Тема: Понятие «Психологическая безопасность»
в образовательной среде.
Оглавление
Введение…………………………………………………………………………...3
1. Понятие «психологическая безопасность» образовательной среде»……….4
2. Характеристика психологической безопасности в образовательном процессе……………………………………………………………………………7
3.Условия организации психологической безопасности в образовательной среде………………………………………………………………………………10
Заключение……………………………………………………………………….13
Список использованной литературы………………………………………........14
Введение
Проблема психологической безопасности образовательной среды в последние годы становится все более значимой и актуальной. Психологическая безопасность образовательной среды - одно из самых важных условий для успешного учебного процесса, для формирования личности.
В рамках концепции национальной безопасности страны, психологическая безопасность учителей (педагогов), учащихся и их родителей может рассматриваться как защищенность их жизни, здоровья, прав и свобод, чести и достоинства; психологическая безопасность образовательной среды - как прямое продолжение психологической безопасности личности учителей, учащихся и их родителей, а также как защита общественного порядка и спокойствия, духовных ценностей, прав и свобод учебных учреждений и их нормальной деятельности.
Эффективность современного образования и создание условий для развития и совершенствования социально значимых качеств личности зависит от организации пространства, в котором осуществляется целостный педагогический процесс. В социальной педагогике образовательное пространство рассматривается как один из ведущих факторов социального воспитания подрастающего поколения.
Образовательная среда образовательной организации, является частью жизненной среды человека. Учебные заведения, как социальный институт общества, являются субъектами безопасности и важность изучения психологической безопасности личности в образовательной среде состоит в том, что образовательная организация способна строить свою локальную систему безопасности как через обучение и воспитание, так и через решение задач развития.
1. Понятие «психологическая безопасность» образовательной среде
Понятие «безопасность» в научных исследованиях определяется, как состояние защищенности жизненно важных интересов государства, общества и личности от внешних и внутренних угроз.
Психологическую безопасность образовательной среды, мы рассматриваем как состояние образовательной среды, свободное от проявлений психологического насилия во взаимодействии, способствующее удовлетворению потребностей в личностно-доверительном общении, создающее референтную значимость среды и обеспечивающее психическое здоровье включенных в нее участников.
Образовательная среда - это система влияний и условий формирования личности по заданному образцу, а также возможностей ее развития, содержащихся в социальном и пространственно-предметном окружении.
Образовательные учреждения, представляют собой социальный институт общества, который обеспечивает создание системы психологической безопасности.
Образовательная среда является частью социальной, жизненной среды человека. Доброжелательная атмосфера; высокие ожидания от работы учащихся без предвзятости, одинаковые способы оценивания учащихся; высокий уровень вовлеченности в образовательную среду и процесс обучения, а также вовлеченность родителей; обучение социальным навыкам взаимодействия - повышают безопасность образовательной среды и ее защитную функцию.
Психологическая безопасность образовательной среды образовательного учреждения – это сложное структурное образование, системообразующим параметром которого выступает индекс психологической безопасности.
Психологическое сопровождение, способствующее созданию психологической безопасности через снижение психологического насилия в образовательной среде, является фактором, гармонизирующим психологическое здоровье участников образовательного процесса.
Основным риском во взаимодействии участников образовательной среды, является получение психической травмы, в результате которой наносится ущерб позитивному развитию и психическому здоровью. Основной источник психотравмы – это психологическое насилие в процессе взаимодействия.
Основным риском во взаимодействии участников образовательной среды является получение психической травмы, в результате которой наносится ущерб позитивному развитию и психическому здоровью. Основной источник психотравмы – это психологическое насилие в процессе взаимодействия.
Рассмотрим несколько форм психологического насилия:
1. Психологические воздействия (угрозы, унижения, оскорбления, чрезмерные требования, запреты на поведение и переживание, негативное оценивание, фрустрация (искажение) основных нужд и потребностей ребёнка);
2. Психологические эффекты (утрата доверия к себе и к миру, беспокойство, тревожность, нарушения сна, аппетита, депрессия, агрессивность, низкая самооценка, соматические и психосоматические заболевания);
3.Психологические взаимодействия (доминантность, непредсказуемость, непоследовательность, неадекватность, безответственность, неуверенность, беспомощность).
Совокупность этих факторов представляет собой угрозу образовательной среде и развитию личности ее участников, а также ведет к формированию психологического неблагополучия у всех участников образовательного процесса.
