СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Формирование психологически безопасной образовательной среды

Категория: Завучу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Практически значимой и актуальной является задача моделирования образовательной среды, где все ее участники чувствовали бы защищенность и удовлетворенность основных потребностей, сохраняли и развивали психическое здоровье. Психически здоровой личность может быть только в определенных условиях. Одним из важнейших условий является психологическая безопасность образовательной среды. В настоящий работе предпринимается попытка ответить на эти важные вопросы посредством разработки концепции психологической безопасности образовательной среды, как направления деятельности педагога-психолога.

Просмотр содержимого документа
«Формирование психологически безопасной образовательной среды»

Формирование психологически безопасной образовательной среды






























СОДЕРЖАНИЕ

Введение …………………………………………………………………..


Глава 1. Теоретические аспекты проблемы формирования психологически безопасной образовательной среды ………………


1.1. Анализ понятия «психологическая безопасность» в научной литературе ………………………………………………………………..


1.2. Особенности психологической безопасности образовательной среды ………………………………………………………………………


1.3. Специфика формирования психологически безопасной образовательной среды …………………………………………………..


Глава 2. Эмпирическое исследование психологически безопасной образовательной среды МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 11» г.Каменска-Уральского ………………………………


2.1. Организация и методы исследования………………………………


2.2. Анализ результатов исследования психологически безопасной образовательной среды МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 11» г.Каменска-Уральского …………………………………………..


2.3. Моделирование создания психологической безопасности образовательной среды ………………………………………………….


Заключение ……………………………………………………………….


Список литературы ……………………………………………………..


Приложения ………………………………………………………………










ВВЕДЕНИЕ

Сегодняшняя социокультурная ситуация дает нам многочисленные примеры негативного влияния внешних условий на становление личности человека. Проявления насильственных действий по отношению к другому достаточно распространены в современном мире. Если ситуации открытых физических насильственных действий являются предметом однозначно осуждаемым, и идет интенсивный поиск средств противодействия им, то психологическое насилие лишь становится предметом обсуждения, как в общественном мнении, так и в научных исследованиях. Особую актуальность приобретает проблема защищенности от психологического насилия во взаимодействии участников образовательной среды школы.

В современной психолого-педагогической науке образование рассматривается как сфера социальной жизни, в связи с этим, одним из новых подходов к рассмотрению образования является подход к анализу образовательной среды, разрабатываемый в исследованиях отечественных психологов Е.А.Климова, В.И.Панова, В.В.Рубцова, В.И.Слободчикова, Б.Д.Эльконина, В.А.Ясвина.

Психологизация образовательной среды в целях сохранения и укрепления здоровья ее участников, создание безопасных условий труда и учебы в образовательном учреждении, защита от всех форм дискриминации, может выступать альтернативой агрессивной социальной среде, психоэмоциональному и культурному вакууму, следствием которых является рост социогенных заболеваний.

Практически значимой и актуальной является задача моделирования образовательной среды, где все ее участники чувствовали бы защищенность и удовлетворенность основных потребностей, сохраняли и развивали психическое здоровье. Психически здоровой личность может быть только в определенных условиях. Одним из важнейших условий является психологическая безопасность образовательной среды. В настоящий работе предпринимается попытка ответить на эти важные вопросы посредством разработки концепции психологической безопасности образовательной среды, как направления деятельности педагога-психолога.

Проблема исследования заключается в противоречии между значимостью условий, в которых осуществляется психическое развитие и формирование личности, и недостаточностью данных о их психологическом качестве и технологиях создания.

В современном обществе существует четко определенная потребность в системе безопасности как для собственного сохранения и развития, так и для сохранения жизненно важных объектов и ценностей. В контексте психологической науки, которая начинает исследовать проблему безопасности не только в отношениях с предметной средой, но и применительно к социальному окружению, это означает поиск путей снижения уровня психологического насилия во взаимодействии людей.

Актуальность проблемы курсовой работы заключается в том, чтобы разработать модель формирования психологически безопасной образовательной среды.

Актуальность определяется и практическими задачами, связанными с разработкой технологий психологического сопровождения участников образовательного процесса, способствующих созданию психологической безопасности среды школы и обеспечивающих их психическое здоровье.

Объект исследования – образовательная среда школы.

Предмет исследования – психологически безопасная образовательная среда.

Цель исследования – методическое и теоретическое обосновать эмпирическое изучение психологической безопасности образовательной среды среднего общеобразовательного учреждения.

Достичь поставленной цели можно через решение следующих задач:

  1. Проанализировать понятия «психологическая безопасность» в научной литературе.

  2. Рассмотреть особенности психологической безопасности образовательной среды.

  3. Охарактеризовать специфику формирования психологически безопасной образовательной среды.

  4. Провести анализ результатов исследования психологически безопасной образовательной среды МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 11» г.Каменска-Уральского.

  5. Разработать моделирование создания психологической безопасности образовательной среды.

Методы исследования:

– теоретические, в том числе изучение и анализ научной литературы (психологической, педагогической, учебно-методической и справочной), ранее выполненных диссертационных исследований по данной проблеме;

– эмпирические, в том числе диагностические методики, системный и качественный анализ полученных данных.

Практическая значимость: данные материалы могут быть использованы студентами психологического факультета, педагогами-психологами и руководителями образовательных учреждений.

Структура курсовой работы: курсовая работа состоит из введения, двух глав, которые состоят из 6 параграфов, заключения, списка литературы, включающего 30 источников.










Глава 1. Теоретические аспекты проблемы формирования психологически безопасной образовательной среды


1.1. Анализ понятия «психологическая безопасность» в научной литературе


В современной психолого-педагогической литературе существует множество определений, посвященной психологической безопасности. Но целесообразно будет начать работу с характеристики понятия «безопасность».

По мнению А.В. Чадаева, безопасность - не отрасль или сфера деятельности, а язык описания реальности. Причем описания комплексного. Безопасность - это реальность, понимаемая на языке угроз (вызовов) [А.В. Чадаев, http://www.chadayev.ru/blog/2008/09/25/palatskoe/, 2017].

Законом Российской Федерации «О безопасности» безопасность определяется как состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз [Закон РФ «О безопасности»]. При этом в научном знании существуют понятия «политическая безопасность», «военная безопасность», «экономическая безопасность», «культурная безопасность», «социальная безопасность» и т. д.

Безопасность человека – неотъемлемая составная характеристика стратегического направления развития человечества, которое определено ООН как «стабильное развитие человечества». Развитие, которое ведет не только к экономическому, а и к социальному, культурному, духовному росту, способствует гуманизации менталитета граждан и обогащению положительного общечеловеческого опыта.

Безопасность жизнедеятельности – это область знания и научно-практическая деятельность, направленные на формирование безопасности и предупреждения опасности путем изучения общих закономерностей возникновения опасностей, их свойств, последствий их влияния на организм человека, основ защиты здоровья, жизни человека и среды его проживания от опасностей.

При этом, в обычном сознании представления о безопасности находятся скорее на уровне чувств, чувственных образов, чем на уровне рефлексии. Безопасность – это сбалансированное, по экспертным оценкам, состояние человека, социума, государства, природных, антропогенных систем и т.п. [http://um.vn.ua/bgd/refbgd422.html, 2017].

В психологии в рамках концепции А. Маслоу понятие «безопасность» рассматривается в качестве одной из жизненно важных потребностей человека [Безопасность: понятие, классификация, концептуальные подходы. [Электронный ресурс]: http://kurs.ido.tpu.ru/courses/social_safety/tema1.htm]. Наиболее значимой в настоящее время является концепция психологической безопасности И.А. Баевой, которая понимает под психологической безопасностью состояние психологической защищенности, а так же способность человека и среды отражать неблагоприятные внешние и внутренние воздействия [Баева И.А., 2011]. Она складывается из психологической защищенности, удовлетворенности потребности в личностно-доверительном общении и референтной значимости среды. При отказе от психологического насилия, соблюдении принципов диалога и сотрудничества в образовательной среде любой может рассчитывать на воспитание психологически здоровой личности [Баева И.А. Психологическая безопасность в образовании: Монография. - СПб, 2012].

