СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Психологическая безопасность образовательной среды.

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Необходимо обеспечить психологическую безопасность образовательной среды. Нужно знать угрозы, чтобы избегать их. Выработать программы психологического  соправождения образовательной среды.

Просмотр содержимого документа
«Психологическая безопасность образовательной среды.»

Психологическая безопасность

образовательной среды.


Современному человеку все чаще приходится сталкиваться с воздействием различных экстремальных травматических ситуаций и факторов, переживать психический стресс, что приводит к разрушению базовой потребности человека в безопасности, к невротизации, депрессивным состояниям, потере веры в себя и свои перспективы, и самое главное, к дезадаптации личности в обществе. Не вызывает сомнения необходимость разработки проблем психологической безопасности личности и общества, создания системы психологической помощи в чрезвычайных ситуациях и проведении профилактической работы в сфере психологической безопасности в образовании [3,6].

Понятие «безопасность» определяется как состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз [2].

Существует два главных системообразующих вида безопасности – физическая и психологическая, а все остальные включают их в свою структуру. При этом, психологическая безопасность первична, так как ценности и смыслы, представления и отношения человека определяют его поведение. Под «психологической безопасностью» следует понимать состояние образовательной среды, свободное от проявлений психологического насилия во взаимодействии всех субъектов образовательного процесса, способствующее удовлетворению их потребностей в личностно-доверительном общении, создающее референтную значимость среды и обеспечивающее психическое здоровье включенных в нее участников [3].

Психологическая безопасность является одной из составляющих национальной безопасности и включена в категорию социальной безопасности. Психологическая безопасность, как состояние сохранности психики, предполагает поддержание определенного баланса между негативными воздействиями на человека окружающей его среды и его устойчивостью, способностью преодолеть такие воздействия собственными ресурсами или с помощью защитных факторов среды. Психологическая безопасность личности и среды неотделимы друг от друга и представляют собой модель устойчивого развития и нормального функционирования человека во взаимодействии со средой. А психологическая безопасность образовательной среды — как прямое продолжение психологической безопасности личности учителей, учащихся и их родителей, а также как защита общественного порядка и спокойствия, духовных ценностей, прав и свобод учебных учреждений и их нормальной деятельности. Участники образовательной среды школы и сама образовательная среда могут являться как субъектами (обеспечивать ее) или объектами (нуждаться в ней) психологической безопасности, так и средствами ее достижения. Обеспечение психологической безопасности образовательной среды, может осуществляться, как на организационном, так и на профессиональном и личностном уровнях.

Значимым положением концепции психологической безопасности личности и общества является предвидение и предупреждение возникающих опасностей, стремление противодействовать им на ранней стадии их проявления, т.е. освоение системы профилактических мероприятий.

Концепция психологической безопасности образовательной среды, по И. А. Баевой, – это система взглядов на обеспечение безопасности участников от угроз позитивному развитию и психическому здоровью в процессе педагогического взаимодействия[1,3,7]

Основные положения концепции психологической безопасности образовательной среды таковы:

1. Образование есть отрасль человекопроизводства. Это означает, что школа как социальный институт, производящий «сверхсложный продукт» – личность, способную к самоактуализации, – должна создавать стабильные условия для его производства, использовать технологии, которые в минимальной степени несут в себе риск вреда процессу формирования и развития личности, обеспечивать его устойчивость и сопротивляемость негативным воздействиям социальной среды. В психологическом смысле можно говорить о том, что, если в авторитарной системе социальные институты (в том числе и школа) созданы для контроля над человеком, то в гуманистической парадигме они обеспечивают человеку «чувство базового удовлетворения», создают условия для развития и раскрытия личностного потенциала[1].

2. Образовательная среда является частью образовательного пространства. Образовательное пространство имеет территориальную обозначенность и качественные характеристики, позволяющие полноценно удовлетворять потребности в развитии, социализации и культурной идентификации детей и молодежи при обязательном соблюдении их безопасности. Организационной структурой, обеспечивающей решение этих задач, выступает образовательная система, она включает в себя отдельные образовательные учреждения, психолого-педагогической сутью которых является создание образовательной среды. Важным условием, придающим образовательной среде развивающий характер, является ее психологическая безопасность. Единое образовательное пространство создается за счет образовательной политики, направленной на сохранение и укрепление физического, психического, социального здоровья всех субъектов системы образования. На уровне школы это выражается в системе мер, направленных на предотвращение угроз для позитивного, устойчивого развития личности. В психологическом смысле – это создание и внедрение технологий сопровождения психологической безопасности образовательной среды[1,3].

