СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Психокоррекционные приемы в работе с детьми с ОВЗ

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Состояние психического здоровья детей как важный фактор социальной коммуникации

Просмотр содержимого документа
«Психокоррекционные приемы в работе с детьми с ОВЗ»

Состояние психического здоровья детей как важный фактор социальной коммуникации. Психокоррекционные приемы в работе с детьми с ОВЗ.


Дети, поступающие в учреждения государственной поддержки детства, в замещающие семьи, как правило, пережили немало психотравмирующих ситуаций. Для большинства из них характерна соматическая ослабленность, у многих отмечаются нарушения в состоянии психического здоровья и развития. Преобладают дезадаптационные пограничные психические расстройства в форме нарушения поведения (реакции бегства, агрессии, неповиновения). Наиболее распространены такие формы психической патологии как задержка темпа психического развития, неврозоподобные и психопатоподобные нарушения, гипердинамический синдром. У мальчиков преобладают психопатоподобный синдром в таких вариантах, как повышенная аффективная возбудимость, агрессивность и бродяжничество, и гипердинамический синдром, характерный, прежде всего, для дошкольников и младших школьников. У девочек наиболее часто проявляются истероидные проявления, эмоциональная лабильность. У этих детей могут наблюдаться такие формы девиантного поведения, как курение, употребление алкоголя, привычка брать чужие вещи без спроса и некоторые другие.

Постараюсь подробнее остановиться на различных вариантах психического неблагополучия в детско-подростковом возрасте.

Среди различных психогенных невротических нарушений, наблюдающихся у детей особо выделяются истерические нарушения. Главные черты истерической личности – это эгоцентризм, демонстративность, жажда внимания и потребность вызывать удивление и сочувствие окружающих. В характере этих детей обычно присутствуют также такие черты, как внушаемость, инфантильность, несамостоятельность. Декомпенсирующим обстоятельством чаще всего ока­зывается недостаточное внимание или равнодушие к ним окружающих. На это они реагируют грубостью, демонстра­тивными уходами из дома, нарочито асоциальным поведе­нием. При склонности к истерическому типу реагирования ребенок для достижения своей цели обычно использует любой дисбаланс в отношениях между взрослыми. Для того чтобы добиться своего, он с криком бросается на пол, на тротуар, колотит ногами, то есть впадает в истерику. Его демонстративное поведение рассчитано на менее стойкого члена семьи. Следует помнить: ребенок никогда и ничего не должен добиваться истериками. У подростков, если они стремятся привлечь к себе внимание, в первую очередь сверстников, могут проявляться такие нарушения поведения, как нежелание учиться и работать, склонность к алкоголю, к вызывающему поведению в общественных местах, ко лжи и фантазированию.

Еще один вид нарушений, с которым могут столкнуться как приемные родители, так и специалисты образовательных учреждений – это неврозы. Невроз - это психическое заболевание, в основе кото­рого лежит неудачно, непродуктивно разрешаемое лич­ностью противоречие между нею и реальностью («хочу, но не могу»). Невроз возникает на почве столкновения желаний лич­ности и действительности, которая их не удовлетворяет, то есть невроз — это нарушение системы отношений челове­ка не просто с реальностью, а с весьма для него значимыми сторонами реальности. Неготовность к парт­нерству с жизнью, неспособность конструктивно решать предлагаемые ею задачи — следствие в большей мере изна­чальной слабости личности, нежели патогенной ситуации. То есть патогенность ситуации в определенном смысле за­ключена в самой личности, в ее негибкости, недостаточной пластичности, в силу чего даже незначительная психотравмирующая ситуация становится значимой и непродуктивно разрешаемой. Таким образом, в возникновении и клиническом оформлении невроза орга­нически сочетаются психогения и особенно­сти личности.