Понятие психологической безопасности неодинаково. Так, например, В.Б. Челпанов под психологической безопасностью понимает положительное самоощущение человека, его эмоциональное, интеллектуальное, личностное и социальное благополучие в конкретных социально-психологических условиях, а также отсутствие ситуаций нанесения психологического ущерба личности и ущемления ее прав [Электронный ресурс. – Режим доступа: http://chelpanov.com/articles/ugrozi-pcycholigicheskoy-bezopasnosti-scholnikov].

Т.С. Кабаченко рассматривает психологическую безопасность «как самостоятельное измерение в общей системе безопасности, представляет собой состояние информационной среды и условия жизнедеятельности общества, не способствующее нарушению психологических предпосылок целостности социальных субъектов, адаптивности их функционирования и развития» [Кабаченко Т.С., 2013, с.18].

Итак, рассмотрев понятие психологической безопасности, можно сказать, что ее наличие – очень важно для каждого индивида, так как она способствует их позитивному личностному развитию. Так же, человек свободный от психологического насилия способен отражать негативные воздействия, направленные в его адрес, как внутренние, так и внешние.

Как показал анализ психологических источников, понятие психологической безопасности необходимо рассматривать в соотнесении с понятием «психологическая культура». Без данного понятия ни о какой психологической безопасности не может быть и речи. Педагог и вообще любой участник образовательной среды, который погружен в такую непрозрачную для него самого обстановку, сможет объективно оценивать и сравнивать ее и собственное состояние, только будучи оснащен приспособленным к этому аппаратом «психологического зрения».

В.В. Бедрина и А.В. Личутин под психологической культурой понимают ни что иное, как способность четко диагностировать в каждый момент времени психологическое измерение акта коммуникации; поведения ученика, педагога и родителя; всего комплекса их отношений; а так же угрозы и риски этих отношений сегодня и в будущем [Чепель Т.Л. Журнал «Педагогическое обозрение», выпуск: Май 2012, №5 (124)].

Исследователи отмечают, что угрозы безопасности в образовательной среде уместно разделить на внешние и внутренние.

Внешние угрозы могут носить:

  1. Социальный характер: ухудшение здоровья детей, демографические проблемы – вырождение, наличие большого количества врожденных уродств, рождение малого количества здоровых детей, террористические акты, социальные конфликты, захват заложников, похищение детей с целью выкупа, полуголодное существование, пропуски уроков с целью заработка, участие детей в криминальных группах.

  2. Техногенный характер: различного рода аварии, отопительные проблемы, заливы, пожары, взрывы, ДТП с участием детей, нарушение техники безопасности, наличие оружия у детей.

  3. Эпидемиологический характер: эпидемии гриппа, гепатита, туберкулеза, кишечные инфекции, венерические заболевания;

  4. Природный характер: экологические проблемы – загрязнение окружающей среды, повышение радиационного фона; природные катаклизмы (землетрясения, наводнения, пожары природного характера); болезни животных; болезни и зараженность растений вредителями; космогенные.

  5. Внутрисемейный характер: алкоголизм, наркомания, конфликты, насилие в семьях.

  6. Характер другого рода: распространение религиозных организаций, сект.

Внутренние угрозы:

  1. Социально-психологического характера:

  • напряженный социально-психологический климат в классе  натянутые отношения между учащимися, плохие отношения между микрогруппами; малые неформальные группировки (асоциальные и антисоциальные);

  • общение и конфликты – грубые выходки и проступки учащихся, конфликты между учащимися, угрозы и запугивания, слухи, оскорбления и прозвища;

  • традиции и обычаи, опасные для жизнедеятельности учащихся;

  • отклоняющееся поведение  аддиктивное поведение, наркомания, злоупотребление алкоголем, суицид, детская проституция;

  • личностного порядка – агрессия, грубость, вспыльчивость, акцентуации, неконтролируемые поступки, отклонения в развитии.

  1. Со стороны персонала: вымогательства (взятки, поборы с родителей), сексуальные домогательства, проявление агрессивности по отношению к учащимся, негативные высказывания учителя о внешности ученика.

  2. Насилие среди учащихся: групповое, индивидуальное, унижение, сексуальное насилие в группировках.

  3. Большой объем учебных заданий.

Таким образом, в рамках данного параграфа было проведено ознакомление с понятиями безопасности, психологической безопасности и так же понятия психологической культуры, рассмотрены внешние и внутренние угрозы психическому здоровью участников образовательного процесса. Безопасность является одной из жизненно важных человеческих потребностей, поэтому изучается во всех сферах деятельности человека. Это еще раз подчеркивает актуальность выбранной темы.



1.2. Особенности психологической безопасности образовательной среды



Прежде чем перейти к рассмотрению понятия психологической безопасности образовательной среды познакомимся с понятиями среды и образования.

Итак, понятие «среда» не имеет четкого и однозначного определения в мире науки. В самом общем смысле «среда» понимается как окружение. Человек для другого человека также выступает как элемент окружающей среды, оказывая на него влияния своими отношениями и действиями [Ясвин В.А. http://www.twirpx.com/file/817075/].

Как подчеркивает Д.Ж. Маркович: «Каждый из нас поэтому и человек и среда, что зависит от угла зрения. В связи с чем, и говорится, что социальное (общественное) поведение возникает как следствие того, что один человек важен для другого как часть его среды. Вот почему важно изучать влияние социальной среды на поведение человека, как и влияние поведения человека на общественную среду» [Д.Ж. Маркович, Общая социология, 2010, с. 53].

Особая роль социальной общности как среды человека отмечается также В.В. Рубцовым (1997): «Мы говорим и пребываем в человеческой среде, но для человека среда  это не только окружающий его мир. Для человека это тот мир, который существует в его общении, взаимодействии, взаимосвязи, коммуникации и других процессах». Взаимодействие человека с окружающей средой - один из неотъемлемых пунктов в его жизни, ведь именно оно формирует его представления об этом мире, формирует его взгляды на жизнь и поведение.

Итак, было рассмотрено понятие «среда», которое является немаловажным пунктом в жизни каждого человека. Человек взаимодействует со средой на протяжении всей его жизни, она образуется и развивается в целях необходимых условий для существования человека.

Теперь перейдем к понятию образования. Например, Э.Н. Гусинский говорит о следующих основных общеупотребительных значениях термина «образование»:

  • образование как достояние личности, система представлений и понятий, располагающаяся в субъективном пространстве психики человека и направляющая его поведение;

  • образование как процесс приобщения личности к культуре, становление и развитие образования как достояния личности, с одной стороны, и всего культурного окружения, с другой;

  • образование как специальный социальный институт (система образования), одна из составляющих культурного окружения личности, разрабатывающая и применяющая на практике систему мер, организующих и направляющих образование как процесс приобщения личности к культуре [Ясвин В.А].

Образование  единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенции определенных объема и сложности в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов [ФЗ РФ «Об образовании», от 02.05.2015 № 122-ФЗ].

Из уже рассмотренных терминов «среда» и «образование» можно посмотреть, что они представляют собой, соединившись в одно целостное понятие «образовательная среда». Образовательная среда – это часть социокультурного пространства, зона взаимодействия образовательных систем, их элементов, образовательного материала и субъектов образовательных процессов совокупность факторов, формируемую укладом жизнедеятельности школы: материальные ресурсы школы, организация учебного процесса, питания, медицинской помощи, психологический климат [Н.Б. Крылова. Новые ценности образования: тезаурус для учителей и школьных психологов, (словарь, охватывающий определенную по тематие лексику), выпуск 1, Москва – 2011].

