СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Психокоррекционная программа по познавательным процессам.

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Психокоррекционная программа по познавательным процессам.»

Муниципальное автономное общеобразовательное

учреждение гимназия № 24 имени генерал-лейтенанта

юстиции М.Г. Ядрова города Ставрополя







Психокоррекционная программа по познавательным

процессам.

(1-7 классы)





Подготовила:

Педагог – психолог

Калмыкова Елена Владимировна







Ставрополь 2016



Психокоррекционная программа по познавательным процессам.

(1-7 классы).


Калмыкова Елена Владимировна

Педагог-сихолог

первой категории

МАОУ гимназия № 24

имени генерала-лейтенанта

юстиции М. Г. Ядрова

г. Ставрополя


Пояснительная записка.

Данная программа предназначена для детей в возрасте от 7 до15 лет. Предоставленная программа развивает познавательные процессы (внимание, восприятие, память, воображение, мышление). Наиболее благоприятный для возрастной период развития утерян, и как показывает практика, что только комплексный подход к решению данной проблемы, приносит позитивные результаты.

Целью программы является улучшение познавательных процессов подростка.

Задачи: - создать положительные условия для успешной развития познавательных процессов .

- сформировать уверенность в себе.

- способствовать созданию благоприятной атмосферы в группе.

- сформировать умения и навыки групповой работы.

Занятия проходят в гимназии один раз в неделю 40 минут и в домашних условиях каждый день по 15-25 минут. Программа рассчитана на 20 занятий. Занятия проходят в форме тренинга с элементами игры.

Результатом данной программы должно стать: умение сотрудничать, работать в команде, уверенное поведение детей, повышение уровня познавательных процессов.


Тематический план.


№ занятия

Тема занятия

Время

(минуты)

1

Знакомство.

40

2

Наше внимание.

40

3

Внимание и мы.

40

4

В жизни внимание нам помогает.

40

5

Восприятия и ощущения.

40

6

Как мы воспринимаем.

40

7

Ощущая, мы живем.

40

8

Память.

40

9

Запоминаем все.

40

10

Память с нами всегда.

40

11

Воображение.

40

12

Воображаем все подряд.

40

13


40

14

Мыслительные процессы.

40

15

Мы учимся правильно мыслить.

40

16

Логика

40

17

Узнаем новое.

40

18

В мышлении наша сила.

40

19

Обозначаем наши мысли.

40

20

Итоговое.

40












Содержание:

  1. Занятие «Знакомство»

Упражнение 1: «Клубок»

Рассказ о психологии, о значимости данных занятий.

Упражнение 2: «Живая картина»

Правила

Упражнение 3: «Что изменилось».

Ритуальное прощание.

  1. Занятие «Наше внимание»

Приветствие

Упражнение 1: «Будь внимателен»

Рассказ о внимании и его значении.

Напоминания о правилах

Упражнение 2: «Слова невидимки»

Упражнение 3: «Муха»

Домашнее задание.

Ритуальное прощание.


  1. Занятие «Внимание и мы»

Приветствие

Упражнение 1: «Кто быстрее»

Упражнение 2: «Наблюдатель»

Упражнение 3: «На концентрацию и распределение внимания»

Упражнение 4: На развитие произвольности внимания

Домашнее задание.

Ритуальное прощание.


  1. Занятие «В жизни внимание нам помогает»

Приветствие

Упражнение 1: «Слова невидимки»

Упражнение 2: «Селектор»

Упражнение 3: «Пальцы»

Упражнение 4: На развитие устойчивости внимания

Домашнее задание.

Ритуальное прощание.


  1. Занятие «Восприятие и ощущения»

Приветствие

Упражнение 1: «Зеркало»

Рассказ о восприятии и ощущениях.

Упражнение 2: «Где, какие треугольники»

Упражнение 3: Восприятие предмета

Упражнение 4: «Восприятие и чтение текста»

Домашнее задание.

Ритуальное прощание.


  1. Занятие «Как мы воспринимаем»

Приветствие

Упражнение 1: «Чувственность предмета»

Упражнение 2: «Избирательность восприятия»

Упражнение 3: «Волшебная палитра»

Упражнение 4: «Звучание предмета»

Домашнее задание.

Ритуальное прощание.


  1. Занятие «Ощущая, мы живем»

Приветствие

Упражнение 1: «Маска лица»

Упражнение 2: «Ощущение и восприятие»

Упражнение 3: «Различия и сходства»

Упражнение 4: Чувственность глазомера

Домашнее задание.

Ритуальное прощание

.

  1. Занятие «Память»

Приветствие

Упражнение 1: «Дыхание полет»

Рассказ о памяти.

Упражнение 2: «Трудно запомнить»

Упражнение 3: «Бег ассоциаций»

Упражнение 4: «Пиктограмма»

Домашнее задание.

Ритуальное прощание


  1. Занятие «Запоминаем все»

Приветствие

Упражнение 1: «Запомни слово»

Упражнение 2: «Запомни стих»

Упражнение 3: «Запомни рассказ»

Домашнее задание.

Ритуальное прощание.


  1. Занятие «Память с нами всегда»

Приветствие

Упражнение 1: «Я - фотоаппарат»

Упражнение 2: «Особый путь зубрежки»

Упражнение 3: «Гуляем в лесу»

Упражнение 4: «Рисуем узор»

Домашнее задание.

Ритуальное прощание.


  1. Занятие «Воображение»

Приветствие

Упражнение 1: «Переход через горную реку»

Рассказ о воображении.

Упражнение 2: «Не может быть»

Упражнение 3: «Что было бы, если бы »

Упражнение 4: «Термометр»

Домашнее задание.

Ритуальное прощание


  1. Занятие «Воображаем все подряд»

Приветствие

Упражнение 1: «Волшебный карандаш»

Упражнение 2: «Перевоплощение»

Упражнение 3: «Угадай кто я»

Домашнее задание.

Ритуальное прощание.


  1. Занятие «»

Приветствие

Упражнение 1: «Групповая картина»

Упражнение 2: «Задачи на воображение»

Упражнение 3: «Укрась слово»

Домашнее задание.

Ритуальное прощание.


  1. Занятие «Мыслительные процессы»

Приветствие

Упражнение 1: «Змея»

Рассказ о мышлении.

Упражнение 2: «Выявление общих понятий»

Упражнение 3: «Сложные ассоциации»

Домашнее задание.

Ритуальное прощание

.

  1. Занятие «Мы учимся правильно мыслить»

Приветствие

Упражнение 1: «Самурай, дракон, принцесса »

Упражнение 2: «Исключение понятий»

Упражнение 3: «Логичность»

Домашнее задание.

Ритуальное прощание.


  1. Занятие «Логика»

Приветствие

Упражнение 1: «Ключ к неизвестному»

Упражнение 2: «Сходства и различия»

Упражнение 3: «Ошибающийся учитель»

Домашнее задание.

Ритуальное прощание.


  1. Занятие «Узнаем новое»

Приветствие

Упражнение 1: «Вопрошайка»

Упражнение 2: «Слова невидимки»

Упражнение 3: «Узор»

Упражнение 4: «Самурай, принцесса, дракон »

Домашнее задание.

Ритуальное прощание.


  1. Занятие «В мышлении наша сила»

Приветствие

Упражнение 1: «Скульптура»

Упражнение 2: «Что нового»

Упражнение 3: «Поиск аналогов»

Домашнее задание.

Ритуальное прощание.


  1. Занятие «Обозначаем наши мысли»

Приветствие

Упражнение 1: «Фотографы»

Упражнение 2: «Выражаем мысли другими словами»

Упражнение 3: «Что изменилось»

Домашнее задание.

Ритуальное прощание.




  1. Занятие «Итоговое»

Приветствие

Упражнение 1: «Вопрошайка»

Упражнение 2: «Скульптура»

Упражнение 3: «Логичность»

Упражнение 4: «Групповая картина»

Домашнее задание.