Кратко остановлюсь на особенно неврозогенных ситуа­циях у детей разного возраста. Наиболее психотравмирующим, нарушающим отношения в системе «мать — дитя», невротизирующим фактором на первом году жизни явля­ется непринятие ребенка (осознаваемое или неосознавае­мое). Неоправданно ранний отрыв ребенка от матери (к бабушке, в ясли и т.д.) — уже вполне осознаваемое неприятие ребенка, имеющее ощути­мые последствия в виде агрессивности, плаксивости, рас­стройств сна, утраты навыков и т.д. То же наблюдается и при госпитализации без матери.

На втором-четвертом годах непринятие может проявить­ся повышенным вниманием к новорожденному сиблингу и, кроме тревожности и агрессивности, вызывает поистине разъедающие душу невыносимые чувства — ревность и за­висть, а также неосознаваемое чувство вины с тенденцией к аутоагрессии.

В дошкольном возрасте невротизирующими могут стать эмоциональные потрясения при столкновении с незнако­мыми животными, пугающее поведение взрослых, попа­дание в угрожающую ситуацию (в подвал или в колодец), неотступная острая боль, кровоточащая рана и пр. Тревогу, страх, ощущение вины может вызвать уход из семьи отца.

Неистово реагируют дети, чрезмерно фиксированные на ма­тери, на попытки матерей изменить привычный стереотип отношений с ребенком (выйти замуж и т.д.), на что ребенок может отреагировать рвотой, энкопрезом, расстройствами сна и т.п.

К пяти-шести годам складывются истинная самооценка и истинное ощущение неполноценности, чему весьма способ­ствует потребность в общении со сверстниками и результа­ты этого общения (дискриминация со стороны сверстников, ощущение вины как «не оправдавшего» надежд родителей). В семь-восемь лет патогенны конфликт с учительницей и трудности в усвоении программы, кроме того, явная враж­дебность одноклассников.

В предподростковом и подростковом возрасте испыта­ниям подвергаются самооценка и притязания. В межлич­ностных отношениях превалирует страх быть отвергнутым, осрамиться, не соответствовать групповому стандарту. Стремление к самоутверждению и опасение непринятия, сталкиваясь, создают психологический конфликт, способ­ный достичь степени невротического.

Подробнее остановлюсь на тревожно-фобическом расстройстве, одной из причин которого является повышенная тревожность.

Если ребенок родился со слабым типом нервной системы, он будет очень чувствительным, восприимчивым, впечатлительным. У такого ребенка будет повышенная склонность к переживаниям, опасениям, беспокойству, которые имеют отрицательную эмоциональную окраску. Это состояние называется тревожностью.

Тревожные дети задолго до события начинают переживать его и представлять возможные неудачи. Тревожные дети отличаются большим количеством страхов, особой чувствительностью, низкой самооценкой, в связи с чем, у них возникает ожидание неблагополучия со стороны окружающих. Тревожные дети очень чувствительны к своим неудачам, остро реа­гируют на них, склонны отказываться от той деятельности, в которой ис­пытывают затруднения.

Ругать ребенка за проявления тревожности нельзя, лучше помочь ему справиться с этим неприятным состоянием и помочь снизить тре­вожность, а также повысить самооценку.

Что могут сделать родители без помощи специалиста?

1. Не обсуждать при ребенке потенциально пугающих событий. Бога­тое воображение и высокая тревожность боящихся чего-либо де­тей - благодатная почва для возникновения новых страхов.

2. Постарайтесь не провоцировать ситуаций, которые вызывают у ребенка страх (например, если ребенок боится сказочных геро­ев, не стоит упорно включать мультфильм, где они встречаются).

3. Не оставляйте ребенка наедине со своими страхами, стремитесь переключать его внимание на положительные события.

4. Всегда хвалите ребенка, если он смог самостоятельно побороть свой страх (например, сходил в темную комнату за игрушкой).

5. Никогда не высмеивайте ребенка, какими бы абсурдными ни ка­зались вам его страхи.