В.А. Ясвин утверждает, что термином «образовательная среда» следует обозначать «систему влияний и условий формирования личности по заданному образцу, а также возможностей для ее развития, содержащихся в социальном и пространственно-предметном окружении» [В.А. Ясвин].

Образовательная среда, по В.И. Слободчикову, представляет собой не данность совокупности влияний и условий (как это представлено, например, у В.А. Ясвина), а динамическое образование, являющееся системным продуктом взаимодействия образовательного пространства, управления образованием, места образования и самого учащегося [Слободчиков В.И., М., 2016, с. 45].

И.А. Баева, Т.С. Кабаченко утверждают, что образовательная среда является частью жизненной среды человека, а психологическая безопасность представляет собой одну из ее психологических характеристик, которая становится значимой проблемой в связи с ростом психологического насилия во взаимодействии учащихся, педагогов, родителей и школьной администрации, что подтверждается данными различных исследований.

Образовательная среда – совокупность условий и влияний, окружающих на человека [Ясвин В.А.]. Участниками образовательной среды являются учителя, учащиеся и родители учащихся.

Чепель Т.Л. определяет психологическую безопасность образовательного процесса как состояние защищенности ее участника от угроз его достоинству, душевному благополучию, позитивному мировосприятию и самоотношению [8].

Из рассмотренных нами понятий «образование» и «среда» можно утверждать, что образовательная среда – одно немаловажное условие формирования личности, которое сопровождает индивида на протяжении длительного времени в его жизни. И так же нами была подчеркнута важность изучения влияния социальной среды на поведение человека.

После рассмотрения понятия образовательной среды следует рассмотреть альтернативные условия среды, для нормального развития, роста личности. Итак, ученые считают, что причинами психологического насилия в образовательной среде могут являться и средовые условия, и межличностные отношения учителей, учащихся и их родителей. Для того чтобы образовательная среда обладала развивающим эффектом, она должна быть способна обеспечивать комплекс возможностей для саморазвития всех субъектов образовательного процесса (учащихся и педагогов).

Этот комплекс, по мнению В.А. Ясвина, включает три структурных компонента:

• пространственно-предметный — помещения для занятий и вспомогательных служб, здание в целом, прилегающая территория и т.п.;

• социальный — характер взаимоотношений всех субъектов образовательной деятельности (учащихся, педагогов, родителей, администраторов и др.);

• психодидактический — содержание и методы обучения, обусловленные психологическими целями построения образовательного процесса.[22]

В качестве базового понятия образовательной среды у В.И. Слободчикова выступает совместная деятельность субъектов образовательного процесса. В.И. Слободчиков подчеркивает относительность и опосредующий характер образовательной среды, ее изначальную незаданность.

1. Кроме того, в качестве основных параметров образовательной среды он предлагает рассматривать ее насыщенность (ресурсный потенциал) и структурированность (способ ее организации). В зависимости от типа связей и отношений, организующих данную образовательную среду, автор выделяет три разных принципа ее организации: единообразие, разнообразие и вариативность. [Слободчиков В.И. Психологические основы личностно-ориентированного образования // Лучшие страницы педагогической прессы. 2001. № 4. – С. 63-72.]

Наконец, перейдем к рассмотрению понятия психологической безопасности среды, которая является одной из составляющих национальной безопасности и включена в категорию социальной безопасности. Так, И.А. Баева под психологической безопасностью понимает состояние образовательной среды, свободное от проявлений психологического насилия во взаимодействии, способствующее удовлетворению потребностей в личностно-доверительном общении, создающее референтную значимость среды и обеспечивающее психическое здоровье включенных в нее участников [4].

В своем автореферате Н.Г. Рассоха указывает: «Психологическая безопасность образовательной среды может рассматриваться как защищенность от психологического насилия по таким структурным компонентам, как унижение, угрозы, недоброжелательное отношение, игнорирование, принуждение, выделение на основе представлений учителей, учащихся и их родителей» [13].

В понятие безопасности образовательной среды можно включить и такое определение как «эмоциональность образовательной среды». Каждая образовательная среда может быть как эмоционально бедной, так и эмоционально насыщенной (примеры с учителями , проведением уроков, интересные и неинтересные). Так, например, на уроках одного преподавателя, который каждый урок проводит в игровой форме, с интересными примерами и прочим - эмоциональная среда является эмоционально насыщенной. А на уроках другого преподавателя, который держится исключительно на уровне "учитель-ученик", из урока в урок у такого преподавателя дети открывают тетради, решают примеры и записывают домашнее задание - эмоциональная среда непосредственно бедна.

В выявлении сущности психологической безопасности образовательной среды следует отталкиваться, во-первых, от концептуального подхода в понимании национальной безопасности, в рамках которого психологическая безопасность входит в категорию социальной безопасности, что означает выполнение социальными институтами своих функций по удовлетворению потребностей, интересов, целей всего населения страны. Школа, вуз являются широко представленными в обществе социальными институтами, которые могут строить свою локальную систему безопасности; и, во-вторых, от рассмотрения психологической безопасности в связи с профессиональной деятельностью людей в предметной среде. В современных исследованиях психологическая безопасность используется при изучении чрезвычайных ситуаций, аварий, катастроф, где предусматривается изучение человеческого фактора, подразумевающего детальный анализ деятельности людей на объектах высокого риска.

Психологическая безопасность образовательной среды обеспечена, если в этой среде максимально нейтрализованы психологические риски и угрозы в краткосрочной , среднесрочной и долгосрочной перспективе:

-краткосрочной – исключительно насилие и сформированный навык к нейтрализации повседневных конфликтов;

-в среднесрочной – минимизированы отложенные риски;

-в долгосрочной – обеспечены все условия для полноценного развития личности. [6]

В рамках данного параграфа нами было проведено ознакомление с сущностью понятия психологической безопасности образовательной среды, в результате чего можно сделать такой вывод: психологическая безопасность образовательной среды обеспечивает практически все аспекты жизнедеятельности и развития любой структуры, тем самым, создает для себя особую значимость для каждого из участников образовательного процесса.

 

1.3. Специфика формирования психологически безопасной образовательной среды


Особенности психологической безопасности образовательной среды на примере учащихся 6-х классов


В современном мире проблема психологической безопасности стоит очень остро. Рассмотрение данной проблемы в контексте российского образования необходимо начать с определения понятия «психологическая безопасность», которое обозначает положительное самоощущение человека, его эмоциональное, интеллектуальное, личностное и социальное благополучие в конкретных социально-психологических условиях, а также отсутствие ситуаций нанесения психологического ущерба личности, ущемление её прав.

Исследования экспертов ВОЗ в области здоровья, психологического благополучия и психосоциального развития детей убедительно доказали, что неблагоприятные социально-психологические факторы оказывают на психику ребенка стрессовое, разрушающее воздействие, создают угрозу его актуальному состоянию, психическому развитию и здоровью. Основными условиями нормального развития ребенка признаются, в первую очередь, спокойная, доброжелательная обстановка, безусловное поведение родителей, педагогов, других значимых лиц. Факты подтверждают, что благоприятная психологическая атмосфера, правильно организованный педагогический процесс, среда, обеспечивающая потребности ребенка в движении, творчестве, общении, добрый и справедливый педагог, внимательный и чуткий к любым проявлениям ребенка - есть условие, обеспечивающее психологическую безопасность ребенка. И, наоборот, учебные перегрузки, неблагоприятный психологический климат, невнимательный, равнодушный наставник с авторитарным стилем воздействия, непредсказуемым поведением - все это приводит к возникновению стрессов, устойчивых психосоматических расстройств, личностных аномалий, разного рода дезадаптаций и может рассматриваться как психологическая угроза.