Ритуальное прощание

.











Глава 1 ПРИЕМЫ РАЗВИТИЯ ВНИМАНИЯ

Упражнение 1. «КТО БЫСТРЕЕ?»

1) Учащимся предлагается как можно быстрее и точнее вычеркнуть в колонке любого текста какую-либо часто встречающуюся букву, например «о» или «е». Успешность выполнения теста оценивается по времени его выполнения и количеству допущенных ошибок — пропущенных букв: чем меньше величина этих показателей, тем выше успешность. При этом надо поощрять успехи и стимулировать интерес.

2) Для тренировки переключения и распределения внимания задачу следует изменить: предлагаете» зачеркивать одну букву вертикальной чертой, а другую — горизонтальной или по сигналу чередовать зачеркивание одной буквы с зачеркиванием другой. Со временем задание можно усложнять. Например, одну букву зачеркивать, другую подчеркивать, а третью — обводить кружком.

Цель такой тренировки — выработка привычных, доведенных до автоматизма действий, подчиненных определенной, четко осознаваемой цели. Время заданий варьируется в зависимости от возраста.

Упражнение 2. «НАБЛЮДАТЕЛЬНОСТЬ»

Детям предлагается по памяти подробно описать школьный двор, путь из дома в школу — то, что они видели сотни раз. Такие» описания младшие школьники делают устно, а их одноклассники дополняют пропущенные детали. Подростки могут записать свои описания, а затем сравнить их между собой и с реальной действительностью. В этой игре выявляются связи внимания и зрительной памяти.

Упражнение 3. «КОРРЕКТУРА»

Ведущий пишет на листе бумаги несколько предложений с пропуском и перестановкой букв в некоторых словах. Ученику разрешается прочесть этот текст только один раз, сразу исправляя ошибки цветным карандашом. Затем он передает лист второму ученику, который исправляет оставленные ошибки карандашом другого цвета. Возможно проведение соревнований в парах.

Упражнение 4. «ПАЛЬЦЫ»

Участники удобно располагаются в креслах или на стульях, образуя круг. Следует переплести пальцы положенных на колени рук, оставив большие пальцы свободными. По команде «Начали» медленно вращать большие пальцы один вокруг другого с постоянной скоростью и в одном направлении, следя за тем, чтобы они не касалась друг друга- Сосредоточить внимание на этом движении. По команде «Стоп» прекратить упражнение. Длительность 5-15 минут. Некоторые участники испытывают необычные ощущения, увеличения или отчуждения пальцев, кажущееся изменение направления их движения. Кто-то будет чувствовать сильное раздражение или беспокойство. Эти трудности связаны с необычностью объекта сосредоточения.

Упражнение 5. «МУХА»

Для этого упражнения требуется доска с расчерченным на ней девятиклеточным игровым полем 3х3 и небольшая присоска (или кусочек пластилина). Присоска выполняет здесь роль «дрессированной мухи». Доска ставится вертикально, и ведущий разъясняет участникам, что перемещение «мухи» с одной клетки на другую, происходит посредством подачи ей команд, которые она послушно выполняет. По одной из четырех возможных команд («вверх», «вниз», «вправо» или «влево») муха перемещается соответственно команде на соседнюю клетку. Исходное положение «мухи» — центральная клетка игрового поля- Команды подаются участниками по очереди. Играющие должны, неотступно следя за перемещениями «мухи», не допустить ее выхода за пределы игрового поля.

После всех этих разъяснении начинается сама игра. Она проводится на воображаемом поде, которое каждый из участников представляет перед собой. Если кто-то теряет нить игры или «видит», что «муха» покинула поле, он дает команду «Стоп» и, вернув «муху» на центральную клетку, начинает игру сначала.

«Муха» требует от играющих постоянной сосредоточенности, однако, после того, как упражнение хорошо усвоено, его можно усложнить. Увеличив количество игровых клеток (например, до 4х4) или количество «мух», в. последнем случае команды подаются каждой «мухе» отдельно.

Упражнение 6. «СЕЛЕКТОР»

Для упражнения выбирается один из участников игры — «приемник». Остальная группа — «передатчики» — заняты тем, что каждый считает вслух от разных чисел и в разных направлениях. «Приемник» держит в руке жезл и молча слушает. Он должен поочередно настроиться на каждый.


  1. Упражнение на развитие способности к переключению внимания.

Называйте ребенку различные слова: стол, кровать, чашка, карандаш, тетрадь, книга, воробей, вилка и т.д. Он должен, по договоренности, отреаги­ровать на определенные слова. Ребенок внимательно слушает и хлопает в ладо­ши тогда, когда встретится слово, обозначающее, например, животное. Если ребенок сбивается, повторите задание снова.

Во второй серии можно предложить, чтобы ребенок вставал каждый раз, когда, как условлено, услышит слово, обозначающее растение.

В третьей серии можно объединить первое и второе задания, т.е. ребе­нок хлопает в ладоши при произнесении слова, обозначающего животное, и встает при произнесении слова, обозначающего какое-либо растение.

Такие и подобные им упражнения развивают внимательность, быстроту распределения и переключения внимания, а кроме того, расширяют кругозор и познавательную активность ребенка.

Особенно интересно проведение подобных игр с группой детей, когда проявляется соревновательность между детьми.


8. Упражнение на развитие распределения внимания.

1.Потерялся мягкий знак (на развитие операций контроля).

Задание 1. В этом стихотворении сделано несколько ошибок. Исправь их. Расставь мягкие знаки.

Давайте, ребята, учится, считат,

Делит, умножат, прибавлят, вычитат,

Запомните все, что без точного счета

Не сдвинется с места любая работа.

Е. Минский

Задание 2. Вспомни правило, которое может помочь правильно выпол­нить это задание.

2. Расставь буквы "с" и "з" (на развитие операций контроля)

Задание 1. Постарайся как можно быстрее исправить все ошибки, допущенные при написании этого стихотворения.

Как нет на свете бес ножек столов,

Как нет на свете бес рожек козлов,

Котов бес усов и бес панцирей раков,

Так нет в арифметике действий бес знаков.

Е. Минский

Задание 2. Вспомни правило, которое может помочь правильно выполнить это задание.

3. Кто получил двойку? (задание на тренировку объема внимания, способностей переключения и распределения внимания)

Задание 1. Сейчас я прочитаю стихотворение Е. Минскина.

В нашем классе два Ивана,

Две Татьяны, две Светланы,

Три Катюши, три Галины,

Пять Андреев, три Полины,

Восемь Львов, четыре Саши,

Пять Ирин и две Наташи.

И всего один Виталий.

Сколько всех вы насчитали ?

Итак, я повторю стихотворение, а ты должен успеть сосчитать, сколько учеников в классе.

Задание 2. Послушайте продолжение стихотворения и скажите, сколько ребят получили "пятерки" ?

Вот отметки по контрольной:

Получили "пять" все Саши,

Иры, Кати и Наташи.


Задание 3. Сколько человек получили "четверки" ?

По "четверке" - Тани, Гали,

Львы, Полины и Виталий.


Задание 4. Сколько ребят получили "тройки" ?

Остальные все Иваны,

Все Андреи и Степаны

Получили только "тройки".


Задание 5. А кому достались "двойки" ?

4. Галки и палки, (народная задача на внимательность и сообрази­тельность)

Прилетели галки,

Сели на палки.

Если на каждой палке

Сядет по одной галке,

То для одной галки

Не хватит палки.

Если же на каждой палке

Сядет по две галки,

То одна из палок

Будет без галок.

Сколько было галок ? Сколько было палок ?

Правильный ответ: 4 галки и 3 палки.


5. Зайцы и морковки, (на тренировку объема внимания)

К двум зайчатам в час обеда

Прискакали три соседа.

В огороде зайцы сели

И по три морковки съели.

Кто считать, ребята, ловок,

Сколько съедено морковок ?