6. Не заостряйте внимание на том, что ребенок чего-то боится (на­пример, не надо постоянно всем говорить, что сын — трусишка, потому что он всего боится (такими высказываниями вы глубоко обижаете ребенка и подкрепляете страхи).

7. Чаще рассказывайте в игровой форме истории о том, как кто-то чего-либо боялся и смог свой страх пересилить. То есть у ребенка должны быть положительные образцы для подражания.

8. Никогда не запугивайте ребенка только потому, что он вас не слу­шается (будешь себя плохо вести — попадешь в больницу, за­берет милиционер, выставлю тебя на улицу, съест тебя собака и пр.). Ребенок все принимает «за чистую монету» и пугается еще больше.

9. Никогда не следует оставлять ребенка одного в незнакомой ему обстановке, когда возможно появление чего-либо неожиданно­го и пугающего. Дети всегда боятся того, чего не знают, о чем у них нет информации.

10. Если ребенка беспокоят ночные кошмары и он просыпается в испуге, подойдите, успокойте его, объясняя, что это всего лишь сон. Кошмарные сны чаще снятся впечатлитель­ным, тонко чувствующим и эмоционально ранимым детям, склон­ным брать на себя ответственность за происходящее и вину за неудачи.

Все возрастающее число детей, поведение которых харак­теризуется двигательной расторможенностью, импульсив­ностью и дефицитом внимания, является актуальной проблемой, затрагивающей все расширяющиеся социальные круги общества. В раннем и дошколь­ном возрасте это родители и воспитатели детских учреж­дений, позже — учителя, педагоги и сверстники, наконец — работники социально-психологической помощи и право­охранительных органов, поскольку гиперактивные дети представляют собой группу риска в плане формирования девиантного и делинквентного поведения.

У детей с синдромом гиперактивности чрезвычайно ярко выражена повышенная двигательная активность. В таких случаях родители жалуются на то, что ребенок ни минуты не сидит спокойно.

Наличие данного синдрома у ребенка нередко сопровождается и серьезными затруд­нениями в общении с другими детьми, агрессивным или деструктивным поведением. Дети с синдромом гиперактивности — это трудные дети, которые часто приводят в отчаяние родителей и учителей. К тому же прогноз развития в случае данного отклонения не очень благоприятный: у большинства детей с подобным расстройством серьезные социальные проблемы сохраня­ются и в подростковом возрасте.

Неадекватное поведение, воз­никшее в детстве, способно зафиксироваться и привыч­но воспроизводиться в более старшем возрасте. Для каждого поведенческого и интел­лектуального навыка существует свой так называемый «сен­зитивный период», и то, что своевременно не усвоено, требует нередко специальных усилий и условий обуче­ния в более старшем возрасте.

Более того, первичные поведенческие нарушения, де­лающие ребенка неприспособленным к общепринятым стандартам социальных ожиданий и воспитательных под­ходов, служат источником непонимания, неприятия и не­довольства со стороны окружающих. Отсюда многочис­ленные упреки, порицания, одергивания, окрики, моральные и физические наказания, требования вести себя так, как данному ребенку не под силу. Отсюда и возникающее эмоциональное напряжение, которое, в свою очередь, еще более усугубляет существующую проблему.

Таким образом, жизнь гиперактивного ребенка про­текает в обстановке сплошных конфликтов, не только не способствующих улучшению поведения, но еще бо­лее ухудшающих его из-за вторичных адаптационных реакций протеста, отказа, оппозиции, гиперкомпенса­ции и др., что в конечном счете может привести и к патохарактерологическому формированию личности. В связи с этим комбинированная лечебная программа для таких детей обязательно должна включать эффективную психотера­певтическую методику, улучшающую поведение детей за счет усвоения одобряемых моделей функционирования и отказа от девиантных поведенческих штампов.

В отношении детей дошкольного и младшего школь­ного возраста такой методикой является бихевиоральная (поведенческая) терапия, предусматривающая влияние на поведение через воз­действие на его результаты (и как вариант применяется оперантное обуславливание, когда за реакцией следует стимул).