Целью нашей работы являлось изучение психологической безопасности образовательной среды и выявление связи между психологической безопасностью и психическим здоровьем учеников.

Задачи, поставленные в ходе работы, включали в себя:

  1. Определить состояние психологической безопасности образовательной среды в оценках ее участников.

  2. Выявить состояние личностных, эмоциональных и коммуникативных характеристик, являющихся показателями психического здоровья участников образовательной среды.

  3. Выявить различия параметров психологической безопасности образовательной среды учащихся 6-х классов Гимназии №1 г. Мелеуза Республики Башкортостан и Лицея №1 г. Оренбурга.

  4. Установить взаимосвязи между показателями психологической безопасности образовательной среды и характеристиками психического здоровья ее участников.

Гипотезы исследования:

Основная гипотеза: показатели психологической безопасности образовательной среды взаимосвязаны с характеристиками психического здоровья её участников.

Нулевая гипотеза: показатели психологической безопасности образовательной среды не взаимосвязаны с характеристиками психического здоровья её участников.

В исследовании приняло участие 110 человек в возрасте 11-12 лет, учащиеся Гимназии №1, г. Мелеуза, Республики Башкортостан и Лицея №1 г. Оренбурга.

Обработка эмпирических данных осуществлялась с помощью методов математической статистики. Основным методом обработки был корреляционный анализ. Уровни значимости, рассмотренные в исследовании, составили р ≤ 0,01. На этапе обработки результатов исследования был использован пакет прикладных программ статистической обработки данных «STATISTICA» ver. 6.0 .

  • Психологические характеристики безопасности образовательной среды школы определялись с помощью, разработанной Баевой И. А., методики «Психологическая диагностика безопасности образовательной среды школы».

Для изучения характеристик психического здоровья участников образовательной среды были использованы:

    • индивидуально-типологический детский опросник (Собчик Л. Н., 2001);

    • опросник самоотношения (Столин В. В., 2003);

    • методика «Изучение эмоциональной напряженности» (Габреева Г.Ш., 2005);

    • тест – опросник «Коммуникативные и организаторские способности (КОС – 2, 2005)».

Данный подбор психодиагностических средств осуществлялся на основе теоретического анализа категорий психического и психологического здоровья и позволял зафиксировать личностные, эмоциональные и коммуникативные особенности субъектов, входящих в данную категорию.

Корреляционный анализ в группе младших подростков Гимназии №1 г. Мелеуза, Республики Башкортостан позволил выявить 18 статистически достоверных связей между 18 психологическими параметрами образовательной среды.

Показатели психологической безопасности образовательной среды оказывают влияние на такие индивидуально – типологические свойства, как интроверсия, сензитивность и лабильность. В результате мы делаем следующие выводы: чем меньше ребенку дают возможность проявлять инициативу, активность, чем меньше обращают внимание на личные проблемы и затруднения, тем больше он замыкается в себе, отгораживается от окружающего мира и уходит в себя.

Характеристики «уважительное отношение к себе» и «сохранение личного достоинства» обнаружили отрицательную взаимосвязь с сензитивностью, то есть чем менее уважительно относятся к детям, тем более ранимыми, обидчивыми и неуверенными в себе они становятся.

Лабильность выявила, также, отрицательную связь с «взаимоотношением с учениками и учителями». Чем хуже взаимоотношения с педагогами и со сверстниками у ребенка, тем более неустойчивым будет его эмоциональное состояние.

Показатель самоинтереса в структуре самоотношения напрямую зависит от «возможности проявлять инициативу» и «общего уровня защищенности». Интерес к собственным мыслям и чувствам, готовность общаться с собой «на равных», уверенность в своей интересности для других людей будут высокими, если ребята будут уверены в своей защищенности от психологического насилия и, если им давать возможность вести себя активно. психологический безопасность образовательный учащийся

Защищенность от «публичного унижения» со стороны учителей и от «высмеивания и оскорбления» со стороны одноклассников» имеют прямую связь с коммуникативными способностями подростка. Чем больше подросток будет защищен от такого негативного отношения, тем более он будет общительным, открытым, активным.

Отрицательные корреляционные связи показателей психологической безопасности образовательной среды обуславливают уровень эмоциональной напряженности. Чем меньше «уважительное отношение», «общий уровень защищенности» и чем хуже «взаимоотношения с учениками и педагогами», тем выше уровень эмоциональной напряженности.

Таким образом, исследование результатов корреляционного анализа в группе учащихся 6-х классов г. Мелеуза Республики Башкортостан позволило сделать вывод, что важнейшую роль играют следующие структурные показатели психологической безопасности: возможность проявлять инициативу, активность и сохранение личного достоинства, являющиеся структурными характеристиками индекса удовлетворенности образовательной средой, а также показатели защищенности от публичного унижения со стороны учителей и высмеивания учеников, являющиеся структурными характеристиками индекса психологической безопасности.

На основании корреляционного анализа в группе учащихся 6-х классов Лицея №1 г. Оренбурга было выявлено 43% статистически достоверных связей на уровне значимости 0,01, что свидетельствует в пользу нашей гипотезы о существовании взаимосвязей показателей психологической безопасности образовательной среды и характеристик психического здоровья её участников.

Рассмотрим подробнее взаимосвязи показателей психологической безопасности с личностными свойствами. В наибольшей степени обусловлены показателями психологической безопасности образовательной среды, следующие личностные свойства: самоуверенность, самоуважение, агрессивность.

Самоуверенность обуславливает такие показатели как «положительное отношение к образовательной среде», «уважительное отношение к себе», «возможность высказать свою точку зрения». Это можно объяснить следующим образом: чем позитивнее отношение к образовательной среде, чем более уважительнее к нему относятся, чем больше возможностей высказать свою точку зрения, тем более уверенно себя будет чувствовать подросток в жизни. То есть у ребенка будет достаточно способностей, энергии, желания и стремления воплотить в жизнь задуманное.

Выраженность показателя «самоуважение» связана с тем, насколько хорошими будут взаимоотношения с учителями и сверстниками, насколько полно и без опаски можно проявлять инициативу и насколько защищенным он будет себя чувствовать о принуждения и публичного унижения со стороны одноклассников. Если у подростка не будут возникать трудности, сложности в отношениях с окружающими, его не будут ограничивать в возможности проявлять активность в общественной жизни и он будет защищен от принуждения что – либо делать против своей воли, то учащийся более уважительно будет относиться к себе. Ребенок станет больше верить в свои силы, способности, оценку своих возможностей контролировать собственную жизнь и быть самопоследовательным, а также лучше понимать себя.

Лабильность имеет обратную взаимосвязь с «удовлетворенностью образовательной средой», «учет личных проблем» и «возможностью обратиться за помощью». Чем меньше удовлетворенность школой, чем меньше педагоги обращают внимание на личные затруднения и чем меньше возможности обратиться за помощью, тем более неустойчиво эмоциональное состояние учащегося. Значит, что у детей будет легко меняться настроение – от избыточно веселого до резко пониженного и это будет влиять на психологические особенности.

Интересно, что показатель тревожность с прямой связью коррелирует с параметрами «защищенность от угроз, принуждения делать что – либо против своей воли и недоброжелательного отношения со стороны одноклассников» Это говорит о том, что чем слабее чувство защищенности, тем более ребенок будет нерешителен, боязливы, склонны к необоснованным страхам.

«Позитивное отношение к образовательной среде», «защищенность от игнорирования одноклассниками» и «публичное унижение со стороны учителей» напрямую связаны с коммуникативными склонностями, то есть, чем сильнее подросток будет защищен от игнорирования и унижения, тем больше он будет открытым, общительным и тем положительнее у него будет отношение к школе.