6. Большая семья, (на тренировку объема внимания)

Мы - большая семья,

Самый младший - это я,

Сразу нас не перечесть.

Маня есть и Ваня есть,

Юра, Шура, Клаша, Саша

И Наташа тоже наша.

Мы по улице идем –

Говорят, что детский дом.

Посчитайте поскорей,

Сколько нас в семье детей ?

Вспомни, как зовут детей ?

7. Время растяжимо... (на тренировку объема внимания и развития способностей к концентрации внимания)

Задание. Сейчас я прочитаю тебе стихотворение Самуила Яковлевича Маршака "Мы знаем: время растяжимо", а ты постарайся слушать внимательно, чтобы по прочтении ответить на мои вопросы.

Мы знаем: время растяжимо,

Оно зависит от того,

Какого рода содержимым

Вы наполняете его.

Бывают у него застои,

А иногда оно течет

Ненагруженное, пустое,

Часов и дней напрасный счет.

Пусть равномерны промежутки,

Что разделяют наши сутки,

Но, положив их на весы,

Находим долгие минутки

И очень краткие часы.

.

Вопросы:

- О чём говорится в этом стихотворении?

- Какие временные промежутки упоминаются? -

- Как называется стихотворение?

- Кто автор?

- Помнишь ли имя и отчество автора?

- Какую центральную, самую главную, мысль хотел выразить С.Я.Маршак


9.Упражнение на развитие устойчивости внимания.

Для развития устойчивости внимания дайте ребенку небольшой текст (газетный, журнальный) и предложите, просматривая каждую строчку, зачер­кивать какую-либо букву (например, "а"),

Фиксируйте время и количество ошибок. Ежедневно отмечайте результа­ты на графике, проанализируйте, как изменяется результативность.

Если вы делали всё правильно, то должно быть улучшение результатов -ознакомьте ребенка с ними, порадуйтесь вместе с ним.

Для тренировки распределения и переключения внимания измените инструкцию. Например, так: "В каждой строке зачеркни букву "а", а букву "б" подчеркни". Или так: "Зачеркни букву "а", если перед ней стоит буква "н", и подчеркни букву "а", если перед ней стоит буква "л". Фиксируйте время и ошибки.

ГЛАВА 2. ПРИЕМЫ РАЗВИТИЯ ВОСПРИЯТИЯ

Упражнение 1. «Волшебная палитра»

Детям предлагается изобразить красками на листе бумаги:

— как светлеет небо на рассвете?

— как заходит солнце?

— как желтеют осенью листья?

— какое бывает небо перед грозой? и др.

Упражнение 2. “Раздели кружки”

Большие и маленькие, черные и белые круги разделены на две группы; ребенку необходимо рассказать, по какому признаку разделены круги (по цвету, по величине, по цвету и величине).

В ариант 1



В ариант 2










Упражнение 3. “Где какие треугольники”

В прямоугольнике находятся две пересекающихся круга и треугольники- черные и белые, большие и маленькие. Ребенку предложите определить:

А) где расположены большие белые треугольники;

Б) где расположены маленькие белые треугольники;

В) где расположены большие черные треугольники;

Г) где расположены маленькие черные треугольники.















Упражнение 4. “Чем отличается?”

П редложите ребенку рассказать, чем отличается треугольник от четырехугольника?











Предложите ребенку рассказать, чем отличается четырехугольник от пятиугольника?












Упражнение 5. Восприятие и чтение текста

Цель: Развитие восприятия, повышение скорости чтения. (Проводится в парах).

Инструкция. В течение двух минут вы будете читать тексты (предлагаются тексты из художественной литературы). При этом вы должны вслух говорить "ля-ля-ля", чтобы воспрепятствовать проговариванию текста. Затем вы должны рассказать друг другу, о чем был текст. Весь ли текст успели прочитать? Какие были затруднения?

Осуществляя тренировку ежедневно по 20 минут в течение месяца, можно значительно повысить скорость чтения. Скорость чтения у многих людей снижена вследствие сохранения привычки внутреннего проговаривания читаемого текста, а пропускная способ­ность слуха в сотни раз ниже пропускной способности зрения.


Упражнение 6. Звучание предметов.

Цель: Развитие способности по звуку определять предметы из разных материалов (пластмассовые, стеклянные, деревянные).

Инструкция. Посмотрите на предметы, которые находятся пе­ред вами (стол, доска, окно, ваза, книга и др.). Теперь закройте глаза, слушайте и отгадывайте, по какому предмету я буду стучать. Запом­ните последовательность и открыв глаза, запишите свои восприятия. Теперь давайте проверим, правильно ли вы определили звучащие предметы.

Упражнение 7. Различия в сходстве.

Цель: Развитие, умения обнаружить различие в сходных на первый взгляд явлениях, быстро и безошибочно определять характерные признаки, что является важным условием интеллектуальной деятель­ности.

Инструкция. На рисунке две группы геометрических фигур. В первой группе фигуры имеют общие признаки, а в другой - они разнородны. Посмотрите на них не более 30 секунд, а затем перечис­лите все признаки, позволяющие отличить фигуры первой и второй групп. Запишите выводы, проанализируйте рисунок и сравните свои результаты с ответом. Чем больше признаков вы найдете с первого взгляда, тем выше можно оценить ваше восприятие.

Проверить правильность ответа можно по ключу (см. ключи).


Упражнение 8. «Чувственность глазомера».

Цель: Развитие чувствительности глазомера.

Инструкция. Проведите на бумаге без помощи линейки гори­зонтальные линии длиной б см, 7см, 13см, 5см. Разделите их на глаз как можно точнее пополам. Затем с помощью линейки определите допущенные отклонения, выразив их в миллиметрах, установите сред­нюю ошибку.

Теперь будем чертить вертикальные линии: 7см, 11см, 14см. Разделите их пополам и половинки еще раз пополам. Проверьте отклонения с помощью линейки.

Предлагается развивать чувствительность глазомера до тех пор, пока человек не добьется точного деления линии пополам.




Глава 3. ПРИЕМЫ РАЗВИТИЯ ПАМЯТИ


Упражнение 1. «ТРУДНОЕ ЗАПОМНИ!»

Учитель показывает ученикам на 25-30 сек. десять слов с трудным написанием и убирает их. Затем под диктовку ученики пишут эти слова на листке. Зрительная память в этом случае как бы «подстраховывает» слуховую. Выигрывает тот, кто записал все слова правильно.


Упражнение 2. «ЗАБЛУДИВШИЙСЯ РАССКАЗЧИК»

Участники рассаживаются в круг. Ведущий определяет тему разговора. Один из участников начинает развивать ее, а затем, следуя за случайными ассоциациями, уводит разговор в сторону. Он перескакивает с одной темы на другую, затем на третью, стремится как можно лучше «запутать» свое повествование. Затем говорящий жестом передает слово другому участнику. Слово может быть передано любому, поэтому за ходом игры следят. Тот, на кого пал выбор, должен «распутать» разговор, то есть кратко пройтись по всем ассоциативный переключениям своего предшественника в обратном порядке — от конца к началу. Он возвращается к исходной, предложенной ведущим, теме. Затем сам «запутывает» разговор, передает слово кому-то другому, и так далее.

Упражнение 3. «БЕГ АССОЦИАЦИЙ»

Участники рассаживаются в круг. Ведущий произносит два случайных слова. Один из участников вслух описывает образ, соединяющий второе слово ведущего с первым. Затем создавший образ участник предлагает свое слово следующему игроку, тому, кто сидит от него по левую руку. Тот связывает это третье слово со вторым ведущего, а свое собственное слово — уже четвертое в этой цепочке — передает в качестве задания своему соседу слева. Игра движется кругами, и в конце каждого круга ведущий по секундомеру объявляет время, затраченное на его прохождение. Хорошо подготовленные участники могут участвовать в «забеге» на несколько кругов. Ведущий имеет право неожиданно остановить игру и предложить кому-нибудь из участников воспроизвести все слова. Если участник помнит только свои слова, значит, он ориентирован на личное достижение и не участвует в игре.