Оперантное обуславливание позволяет:

- усилить желательное поведение;

- обучить новому поведению;

- поддерживать поведение на определенном уровне;

- ограничить или уменьшить нежелательное поведение.

Основное воздействие на поведение при оперантном обуславливании происходит через последствия поведения, которые можно усиливать или ослаблять.

Положительное подкреп­ление — предъявление стимула, вызывающего у ребенка по­зитивно окрашенную эмоциональную реакцию, усиление определенных поведенческих реакций.

Отрицательное подкрепление — удаление стимула, вы­зывающего негативно окрашенную реакцию и поэтому также приводящего к усилению определенных поведенческих ре­акций.

Таблица Типы подкрепления и наказания

Тип

Определение

Эффект

Пример

Положительное подкрепление

Приятный стимул, следующий за желательной формой поведения

Увеличивает вероятность желательной формы поведения

Подарок, похвала, привилегии

Отрицательное подкрепление

Прекращение воздействия неприятного стимула вслед за желательной формой поведения

Увеличивает вероятность желательной формы поведения

При энкопрезе ребенку самому стирать свое белье

Положительное наказание

Воздействие неприятного стимула вслед за нежелательной формой поведения

Уменьшает вероятность нежелательной формы поведения

Штрафы, наказания

Отрицательное наказание

Прекращение воздействия приятного стимула вслед за нежелательной формой поведения

Уменьшает вероятность нежелательной формы поведения

Запрещение смотреть телевизор (играть в компьютерные игры) ребенку, который плохо себя ведет


Ранее говорилось об эмоциональном напряжении, которое испытывают гиперактивные дети из-за многочис­ленных упреков, порицания, одергивания, окриков, требований вести себя так, как данному ребенку не под силу. Слайд хорошо отражает как напряжение, так и результат психокоррекционной работы.

К нарушениям поведения также можно отнести и агрессивное поведение. Слово «агрессия» (aggression) в буквальном смысле означает «двигаться на», «наступать». Сегодня многие авторы сходятся на том, что агрессия — это любая форма поведения, нацеленная на оскорбле­ние или причинение вреда другому живому существу, не желающе­му подобного обращения. Все мы, естественно, относимся к проявлениям агрессии нега­тивно, однако при этом переносим наше отрицательное отноше­ние с конкретных проявлений агрессии на понятие «агрессия» в це­лом. Агрессия - естественное свойство человека, неотъемлемая часть его жизни, а вовсе не социальная или клини­ческая патология, как считают некоторые. Наше отрицательное отношение к агрессии вызвано тем, что мы постоянно путаем два понятия — агрессию и насилие. Насилие — не только и не столько проявление биологических поведенческих стереотипов, сколько специфический человеческий феномен, основной мотив которого —самоутверждение за счет другого.

Разделяют два вида агрессии:

1. Недеструктивная агрессия — настойчивое невраждебное самозащитное поведение, направленное на достижение цели. Это врожденный механизм, служащий для адаптации в сре­де, удовлетворения желаний, достижения целей развития познания и способности положиться на себя. Он начинает работать с момента рождения и побуждает человека к кон­куренции в окружающем мире, защите своих прав.

2. Враждебная деструктивность — злобное поведение, непри­ятие, ненависть, ярость, мстительность. Это тоже разновид­ность самозащиты, которая активизируется в результате сильных неприятных переживаний (боль, дистресс). Сюда же относится желание причинить боль и удовольствие, по­лучаемое от этого (садизм).

В социальной среде уровень агрессивности определяется сте­пенью социализации и этнокультуральными нормами, требовани­ями, установками. Любая куль­тура декларирует и санкционирует свои специфические нормы и критерии, предопределяя, тем самым, что следует разрешать, что запрещать и что поощрять. Однако, сколько бы ни социализиро­вался человек, уйти от своей биологической природы он не может.