Уровень эмоциональной напряженности с обратной связью взаимодействует с « возможностью высказывать свою точку зрения» и «взаимоотношения с учениками». Следовательно, эмоциональное напряжение, испытываемое подростком, зависит от того, насколько часто и без опаски ребенок может высказывать свое мнение. Также чем позитивнее отношения со сверстниками, тем менее выражена напряженность. С максимальной обратной связью эмоциональная напряженность взаимодействует с «уровнем защищенности в образовательной среде» и «уровнем удовлетворенности образовательной средой», то есть, чем выше напряженность, тем менее защищенным чувствует себя подросток и тем более он неудовлетворен образовательной средой.

Исходя из вышесказанного, мы делаем выводы: структурными характеристиками индекса удовлетворенности образовательной средой являются возможность высказывать свою точку зрения, возможность проявлять инициативу и сохранение личного достоинства. А показатели защищенности от публичного унижения, угроз со стороны сверстников и принуждения что – либо делать против своей воли и недоброжелательного отношения учителей – структурные характеристики индекса психологической безопасности.

Таким образом, в результате проведенного исследования нами была установлена взаимосвязь между показателями психологической безопасности образовательной среды и характеристиками психического здоровья ее участников.

Нами были выявлены следующие различия в показателях психологической безопасности образовательной среды: учащиеся Гимназии №1 г. Мелеуза выделяют такие параметры, как защита от публичного унижения учителей и высмеивания одноклассников, а для детей Лицея №1 г. Оренбурга важно, чтобы они были защищены от публичного унижения и угроз сверстников и принуждения что-либо делать против своей воли, недоброжелательного отношения педагога.

Размещено на Allbest.ru

1.1.3. Моделирование и технологии создания психологической безопасности образовательной среды

Создание психологической безопасности образовательной среды может выступать одной из центральных задач службы практической психологии в образовании. Ее реализация возможна через насыщение среды программами и технологиями, обеспечивающими устранение психологического насилия во взаимодействии и адресованными всем участникам учебно–воспитательного процесса.

Психологическая безопасность является условием, способствующим развитию психологически здоровой личности. Повышение уровня психологической безопасности способствует личностному развитию и гармонизации психического здоровья всех участников учебно–воспитательного процесса: учеников, учителей, родителей.

Диагностическими показателями психологической безопасности образовательной среды выступают: интегральный показатель отношения к среде; индекс психологической безопасности; индекс удовлетворенности взаимодействием в образовательной среде.

Психологически безопасной средой можно считать такую среду, в которой большинство участников имеют положительное отношение к ней; высокие показатели индекса удовлетворенности взаимодействием и защищенности от психологического насилия.

Приведенное определение дает представление об эталонном состоянии психологической безопасности образовательной среды. Показатели диагностических критериев могут дать реальную картину, а аналитическая оценка позволит выявить рассогласование идеального и реального. Далее возможна практическая психологическая работа по устранению рассогласования.

Таким образом, осуществляется сопровождение образовательной среды и, как следствие, управление развитием ее участников.

Постоянный мониторинг психологической безопасности образовательной среды на основе экспресс–диагностики позволяет контролировать качество психологических условий, в которых осуществляются обучение и воспитание.

Психологическую безопасность образовательной среды мы рассматриваем как важнейшее условие, позволяющее придать ей развивающий характер.

Отсюда важно сформулировать концептуальные положения, цели и принципы создания психологической безопасности образовательной среды. Концепция психологической безопасности образовательной среды – это система взглядов по обеспечение защищенностю участников от угроз, позитивного развития и психического здоровья в процессе педагогического взаимодействия.

Основными положениями концепции психологической безопасности образовательной среды являются следующие:

1. Образование есть отрасль человекопроизводства. Это означает, что школа как социальный институт, производящий «сверхсложный продукт» (личность, способную к самоактуализации), должна создавать стабильные условия его производства и использовать технологии, которые содержат минимальный риск по нанесению вреда процессу формирования и развития личности. В психологическом смысле можно говорить о том, что, если в авторитарной системе социальные институты (в том числе и школа) созданы для контроля за человеком, то в гуманистической парадигме они обеспечивают человеку «чувство базового удовлетворения» (А. Маслоу).

2. Образовательная среда как часть образовательного пространства. Образовательное пространство имеет территориальную обозначенность и другие качественные характеристики, позволяющие полноценно удовлетворять потребности развития, социализации и культурной идентификации детей и молодежи при обязательном соблюдении их безопасности. В качестве организационной структуры, обеспечивающей решение этих задач, выступает образовательная система, включающая в себя отдельные образовательные учреждения, психологической сутью которых является создание условий и возможностей для поддержания психологической безопасности образовательной среды. Единое образовательное пространство создается за счет образовательной политики, направленной на сохранение и укрепление физического, психического, социального здоровья всех субъектов системы образования. На уровне школы – это выражается в системе мер, направленных на предотвращение угроз для позитивного, устойчивого развития личности. В психологическом смысле это создание и внедрение технологий сопровождения психологической безопасности образовательной среды.

Следующая



3. Угрозы психологической безопасности образовательной среды.

Основной угрозой во взаимодействии участников образовательной среды является получение психологической травмы, в результате которой наносится ущерб позитивному развитию и психическому здоровью, отсутствует базовое удовлетворение основных потребностей, то есть возникает препятствие на пути самоактуализации. Основной источник психотравмы – это психологическое насилие в процессе взаимодействия.

Анализ работ по проблемам психологического насилия дает основание выделить следующие его проявления: публичное унижение; оскорбление; высмеивание; угрозы; обидное обзывание; принуждение делать что–то против своего желания; игнорирование; неуважительное отношение; недоброжелательное отношение. Критерием отсутствия данной угрозы будет оценка защищенности от психологического насилия для всех участников образовательного среды. Угрозой психологической безопасности будет и не признание референтной значимости образовательной среды ее участниками и, как следствие, реализация намерения ее покинуть или отрицание ее ценностей и норм. Отсюда еще одним критерием психологической безопасности образовательной среды будет ее референтная значимость, фиксируемая как отношение к ней – позитивное, нейтральное или отрицательное.

Угрозой психологической безопасности будет и отсутствие удовлетворенности основными характеристиками процесса взаимодействия всех участников образовательной среды, так как именно в нем содержатся возможности и условия, обеспечивающие личностное развитие. Эмпирическими проявлениями психологической угрозы здесь являются: эмоциональный комфорт, возможность высказать свою точку зрения; уважительное отношение к себе; сохранение личного достоинства; возможность обратиться за помощью, учет личных проблем и затруднений; внимание к просьбам и предложениям; помощь в выборе собственного решения. Третьим критерием психологической безопасности образовательной среды является уровень удовлетворенности основными характеристиками процесса взаимодействия.

В организационном аспекте угрозу здоровью участников образовательной среды создает неразвитость системы психологической помощи, неэффективность деятельности службы сопровождения в системе образования.

Отсюда вытекает масштабная задача по устранению перечисленных угроз в образовательной среде, что будет способствовать снижению психологических опасностей и в образовательном пространстве, и в более широком масштабе, через распространение безопасных отношений участников социальной жизни. Психологически безопасными можно считать такие межличностные отношения, которые вызывают у участников чувство принадлежности (референтной значимости среды); убеждают человека, что он пребывает вне опасности (отсутствие вышеперечисленных угроз); укрепляют психическое здоровье.