Упражнение 4. "Запоминание слов"

Теперь можно попробовать научить детей запоминать несколько логически не связанных слов. Начните с 10 слов, например:


дерево стол река корзина расческа мыло ежик резинка книга солнце


Эти слова надо связать в рассказ:


"Представьте зеленое красивое ДЕРЕВО. Из него начинает расти в сторону доска, из доски вниз опускается ножка, получается СТОЛ. Приближаем свой взгляд к столу и видим на нем лужу, которая стекает вниз, превращаясь в целую РЕКУ. Посередине реки образуется воронка, которая превращается в КОРЗИНУ. Корзина вылетает из реки на берез. Вы подходите, отламываете один край — получается РАСЧЕСКА. Вы берете ее и начинаете расчесывать свои волосы, а затем мыть их МЫЛОМ. Мыло стекает и остаются волосы, торчащие ЕЖИКОМ. Вам очень неудобно и вы берете РЕЗИНКУ и стягиваете ею волосы. Резинка не выдерживает и лопается. Когда она падает вниз, разворачивается по прямой линии и превращается в КНИГУ. Вы открываете книгу, а из нее прямо вам в глаза ярко светит СОЛНЦЕ".


Сначала пусть дети пытаются представить рассказ, составленный вами, затем практикуются сами, придумывая рассказ (используются другие слова) и делясь им друг с другом. На заключительном этапе — вы диктуете им слова, а они, самостоятельно воображая, запоминают их.

Постепенно количество слов, предназначенных для запоминания, увеличивается.

Задача учителя во всей этой работе — привести подобную запись, упорядочение и извлечение материала из памяти в устойчивый навык работы с информацией.

Теперь остановимся непосредственно на запоминании материала, часто используемого в школьной программе.

Упражнение 5. "Запоминание стихов"

Любой текст можно представить мысленными образами, на этом и основана предлагаемая техника запоминания, которой следует обучать детей.

В огороде чучело Шляпу нахлобучило

Рукавами машет —

И как будто пляшет!

Это чучело — оно

Сторожить поставлено,

Чтобы птицы не летали.

Чтоб горошек не клевали.

Вот какое чучело

Шляпу нахлобучило.

Синий шарф на палке —

Пусть боятся галки!

(И.Михайлова)

а) Прочитайте внимательно первую строчку стихотворения.

б) Закройте глаза и попробуйте зримо представить себе содержание этой строки в уме. Постарайтесь нарисовать картинку яркой, почувствовать, как вы к ней относитесь: нравится вам ее содержание или нет.

в) Перейдите к следующей строчке. Прочитайте ее вслух и представите в своем воображении. Продолжайте то же самое со всеми строчками.

У детей в голове должна получиться очень ясная картина образов, содержащихся в стихотворении. Дайте им задание прочитать же стихотворение вслух без остановок, подкрепляя слова возникающими зрительными образами.

г) "Теперь, — говорите вы детям, — попробуйте вспомнить стихотворение, отталкиваясь от мысленных образов. Закройте глаза и воспроизведите те образы, которые вам запомнились. Опишите их своими словами".

д) Проверьте себя, повторно перечитывая стихотворение вслух. Если нужно, подправьте образы, перечитывая стихотворение еще раз внимательно. Исправьте также последовательность, в которой эти образы у вас возникают.

е) Произнося стихотворение, вслушайтесь в звучание слов. Обращайте внимание на ритм и рифмы. Каждый раз обсуждайте заучиваемое стихотворение; опишите и охарактеризуйте с детьми стихи, попросите их поделиться впечатлениями от самого текста.

Упражнение 6. "Запоминание рассказ"

Очень часто учитель сталкивается с трудностями в обучении детей пересказу, как в устной форме, так и в письменной (изложении). Предлагаем вам примерный вариант работы с текстом, облегчающий его запоминание.

1. Определите основную идею содержания текста. Выявите главное — о чем идет речь? Для этого разрешите детям бегло просмотреть текст. Обратите внимание ребят на заголовок.

2. Спросите, из скольких частей состоит текст. Теперь постарайтесь помочь им поставить вопросы к каждой части, основываясь на подзаголовках (если есть), а затем при чтении дайте им возможность найти на них ответы. Это позволит детям проследить развитие главной идеи произведения.

3. Составьте с детьми план текста, выявляющий его структурную композицию. Для этого разбейте текст на длинные абзацы, содержание внутри которых объединено общей идеей. План можно составить письменно, а можно подчеркивать ключевые слова в абзаце, которые и составят основную мысль.

4. Предложите детям пересказать эти идеи сначала вслух, а затем про себя.

5. Теперь дети должны тотчас же повторно просмотреть текст, вновь акцентируя внимание на основных идеях, порядке их изложения и выделяя яркие образы и примеры, подкрепляющие основную мысль. При чтении просите детей зримо воспроизводить образы, подсказываемые текстом.

6. Перейдите к рассмотрению деталей произведения. Выявите вместе с детьми самые существенные из них.

7. Наконец, перейдите к личным комментариям и замечаниям детей. Выясните, что думают ребята об отношении автора к главным героям, событиям. Попросите их доказать это. Затем перейдите к обсуждению впечатлений самих детей. Старайтесь, чтобы дети не ограничивались согласием или несогласием с автором, а выражали, почему их мнение таково. Попросите их точно описать, что им нравится, а что нет.

8. В заключение дайте ребятам возможность ответить на шесть простых вопросов: Кто делает. Что, Когда, Почему, Где, Как? Это позволит дольше сохранить прочитанное в активной зоне детской памяти.

Упражнение 7. "Запоминание чисел"

Запоминание чисел — важная проблема, с которой сталкиваются учителя, например, при изучении таблиц сложения или умножения. Предлагаемый вариант запоминания требует серьезной и продолжительной работы с детьми, особого творчества учителя, поэтому может быть использован учителями по желанию.

Система основана на использовании визуальных образов и их элементов — контуров, форм, геометрических фигур, цветов и оттенков.


Каждой цифре присваивается свой визуальный код, например:


ноль — круг (или овал)

один — столб (кол, свеча)

два — близнецы (пара ботинок)

три — треугольник (трехколесный велосипед)

четыре — квадрат (4 лапы животного)

пять — звезда (пятиугольник)

шесть — навесной замок открытый семь — коса (Белоснежка и семь гномов)

восемь — песочные часы (очки)

девять — улитка десять — пальцы двух рук


Нетрудно связать такие образы в цепочку, соответствующую ряду цифры, который нужно запомнить, например:

2х2=4


"Близнецы, стоящие в квадратном окне" или "Пара ботинок папы и пара ботинок мамы стоят на квадратном коврике".

Другой пример:4+5=9

"В квадрате нарисована звезда, и по рисунку ползет литка".


Можно воображать любые, самые несуразные сценки.


Упражнение 8. "Особый путь зубрежки"

1. Повторение слова или фразы, которую надо запомнить, про себя.

2. Подождать 1 секунду и повторить снова.

3. Подождать 2 секунды и повторить снова.

4. Подождать 4 секунды и повторить снова.

Ожидание — это эмоционально загруженное состояние. Удержание информации в этом состоянии не дает ей выскочить, она бьется и взбивает связи с другими понятиями.

5. Повторите через 10 минут (необходимо для запечатления).

6. Для уверенного перевода в долговременную память повторить через 2-3 часа.

7. При необходимости через 1-2 месяца; через 1 год.

Упражнение 9. “Гуляем по саду”

Попросите ребенка перечислить растения ,которые можно встретить в саду .Покажите ребенку карточки с различными растениями и попросите его выбрать картинки тех растений ,которые он назвал .Уберите карточки и попросите ребенка перечислить растения в том порядке ,в котором он их называл .