Из сказанного понятно, что искоренять проявления агрессии не только бессмысленно, но и вредно. Скорее необходимо доби­ваться, чтобы они оказывались соразмерными обстоятельствам и социально допустимыми, а также не ограничивали без необходи­мости права и свободы человека.

Пути социализации агрессии на уровне общественных групп:

• соревновательность вместо вражды,

• стремление разрешить конфликт вместо попыток уничтожить или подчинить другую сторону;

Пути социализации агрессии на уровне отдельного человека:

• осознание и принятие своих переживаний,

• признание возможности существования различных точек зрения,

• стремление к диалогу,

• установка на компромисс и позитивную самореали­зацию.

Патологические формы агрессивного поведения

Агрессивное поведение отмечается в случае целого ряда нервных и психических расстройств. Оно встречается у больных шизофре­нией, эпилепсией, при органических поражениях головного мозга вследствие травм, менингита, энцефалита и пр. Нередко агрессив­ность проявляют также больные неврастенией (на гиперстенической фазе заболевания), психосоматическими заболеваниями (чаще всего — при язвенной болезни желудка и двенадцатиперстной киш­ки). Кроме того, она присуща людям с возбудимой и эпилептоидной психопатиями.

Патологические формы агрессивного поведения могут иметь следующие свойства, они:

  • неадекватны ситуации, иногда необычны и вычурны;

  • могут длительно сохраняться или многократно повторяться;

  • чрезмерно выражены (например, носят брутальный ха­рактер);

  • представляют реальную опасность для самой личности или окружающих людей;

  • не вызывают переживаний или раскаяния у человека, их про­являющего;

  • неконтролируемы (человек не способен управлять своими действиями).

Все эти свойства обычно встречаются в разных сочетаниях. Причинами патологического агрессивного поведения у детей являются:

1. Дисгармоничное воспитание.

2. Безнадзорность.

3.Пример агрессивного поведения в ближайшем окружении ребенка/подростка.

4.Травматический опыт насилия (морального, физического, сексуального) в семье или вне семьи.

5. Стресс и фрустрация базовых потребностей ребенка/подро­стка.

6. Социальная неуспешность ребенка, его непопулярность сре­ди сверстников.

7. Врожденные физические аномалии.

8. Хронические соматические заболевания.

9. Органические заболевания и иные поражения головного мозга.

10. Нарушения интеллектуального развития.

11. Неврозы и невротическое развитие.

12. Поведенческие расстройства детского и подросткового воз­раста.

13. Эмоциональные расстройства.

14. Посттравматическое стрессовое расстройство.

15. Психопатическое развитие и личностные расстройства.

16. Психотические состояния.

В боль­шинстве случаев агрессивное поведение носит вторичный харак­тер, то есть возникает вследствие негативной реакции окружаю­щих на ребенка и его проблемы.

Чрезмерно агрессивное поведение детей и подростков может расцениваться как отдельное поведенческое расстройство. Для та­кого расстройства характерна устойчивая склонность к насилию и действиям, однозначно запрещенным в обществе.

Поведенческие расстройства диагностируются в том случае, когда имеет место повторяющееся и стойкое поведение, при кото­ром нарушаются или основные права других людей, или важней­шие соответствующие возрасту нормы и правила. Такое поведение наблюдается, по меньшей мере, шесть месяцев и включает следую­щие общие критерии (симптомы):

1. Ребенок/подросток проявляет для своего возраста необыч­но частые или тяжелые вспышки гнева.

2. Часто спорит со взрослыми.

3. Часто активно отказывается выполнять требования взрос­лых или нарушает их правила.

4. Намеренно делает вещи, которые досаждают другим людям.

5. Часто обвиняет других в своих ошибках или поведении.

6. Часто обидчив или ему легко досадить.

7. Часто сердится или негодует.

8. Часто злобен или мстителен.

9. Часто обманывает или нарушает обещания для получения выгоды или уклонения от обязательств.