4. Обеспечение психологической безопасности образовательной среды. Обеспечение психологической безопасности образовательной среды и, как следствие, охрана и поддержание психического здоровья ее участников должно быть приоритетным направлением деятельности службы сопровождения в системе образования. Для обеспечения психологической безопасности в образовательной среде необходимо опираться на следующие принципы:

♦ принцип опоры на развивающее образование, главная цель которого не обучение, а личностное развитие, развитие физической, эмоциональной, интеллектуальной, социальной и духовной сфер сознания. В основе такого образовательного процесса находится логика взаимодействия, а не воздействия;

♦ принцип психологической защиты личности каждого субъекта учебно–воспитательного процесса. Реализацией данного принципа является устранение психологического насилия во взаимодействии. Незащищенный должен получить ресурс, психологическую поддержку и защиту прав на безопасное взаимодействие.

Одной из характеристик образовательной среды, как было подчеркнуто в ее определении, является наличие специально организованных условий для формирования личности, включенных в социальное окружение. Эта характеристика послужила основанием для формулировки третьего принципа, основываясь на котором возможно моделировать психологическую безопасность образовательной среды школы – помощь в формировании социально–психологической умелости.

Социально–психологическая умелость – это набор умений, дающий возможность компетентного выбора личностью своего жизненного пути, самостоятельного решения проблем, умение анализировать ситуацию и выбирать соответствующее поведение, не ущемляющее свободы и достоинства другого, исключающее психологическое насилие и способствующее саморазвитию личности.

Принцип социально–психологической умелости должен обеспечить поддержку и помощь в развитии как ученику, так и учителю.

Его реализация позволяет осуществить психологическую профилактику и коррекцию состояния выученной беспомощности. Специалисты считают, что в современном быстро меняющемся обществе «часто встречаются люди, имеющие существенные трудности в выборе своего поведения, отношений, способов реагирования. Их ответом на вызовы реальности является капитуляция, отказ изменить себя». Одной из причин беспомощности является репрессивное обучение, в структуре которого можно выделить психологическое насилие. Было доказано, что защитой от обученной беспомощности «служит опыт побед, то есть опыт состояний и поведения в случаях, когда удается контролировать ситуацию» (Лихтарников А. Л., 2001, с. 53).

Отметим, что внутренняя беспомощность является еще одной угрозой в образовательной среде с низким уровнем психологической безопасности.

Концептуальные положения по созданию психологической безопасности образовательной среды, критерии и принципы ее моделирования дают нам основания для создания структурной модели образовательной среды школы в ее психологическом аспекте (рис. 1.1).

Рис. 1.1. Структурная модель образовательной среды школы (психологическая характеристика)

Данная структурная модель может служить основанием для разработки программ и технологий психологического сопровождения участников учебно–воспитательного процесса по созданию психологической безопасности в образовательной среде школы. Горизонтальное направление может быть соотнесено с задачей формирования личности, а вертикальное – с ее развитием. Насыщение того и другого направления психологическими ресурсами, позволяющими создать психологическую безопасность образовательной среды, является центральной задачей службы сопровождения.

Предлагаемые нами технологии выполняют ряд функций: психологическая профилактика, психологическое консультирование, психологическая поддержка, психологическая реабилитация, социально–психологическое обучение.

Психологическая профилактика – содействие полноценному развитию личности всех участников учебно–воспитательного процесса, предупреждение возможных личностных деформаций в процессе взаимодействия, помощь в осознании деструктивного влияния психологического насилия. Основной задачей психологической профилактики является создание условий, содействующих адекватному и компетентному реагированию личности на проявления психологического насилия, отказ от использования его форм во взаимодействии.

Сущность психопрофилактической функции состоит в создании с помощью психотехнологий условий для предотвращения ситуаций психологического насилия. В ходе реализации данной функции используются следующие техники:

• Повышение социально–психологической компетентности участников образовательной среды по вопросам психологической безопасности в ходе проведения семинаров, групповых дискуссий по проблемам психологического насилия, проектирование ненасильственных альтернативных моделей поведения.

• Использование данных о показателях психического здоровья участников с целью формирования индивидуальной программы психогигиены: снижение выраженности синдрома эмоционального выгорания; уровня эмоциональной напряженности; изменение самоотношения; гармонизация соотношения между «Я–реальным» и «Я–идеальным» и т. п.

• Совместное обсуждение и выработка правил безопасного взаимодействия всеми участниками образовательной среды.

Психологическое консультирование – оказание помощи участникам в самопознании, позитивном самоотношении, адаптации к реальным жизненным условиям, формировании ценностно–мотивационной сферы и системы отношений к другим, осознание ценности ненасилия, преодоление профессиональных деформаций, достижение эмоциональной устойчивости, способствующей личностному и профессиональному росту и саморазвитию. Техники группового консультирования, включенные в занятия со всеми учебно–тренировочными группами, опираются на результаты как предшествующей диагностики отношения к образовательной среде, удовлетворенности основными характеристиками взаимодействия с учетом их значимости для субъекта, уровня психологической защищенности (с использованием его структурных составляющих), так и личностно–эмоциональных и коммуникативных характеристик, трактуемых как показатели психического здоровья.

Психологическая коррекция – активное психолого–педагогическое воздействие, направленное на устранение отклонений в личностном и профессиональном развитии, гармонизацию психического здоровья и устранение деформаций, вызванных психологическим насилием в межличностных отношениях участников образовательной среды.

В практической психологии выделяют два направления коррекции. Первое представляет комплекс индивидуализированных мероприятий по усилению регулирующих функций психики, развитию эмоционального самоконтроля и самоуправления. Второе – нормативно–ценностная коррекция, которая заключается во внесении определенных направлений в индивидуально–личностную систему норм и поведенческих эталонов, в соответствие с которой человек корректирует исполнение своих жизненных и деятельностных функций.

В предлагаемых технологиях используется в основном второй подход, так как работа носит групповой характер. Предметом коррекционной работы выступают: негативное или нейтральное отношение к образовательной среде, характеристики взаимодействия, имеющие низкий уровень удовлетворенности ими; проявления психологического насилия во взаимодействии, по которым участник ощущал себя наименее защищенным, ряд других характеристик образовательной среды, которые воспринимались как необоснованное лишение личностной свободы, что приводило к неадекватному поведению.

Психологическая реабилитация – процесс, мобилизующий личностные адаптационные механизмы при переживании психотравмирующих обстоятельств, вызванных состоянием внешней среды. Реабилитация предполагает возвращение того, что утрачено или может быть утрачено в связи с изменением условий.

Именно психологические тренинги, чаще всего, рассматриваются как реабилитационные психотехнологии. В нашем исследовании использовались тренинги социальных и жизненных умений. Данный вид психотехнологий применяется в личной и профессиональной жизни в целях психологической поддержки и развития. В данном подходе на основе поведенческой терапии (Т–группы), обогащенной приемами гуманистической психологии, выделяют три основные модели:

• первая модель включает следующие категории жизненных умений: решение проблем общения, настойчивости, уверенности в себе, критичности мышления, умения самоуправления и развития «Я–концепции»;

• вторая модель в качестве целей тренинга включает: межличностное общение, поддержание психического здоровья, развитие аутентичности и принятие решений;

• третья модель включает тренинги эмоционального самоконтроля межличностных отношений, самопонимания, самоподдержки. Репертуар психологических приемов из всех вышеперечисленных

моделей используется для составления психотехнологий по созданию психологической безопасности образовательной среды.

Социально–психологическое обучение – активное групповое воздействие, направленное на помощь в усвоении эффективных способов и приемов взаимодействия, свободных от проявления психологического насилия, создающее социально–психологическую умелость, реализующее принцип развивающего воспитания и защищенности личности и обеспечивающее поддержку в решении возрастных, жизненных и профессиональных проблем. Данная функция тесно связана с психологической реабилитацией и использует аналогичные психотехники.