Упражнение 10. “Гуляем по лесу”

Попросите ребенка перечислить животных ,которых можно встретить в лесу .Покажите ребенку карточки с различными животными и попросите его выбрать картинки тех животных ,которые он называл .Уберите карточки и попросите ребенка перечислить животных в том порядке ,в котором он их называл .


Упражнение 11. “Рисуем по памяти узоры”

На листе бумаги нарисован узор. Предложите ребенку в течение 1 мин. Посмотреть на этот узор. Затем узор следует убрать, а ребенка попросить воспроизвести его по памяти.

Упражнение 12. "Я - фотоаппарат"

Предложите ребенку представить себя фотоаппаратом, который может сфо­тографировать любой предмет, ситуацию человека и т.д. Например, ребенок в течение нескольких секунд внимательно рассматривает все предметы, находя­щиеся на столе. Затем закрывает глаза и перечисляет все, что ему удалось запомнить. Так можно развивать не только память, но и внимание.


6. ПРИЕМОВ ПОМОГАЮЩИЕ ЗАПОМИНАНИЮ

6.1.Если ребенок затрудняется повторить слова, которые вы ему дали, дайте ему бумагу и цветные карандаши. Предложите к каждому слову сделать рисунок, который помог бы ему потом вспомнить эти слова.

То же самое можно попросить сделать и при прочтении фраз. Ребенок сам выбирает, что помогло потом ему вспомнить прочитанное.

Такой прием позволяет значительно повысить продуктивность запоминания.

6.2.Прочитайте ребенку небольшой рассказ затем попросите его кратко пересказать содержание прочитанного.Если ребенок не смог этого сделать, прочитайте рассказ еще раз, но попросите его обращать при этом внимание на отдельные специфические детали. Задайте ему вопрос:"0, чем этот рассказ?.." Попытайтесь связать прочитанное с тем, что хорошо знакомо ребенку или с какой-то аналогичной историей, сравните эти истории /в чем их сходство и различие/.Отвечая на ваши вопросы ребенок мыслит, обобщает, сравнивает вы­ражает свои мысли в речи, проявляет активность.

Такая эвристическая беседа значительно активизирует память и мышление ребёнка.

А затем снова попросите сделать пересказ, и вы убедитесь в том, насколько

он стал точным и осмысленным.

6.3.Известны различные мнемонические техники, облегчающие запоминание. Например цвета светового спектра: красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый - легко запомнить с помощью фразы: "Каждый охотник желает знать, где сидит фазан"./Первые буквы слов напоминают названия цве­тов спектра.


Глава 3 ПРИЕМЫ РАЗВИТИЯ ВООБРАЖЕНИЯ

Упражнение 1. «НЕ МОЖЕТ БЫТЬ».

Любой из учеников называет что-нибудь невероятное: вещь, явление природы, необычное животное, рассказывает случай. Выигрывает тот, кто придумает пять таких сюжетов подряд, и никто ни разу ему не скажет: «Бывает!»

Упражнение 2. «ЧТО БЫЛО БЫ, ЕСЛИ БЫ»

Кто-нибудь из ребят придумывает самые фантастические ситуации, а другие должны найти наиболее возможные решения. Например:

— «Если каждый человек с рождения приобретет свойство читать мысли другого, как изменится жизнь на Земле».

— «Если бы вдруг исчезла сила притяжения на Земле, т.е. все предметы и существа полностью потеряли свой вес, то ...»

— «Если бы все люди вдруг потеряли дар речи, то...»

Упражнение 3. «ВОЛШЕБНЫЙ КАРАНДАШ»

Для ознакомления участников с правилами этой игры потребуется бумага и карандаш. Ведущий объясняет игрокам, что карандашом можно управлять на расстоянии, подавая ему одну из четырех возможных команд: «Вверх!», «Вниз!», «Вправо!» или «Влево!» По команде карандаш перемещается в указанном направлении, оставляя на бумаге черту. Следует другая команда, и карандаш, не отрываясь от бумаги, перемешается вновь. Таким образом, на листе вырисовывается ломаная линия. Все «ходы» карандаша должны быть равны друг другу по своей длине.

На предварительном этапе игры участники подают по очереди свои команды, а ведущий «помогает» карандашу выполнять свои обязанности. Затем, убедившись в том, что все участники усвоили принцип игры, ведущий предлагает им чертить воображаемые фигуры на воображаемом листе, который каждый должен себе представлять. Черчение начинается с простейшей фигуры, образец которой ведущий предварительно демонстрирует игрокам (например, квадрат). Команды подаются по кругу.

Ведущий должен объяснить игрокам, что они не имеют права договариваться о том, в какой точке и в каком направлении вести ломаную линию. Каждый должен внимательно следить за командами и, когда до него дойдет очередь, действовать сообразно обстановке. Если в ходе рисования участник не смог уследить за линией или ему показалось, что кто-либо из товарищей допустил ошибку, он останавливает игру командой: «Стоп!» По этой команде все, что нарисовано на воображаемых листах, автоматически стирается. Остановивший игру начинает ее сначала — делает первый ход. После того как фигура нарисована, ведущий предлагает следующую, более сложную.


Упражнение 4. «ТЕРМОМЕТР»

Участники разбиваются на пары. Один из пары закрывает глаза и пытается вызвать ощущение тепла в своей правой или левой (по указанию ведущего) руке, представляя себе, что он держит в ней какой-то нагретый предмет. По истечении некоторого времени партнер внимательно ощупывает обе его руки и пытается определить, которая из них теплее. После каждой такой попытки происходит смена ролей в парах или смена партнера.


Упражнение 5. «АНТИВРЕМЯ»

Каждому из участников предлагается тема для небольшого рассказа, Например: «Театр», «Магазин», «Путешествие за город». Получивший тему должен раскрыть ее, описывая все относящиеся к ней события «задом наперед» — как если бы в обратную сторону прокручивалась кинолента.


Упражнение 6. «ПЕРЕВОПЛОЩЕНИЯ»

Участники удобно располагаются в креслах. Один их них получает указание от ведущего или от своего соседа превратиться в определенную вещь. Он должен вообразить себя этой вещью, погрузиться в ее мир, ощущать ее «характер». От лица этой вещи он начинает рассказ о том, что ее окружает, как она живет, что чувствует, о ее заботах, пристрастиях, о ее прошлом и будущем. Закончив рассказ, участник дает задание следующему по кругу и т.д.

Игру желательно проводить в затемненном помещении — это обеспечит ее участникам большую раскованность и психологический комфорт. Постепенно «перевоплощения» становятся все более глубокими, и участники переходят от поверхностных, чисто внешних описаний к выражению настроений, чувств и т.д.


Упражнение 7. «ГРУППОВАЯ КАРТИНА»

Все участники рассаживаются в круг. Один из них держит в руках чистый лист бумаги и пытается вообразить себе нарисованную картину. Он начинает детально ее описывать, а все остальные пытаются «увидеть» на листе то, о чем он говорит. Затем лист передается следующему участнику, и он продолжает создание воображаемой картины, дополняя уже «написанное» новыми деталями. Лист передается дальше. Ведущий должен предупредить участников, что это должна быть именно картина, а не развивающийся сюжет. Описания же должны быть достаточно подробными для того, чтобы можно было однозначно установить по ним пространственное взаиморасположение деталей. Окончание работы объявляется участником, считающим, что картина уже излишне перегружена деталями.


Упражнение 8. ЗАДАЧИ НА РАЗВИТИЕ ВООБРАЖЕНИЯ

Задача 1. Разместите десять стульев в одной комнате так, чтобы у каждой из четырех стен (на дверь не обращаем внимания) было размещено одинаковое их число. (Два стула нужно поставить по углам, и они, таким образом, будут относится сразу к двум стенам.)