10. Часто затевает драки (сюда не относятся драки с сибсами — братьями и сестрами).

11. Использует оружие, которое способно причинить серьезный физический вред другим людям (например, клюшку, кирпич, разбитую бутылку, нож).

12. Проявляет физическую жестокость по отношению кдругим людям или животным (например, связывает жертву, нано­сит ей порезы, ожоги).

13. Преднамеренно разрушает чужую собственность, проника­ет в чужие дома и автомобили, разводит огонь с намерением причинить серьезный ущерб.

14. Совершает преступления на виду у жертвы (включая выхва­тывание кошельков, вырывание сумок).

В подростковом возрасте к индивидуально-типологическому и/или психопатологическому факторам агрессивного поведения присоединяется кризисно-возрастной.

По форме проявления детской агрессивности можно выделить 4 группы детей:

1. Дети, склонные к проявлению физической агрессии

Это активные, деятельные и целеустремленные ребята, отлича­ющиеся решительностью, склонностью к риску, бесцеремоннос­тью и авантюризмом, малой рассудительностью и сдержанностью, плохим самоконтролем. Они постоянно стремятся испытывать острые ощущения, а при отсут­ствии таковых начинают скучать, так как нуждаются в постоянной стимуляции. Поскольку всякая задержка для них непереносима, то свои желания они стараются реализовать сразу же, не задумываясь о последствиях своих поступков даже в тех случаях, когда понима­ют, что дело добром не закончится. Агрессивные дети действуют импульсивно и непродуманно, часто не извлекают уроков из свое­го негативного опыта, поэтому и совершают одни и те же ошибки. Они не придерживаются никаких этических и конвенциональных норм, моральных ограничений, обычно просто игнорируют их. Поэтому такие дети способны на нечестность, ложь, измену.

2. Дети, склонные к проявлению вербальной агрессии

Этих ребят отличают психическая неуравновешенность, посто­янные тревожность, сомнения и неуверенность в себе. Они актив­ны и работоспособны, но в эмоциональных проявлениях склонны к сниженному фону настроения, малейшие неприятности выбивают их из колеи, вызывают у них вспышки раздражения, гнева и страха. Особенно сильно эти негативные эмоции появля­ются при любых реальных или мнимых умалениях их значимости, престижа или чувства личного достоинства. При этом они не уме­ют и/или не считают нужным скрывать свои чувства и отношение к окружающим и выражают их в вербальных формах.Спонтанность и импульсивность у них сочетаются с обидчивос­тью и консерватизмом, предпочтением традиционных взглядов, ко­торые отгораживают их от переживаний и внутренних конфликтов.

3. Дети, склонные к проявлению косвенной агрессии

Таких детей отличает чрезмерная импульсивность, слабый са­моконтроль, недостаточная социализация влечений и низкая осо­знанность своих действий. Они редко задумываются о причинах своих поступков, не предвидят их последствий и не переносят от­тяжек и колебаний. У детей с низкими духовными интересами от­мечается усиление примитивных влечений. Они с удовольствием отдаются чувственным наслаждениям, стремятся к немедленному и безотлагательному удовлетворению потребностей, не считаясь с обстоятельствами, моральными нормами, этическими стандарта­ми и желаниями окружающих.

4. Дети, склонные к проявлению негативизма

Ребят этой группы отличают повышенная ранимость и впечат­лительность. Основные черты характера — эгоизм, самодовольство, чрезмерное самомнение. Все, что задевает их личность, вызывает чувство протеста. Поэтому и критику, и равнодушие окружающих они воспринимают как обиду и оскорбление и, поскольку не способны владеть эмоциями, начинают сразу же активно выражать свое негативное отношение. В то же время эти дети рассудительны, придержива­ются традиционных взглядов, взвешивают каждое свое слово, и это часто ограждает их от ненужных конфликтов и интенсивных пере­живаний. Правда, они нередко меняют активный негативизм на пассивный — умолкают и разрывают контакт.