Социально–психологическое обучение мы рассматриваем как центральное, системообразующее направление в структуре целостной программы психологического сопровождения, так как безопасность образовательной среды зависит от способности службы сопровождения обеспечить отсутствие психологического насилия. Именно обучение общению, свободному от проявления психологического насилия, является своеобразным механизмом создания психологической безопасности образовательной среды. Основные (базовые) потребности подлежат удовлетворению только в процессе межличностного общения. Именно эта ситуация способствует «запуску» и функционированию внутренних механизмов, позволяющих человеку развиваться в сторону личностной зрелости, так как порождает внутриличностное общение.

Возникновение внутриличностного общения и его содержательная характеристика определяются качеством внешних условий, и прежде всего психологической безопасностью образовательной среды.

Работа в направлении создания психологической безопасности образовательной среды должна основываться на гуманистически ориентированных технологиях и нормах личностного развития. В основе таких технологий лежит качество процесса взаимодействия, что приводит к снижению нервно–психического напряжения, повышает способность к саморегуляции, то есть способствует повышению психического здоровья.

Качество процесса взаимодействия обеспечивается:

• диалогическим общением, в основе которого лежит «диалог личностей» (М. Бахтин), главным атрибутом которого является отношение равноправия собеседников и взаимное личностное признание;

• сотрудничеством, как партнерским отношением двух равных субъектов, исключающим манипуляцию и авторитаризм, подразумевающим взаимное развитие участников;

• отказ от психологического насилия.

Проведенный анализ позволяет нам предложить технологическую модель психологической безопасности образовательной среды (рис. 1.2).

Исходя из предложенной нами модели психологически безопасная образовательная среда, имеющая референтную значимость, удовлетворяющая основные потребности в личностно–доверительном общении, обеспечивающая психологическую защищенность включенных в нее субъектов, создается через психологические технологии, построенные на диалогических основаниях, обучении сотрудничеству и отказу от психологического насилия во взаимодействии. Человек может быть психически здоровым только в определенных условиях. Таким условием является безопасная образовательная среда.

Основными методически–организационными условиями осуществления предлагаемых психотехнологий сопровождения участников образовательного процесса являются следующие.

1. Проведение системы психологических занятий и тренингов со всеми участниками образовательной среды школы: учениками, учителями, родителями.

2. Программа психологического сопровождения для каждого из субъектов учебно–воспитательного процесса должна включать групповые дискуссии и упражнения по вопросам безопасного психологического взаимодействия, ненасильственной коммуникации, последствий психологического насилия для личностного роста.

3. Содержание конкретной программы сопровождения должно соотноситься с проблемами возрастного и профессионального развития ее участников.

Рис. 1.2. Технологическая модель психологически безопасной образовательной среды

4. В каждой из программ, помимо содержательных задач, отрабатываются психологические умения партнерского, диалогического общения, приемы создания безопасного психологического взаимодействия и сотрудничества, при обсуждении группового опыта отмечаются вышеназванные аспекты.

5. В конце обучающего психологического цикла проводится совместное занятие в виде имитационно–ролевого события, деловой игры, в которой совместно участвуют все субъекты учебно–воспитательного процесса. Результатом должен быть совместный договор о правилах и условиях поддержания психологической безопасности образовательной среды. Психологическая безопасность должна быть конкретизирована в системе мер, ее обеспечивающих, и профилактике угроз, ее нарушающих. 6. Программа сопровождения по созданию и поддержке безопасной образовательной среды школы осуществляется на протяжении всего учебного года.

Изложенные аспекты моделирования психологической безопасности образовательной среды, принципы и организационные основы создания психотехнологий работы по ее сопровождению позволяют специалистам осуществить подбор психологических приемов и упражнений в соответствии с конкретными психологическими параметрами образовательной среды, полученными в ходе ее диагностики и мониторинга.






2 глава

ЦЕЛЬ

  1. Формирование психологически безопасной образовательной среды в школе через повышение уровня психологической компетентности педагогов и родителей.

ЗАДАЧИ

1.     привнесение в образовательную среду школы психологического содержания, психологических технологий и средств.

2.     создание координационно-методического центра и подготовка команды специалистов из числа сотрудников МОУ ЦПМСС «Содружество» и социально активных школьных психологов.

3.     разработка программ повышения психологической компетентности работающих учителей и родителей.

4.     отработка психологических умений партнерского, диалогического общения.

5.     оказание адресной помощи субъектам учебно-воспитательного процесса в развитии социально-психологической умелости.

6.     проведение системы психологических занятий и тренингов со всеми субъектами образовательной среды школы: учениками, учителями, родителями.

7.     формирование логики безопасного взаимодействия субъектов учебно-воспитательного процесса.

8.     обучение приемам конструктивного решения проблем взаимодействия.

9.     разработка пакета нормативно-правовых, учебно-методических и аналитических материалов, обеспечивающих психологическое сопровождение проекта.

2.3 Ключевая проектная идея

Создать условия для обеспечения психологической безопасности образовательной среды, формирования психологической культуры и, как следствие, охраны и поддержания психического здоровья ее участников наиболее эффективно через деятельность службы психологического сопровождения. При этом, в ходе решения задач проекта, осуществляя психологическое сопровождение, мы будем опираться на принцип социально-психологической умелости, который должен обеспечить поддержку и помощь в развитии, как ученику, так и учителю, выполнить функцию защиты педагога, повысить его психологическую грамотность и компетентность,

Исходя из выше сказанного, проектную идею можно сформулировать следующим образом: через деятельность психологического сопровождения обеспечить наличие в образовательном учреждении условий для создания психологической безопасности и комфортности образовательной среды школы путем повышение психологической компетентности педагогов и родителей. 

Реализацию проектной идеи предполагается осуществить на двух уровнях:

 На городском уровне

  1. Создание координационно-методического центра по психолого-педагогическому сопровождению психологической безопасности в школе.

  2. Разработка программ активного обучения по повышению психологической компетентности педагогических работников и родителей.

  3. Создание банка психологических технологий, используемых в условиях формирования социально-психологической умелости.

  4. Формирование пакета диагностического инструментария для мониторинга.

  5. Создание сети экспериментальных площадок, апробирующих программы повышения психологической компетентности учителей и родителей.

На уровне образовательного учреждения 

  1. Повышение психологической компетентности педагогических работников и родителей с использованием активных методов обучения.

  2. Разработка программы формирования безопасной образовательной среды с учетом особенностей локальной среды школы.

 

2.4 Концептуализация проектной идеи

В качестве одного из главных принципов развития современной школы выступает гуманизация образования. Поэтому в основе проекта лежит две теории:

а) «Гуманистическая психология» К. Роджерса. Именно К. Рождерс перенес принцип ненасильственного взаимодействия на сферу обучения, на сферу взаимодействия педагога и учащегося.

К такому взаимодействию он отнес:

1. Безусловное, позитивное, безоценочное отношение к учащемуся;

2. Эмпатическое понимание и слушание;

3. Отказ от маски профессионала, умение оставаться самим собой.

б) Теория функционального единства человеческого сообщества и среды «Экологический комплекс» американских социологов Дункана и Шноре.

Структурно-содержательный анализ образовательной среды как «экологического комплекса» школы позволяет выделить в ней три основных компонента: пространственно-предметный, социальный и организационно-технологический. Наш проект в первую очередь ориентирован на социальный компонент. Социальный компонент образовательной среды – это характер общения субъектов образовательного процесса.

Основными требованиями к проектированию социального компонента являются: 

1) взаимопонимание и удовлетворенность всех субъектов образовательного процесса взаимоотношениями; 

2) преобладающее позитивное настроение всех субъектов образовательного процесса; 

3)  авторитетность руководителей; 

4)  степень участия всех субъектов в управлении образовательным процессом; 

5)  сплоченность и сознательность всех субъектов образовательного процесса; 

6) продуктивность взаимодействий в обучающем компоненте образовательного процесса.