Задача 2. В стеклянной банке сидит микроб. Каждую минуту он делится пополам. Новые микробы, в свою очередь, через минуту снова делятся пополам — и так до бесконечности. Известно, что через пять часов банка будет полна. Спрашивается: через какое время после начала деления микробы займут половину банки? (Через 4 часа 59 минут.)

Задача 3. Та же самая ситуация, но в банку с самого начала поместили не один микроб, а два. Через сколько времени та ж; самая банка наполнится? (Разница с первой задачей лишь во времени деления одного микроба, т.е. в одной минуте. Поэтому совет — 4 часа 59 минут.)


Упражнение 9. “НЕЗАКОНЧЕННЫЙ РИСУНОК”

Предложите ребенку подумать, на что похожа эта картинка, и дорисовать ее.

















Упражнение 10. “Укрась слово”

Предложить ребенку подобрать как можно больше определений к данному слову.

Осень(какая она?)…

Дом(какой он?)…

Зима(какая она?)…

Лето(какое оно?)…

Бабушка(какая она?)…

Цветок(какой он?)…

Мама(какая она?)…

Игра(какая она?)…

Нужно угадать предмет:

а) по устному описанию;

б) по контурному изображению.




Глава 4

ПРИЕМЫ РАЗВИТИЯ МЫСЛИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ


Упражнение 1. «ЛОГИЧНОСТЬ»

Обследуемым предъявляется бланк, на котором даны задания с двумя связанными между собой категорическими суждениями и вывод-умозаключение (силлогизм). Умозаключения частично даны логично, а в ряде случаев заведомо ложно. Требуется определить, какие выводы правильные, а какие ошибочные. На бланке следует зачеркнуть неверные ответы.

Бланк задания «Логичность»

1. Все металлы проводят электричество. Ртуть — металл. Следовательно, ртуть проводит электричество.

2. Все арабы смуглы. Ахмед смугл. Следовательно, Ахмед — араб.

3. Некоторые капиталистические страны — члены НАТО. Япония — капиталистическая страна. Следовательно, Япония — член НАТО.

4. Все герои Советского Союза награждались орденом Ленина. Иванов награжден орденом Ленина. Следовательно, Иванов —Герой Советского Союза.

5. Все сочинения Пушкина нельзя прочитать за одну ночь. «Медный всадник» — сочинение Пушкина. Следовательно, «Медный всадник» нельзя прочитать за одну ночь.

6. Лица, занимающиеся мошенничеством, привлекаются к уголовной ответственности. Л. мошенничеством не занимался. Следовательно, Л. не привлечен к уголовной ответственности.

7. Все студенты высшей школы изучают логику. Смирнов изучает логику. Следовательно, Смирнов

— слушатель высшей школы.

8. Некоторые студенты МГУ — бывшие военнослужащие. Петров — студент МГУ. Следовательно, Петров — бывший военнослужащий.

9. Все колхозы Московской области выполнили план хлебозаготовок.

Колхоз «Зареченский» не является колхозом Московской области. Следовательно, колхоз «Зареченский» не выполнил хлебозаготовок.

10. Некоторые работники 2-го управления — юристы. Фомин — юрист. Следовательно, он работник 2-го управления.

11. Все граждане России имеют право на труд. Иванов — гражданин России. Следовательно, Иванов имеет право на труд.

12. Все металлы куются. Золото — металл. Следовательно, золото куется.

13. Коренные жители Конго — негры. Мухамед — негр. Следовательно, Мухамед — житель Конго.

14. Все студенты Ленинградского университета изучают историк» отечества.

Н. изучает историю отечества. Следовательно, Н. — студент Ленинградского университета.

15. Когда идет дождь, крыши домов мокрые. Крыши всех домов мокрые. Следовательно, идет дождь.

16. Некоторые спортсмены являются профессионалами. Иванов — спортсмен. Следовательно, Иванов — профессионал.

17. Все студенты 3-го курса выполнили норму 2-го разряда. В. выполнил норму 2-го разряда. Следовательно, В. — студент 3-го курса.

18. Все коммунисты выступают против войны. Б.Иванов выступает против воины. Следовательно, Иванов

— коммунист.

19. Ряд капиталистических стран Европы входит в состав Общего рынка.

Австрия — капиталистическая страна в Европе. Следовательно, Австрия входит в состав Общего рынка.

20. Все ученики 3«Б» класса — отличники. Петя Смирнов — отличник. Следовательно, Петя Смирнов — ученик 3«Б».

Оценка за выполнение теста «Логичность» выводится в условных баллах по следующей таблице (I):

Таблица 1

Оценка в баллах

9

8

7

6

5

4

3

2

1

Количество правильных ответов

20

-

19

18

16-17

14-15

12-13

10-11

9

Задание может даваться на слух. После зачитывания дается 12с на обдумывание и запись ответа. Например: №1 — верно. При предъявлении задания на слух оценки выставляются по табл. 2.

Таблица 2

Оценка в баллах

9

8

7

6

5

4

3

2

1

Количество правильных ответов

20

19

18

16-17

13-15

12-11

9

7-8

6


Инструкция обследуемым при предъявлении задания на слух:

«Вам будут зачитываться два связанных между собой суждения и вытекающий из них вывод. Например, «Советские люди не желают войны. Колхозники нашей страны — советские люди. Следовательно, колхозники не желают войны». Если вы с таким выводом согласны, то пишите: N1 — неверно. Переспрашивать не разрешается. На обдумывание дается 12 с. Будьте внимательны. Что непонятно? (Ответить на вопросы.) Приготовиться! Начали!» По окончании теста: «Стоп!»


Упражнение 2. «ВЫЯВЛЕНИЕ ОБЩИХ ПОНЯТИЙ»


Методика заключается в подборе слов, имеющих общие родовые признаки, логические связи с определенным обобщающим словом. Всего предъявляется на бланке 20 обобщающих слов и к каждому из них набор из пяти слов, два из которых более всего с ним связаны. Нужно найти эти два слова в каждой строке и подчеркнуть.

1. Сад (растения, садовник, собака, забор, земля).

2. Река (берег, рыба, рыболов, тина, вода).

3. Город (автомобиль, здание, толпа, улица, велосипед).

4. Сарай (сеновал, лошадь, крыша, скот, стены).

5. -Куб (углы, чертеж, сторона, камень, дерево).

6. Деление (класс, делимое, карандаш, делитель, бумага).

7. Кольцо (диаметр, алмаз, проба, округлость, печать).

8. Чтение (глава, книга, картина, печать, слово).

9. Газета (правда, приложения, телеграммы, бумага, редактор).

10 Игра (карта, игроки, штрафы, наказания, правила).

11. Война (аэроплан, пушки, сражения, ружья, солдаты).

12. Книга (рисунки, война, бумага, любовь, текст).

13. Пение (звон, искусство, голос, аплодисменты, мелодия).

14. Землетрясение (пожар, смерть, колебания почвы, шум, наводнение).

15. Библиотека (город, книги, лекция, музыка, читатель).

16. Лес (лист, яблоня, охотник, дерево, волк).

17. Спорт (медаль, оркестр, состязание, победа, стадион).

18. Больница (помещение, сад, врач, радио, больные).

19. Любовь (розы, чувство, человек, город, природа).

20. Патриотизм (город, друзья, родина, семья, человек).

Опенка результатов осуществляется по табл. 3

Таблица 3

Оценка в баллах

9

8

7

6

5

4

3

2

1

Количество правильных ответов

20

-

19

18

16-17

14-15

12-13

10-11

9

Задание может предъявляться на слух, тогда после зачитывания каждой строки отводится по 10 с на записывание столбиком номера каждого ответа и по два соответствующих слова. В таком варианте нормативы существенно облегчаются (табл. 4).