Психологическое неблагополучие – это внутренний дискомфорт, ощущение себя несчастным, ущербным, беспомощным, одиноким, брошенным, изгоем; это состояние, при котором человек отвергает себя, окружающих, или весь мир. Имея такие негативные качества и способности, человек нередко направляет накопившиеся недовольство, агрессию на себя (аутоагрессия) или на виновника своих несчастий.
Взрослый, умудренный жизненным опытом, человек способен не вступать в борьбу со своей внутренней природой, осознать свои слабые стороны и принять их, сделать акцент на сильных сторонах.
А по отношению к ребенку психологическое насилие может выражаться в неприятии и критике ребенка, в публичных оскорблениях и унижении его достоинства, обвинениях, угрозах, проявляющихся в словесной форме без физического насилия, преднамеренной физической или социальной изоляции, предъявлении чрезмерных требований, не соответствующих его возрасту и возможностям.
Боязнь насилия — один из наиболее часто встречающихся страхов и опасений у детей, подростков и их родителей, что может служить причиной школьных неврозов, дезадаптации, повышенной тревожности и негативного отношения к среде в образовательном учреждении. Психологическое насилие может быть весьма разрушительным.
Психологические последствия насилия сказываются на всех уровнях функционирования личности и снижают продуктивность психической деятельности в целом, проявляются в виде тревожных и депрессивных переживаний и проецируются в будущее, т.е. причину того или иного заболевания нужно искать в прошлом, провоцируют определенные штампы поведения (вплоть до суицидов).
Участники образовательной среды образовательных учреждений и сама среда могут подвергаться как внутренним, так и внешним угрозам. Рассмотрим следующие угрозы психологической безопасности образовательной среды:
1. Непризнание референтной значимости образовательной среды образовательного учреждения, следствие - ребенок отрицает ценности и нормы образовательного учреждения, стремится «покинуть» его.
2. Отсутствие удовлетворенности в личностно-доверительном общении, следствие - эмоциональный дискомфорт; нежелание высказывать свою точку зрения и мнение; неуважительное отношение к себе; потеря личного достоинства; нежелание обращаться за помощью, игнорирование личных проблем и затруднений окружающих его детей и взрослых; невнимательность к просьбам и предложениям.
3. Психологическое насилие в процессе взаимодействия - физическое, психическое, духовное воздействие на человека (социально-организованное), которое понижает его нравственный, психический и жизненный статус, причиняя ему физические, душевные и духовные страдания. Следствие - получение ребенком психологической травмы.
4. Эмоциональное выгорание педагогов образовательного учреждения, следствие - профессиональная деформация; угроза психическому здоровью.
5. Неразвитость системы психологической помощи в образовательном учреждении, следствие - неэффективность психологического сопровождения участников образовательного пространства; угроза психическому и физическому здоровью.
Таким образом, психологически безопасной образовательной средой образовательного учреждения можно считать такую среду, в которой большинство участников имеют положительное отношение к ней, высокий уровень удовлетворенности.
2. Характеристика психологической безопасности в образовательном процессе
Под образовательным пространством понимается, сфера общественной деятельности, где «осуществляется целенаправленное социокультурное воспроизводство человека, формирование и развитие личности, индивидуальности». Образовательное пространство имеет территориальную обозначенность и другие качественные характеристики, позволяющие полноценно удовлетворить потребности развития, социализации молодежи при обязательном соблюдении требований их безопасности.
Особую актуальность приобретает проблема защищенности от психологического насилия во взаимодействии участников образовательной среды школы. Психологическая безопасность образовательной среды школы есть сложное структурное образование, системообразующим параметром которого выступает индекс психологической безопасности. Психологическое сопровождение, способствующее созданию психологической безопасности через снижение психологического насилия в образовательной среде, является фактором, гармонизирующим психологическое здоровье участников образовательного процесса.
Сопровождение участников образовательного процесса, направленное на создание психологической безопасности образовательной среды успешно, если:
- осуществляется комплексно в отношении всех субъектов;
- основой для его проектирования и моделирования служат показатели психологической безопасности образовательной среды школы и ее отражение в характеристиках психического здоровья;
- строится на принципах активного социально-психологического обучения, соотносится с проблемами возрастного и профессионального развития ее участников;
- включает групповые дискуссии и обучение жизненно важным умениям по вопросам безопасного психологического взаимодействия, ненасильственной коммуникации, последствий психологического насилия для личностного роста.