Всех агрессивных ребят объединяет одно общее свойство — не­способность понимать других людей.

В ряде случаев при проявлениях детской или подростковой аг­рессии требуется срочное вмешательство взрослых.

Следующие правила экстренного вмешательства позволят в кон­фликтной ситуации обеспечить позитивное разрешение конфликтов.

В тех случаях, когда агрессия детей и подростков не опасна и объ­яснима, можно использовать следующие позитивные стратегии:

  • полное игнорирование реакций ребенка/подростка — весь­ма мощный способ прекращения нежелательного поведения;

  • выражение понимания чувств ребенка («Конечно, тебе обидно...»);

  • переключение внимания, предложение какого-либо задания («Помоги мне, пожалуйста, снять белье с веревки, ты ведь выше меня»);

  • позитивное обозначение поведения («Ты злишься, потому, что ты устал»).

Родителям и специалистам необходимо очень тщательно конт­ролировать свои негативные эмоции в ситуации взаимодействия с агрессивными детьми. Когда взрослый человек управляет своими отрицательными эмоциями, то он не подкрепляет агрессивное поведение ребенка, сохраняет с ним хорошие отношения и демонстрирует, как нужно взаимодействовать с агрессивным человеком.

Основная задача взрослого, сталкнувшегося с детско-подростковой агрессией - уменьшить напряжение ситуации. Типичными неправильными действиями взрослого, усиливающими напряже­ние и агрессию, являются:

  • повышение голоса, изменение тона на угрожающий;

  • демонстрация власти («Будет так, как я скажу»);

  • крик, негодование;

  • агрессивные позы и жесты: сжатые челюсти, перекрещенные или сцепленные руки, разговор «сквозь зубы»;

  • сарказм, насмешки, высмеивание и передразнивание;

  • негативная оценка личности ребенка, его близких или друзей;

  • использование физической силы;

  • втягивание в конфликт посторонних людей;

  • непреклонное настаивание на своей правоте;

  • нотации, проповеди, «чтение морали»,

  • наказания или угрозы наказания;

  • обобщения типа: «Вы все одинаковые», «Ты, как всегда...», «Ты никогда не...»;

  • сравнение ребенка с другими детьми — не в его пользу;

  • команды, жесткие требования, давление;

  • оправдания, подкуп, награды.

Анализировать поведение в момент проявления агрессии, не нужно, этим стоит заниматься только после того, как ситуация раз­решится и все успокоятся. В то же время, обсуждение инцидента необходимо провести как можно скорее. Лучше это сделать наеди­не, без свидетелей, и только затем обсуждать в группе или семье.

Поведение взрослого, позволяющее показать образец конструктивного поведения и направленное на снижение напряжения в конфликтной ситуации, включает следующие приемы:

  • пауза, дающая возможность ребенку успокоиться;

  • внушение спокойствия невербальными средствами;

  • прояснение ситуации с помощью наводящих во­просов;

  • использование юмора;

  • признание чувств ребенка.

Дети довольно быстро перенимают неагрессивные модели по­ведения. Главное условие — искренность взрослого, соответствие его невербальных реакций словам.

Таким образом, приемным родителям, членам замещающих семей необходимо быть готовым к определенным трудностям процесса адаптации ребенка и включения его в новую социальную среду, обусловленным особенностями его психического состояния, необходимо иметь сведения о состоянии нервно-психического здоровья и особенностей характера, причинах проблемного поведения ребенка, проживающего в замещающей семье.

При наличии нарушений в состоянии нервно-психического здоровья детей, помимо необходимых консультаций, лечения и наблюдения у детского психоневролога (психиатра) крайне важно применение психотерапевтического подхода, в том числе создание благоприятной атмосферы, предотвращение психотравмирующих ситуаций, значимых для конкретного ребенка (с учетом его личностных особенностей), что будет не только способствовать успешному лечению указанных расстройств, но и облегчит процесс его адаптации в семье и образовательном учреждении.