и непроизвольное (гипнотическое состояние, сновидовая фантазия). Активное воображение включает в себя артистическое, творческое, критическое, воссоздающее и антиципирующее.
Память — это особый психический процесс, характеризующий собой способность к закреплению, сохранению и последующему воспроизведению прошлого опыта. Память связывает прошлое субъекта с его настоящим и будущим и является важнейшей познавательной функцией, лежащей в основе развития и обучения. Без нее невозможно понять основы формирования поведения, мышления, сознания, подсознания. Основные процессы памяти – это запоминание, сохранение, забывание, восстановление.
Различают следующие виды памяти.
1. Непроизвольная память (информация запоминается сама собой без специального заучивания, в ходе выполнения деятельности, в ходе работы над информацией). Сильно развита в детстве, у взрослых ослабевает.
2. Произвольная память (информация запоминается целенаправленно с помощью специальных приемов).
Выделяют также кратковременную память, долговременную память, оперативную память, промежуточную память.
Внимание - направленность и сосредоточение сознания человека на определенном объекте . Выделяют непроизвольное, произвольное и послепроизвольное внимание.
Свойства внимания:
-
Переключение – намеренный перенос внимания с одного объекта на другой (воспитатель, следователь, продавец, учитель, водитель и др.)
-
Объем – количество охватываемых одновременно объектов (машинистка, диктор, экономист, агроном, оператор )
-
Устойчивость – длительное сосредоточение внимания на объекте (швея, художник, конструктор, фрезеровщик и др.)
-
Концентрация – степень сосредоточенности на объекте (микробиолог, хирург, скульптор, часовой мастер, токарь и др.)
-
Распределение – способность удерживать в сфере внимания одновременно несколько объектов; выполнять несколько различных видов деятельности ( оператор, педагог, водитель, наладчик и др.)
Волевые процессы связаны с сознательным регулированием человеком своего поведения и деятельности, выраженным в умении преодолевать внутренние и внешние трудности при совершении целенаправленных действий и поступков.
Воля нужна при выборе цели, принятии решения, при осуществлении действия, при преодолении препятствий. Преодоление препятствий требует волевого усилия — особого состояния нервно-психического напряжения, мобилизующего физические, интеллектуальные и моральные силы человека. Результаты любого волевого действия имеют для человека два следствия: первое — это достижение конкретной цели; второе связано с тем, что человек оценивает свои действия и извлекает соответствующие уроки на будущее относительно способов достижения цели, затраченных усилий.
Эмоциональные процессы - особый класс субъективных психологических состояний, отражающих в форме непосредственных переживаний приятного процесса и результаты практической деятельности, направленной на удовлетворение его актуальных потребностей. Любые проявления активности человека сопровождаются эмоциональными переживаниями, поскольку все то, что делает человек, в конечном счете служит цели удовлетворения его разнообразных потребностей
Все психические процессы вызываются как внешними воздействиями, так и раздражениями нервной системы, идущими от внутренней среды организма. Психические процессы взаимосвязаны и составляют единый поток сознания, обеспечивающий адекватное отражение действительности и осуществление различных видов деятельности. Так, к примеру, память невозможна без восприятия, восприятие невозможно без ощущений, а внимание неотделимо от мышления. Психические процессы протекают с различной быстротой и интенсивностью в зависимости от особенностей внешних воздействий и состояний личности. В профессиональной деятельности и при выборе профессии важно учитывать индивидуальные особенности протекания психических процессов.
Вопросы на закрепление изученного материала
-
Охарактеризуйте известные вам виды воображения и восприятия. Как учитывать их при выборе профессии?
-
Какие свойства внимания вы считаете необходимыми для избираемой вами профессии?(указать профессию)
-
Приведите примеры профессий, предъявляющих повышенные требования к образной или словесной памяти.
-
Приведите примеры профессий, предъявляющих повышенные требования к практическому, образному и логическому мышлению.
Критерии оценивания:
За каждый полный верный ответ на приведенные выше вопросы начисляется 1 балл
4 балла - оценка «5»
3балла – оценка «4»
1-2 балла – оценка «3»
0 баллов – оценка «2»