Среди основных норм, существующих и определяющих минимальные требования к качеству условий и регламентации организации образовательного процесса в образовательной организации, являются требования СанПиНов, аккредитационные требования, требования к квалификационным характеристикам педагогических работников. Заметим, что последние определяют профессиональные компетентности по рассматриваемому фактору в следующей формулировке:
«…навыки психолого-педагогической коррекции, снятия стрессов и т.п.».
В должностных обязанностях директора образовательной организации:
«…обеспечивает охрану их жизни и здоровья во время образовательного процесса, соблюдение прав и свобод обучающихся и работников образовательного учреждения в установленном законодательством Российской Федерации порядке».
В должностных обязанностях преподавателя: «Осуществляет обучение и воспитание обучающихся с учетом их психолого-физиологических особенностей и специфики преподаваемых дисциплин, способствует формированию общей культуры личности, социализации, осознанного выбора и освоения образовательных программ, используя разнообразные формы, приемы, методы и средства обучения, в том числе по индивидуальным учебным планам, ускоренным курсам в рамках федеральных государственных образовательных стандартов, современные образовательные технологии, включая информационные, а также цифровые образовательные ресурсы. Обеспечивает охрану жизни и здоровья обучающихся во время образовательного процесса»
В должностных обязанностях социального педагога:
«…Содействует созданию обстановки психологического комфорта и безопасности личности обучающихся, обеспечивает охрану их жизни и здоровья. Должен знать: педагогическую, социальную, возрастную и детскую психологию; основы здоровье-сбережения и организации здорового образа жизни, социальной гигиены».
Таким образом, существующими нормами, регламентирующими организацию образовательного процесса, и уровень профессиональной компетентности педагогических работников, обеспечивающих условия их достижения, являются современные механизмы реализации федеральных государственных образовательных стандартов, качество условий организации образовательного процесса, здоровьесбережение участников образовательного процесса.
Среда как объединяющее начало развития и психологически безопасная образовательная среда - как условия для позитивного личностного роста ее участников.
Проектирование безопасной образовательной среды школы, прежде всего, должно исходить из принципа защиты личности каждого субъекта учебно-воспитательного процесса. Через развитие и реализацию его индивидуальных потенций, устранение психологического насилия между участниками. Незащищенный должен получить ресурс, психологическую возможность, чтобы быть равноправным.
Опора на развивающее образование, главная цель которого не обучение, а личностное развитие, развитие физической, эмоциональной, интеллектуальной, социальной и духовной сфер сознания. В основе такого образовательного процесса находится логика взаимодействия, а не воздействия.
Помощь в социально-психологической умелости. Под социально-психологической умелостью понимаем набор умений, дающий возможность компетентного выбора личностью своего жизненного пути, умение анализировать ситуацию и выбирать соответствующее поведение, не ущемляющее свободы и достоинства другого и способствующее саморазвитию личности, исключающее психологическое насилие.
Таким образом, безопасная образовательная среда выступает как эффективное межличностное взаимодействие, способствующее развитию психологически здоровой личности. Человек может быть здоровым только в определенных условиях. Таким условием является безопасная образовательная среда.
3.Условия организации психологической безопасности в образовательной среде
Условия организации безопасной образовательной среды в учебном заведении следующие:
- отсутствие проявлений психического насилия во взаимодействии участников образовательного процесса;
- предотвращение угроз для продуктивного устойчивого развития;
- эффективное применение адекватных методов и технологий работы в условиях стрессовой ситуации;
- удовлетворение основных потребностей в личностно – доверительном общении;
- повышение уровня психолого-педагогической компетентности педагогов, педагогов-психологов, управленцев, родителей;
- организация насыщенной образовательной среды, стимулирующей развитие участников процесса
Психологически безопасная образовательная среда - результат комплексного, системного, длительного специально организованного психолого-педагогического процесса.
Такая психологически безопасная образовательная среда способствует удовлетворению и развитию социально ориентированных потребностей ребенка, сохранению и повышению его самооценки, обеспечивает более полное раскрытие личностных потенциалов.
Таким образом, решение проблем психологической безопасности в образовательной среде, в частности психологического неблагополучия детей и подростков, должно осуществляться через программы и методики диагностики личности и выстраивания индивидуальной коррекционной и профилактической работы в соответствии с личностными особенностями.
Развитие личности обучающегося, успешность учебно - воспитательного процесса происходит в условиях психологического комфорта безопасности образовательной среды образовательного учреждения.