3. Для психологической безопасности образовательной среды существуют угрозы. Основной угрозой во взаимодействии участников образовательной среды является получение психологической травмы, в результате которой наносится ущерб позитивному развитию и психическому здоровью, удовлетворению основных потребностей, т. е. возникает препятствие на пути самоактуализации. Основной источник психотравмы–психологическое насилие в процессе взаимодействия. В организационном аспекте угрозу здоровью участников образовательной среды создает неразвитость системы психологической помощи, в результате чего деятельность службы сопровождения в системе образования оказывается неэффективной [1,8].

Устранение перечисленных угроз в образовательной среде будет способствовать снижению психологических опасностей в образовательном пространстве, а в более широком масштабе – способствовать распространению безопасных отношений участников в социальной жизни. Психологически безопасными можно считать такие межличностные отношения, которые вызывают у участников чувство принадлежности (референтной значимости среды), убеждают человека, что он пребывает вне опасности (отсутствие вышеперечисленных угроз), укрепляют психическое здоровье.

4. Психологическую безопасность образовательной среды необходимо

обеспечить. Обеспечение психологической безопасности образовательной среды и, как следствие, охрана и поддержание психического здоровья ее участников должно быть приоритетным направлением деятельности службы практической психологии в образовании [1].

Анализ угроз позволяет сформулировать критерии психологической безопасности образовательной среды.

Первый критерий – это защищенность от психологического насилия во взаимодействии для всех участников образовательной среды. Угрозой психологической безопасности будет непризнание референтной значимости образовательной среды ее участниками и, как следствие, реализация намерения ее покинуть или отрицание ее ценностей и норм[3].

Второй критерий психологической безопасности образовательной среды – ее референтная значимость, фиксируемая как отношение к ней. Угрозой психологической безопасности будет отсутствие у всех участников образовательной среды удовлетворенности основными характеристиками процесса взаимодействия, так как именно в этом процессе содержатся возможности и условия, обеспечивающие личностное развитие. Эмпирическими проявлениями здесь являются: эмоциональный комфорт, возможность высказать свою точку зрения; уважительное отношение к себе; сохранение личного достоинства; возможность обратиться за помощью, учет личных проблем и затруднений; внимание к просьбам и предложениям; помощь в выборе собственного решения [1,5,7].

Третьим критерием психологической безопасности образовательной среды является уровень удовлетворенности основными характеристиками процесса взаимодействия. Психологически безопасная образовательная среда, имеющая референтную значимость, удовлетворяющая основные потребности в личностно-доверительном общении, обеспечивающая психологическую защищенность включенных в нее субъектов, создается через психолого-педагогические технологии, построенные на основаниях диалога, на обучении сотрудничеству и отказу от психологического насилия во взаимодействии и направленные на развитие и формирование психологически здоровой личности [1,8].

Под «безопасной психологической средой школы» понимается среда взаимодействия, свободная от проявления психологического насилия, имеющая референтную значимость для включенных в нее субъектов (в плане положительного отношения к ней), характеризующаяся преобладанием гуманистической центрации у участников (т. е. центрации на интересах (проявлениях) своей сущности и сущности других людей) и отражающаяся в эмоционально-личностных и коммуникативных характеристиках ее субъектов. В этой среде вырастает здоровая личность, которая не принимает решения в ущерб себе и окружающим, т. е. фактически безопасная среда – та, которая сохраняет, поддерживает и развивает психическое здоровье и психологическое благополучие ее участников. Таким образом, можно говорить о еще одном интересном показателе, определяющем деятельность и конкретные технологии сопровождения с целью построения безопасной психологической среды, – о психическом здоровье и психологическом благополучии.

Психическое здоровье — согласно определению Всемирной организации здравоохранения, это состояние благополучия, при котором человек может реализовать свой собственный потенциал, справляться с обычными жизненными стрессами, продуктивно и плодотворно работать, а также вносить вклад в жизнь своего сообщества.