Таблица 4

Оценка в баллах

9

8

7

6

5

4

3

2

1

Количество правильных ответов

19

18

17

14-15

12-13

10-11

8-9

6-7

5


Инструкция при работе с бланками: «Возьмите бланки. На них в каждой строчке перед скобкой одно слово, выделенное жирным шрифтом, и пять слов, заключенных в скобки. Необходимо из пяти этих слов подчеркнуть два, которые находятся в наибольшей связи с обобщающим словом, стоящим перед скобкой. Например, обобщающее слово сад и следующие за ним слова. Сад может существовать без собаки, забора и даже без садовника, но без земли и растений — не может. Значит, надо подчеркнуть слова земля и растения. Какие вопросы? (Ответить на вопросы.) Продолжительность работы три минуты. Начали!»

(Включить секундомер.)


Упражнение 3. «ИСКЛЮЧЕНИЕ ПОНЯТИЙ»

Обследуемым зачитывают пять слов, из числа которых четыре объединяются общим родовым понятием, а пятое не относится к данному понятию. Требуется заслушать эти слова и в течение последующих 10 с записать «липшее» слово. Затем зачитываются следующие пять слов и т.д. Задание повторяется 15 раз.

Пример задания

1. Василий, Федор, Семен, Иванов, Петр.

2. Дряхлый, маленький, старый, изношенный, ветхий.

3. Скоро, быстро, постепенно, торопливо, поспешно.

4. Лист, почка, кора, чешуя, сук.

5. Ненавидеть, презирать, негодовать, возмущаться, понимать.

6. Темный, светлый, голубой, яркий, тусклый.

7. Гнездо, нора, курятник, сторожка, берлога.

8. Неудача, волнение, поражение, провал, крах.

9. Успех, неудача, удача, выигрыш, спокойствие.

10. Грабеж, кража, землетрясение, поджог, нападение.

11. Молоко, сыр, сметана, сало, простокваша.

12. Глубокий, низкий, светлый, высокий, горький.

13. Хата, печь, дым, хлев, будка.

14. Береза, сосна, дуб, сирень, ель.

15. Голод, холод, дискомфорт, жажда, нажива.

16. Секунда, час, год, вечер, неделя.

17. Самолет, пароход, техника, поезд, дирижабль.

18. Смелый, храбрый, решительный, злой, отважный.

19. Футбол, волейбол, хоккей, плавание, баскетбол. 20. Карандаш, ручка, рейсфедер, фломастер, чернила.

Оценка в условных баллах выводится по табл. 5.

Таблица 5

Оценка в баллах

9

8

7

6

5

4

3

2

1

Количество правильных ответов

20

19

18

17

15-16

13-14

12-11

10

9

Инструкция: «Я буду зачитывать по пять слов, из которых четыре объединены общим родовым понятием, а одно к такому понятию не относится или относится в меньшей мере. Такое слово вам следует определить и записать его на своем бланке под соответствующим номером. Например, я зачитываю первые пять слов: кирпич, камень, глина, известь, дом. Первые четыре слова имеют общее родовое понятие — «строительный материал», последнее слово в этой группе «лишнее». Нужно записать: №1 — дом. Затем будет зачитана вторая 1ру1ша слов и т.д. На запись вам дается по 10 секунд. Если не успели определить нужное слово, лучше пропустить запись, чем писать наобум. Какие вопросы? (Ответить на вопросы). Приготовиться! Начали!»



Упражнение 4. «СЛОЖНЫЕ АССОЦИАЦИИ»

Обследуемым предъявляется бланк с набором из 20 пар слов. Каждая пара находится в определенных отношениях. Представлены также шесть пар слов в шифре, обозначенные буквами. Надо определить, какой паре слов из шифра соответствует по сходству пара слов в наборе- Запись ответов ведется обследуемым на листе бумаги следующим образом — пишется номер пары слов из набора и через черточку ответ — буквой.

Оценка в условных баллах выставляется по табл. 7.

Шифр:

А- Овца — стадо

Б. Малина — ягода.

В. Море — океан.

Г. Свет — темнота.

Д. Отравление — смерть.

Е. Враг — неприятель.

1. Испуг


— бегство


АБВГДЕ


2. Физика


—наука


АБВГДЕ


3. Правильно


—верно


АБВГДЕ


4.Грядка


—огород


АБВГДЕ


5. Пара

—два

АБВГДЕ

6. Слово


—фраза


АБВГДЕ


7. Бодрый


—вялый


АБВГДЕ


8. Свобода


—воля


АБВГДЕ


9. Страна


—город


АБВГДЕ


10. Похвала


—брань


АБВГДЕ


11. Месть


— поджог


АБВГДЕ


12. Десять


—число


АБВГДЕ


13. Плакать


—реветь


АБВГДЕ


14. Глава


—роман


АБВГДЕ


15. Покой


— движение


АБВГДЕ


16. Смелость


— геройство


АБВГДЕ


17. Прохлада


—мороз


АБВГДЕ


18. Обман


— недоверие


АБВГДЕ


19. Пение


—искусство


АБВГДЕ


20- Тумбочка


—шкаф


АБВГДЕ



Инструкция обследуемым: «Возьмите бланк «Сложные ассоциации». Перед Вами на таблице сверху шесть пар слов под названием «Шифр». Каждая из этих пар слов находится в какой-то логической связи и отмечена буквой. Внизу 20 пар слов под номерами. Эти пары слов также находятся в какой-то логической связи. Необходимо к этим парам слов подобрать наиболее близкие к ним по аналогии (по ассоциации) пары слов из шифра. Ставьте на своем листке номер каждой пары слов, а за ним букву соответствующей пары из шифра. Например, первая пара слов: испуг — бегство. Отношение между ними: испуг — причина, следствие — бегство. Этому соответствует в шифре: отравление — смерть. Значит, пишем N 1 и рядом букву Д и т.д. На задание дается 7 мин. Какие вопросы? Приготовились! Начали!» Через 7 мин подается команда «Стоп!».

Упражнение 5. «ВОПРОШАЙКА»

В качестве материала к игре можно использовать любую сюжетную картинку, имеющую проблемное содержание. Игра строится по-разному, в зависимости от возраста и обстоятельств. Младшим школьникам предлагается задавать взрослым вопросы обо всем, что он хочет узнать. Если взрослый не сможет ответить, то выигрывает ребенок. Подростки могут играть между собой.

После того, как школьник спросил все, что мог, полезно попросить его составить небольшой рассказ по- этой картинке- При этом следует обратить внимание, на какие вопросы ребенок дал ответы, а на какие нет. Отмечается также характер вопросов, склонность к стереотипам, четкость и т.д.

Упражнение 6. «КЛЮЧ К НЕИЗВЕСТНОМУ»

1. Детям младшего школьного возраста предлагается отгадать, что спрятал в руке учитель. Для этого они могут задавать вопросы, а учитель будет отвечать. Учитель объясняет, что вопросы как бы ключи от дверей, за которыми открывается что-то неизвестное. Каждый такой ключ открывает определенную дверь. Этих ключей много. На каждом таком занятии (можно как пятиминутную разминку на уроке) предлагается по два-три «ключа», на которых записаны ключевые слова для вопросов (например: «вицы», «свойства», «влияние», «изменение» и т.п.). Дети должны задавать вопросы, используя эти ключевые слова: к такому виду относится? Какие у него свойства?

2. Детям подросткового возраста вместо предметов можно предложить рисунки или фотографии, сделанные с большим увеличением. Главное, чтобы они по внешнему виду напоминали какие-то известные предметы или явления, но в то же время содержали в себе ряд противоречивых деталей, которые не позволяют легко установить, что изображено. При постановке вопросов к изображению непонятного объекта можно использовать следующую схему:

К такому виду явлений относится? Почему изменяется? Что влияет на него? Какие имеет свойства? и т.д.

Представьте, что перед Вами изображение совершенно непонятного объекта. Какие вопросы Вы можете задать, чтобы понять, что это? Постарайтесь задать как можно больше разных вопросов и заполнить схему: каждая стрелка соответствует новому типу вопроса с новым ключевым словом.