При соблюдении следующих условий, заключается психологическая успешность образовательной среды:
- Неумеренное поощрение или наказание приносят вред. Одобрение, поощрение будут по-разному восприняты разными учащимися. Психологически важно не захвалить хорошо успевающего ученика с высокой самооценкой, важно и для самого ученика, и для учащихся класса (А.В. Макаренко)
- Обучение и воспитание должно строиться без наказания и окриков (В.С. Сухомлинский.)
- Психологический дискомфорт на уроке для учителя, а затем и для учащихся, часто идет от чувства профессионального бессилия педагогической деятельности, поэтому учителю важно совершенствовать свое профессиональное мастерство.
- Приходите в кабинет нужно немного раньше звонка. Убедиться, все ли готово к уроку. Стремиться к организованному началу урока.
- Начинайте урок энергично. Не задавайте вопросы о том, кто не выполнил домашнего задания. Урок ведите так, чтобы каждый ученик с начала и до конца был занят делом.
- Применяйте на уроке специально разработанный дидактический материал, используйте разноуровневые задания, позволяющие ученику самому выбирать вид и форму материала (словесную, графическую, условно-символическую).
- Увлекайте учеников содержанием материала, контролируйте темп урока, помогайте «слабым» поверить свои силы. Держите в поле зрения весь класс. Особенно следите за теми, у кого внимание неустойчиво. Предотвращайте сразу же попытки нарушить рабочий ритм. Обращайтесь чаще с вопросами к тем, кто может на уроке отвлечься.
- Мотивируйте оценки знаний: ученику следует знать, над, чем ему поработать еще. Это будет приучать к дисциплинированному труду. Ученик будет привыкать к тому, что указания учителя надо выполнять обязательно.
- Заканчивать урок общей оценкой работы класса и отдельных учеников. Пусть все испытают чувство удовлетворенности от результатов труда на уроке. Постарайтесь заметить положительное в работе недисциплинированных ребят, но делайте это не слишком часто.
- Прекращать урок со звонком. Напомнить дежурному о его обязанностях. Удерживайтесь от излишних замечаний.
- Помните, налаживание дисциплины, может быть единственная область педагогической практики, где помощь не идет на пользу.
- Обращайтесь за помощью к самим ученикам. С нарушителями, которых класс не поддерживает легче справиться.
- Не допускайте конфликтов с целым классом, а если он возник, не затягивайте его, ищите разумные пути его разрешения.
- Помните слова Н.А. Добролюбова о том, что «справедливый учитель - это такой учитель, поступки которого оправданы в глазах учеников».
Таким образом, безопасная образовательная среда - эффективное межличностное взаимодействие, способствующее развитию психологически здоровой личности в образовательном процессе.
Заключение
Психологическая безопасность - важнейшее условие полноценного развития ребенка, сохранения и укрепления его психологического здоровья. Психологическое здоровье, в свою очередь, - основа жизнеспособности ребенка, которому в процессе детства и отрочества приходится решать непростые задачи своей жизни: овладевать собственным телом и собственным поведением, научаться жить, работать, учиться и нести ответственность за себя и других, осваивать систему знаний и социальных навыков, развивать свои способности и строить личностный образ. Поскольку психологическое здоровье - условие жизненной успешности и гарантия благополучия человека в жизни, очевидно, что родителям и педагогам нужно приложить максимум усилий для создания комфортной обстановки, как в доме, так и в стенах образовательного учреждения.
Образование может развиваться инновационно, призывая психологов на помощь тогда, когда уже возникли те или иные негативные последствия использования новых форм или методов обучения, новых критериев и способов оценки качества образования, новых учебников или дидактических средств. В этом случае не стоит надеяться на психологическое чудо: как и в ситуации соматической болезни, психологические проблемы легче предупредить, чем излечить.
Список использованной литературы
1. Баева И.А., 2002 Безопасность образовательной среды, психологическая культура и психическое здоровье школьников. 2002.
2. Барышева Т.А., Сеничева И.О. Информационно-методический бюллетень (материалы согласованного исследования проблем дополнительного образования детей). Центр развития дополнительного образования. СПб ГДТЮ, 2007. 215 с.
3. Безопасная школа: настольная книга для руководителей и преподавателей образовательных учреждений / С.В. Алексеев и др. СПб АППО, 2013.
4. Безопасность образовательной среды: психологическая оценка и сопровождение: Сборник научных статей / Под ред. Баевой И.А. М.: МГППУ, 2013.
5. Обеспечение психологической безопасности в образовательном учреждении / Под ред. И.А. Баевой. СПб., 2006. 288 с.
6. М.М. Безруких, Т.А. Филиппова, «Ступеньки к школе» изд-во «Дрофа», 2006 г.