Таким образом, социальный компонент образовательной среды несет на себе основную нагрузку по:

1.      обеспечению возможностей удовлетворения и развития потребностей субъектов образовательного процесса в ощущении безопасности;

2.             в сохранении и улучшении самооценки участников образовательного процесса;

3.             в признании со стороны общества;

4.             в самоактуализации.

 

3.     Механизм реализации проекта

Идея проекта реализовывается через формирование группы специалистов, объединенных в ресурсный координационно-методический центр и создание экспериментальных площадок на базе образовательных учреждений. Данную группу специалистов составят педагоги-психологи МОУ ЦПМСС «Содружество» и школ, которые будут осуществлять  разработку технологий повышения психологической компетентности учителей, родителей и учащихся, а также организационное и научно-методическое сопровождение реализации проекта на экспериментальных площадках. Таким образом, механизм реализации проекта предполагает следующее:

  1. Формирование проектной группы, объединяющей в своем составе социально активных педагогов-психологов школ, которые будут реализовывать проект. Предполагается, что специалисты, входящие в состав проектной группы владеют навыком просветительской, развивающей и консультационной деятельности.

  2. Формирование координационно-методического центра на базе МОУ ЦПМСС «Содружество» из членов проектной группы и сотрудников центра.

  3. Разработка программ психологического сопровождения, направленного на создание психологически безопасной образовательной среды в школе.

  4. Разработка тематических программ повышения психологической компетентности учителей и родителей. Тематика программ определяется исходя из основных подсистем психологической компетентности:

•          социально-перцептивной компетентности (знание людей, ее основу составляет наблюдательность и проницательность);

•          социально-психологической (закономерности поведения, деятельности и отношений человека, включенного в профессиональную группу);

•          аутопсихологической (самопознание, самооценка, самоконтроль, умение управлять своим состоянием и работоспособностью, самоэффективность);

•          коммуникативной (знания о различных стратегиях и методах эффективного общения);

•          психолого-педагогической (знания методов осуществления влияния).

  1. Формирование медиа-ресурса по психологической безопасности в школе (информационный путеводитель по безопасной образовательной среде школы, по проблемным педагогическим ситуациям и т.п.)

  2. Подготовка к реализации проекта (разработка необходимой документации, диагностического инструментария, программ активного обучения психологов-тренеров, программ повышения психологической компетентности субъектов образовательного процесса).

  3. Заключение договоров с образовательными учреждениями о создании экспериментальной площадки. Создание пакета необходимой документации, теоретическая и методическая подготовка администрации школы и учителей, участвующих в реализации проекта.

  4. Реализация разработанного проекта на базе школ – экспериментальных площадок при постоянной консультационной поддержке координационно-методического центра.

  5. Мониторинг результатов проекта, их анализ и обобщение.

  6. Диссеминация лучших практик сопровождения психологической безопасности образовательной среды школы.

 

Проект предполагается реализовывать через такие формы, как:

•       Семинары для участников проекта (организационные, установочные, обучающие, информационные, рефлексивные)

•       Консультации (групповые и индивидуальные)

•       Социально-психологические тренинги

•       Психо-диагностические исследования

•       Рабочие встречи, круглые столы

•       Психологические клубы для педагогов, родителей, учащихся

 

4. Ожидаемые результаты 

В ходе реализации проекта предполагается получить следующие результаты:

Базовые

  1. Увеличение количества психологически здоровых учащихся;

  2. Наличие группы педагогических работников и родителей, повысивших уровень психологической компетентности;

  3. Наличие модели психолого-педагогического сопровождения психологической безопасности в образовательном учреждении.

  4. Наличие программ повышения психологической компетентности субъектов образовательного процесса.

Промежуточные

1.    Умение учителей и родителей психологически грамотно предупреждать и разрешать возникающие конфликтные ситуации.

2.    Владение учителями, родителями и учащимися способами межличностных взаимоотношений.

3.    Использование учителями психологических знаний для управления учебным процессом и классным коллективом.

Сопутствующие

  1. Практика создания координационно-методического центра;

  2. Команда психологов-тренеров, владеющих активными техниками повышения психологической компетентности субъектов образовательного процесса;

  3. Банк учебно-методического материала по психологической безопасности в школе;

  4. Программы повышения психологической компетентности педагогов и родителей;

5.  Пакет диагностического материала по мониторингу психологической безопасности в образовательном учреждении.

 

5. Целевые группы

Учащиеся

  Возможности активного развития социального интеллекта.

  Приобретение навыка саморазвития и самообразования.

  Умение конструктивно общаться.

Педагоги

  • Высокий уровень психологической компетентности

  • Освоение новых технологий взаимодействия с учащимися

  • Возможности для профессионального совершенства и самореализации

  • Приобретение навыка психоэмоциональной саморегуляции

Родители

  • Возможности активного участия в деятельности школы

  • Приобретение навыка эффективного родителя

Администрация ОУ

  • Наличие отработанной модели создания психологически безопасной среды в образовательном учреждении

  • Наличие специалистов, повысивших свою профессиональную компетентность

  • Наличие нормативно-правовых и методических документов

  • Школа приобретает статус экспериментальной площадки

 

6. Риски и возможности проекта

Возможности проекта состоят в том, что у учителей произойдет переориентация профессионального сознания и мышления на новые нестереотипные модели педагогической деятельности, вооружение новыми знаниями и умениями.

Благоприятные возможности

         Наличие богатой научно-методической базы.

         Наличие социально-психологических условий для развития учащихся

         Повышение мотивации участников образовательного процесса

         Усиление интереса к получению психологических знаний у родителей педагогов

         Участие в обучающих семинарах МОУ ЦПМСС «Содружество»

         Обмен опытом между участниками в рамках проекта.

Угрозы, риски, ограничения

         Не включенность родителей в образовательный процесс ОУ

         Низкая мотивация педагогов к изменениям в профессиональной среде.

         Ориентация в большинстве случаев на материальное обеспечение, чем на сохранение психологического здоровья ребенка

         Отсутствие отработанной системы подготовки и использования наработанных технологий.

         Незнание точного результата.

 

7. Сопровождение проекта

7.1 Аналитическое сопровождение

  1. Разработка программ мониторинга реализации проекта

  2. Формирование пакета диагностического инструментария

  3. Проведение мониторинговых исследований в соответствии с программой

  4. Анализ и обобщение результатов мониторинговых исследований

7.2  Нормативно-правовое обеспечение

  1. Разработка положения  о психологическом сопровождении проекта, в связи с созданием безопасной образовательной среды.

  2. Разработка пакета документов регулирующих отношения между исполнителями проекта и администрацией ОУ.

7.3  Социально-психологическое сопровождение

  1. Поощрение участников проекта в соответствии с разработанным положением

  2. Организация релаксационных сеансов для участников проекта

  3. Организация творческих выездов участников проекта

  4. Оказание психологической и методической поддержки проходящим аттестацию

  5. Организация сотрудничества со специалистами ЧРИО и МОУ ЦПМСС «Содружество»

7.4  Научно-методическое сопровождение

  1. Разработка программы обучающих семинаров и тренингов для педагогов по повышению психологической компетентности

  2. Разработка программы обучающих семинаров и тренингов для родителей по повышению психологической компетентности

  3. Разработка дидактического материала по психологическому сопровождению проекта

7.5  Информационное сопровождение, PR-сопровождение

  1. Организация рабочей встречи с администрацией ОУ

  2. Организация презентация проекта для субъектов ОУ

  3. Разработка и формирование портфолио участников проекта

  4. Разработка проспектов, буклетов по тематике проекта

 

8. Управление проектом

Организация и координация работ по реализации проекта осуществляется комиссией, которая состоит из сотрудников МОУ ЦПМСС «Содружество», входящих в состав координационно-методического центра. Возглавляет комиссию и определяет ее состав директор МОУ ЦПМСС «Содружество»

 



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!