Упражнение 7. «СХОДСТВО И РАЗЛИЧИЕ»

Учащимся предлагается сравнить между собой различные предметы и понятия. Для младших школьников это сравнение хорошо знакомых предметов: молоко и вода, корова и лошадь, самолет и поезд. При этом можно использовать и их наглядное изображение. Для более старших детей понятия могут быть сложнее: картина и фотография, утро и вечер, упрямство и настойчивость. Отметьте общее число правильных ответов, количество ошибок (сравнение по разным основаниям), соотношение отмеченных признаков сходства и различия, преобладающие признаки (внешние, функциональные, классо-родовые отношения и проч.); выигрывает тот, кто предложил больше оснований для сравнения или тот, кто назвал признак последним.


Упражнение 8. «ЧТО НОВОГО»

Для выявления скрытых, необычных свойств предметов необходимо преодолеть привычный взгляд на предмет, стереотип действия. Например, спичка не только горит и светится, но и уменьшается при этом в размере и весе, вода жидкая, но может при замерзании служить строительным материалом.

Учащимся предлагается открыть необычные свойства самых обычных предметов: полиэтиленовых крышек, использованных стержней от шариковых ручек, гвоздей, пенопласта, мороженого и т.п. Отмечают наиболее оригинальные, многочисленные и разнообразные ответы. В конце можно устроить дискуссию о правильности сделанных предложений.

Упражнение 9. «ОШИБАЮЩИЙСЯ УЧИТЕЛЬ»

Ведущий или один из участников делает умышленные ошибки при чтении, при доказательстве различных положений (в т.ч. и математических зависимостей). Остальная группа должна находиться в постоянной готовности находить и исправлять ошибки, обосновывая при этом свою точку зрения. Для этого можно использовать целостные тексты. Тогда игра преобразуется в «Опечатку».

Упражнение 10. «ПОИСК АНАЛОГОВ»

Называется какой-либо предмет или явление, например, «вертолет». Необходимо выписать как можно больше его аналогов, т.е. других предметов, сходных с ним по различным существенным признакам. Следует также систематизировать эти аналоги по группам в зависимости от того, с учетом какого свойства заданного предмета они подбирались. Например, могут быть названы «птица», «бабочка» (летают и садятся), «автобус», «поезд» (транспортные средства), «штопор» и вертолет (важные детали вращаются). Побеждает тот, кто назвал наибольшее количество групп аналогов.

Задание направлено на выделение свойств, умение классифицировать по признакам.

Упражнение 11. «ПОИСК ПРОТИВОПОЛОЖНЫХ ПРЕДМЕТОВ»

Называется какой-либо предмет, например, «дом». Надо назвать как можно больше других предметов противоположных данному. При этом следует ориентироваться на различные признаки предмета и систематизировать его противоположности (антиподы) по группам. Например, в данном случае могут быть названы «сарай» (противоположность по размеру и степени комфорта): «поле» (открытое или закрытое пространство), «вокзал» (чужое или свое помещение) и т.д. Побеждает тот, кто указал наибольшее количе­ство групп противоположных предметов, четко аргументировав при этом ответы.

Задание направлено на сравнение предметов, поиск свойств предмета.


Упражнение 12. «ПОИСК ПРЕДМЕТОВ ПО ЗАДАННЫМ ПРИЗНАКАМ»

Ставится задача назвать как можно больше предметов, обладающих заданной совокупностью признаков и в этом смысле похожих на два-три предмета, приведенных в качестве иллюстрации. Например, говорится: «Назовите предметы которые объединяют в себе выполнение двух противоположных функций,

наподобие двери (она и закрывает и открывает выход из помещения), выключателя (он и зажигает и гасит свет). Ответы могут быть банальными (водопроводный кран), могут быть более далекими (рука: и бьет и гладит). Побеждает тот, кто дал больше всех небанальных ответов.

Задание позволяет легко находить аналогии между различными предметами и явлениями.


Упражнение 13. «ФОРМУЛИРОВАНИЕ ОПРЕДЕЛЕНИЙ»

Называется, знакомый всем предмет иди явление, например, «дырка». Надо дать ему наиболее точное определение, которое обязательно включало бы в себя все существенные признаки этого явления и не касалось несущественных. Побеждает тот, чье определение однозначно характеризует данный предмет, т.е. любая его разновидность обязательно охватывается этим определением, но никакой другой предмет под него не подходит.

Задание учит четкости и стройности мышления, самостоятельности формулировок.

Упражнение 14. «ВЫРАЖЕНИЕ МЫСЛИ ДРУГИМИ СЛОВАМИ»

Берется несложная фраза, например, «нынешнее лето, будет очень теплым». Надо предложить несколько вариантов передачи этой же мысли другими словами. При этом ни одно из слов данного предложения не должно употребляться в других предложениях. Важно следить, чтобы не искажался смысл высказывания. Побеждает тот, у кого больше таких вариантов.

Задание формирует умение оперировать словами, точно выражать мысли.























Литература


  1. Акимова М.К., Козлова В.Т. Упражнения по развитию мыслительных навыков младших школьников. – Обнинск, 1993.

  2. Безруких  М.М. Готов ли ребенок к школе? -  Москва, 2001.

  3. Виноградова Н.Ф., Журова Л.Е. Готов ли ваш ребенок к школе? – М., 1992.

  4. Волков Б.С. Как подготовить ребенка к школе. – М., 2004.                                                   

  5. Гаврина С.Е., Кутявина Н.Л. и др. Развиваем руки – чтоб учиться и писать, и красиво рисовать. – Ярославль, 1997.

  6. Гончаров В.С. Развивающая психотехника. – Курган, 1998.

  7. Завьялова  Н.А.,  Лукина Е.В.  Интегрированный курс подготовки дошкольников к школе. - Волгоград,  2005.

  8.  Клюева Н.В., Касаткина Ю.В. Учим детей общению. – Ярославль, 1997.

  9.  Коноваленко С.В. Развитие познавательной деятельности у детей от 6 до 9 лет. -  Москва,  2008.

  10.  Колесникова  Е.В. Готов ли ваш ребенок к школе? -  Москва, 2006.

  11.  Корнев А.Н. Нарушения чтения и письма у детей. – СПб., 1997.

  12.  Корнеева Е.Н. Эти загадочные малыши. – Ярославль, 1999.

  13.  Леви В. Нестандартный ребенок. – СПб., 1993.

  14.  Лусканова Н.Г. Методы исследования детей с трудностями обучения. – М., 1993.

  15.  Неупокоева Н.М. Психокоррекционная работа с неуспевающими учащимися начальной школы. – Курган, 1994.

  16.  Овчарова Р.В. Методика работы школьного психолога с детьми и подростками группы риска. – Курган, 1999.

  17.  Останкова Ю.В. Система коррекционно-развивающих занятий по подготовке  детей к школе. - Волгоград, 2008.

  18.  Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога. – М., 1998.

  19.  Рогов Е.И. Психология познания. – М., 2001.

  20.  Семаго Н.Я., Семаго М.М. Руководство по психологической диагностике: Дошкольный и младший школьный возраст. Методическое пособие. – М., 2000.

  21.  Симановский А.Э. Развитие творческого мышления детей. – Ярославль, 1996.

  22.  Сиротюк А.Л. Коррекция обучения и развития школьников. – М., 2002.

  23.  Слободняк Н.П. Психологическая помощь школьникам с проблемами в обучении. – М., 2003.

  24.  Субботина Л.Ю. Развитие воображения у детей. – Ярославль, 1997.

  25.  Тихомирова Л.Ф., Басов А.В. Развитие логического мышления детей. – Ярославль, 1998.

  26.  Ткаченко Т.А.  Логические упражнения для развития речи. -  Москва 2005.

  27.  Черемошкина Л.В. Развитие памяти детей. – Ярославль, 1997.

  28.  Шваб  Е.Д.  В школу с радостью. -  Волгоград,  2007.

  29.  Юркевич В.С. Одаренный ребенок. – М., 1999.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!