Критерии психического здоровья:

• осознание и чувство непрерывности, постоянства и идентичности своего физического и психического «Я».

• чувство постоянства и идентичности переживаний в однотипных ситуациях. • критичность к себе и своей собственной психической продукции (деятельности) и ее результатам.

• соответствие психических реакций (адекватность) силе и частоте средовых воздействий, социальным обстоятельствам и ситуациям.

• способность самоуправления поведением в соответствии с социальными нормами, правилами, законами.

• способность планировать собственную жизнедеятельность и реализовывать эти планы. • способность изменять способ поведения в зависимости от смены жизненных ситуаций и обстоятельств.

К психологическим характеристикам образовательной среды школы, способствующим сохранению и обеспечению психологической безопасности, относят:

- доброжелательную атмосферу,

- высокий уровень вовлеченности в школьную среду и обучение социальным навыкам взаимодействия,

- повышение родительского и общественного участия,

- поддержку учащихся в период возрастных кризисов,

- удовлетворенность взаимоотношениями между участниками образовательной среды школы,

- уважительное отношение и др.

Любое усилие по сохранению и обеспечению психологической безопасности образовательной среды школы должно поддерживаться самими учащимися, преподавателями, администрацией и родителями.

Обеспечение психологической безопасности в образовательной среде школы возможно через совместную деятельность педагога и учащегося. В процессе общения с учителем на примере его системы отношений к обществу, другим людям на примере его отношений к самому себе формируется система отношений, черты характера учащихся.

Необходимо отметить роль педагогов - в зависимости от уровня психологической безопасности образовательной среды для педагогов меняется и уровень компонентов психологического благополучия учащихся. В образовательной среде с высоким уровнем психологической безопасности для педагогов учащиеся отличаются более стабильным эмоциональным состоянием с преобладанием позитивно окрашенных эмоций и чувств, большим интересом к социальному окружению, уверенностью в собственных силах и возможности менять сложившуюся ситуацию. Также в такой образовательной среде учащихся отличает более выраженная познавательная активность и настойчивость при решении различных задач.

Учитель может обучать учащихся решению конфликтных ситуаций через использование ненасильственных средств, к которым относятся:

- возможность выслушать с уважением друг друга,

- выразить свою точку зрения и перспективу решения проблемы,

- узнать различные точки зрения,

- рассмотреть в группе трудные ситуации, прошлый опыт,

- умение справляться с чувствами.

Итак, психологически безопасной образовательной средой можно считать такую, в которой большинство участников имеют положительное к ней отношение, высокий уровень удовлетворённости характеристиками школьной среды и защищённости от психологического насилия во взаимодействии[2,4].













СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1.

Баева, И.А. Психология безопасности как теоретическая основа

гуманитарных технологий в социальном взаимодействии / под ред. И.А.Баевой.- СПб., 2007. - 360с.

2.

Баева, И.А. Психологическая безопасность в образовании./ И.А. Баева. - СПб.,- 2002. – 255с.

3.

Баева, И.А., Волкова, И.А., Лактионова, Е.Б. Психологическая безопасность образовательной среды: учеб. пособие. / под ред. И.А. Баевой. - М., 2009. – 215с.

4.

Битянова, М.Р. Организация психологической работы в школе./М.Р. Битянова.- М., 1998. – 329с.

5.

Елисеева, О.А. Субъективное благополучие подростков и психологическая безопасность образовательной среды/О.А. Елисеева // Психологическая наука и образование PSYEDU.ru. 2011. №3.

6.

Иванова, В.И. Экспериментальное исследование значимости психологической безопасности образовательной среды в системе многоуровневой подготовки специалиста / В.И. Иванова // Мир психологии. - 2007. - №3. - С.98-110

7.

Казакова ,Е.И., Тряпицына, А.П. Диалог на лестнице успеха: Школа на пороге нового века./ Е.И.Казакова , А.П.Тряпицына.- СПб., 1997. – 158с.

8.

Ковров, В.В. Психологическая безопасность образовательной среды : состояние и возможности психологической коррекции./В.В. Ковров.- М.: ЦЭПП МГППУ, 2010. - 225 с.






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!